Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая школа в экономике





В 1840 году в Германии экономическая мысль получает развитие по третьему пути- между либерализмом и утопическим социализмом и носило черты национализма в политической экономии. В последствии оно получило название историческая школа. Почвой для исторической школы послужила историческая школа права, основанная на романтизме национальной самобытности. Первым, кто стал оперировать историческими фактами в качестве аргументов в экономической теории был Фридрих Лист (1789-1846). Он считал, что наука должна признавать национальные особенности отношений в обществе и Лист исследовал условия подъёма нации на высшую ступень экономического развития. Он призывал объединить немецкую нацию, ликвидировать внутренние пошлины, упорядочить финансы, объединить железные дороги, создавать акционерные общества. В таких условиях все немецкие земли будут иметь равные условия экономического развития, развивая выгодную торговлю. Молодые отрасли в объединённом немецком государстве должны защищаться тамошними барьерами. Для объединения нации следует создавать национальные ассоциации. Для ликвидации феодальных отношений следует развивать средние и мелкие землевладения. Руководитель государства должен быть на уровне национального героя, который должен объединять страну, бороться с экономическим индивидуализмом.

Другой немецкий учёный В.Рошер(1817-1894) с позиции истории исследует три фактора производства. В древний период главным фактором была земля; в средневековый- труд; в новый период- господствует капитал, где машинный труд вытесняет ручной труд и обостряются противоположности между роскошью и нищетой.

Густав Шмоллер (1837-1917) во многом соглашался с К. Марксом о классовых противоречиях, но их преодоление возможно через монархическую власть. Государственная власть должна защищать интересы низших классов, способствовать заключению коллективных договоров между предпринимателями и рабочими. В 1874 Шмоллер предложил новую концепцию развития народного хозяйства на основе «общности языка, истории, обычаев, идей», которые более ценнее, чем товар, капитал, государство.

В начале 20 века В.Зомбарт(1863-1941), М. Вебер(1864-1920) в центр экономической науки ставят историко- этическую проблематику «духа капитализма». Зомбарт высоко ценил труды К.Маркса за исследования капитализма. Зомбарт обосновал прогрессивную роль капиталиста –предпринимателя: добытчика прибыли, разбойника, спекулянта. Вебер видел в капитализме рациональность во всех сферах жизни. В это время в немецком обществе было высоко влияние идей Ф.Ницше о делении общества на господ и рабов.

В начале 20 столетия Зомбарт занимается исследованием конъюнктуры, которая по его мнению на спаде и подъёме стимулирует развитие экономики, а не разрушает её. На конъюнктуру влияют отраслевые диспропорции. Капитализм сглаживает конъюнктуру и сближается с социалистической экономией. На этом основании Зомбарт призывал строить немецкий социализм и оправдывал приход к власти национал- социализма.

Таким образом, в последней трети 19 века усилилась критика капитализма и либерализма как его философского обоснования. При этом критика шла с позиции максимального использования национальных, культурных, правовых, религиозных традиций. В качестве примера реформирования капитализма в 1883 году в Германии введено обязательное страхование рабочих на случай болезни. В Швейцарии в 1893году введено страхование на случай безработицы. Таким образом формируется новое направление в экономике- социальная экономика. Здесь большая роль принадлежала различным объединениям трудящихся. Государству предписывалась роль контроля за минимумом зарплаты, безопасностью труда и разрешением социальных конфликтов.

Контрольные вопросы:

1.Особенности формирования исторической школы в экономике.

2.Экономические взгляды Ф. Листа.

3.Роль конъюнктуры в развитии экономики.

4.Периодизация экономики с позиции трёх факторов по В. Рошеру.

5.Особенности взглядов Г.Шмоллера.

6.Предпосылки рождения социальной экономики.

 

Институционализм

Институционализм, как новое направление в экономической теории, возник в конце 19 века и получил развитие на протяжении 20 века. Своими корнями институционализм уходит в немецкую историческую школу, которая отрицала наличие общих экономических законов и высоко оценивала влияние на экономику национальных особенностей. Основоположником институционализма является американец Т. Веблен (1857-1929). Он считал, что человек вовсе не является рациональным оптимизатором. Его поведение опирается больше на инстинкты и институты, освещённых временем, с помощью которых человек достигает своих целей. К числу инстинктов Веблен относит: мастерство- необходимость эффективно работать; родительский инстинкт- забота о благе своего рода; праздное любопытство- стремление к новым знаниям; приобретательство; соперничество; привычки. Чем полнее развита у человека первая группа инстинктов, тем активнее человек и быстрее развивается общество. Инстинкты эгоистической направленности, наоборот, негативно отражаются на хозяйственной деятельности. Такая ситуация может просматриваться на взаимоотношениях «бизнеса» и «индустрии». Если представители «индустрии» - технократы будут командовать «бизнесом» т.е. праздным классом, то мы можем иметь совершенные технологии и достигать социальной справедливости в обществе. Что касается институтов, то это привычный образ мышления, который является устойчивым и реализуется через правовые нормы и учреждения: банки, суды, профсоюзы и т.д. Что касается экономических законов, то они имеют подчинённое значение по отношению к сложившимся в обществе институтам.

Ближайшим последователем Т. Веблена был У.К.Митчелл(1874-1929). Он считал, что рыночная экономика нестабильна. Такая нестабильность проявляется в деловых циклах, исследование которых позволяет прогнозировать динамику экономической конъюнктуры. В основе циклов, по его мнению, лежит стремление предпринимателей к прибыли, а прибыль является производной от цены, объёма кредита и т. д. Взаимодействие всех факторов не синхронизировано и отсюда возникают разнообразные «опережения», «запаздывания», повторяющиеся циклы расцвета и депрессии. Такое положение требует вмешательства государства в рыночную экономику.

Следующим представителем старого институционализма был Дж. Р. Коммонс (1862-1945). Он требовал создания правительства, контролируемого общественным мнением. Правительство обязано создать совершенное законодательство, с помощью которого можно разрешать противоречия между капиталистами и рабочими. Коммонс критиковал Маркса за его утверждение о росте таких противоречий. Коммонс считал, что усиление в жизни общества профоюзных организаций способно сглаживать такие противоречия, что нашло подтверждение в наше время. Коммонс доказывал, что с ростом корпораций происходит «диффузия» капитализма в широкой гуще народных масс. Однако исторический опыт указал на обратную тенденцию, когда число акционеров неуклонно сокращается. Однако главной заслугой Коммонса является создание теории трансакции. По его мнению трансакция есть управление отчуждением и присвоением прав собственности субъектами рыночной экономики на основе законодательства. Государство по Коммонсу должно быть примирителем интересов сторон трансакций и силой принуждать участников трансакций выполнять свои обязательства.

Американский экономист Джон Морис Кларк (1884-1963) продолжал развивать институционализм. Он также утверждал, что поведение человека основано на привычках, а не на мгновенных подсчётах выгоды. Однако принятие оптимальных решений требует издержек на сбор информации и психологических издержек, но выгоды таких издержек остаются пока неизвестными. Отсюда Кларк предвосхитил рождение теории ограниченной рациональности Г.Саймона, который рекомендовал в решениях ориентироваться на удовлетворительный результат. Кларк одним из первых в мире предложил идею разработки государством антикризисных мероприятий, в частности увеличения государственных расходов на создание стабилизационного спроса в целях повышения загрузки предприятий и занятости населения. Он предлагает идею «диффузии выгод» для всех слоёв населения от использования результатов технического и экономического прогресса. Кларк разрабатывал теории издержек производства. Он первым ввёл в экономическую науку понятие накладных расходов и идею встроенных (автоматических) стабилизаторов. Таким стабилизатором должна быть налоговая система.

Во второй половине 20 столетия институционализм дробился и продолжал развиваться. Он получает название неоинституционализм, как способа внедрения институционализма в современный экономический анализ и систему управления. Так большое влияние на общественную мысль Запада оказал американский экономист Дж. Гэлбрейт (род. 1908). Он обосновал теорию «индустриального общества» с его структурными подразделениями. Главную роль в этом обществе играют корпорации. В них всё планируется, проводятся научные исследования, решаются социальные проблемы. Управляет корпорацией техноструктура, состоящая из специалистов, являясь «мозгом» корпорации. Новая корпорация связана с концепциями «революции управляющих», «народного капитализма», «государства всеобщего благосостояния», «конвергенции» капитализма и социализма.

Признание в среде экономистов получила теория прав собственности Р. Коуза (род.1910). В своих исследованиях он оперирует не привычным понятием «собственность», а использует термин «право собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса- вот что составляет собственность». Полный «пучок прав» состоит из следующих 11 элементов: право владения; право использования; право управления; право на доход; право отчуждать, потреблять; право на безопасность; право на передачу блага в наследство; право на бессрочное использование благом; право запрета на использование способов, наносящих вред внешней среде; право на взыскание долга; право на восстановление нарушенных полномочий.

Право собственности понимается как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми в соответствии с законами государства, административными распоряжениями, традициями и обычаями. Вторая особенность прав собственности определяется редкостью ресурсов. При их изобилии такой необходимости не существовало бы. Ограниченность ресурсов заставляет искать пути рационального их использования, если права на них являются определёнными. В процессе функционирования рынка возникают проблемы, связанные с передачей прав собственности. Такой проблемой являются трансакционные издержки. Рыночный механизм требует значительных издержек, которые будут определять судьбу фирмы. Такие издержки можно разделить на следующие группы: поиск информации; организация переговоров и заключение контрактов; контроль за выполнением договора; юридическое обслуживание. Если трансакционные затраты будут значительными, то формирование и деятельность фирмы будут проблематичными.

Теоремы Коуза связаны с проблемой анализа экстернальных (внешних) эффектов и доказательству того, как их можно трансформировать с помощью распределения прав собственности во внутренние издержки участников рыночного хозяйства. Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными. Так, например, вложение средств в образование позволяет получать выгоду всему обществу.

С конца 1970-х годов в рамках неоинституционализма возникает новое направление возглавляемое Д.Нортом (род.1920). Оно стало исходить в своих воззрениях из учёта эволюции институциональной среды во времени и в том числе правил игры, устанавливаемых государством. Всякое изменение формальных правил должно учитывать действие неформальных правил. Поэтому всякое давление государства порождает сопротивление. Так Советский Союз «давил» на республики развивать интернационализм, а произошло наоборот. Монополия государства на алкоголь порождает теневой рынок алкоголя. Д. Норт рассматривает экономическое развитие как необратимый процесс нарастания сложности, многообразия, продуктивности за счёт повторяющейся смены технологий, видов продукции, организаций, институтов (правил поведения). Главная задача институтов- экономить трансакционные издержки. Однако государство играет двойную роль, где складывается влияние различных социальных групп, заинтересованных в реализации своих интересов. Сказывается также влияние избранной ранее траектории развития.

В 90-е годы 20 столетия получает признание новое направление- эволюционный институционализм в работах Дж. Ходжсона. Он утверждал, что в поведении фирм присутствуют привычки в форме рутины- устойчивого стереотипа поведения, т.е. шаблона. Поэтому при изменении окружающей среды фирма не всегда меняет своё поведение, неся безвозвратные издержки. В этом суть первых шагов в развитии теории общественного выбора.

Таким образом, институционализм по мнению О. Уильямсона (род.1932) является революцией в экономической теории, открыв новую систему факторов экономического развития, создавая теории прав собственности, трасакционных издержек, теорию институтов, теорию индустриального общества, теорию фирмы, теорию ограниченной рациональности человека и теорию общественного выбора. Благодаря новым теориям в сознании людей изменилось представление об экономической реальности.

Контрольные вопросы:

1.Предпосылки возникновения раннего институционализма.

2.Понятие и классификация инстинктов общества и их влияние экономику по Т. Веблену.

3.Понятие и классификация институтов общества.

4.У. Митчелл о деловых циклах и способах их регулирования.

5.Дж. Р. Коммонс о роли законодательства и договоров в развитии экономики.

6.Экономические взгляды Дж.М.Кларка.

7.Содержание теории «Индустриального общества» Дж. Гэлбрейта.

8.Р. Коуз о собственности.

9.Учение Р.Коуза о трансакционных затратах.

10.Экстернальные эффекты, их содержание в учении Р.Коуза.

11.Роль формальных и неформальных правил в учении Д. Норта.

12.Значение институционализма в развитии экономической теории.

 

Австрийская школа

Австрийская школа положила начало неоклассическому направлению в политической экономии. Уже в 70-е годы 19 века новая школа вступила в противоречие с классической политической экономией по теории трудовой стоимости. Она создаёт теорию предельной полезности, в соответствии с которой определяется ценность товара. Вместе с тем эту мысль высказывал ещё Аристотель. Значительный задел в теории предельной полезности мы обнаруживаем до возникновения австрийской школы. Он просматриваются в работах Ж. Сэя (1767 -1832), Г.Госсена (1810-1858), У.Джевонса (1835-1882). Так Сэй считал, что полезность придаёт вещи ценность. А «первый закон» Г.Госсена гласил, что с насыщением потребностей полезность вещи падает. По «второму закону»- для того, чтобы получить максимум полезных благ индивид обязан их частично познать раньше. Госсен развивал теорию производства, согласно которой индивид трудится до тех пор, пока тяготы труда не уравновесятся с полученным удовольствием от произведенного блага. У. Джевонс также утверждал, что ценность товара определяется её полезностью. Потребитель всегда стремится к получению максимальной полезности. Отсюда конечная полезность всех потребляемых благ равны между собой и конечные полезности приобретаемых товаров должны быть пропорциональны их ценам. Определённый вклад в теорию предельной полезности внёс Л.Вальрас(1834-1910). Он считал, что предельная полезность прямо пропорциональна интенсивности потребления и обратно пропорциональна количеству данных товаров. А оптимальная структура потребления достигается при равенстве предельной полезности всех потребляемых благ. Таким образом, уже большая группа учёных обратила внимание на проблему полезности, как критерий ценности товара.

Родоначальником австрийской школы был К. Менгер (1840-1921). В творческом союзе с Е. Бем-Баверком(1851-1914), Ф. Визером(1881-1921) Менгер стремился всесторонне обосновать теорию предельной полезности и опровергнуть теорию стоимости К.Маркса. Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования и всякого хозяйства являются человеческие потребности. При ограниченных ресурсах у индивида возникают проблемы правильного распределения своих средств. Они решаются человеком в зависимости от его психологии. Менгер ставит ценность блага в первую очередь от его редкости, что она определяется размерами предложениями. При этом ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе. Австрийские маржиналисты привели в определённую систему совокупность факторов, влияющих на ценность товара. В числе ведущих следует назвать редкость. Однако полезность определяется личным восприятием, личной полезностью, личной потребностью человека, которые наверняка зависят от воспитанных у человека вкусов, образования и других причин. Таким образом, блага не имеют абсолютных оценок. Сколько людей, столько и ценностей. На ценность товара влияет его будущая ценность, которая может возрастать или снижаться. Здесь большая роль отводится информации о свойствах товара в будущем, о потребностях в таких товарах. Однако конкретный выбор степени ценности товара зависит во многом от жизненного опыта человека, его ошибок в прошлом. Авторы маржинализма считают, что у блага нет объективных свойств, что они субъективны. Оптимальная структура потребляемых благ определяется не математическими методами, а самим индивидом, субъектом. Ценность блага зависит от времени, которое влияет на многие качества блага. Ценность товара зависит от его комплектности. Некомплектный товар не пользуется большим спросом и соответственно высокой ценностью. На ценность товара влияет его ликвидность, способность быстро его реализовать, если товар перестал удовлетворять потребности человека. Наиболее ликвидный товар может выполнять функции денег. Потребности людей иерархичны, т.е. делятся на первичные, вторичные и т.д. Способность к взаимозаменяемости товара повышает его ценность. Ценность товара зависит и от состояния конкуренции. Предельная полезность продукта близка издержкам на его производство. Монополия способна придать продукту иную ценность. Маржиналисты считают бессмысленным разграничивать степень влияния на производство отдельных его факторов: земли, труда и капитала. Австрийская школа экономические проблемы рекомендует решать на уровне индивида, т.е. непосредственного потребителя. Индивидуальные предпочтения по своему значению выше макроэкономических явлений.

В экономической теории известно имя другого австрийского учёного по рождению и образованию – Л. Мизеса (1881- 1973). Мизес возглавил неоавстрийскую школу. В отличие от Менгера он был противником использования в экономической теории ссылок на индукцию. Универсальный характер теоретических законов ведёт к выявлению теорем. Теоремы состоят из понятий, которые формируют первый этап познания. Человеческие поступки обусловлены логической необходимостью, которая диктуется разумом. Разум подсказывает человеку, какие средства необходимы для достижения цели. Общественные науки изучают взаимодействие идей и реального мира. Однако конкретные знания, которые определяют действия людей, никогда не бывают внутренне связанными и логичными. Так Мизес расходится с менгеровскими концепциями понимания мира вещей. Мизес провозглашал капиталистическую систему соответствующей естественной природе человека. Организация производства ради прибыли есть производство для удовлетворения общественных потребностей. Капитализм способен автоматически оптимизировать обновление капитала, производить и распределять общественный продукт в соответствии с потребностями общества. Мизес осуждает попытки вмешательства государства в капиталистическую экономику и критикует сторонников Кейнса. Социализм и рыночные отношения несовместимы.

Большой вклад в развитие экономической теории внёс австрийский учёный Й. Шумпетер(1883-1950). Считается, что им создана теория общественного развития (эволюционная экономическая теория). Шумпетер делит субъекты рынка на новаторов и консерваторов. Подобных классификаций из учёных ещё никто не делал. Сложность экономической системы постоянно возрастает, возрастает многообразие видов продукции и совершенствуются правила поведения на рынке. При выведении экономической системы из равновесия, она будет стремится всегда к равновесию. Простое воспроизводство- есть статика, а расширенное- динамика, другая траектория развития. Динамизм возможен только при монополии, способной решать все проблемы, поскольку монополия являются результатом конкуренции. Крупные банки способны лучше решать эти проблемы, создавая больше комбинаций и нововведений. Движущая сила развития- предприниматель: инициативная, прилежная, думающая, новаторская, обладающая особым даром. Новаторство разрушало и разрушает совершенную конкуренцию. Однако новаторская, инвестиционная деятельность создаёт рывки- циклы. Шумпетер считал, что капитализм умирает, самоотрицается. Признаком рождения социализма является участие народа в контроле за деятельностью правительства.

Представителем австрийской школы на последнем этапе её развития являлся Ф. Хайек (1899-1992). Он защищал основы либеральной рыночной экономики, считая, что вмешательство государства в экономику есть путь в «рабство». Поэтому Хайек рекомендовал определить пределы вмешательства и компетенции государства в экономике и не подменять инициативу предпринимателей. Рынок есть источник исчерпывающей информации о состоянии экономики. Поддержание конкуренции является способом достижения невозможного и прорыва в будущее. Профсоюзы мешают рыночной самоорганизации и их роль должна быть ограниченной. Хайек занимался анализом взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений в жизни общества.

Контрольные вопросы:

1.Содержание первых идей теории предельной полезности.

2.Законы Г.Госсена, Л. Вальраса об изменениях полезности.

3.Содержание маржиналистской теории К.Менгера, Бем-Баверка, Ф. Визера.

4.Экономические взгляды Л. Мизеса.

5.Экономические взгляды Й. Шумпетера.

6.Экономические взгляды Ф. Хайека.

 

Кембриджская школа

Конец 19 века и начало 20 века характеризуются в развитых странах высокими темпами развития экономики, происходящих под влиянием широкого использования достижений научно технического прогресса в условиях растущего монополистического капитала. Одновременно в развитых странах возросла социальная напряжённость из-за обострения классовой войны. Всё это наложило отпечаток на экономическую мысль того периода времени. Видным представителем этого времени был Альфред Маршалл (1842-1924). Он считал, что экономическая наука – это не совокупность истин, а средство открытия новых истин. Экономические законы- это лишь тенденции, а не императивы, не заповеди. В своих исследованиях Маршалл впервые использует графические методы и, таким образом, широко применил математику в экономике. А. Маршалл выступил с критикой социалистов по вопросу обобществления собственности, считая частную собственность фактором высокой эффективности. Он считал важным в первую очередь проводить анализ на макроэкономическом уровне, а не на уровне предприятия, поскольку национальные программы регулирования экономики реализуются на уровне государства. А.Маршалл первым предложил ввести «табличный стандарт» покупательной способности национальных валют для заключения международных договоров и сделок. Это имело большое значение, поскольку международной расчётной единицей было золото, которое требовало больших средств на перевозку, хранение и охрану. Исследуя экономическое равновесие, Маршалл вводит понятия «предел» и «замещение». «Предел» -это предельные отклонения в цене, в количестве, а «замещение»-факторы производства, находящиеся в конкуренции. После достижения «предела» наступает убывание полезности, т.е. проявляется закон «убывающей полезности». Экономическое равновесие определяется фактором времени. Маршалл исследует факторы эластичного и неэластичного спроса. Он критикует Мальтуса и Риккардо за несостоятельность их закона «убывающей доходности». Индустриализация возвышает человека, «вымывает» низший класс, возвышает его мораль. Индустриализация влияет на изменение форм организации производства: кооперацию, концентрацию, специализацию, комбинирование, которые в свою очередь становятся факторами роста экономики. Факторами экономического развития являются рост населения и повышение его образования. В решении этих вопросах большая роль принадлежит государству. Негативной стороной развития акционерного капитала являются недобросовестные действия директоров предприятий по скупке акций у своих рабочих. Поэтому управлять предприятиями должны не директора, а наёмные профессиональные менеджеры. Однако кооперативы, по мнению Маршалла, более эффективны акционерных обществ, поскольку в них используется широкое творчество масс. Видным представителем Кембриджской школы был А. Пигу (1877-1959). Он заложил основы теории государства всеобщего благоденствия, развивая взгляды Д.Кейнса. Пигу считал, что экономика достигла максимума социального благосостояния при значительном вмешательстве государства на частных рынках, при растущих налогах и субсидиях. По мнению Пигу, если социальная выгода превышает предельную частную выгоду, правительство должно субсидировать производство или покупку, снижая рыночную цену и способствовать большему потреблению товара. Безработица в обществе является следствием высокой зарплаты. Пигу выделяет 3 вида ценовой дискриминации, которые определяются состоянием спроса, размерами партий товара и социальным статусом покупателя.

Контрольные вопросы:

1.Предпосылки возникновения Кембриджской экономической школы.

2.Экономические законы в понимании А. Маршалла.

3.А. Маршалл о равновесной цене.

4.Значение анализа на макроэкономическом уровне.

5.Значение «табличного стандарта» в международной торговле.

6.Значение «предела» и «замещения» в экономическом равновесии.

7.А.Маршалл о законе «убывающей доходности».

8.А.Маршалл об индустриализации.

9.Кооперация, концентрация, специализация и комбинирование – как факторы производства.

10.А.Маршалл об акционерном и кооперативном капитале.

11.Экономические взгляды А. Пигу.

 

Американская школа

Первая половина 20 века ознаменовалась рождением Американской школы, примыкающей к неоклассическому направлению. Видным её представителем был Дж. Б. Кларк (1847-1938). Он защищал трестовскую форму организации производства, которая не могла подавлять деятельность других форм организации производства, не была монополией на рынке. Он модифицирует теорию предельной полезности, считая, что полезность распадается на составные части – «пучок полезностей» и полезность определяется суммой предельной полезности всех его свойств. Так в литературе сложился «Закон Кларка». Кларк считал, что центральное место в экономической теории занимает проблема распределения общественного продукта. Этот вывод подтверждает взгляды многих других исследователей, считающих распределение одним из главных факторов производства. «Какое распределение - такое и производство». Кларк сформулировал теорию предельной производительности, где производительность определяется вкладом труда, капитала и земли. Все факторы в равной степени являются производительными. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется его предельной производительностью, т.е. производством предельного продукта. Однако при неизменных технических условиях последовательное увеличение одного из факторов без изменения других ведёт к снижению прироста продукции, т.е. прослеживается аналогия закона «убывающего плодородия». Для увеличения конечного продукта от рабочего требуется прилежание, дисциплина, а стремление к социальным революциям является неблагоразумным. Кларк политическую экономию делил на статику и динамику. Стационарное состояние экономики позволяет изучать модель в равновесии и выводить отсюда экономические законы. Динамика позволяет исследовать причины нарушения равновесия, диспропорции между отраслями, между спросом и предложением. Трудно согласится с Кларком, что экономические законы можно изучать через статику. Статика- это застой, порождённый ограничением в ресурсах или отсутствием спроса. Также не нашла признания в экономике его трактовка предпринимательской прибыли - как результат динамики, поскольку бухгалтерская прибыль может получатся и в условиях статики.

К заслугам «американской школы» относится обоснование количественной теории денег. И. Фишер (1867-1947) -вывел уравнение обмена: MV=РQ, где М-количество денег; V-скорость их обращения; Р- средний взвешенный уровень цен; Q- количество всех товаров.

Учёные США внесли большой вклад в развитие математического направления в экономике, положив начало широкому использованию в экономике производственных функций, создав науку математическая статистика. Так в 1928 американский экономист П. Дуглас и математик Ч. Кобба предложили производственную функцию для изучения факторов экономического роста. По их утверждениям на экономический рост влияют главным образом два фактора: капитал и труд и даётся их математическое описание. Американские учёные разработали одновременно с советским учёным Л. Канторовичем метод оптимального программирования, который позволяет разрабатывать оптимальные планы развития отраслей народного хозяйства и отдельного предприятия при различных вариантах по ограничению в ресурсах. Заслугой американских учёных является разработка теории игр. Данная теория позволяет описывать поведение игроков на рынке в различных конфликтных ситуациях, опираясь на вероятностные ожидания. Американский учёный Н. Винер создаёт науку - кибернетика, которая призвана исследовать управление системами и в том числе экономическими системами, оптимизируя решения на основе автоматизации умственного труда. Продолжение индустриализации экономики развитых стран мира в первой половине 20 века привело к росту количества отраслей народного хозяйства, что затрудняло решение проблемы обеспечения экономического равновесия. Разработку такой модели к условиям США провёл экономист русского происхождения В.Леонтьев. Он осуществил сбор информации для 44-отраслевой модели «Затраты-выпуск», где каждая отрасль выступает потребителем продукции многих отраслей и одновременно обеспечивает другие отрасли своей продукцией. Модель, построенная по принципу шахматной таблицы, включала около 2000 коэффициентов, отражающих текущие материальные затраты. В последующие годы в связи с развитием вычислительной техники такие исследования проводились уже по 400 отраслям. Однако межотраслевые связи исследовались несколько раньше в Советском Союзе. Среди американских учёных большую известность получил М.Лоренц (1876-1959). Он дал графическую интерпретацию неравенства в распределении дохода общества, получившей название «Лук Лоренца» или «Кривая Лоренца». Кривая отражает долю дохода, приходящейся на различные группы населения, сформированные на основании размера дохода. Пример такой интерпретации даётся на риcунке 18. 1. На вертикали ОК отражается распределение населения по доходам, а по горизонтали ОQ – распределение доходов по группам населения. Биссектриса ОЕ показывает на абсолютное равенство в распределении доходов в обществе. Отклонение кривой ОЕ характеризует характер отклонения доходов.

Рис.19.1

Данный статистический метод был углублен итальянским экономистом и статистиком К. Джини. Он предложил площадь фигуры, расположенной между биссектрисой и кривой отнести к площади прямоугольного треугольника и такой коэффициент получил название «коэффициент Джини». Чем больше кривая отклоняется от биссектрисы, следовательно больше коэффициент Джини, который приближается к 1. В последние годы такой коэффициент по группе развитых стран составлял от 0,29 в Японии до О.33 в США. В Бразилии и в России он превышал 0,5 и свидетельствует о высокой поляризации населения по доходам, о проявлении социальной несправедливости.

Контрольные вопросы:

1.Факторы предельной производительности по Кларку.

2.Причины убывающей производительности по Кларку.

3.Значение статики для экономических исследований по Кларку.

4.Значение динамики для экономических исследований по Кларку.

5.Предпринимательская прибыль по Кларку.

6.Роль математической статистики в экономических исследованиях.

7.Сущность и значение оптимального моделирования.

8.Значение теории игр в решении экономических задач.

9.Значение кибернетики для построения экономических систем.

10.Содержание и значение модели «Затраты-выпуск» В.Леонтьева.

11. «Лук Лоренца» и коэффициент Джини в экономическом анализе.

 

Date: 2016-07-25; view: 820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию