Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 возникновение религии. Древнейшие формы религиозных верований






Слово “религия” от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.
Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества. В условиях слабого развития науки религия претендует на роль единственной формы объяснения мира. Иногда это приводило к трагическим последствиям, например, уничтожение выдающихся учёных во времена инквизиции и т. д.
Веру человека в высшие силы зачастую эксплуатируют религиозные системы, действующие как в своих собственных интересах извлечение прибыли, психологическое подчинение верующих, так и в интересах государства и правящей элиты.
Для реализации своих целей церковь создаёт:

  • вероучение – представление о духовном мире и его связях с миром материальным;
  • культ – действия, направленные, по утверждению её представителей, на установление связи с духовным миром и склонению его к доброму отношению к людям;
  • организацию людей, совершающих религиозные действия;
  • религиозную мораль – свод норм поведения, выполнение которых, по утверждению церкви, делает человека достойным благосклонности духовного мира;
  • ставит на службу религии искусство, создающее предметы, необходимые для совершения культовых действий и призванные воздействовать на эмоционально-волевую сферу человеческого сознания с целью склонить его к представляемой ею вере;
  • религиозную идеологию, призванную защитить данную религию от опровержения другими религиями и атеизмом, а также оправдать действия религиозных и светских лидеров.

На проблему возникновения религии существуют три основные точки зрения:

  • атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Будучи стихийным материалистом, первобытный человек приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем человек, поэтому высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а затем и взаимодействия между этими силами калькировались с соответствующей организации человеческого общества.
  • религиозная: человек был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, менялись лишь формы вследствие совершаемых человеком грехов (Адам и Ева попробовали плод с древа познания добра и зла – в трактовке иудаизма и христианства). После грехопадения общение с богом напрямую не разрешено, а необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, заявляющих о своём праве на посредничество между человеком и божеством.
  • промежуточная точка зрения, учитывающая современное состояние научных знаний и общественные настроения, базирующаяся, однако, на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу.

Итак, необходимо выяснить: присуща ли была религия человеку изначально или появилась на определённом этапе его развития? Здесь мы сталкиваемся с проблемой - какое существо можно считать человеком. Если считать человеческими существа, обладающие зачатками общественной жизни, то история человечества насчитывает около 600 тыс. лет. Некоторые ученые утверждают что homo sapiens – человек разумный – существует около 80 тыс. лет.
Данные археологии указывают на то, что религиозные верования людей возникают несколько позже, чем появляется homo sapiens. Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80 – 40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).
В захоронениях, сделанных 30 – 10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, украшения, плоды, что свидетельствует о мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматривать смерть, как длительный сон, после которого человек проснётся и ему могут понадобиться предметы повседневного быта. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна.
Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться. Так появляются специальные места для религиозных действий, которые еще более привязывают человека к месту его обитания (это происходит примерно 10 – 7 тыс. лет назад). Возникают уникальные святилища (например, Стоунхедж в Великобритании, поставленные в круг камни, расположенные с учётом движения Солнца и вращения Земли; или статуи длинноухих гигантов с острова Пасхи).
О существовании безрелигиозного периода в истории человечества можно сделать вывод и на основе данных этнографии. В Малайзии, на острове Ридан, обнаружено несколько племён этнической группы кубу. Они не имеют общепринятых религиозных представлений, не боятся грозы, не задумываются о смерти, не знают, как возник мир и его объекты. Правда, они предполагают существование мира духов, не имеющих, однако, связи с миром материальным. Чтобы вступить в контакт с миром духов, жрецы племени кубу вынуждены временно покидать этот мир и переходить в мир духов, совершая иступлённые танцы, одурманиваясь наркотиками и доводя себя таким образом до экстаза. Смутность представлений о духовном мире позволяет предположить, что они у кубу только начинают формироваться и был период, когда их не было.
Итак, религиозные представления появляются на определённом этапе развития человечества. Каковы же основные причины возникновения религии?

  • интеллектуальная: нуждаясь в объяснении природных и социальных явлений и не имея достаточного уровня знаний для научного обоснования наблюдаемого, человек создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами;
  • психологическая: осознавая окружающий мир как нечто непонятное и враждебное, древний человек искал поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей. Осознав конечность земной жизни, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме.
  • моральная: любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами, причём чем сложнее его организация, тем опаснее опираться только на силу.Общество, чтобы быть устойчивым должно защищать и слабых своих членов. Всеобщая сознательность недостижима, поэтому необходим ограничитель более сильный, чем физическая сила. Религия – сила, способная контролировать общение между людьми, поскольку заявляет о себе, как о высшей силе, способной постоянно и жёстко контролировать каждого и неотвратимо наказывать за отступление от общепринятых норм.
  • социально - политическая: развивающаяся государственность, возникновение страт, отчуждённых от общества, стоящих над ним, нарастающая экономическая и социальная дифференциация привели к тому, что власти потребовалась идеологическая поддержка для сохранения стабильности политических структур и демпфирования попыток низов общества изменить социально-политический статус-кво. Религиозные системы, как правило, поддерживали государство, правда, пока государство лояльно относилось к ведущей религиозной структуре (ярким примером служит возникновение христианства в Римской империи и его путь от гонимой религии до религии государственной).

Развитие религии происходило параллельно с развитием миросозерцания человека и отражало уровень его мировосприятия. На ранних стадиях этого развития религиозные представления были достаточно примитивны.
Всякие закономерные явления первобытный человек воспринимал как целесообразные или, по крайней мере, целенаправленные, они мыслились как вызванные разумной волей. На опыте наблюдать связь между причиной и следствием человек мог, в сущности, почти исключительно в пределах своей собственной деятельности, а поэтому причину чувственно представлял себе как акт воли. Тем самым за всяким явлением мира мыслилось разумное движущее им существо, которое для благополучного исхода любого действия следует умилостивить, сделать благосклонным. Это существо, или божество, мыслилось не духовным (ибо нематериальный дух – это тоже абстракция, для словесного выражения которой ещё не хватало лексических средств), а материальным. Оно могло отличаться от человека могуществом, злобностью, чем угодно, но не духовностью.
Божество не отличалось также и бессмертием, потому что человек не имел средств чувственно и словесно представить смерть как небытие (это нашло, например, отражение в греческой мифологии, когда дух дерева – гамадриада – умирал вместе со срубленным деревом). Умерший был для него перешедшим из жизни здесь в жизнь где-то в другом месте; точно так же родившийся был перешедшим из жизни где-то в другом месте к жизни здесь. Переходом из одного бытия в другое был переход из детства: мальчика в полноправные воины, девочки – в девушку брачного возраста. Такой обряд часто сопровождался обрядом инициации (посвящения).
Древнейшими религиозными верованиями людей были тотемизм и анимизм.
Тотемизм (яз. индейцев-оджибве – “тотем” – его род), термин впервые употреблён в европейской литературе в конце ХVIII в. – вера в сверхъестественное родство, якобы существующее между определённой группой людей (примитивным родом) и каким-либо видом материальных предметов, чаще всего животных, реже растений и т.д. В процессе наблюдений за своей деятельностью, люди обратили внимание на сходство отдельных черт характера родичей с повадками животных, проявлением природной стихии. Члены данного рода считали себя связанными каким-то особым родством с тотемом; его не почитали, но считали “отцом”, “старшим братом” и пр. Это выражалось в запрете убивать тотемное животное, употреблять его в пищу.
Тотемизм возникает в связи с необходимостью самоидентификации человека, осознанием своей самостоятельности, потребностью в интегрирующей идее, единой для всей общины. Тотемизм отражает и неразрывную связь человека и природы.
Это верование было мощной психологической поддержкой: избавляло от страха смерти, поскольку первобытные люди верили, что человек не прекращает жить, а перевоплощается в тотемное животное, сбрасывая слабую человеческую оболочку. Тотемные животные, в свою очередь, могли приходить на помощь своему роду, превращаясь в людей. Это нашло в дальнейшем своё отражение в сказках (например, перевоплощение Серого Волка в русской сказке).
Тотемизм включал и первые моральные принципы (например, система табуирования – запретов): на убийство тотемных животных, и даже произнесение в их адрес злых слов. Иногда запрещалось называть имя животного: медведь не название этого зверя, а иносказание – зверь, знающий, где имеется мёд.
Тотемистические верования сохранились и в наши дни. Коровы являются священными животными индуистской религии, их нельзя тревожить, когда они отдыхают, даже если поперёк дороги. В Египте почитают кошек, собак, крокодилов, змей и других животных. Тотемистические корни имеет деление животных на “чистых” и “нечистых” в иудаизме и исламе.
Среди первобытных верований встречается и анимизм – вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно от материальной. Люди заметили, что во сне, когда тело остаётся неподвижным, они видят сны, в которых переживают различные события. Значит, какая-то часть личности покидает материальную оболочку и временно в ней отсутствует, участвуя в различных приключениях в особом мире. Так возникает представление о стране душ (поля Иалу у древних египтян, Элисия у древних греков, Рай у христиан). Поскольку люди были стихийными материалистами, то они полагали, что в стране душ, как и в нашем мире, души нуждаются в пище и бытовых вещах, отсюда появляются в захоронениях предметы, необходимые для земной жизни.
Очеловечивая духов, люди наделяли их своими психологическими особенностями, эмоциями и страстями и в соответствии с этим пытались договориться с ними и завоевать расположение. С этой целью они приносили подарки (ведь каждому приятно получить подарок), танцевали (каждому приятно развлечься). Однако, поскольку духи всё же не люди, то говорить с ними надо на понятном им языке, так появились особые словесные формулы – заклинания и культовые действия.
Считалось, что духи не откажут в помощи, если, помимо слов и действий, использовать и особые предметы. Первобытный человек был человеком действия, ибо от постоянных и решительных действий порой зависело выживание всего рода, поэтому он не мог пассивно ждать помощи от духов, а стремился заставить их действовать как можно быстрее. Это желание породило особую форму первобытной религии – магию. В этом смысле магия, пожалуй, ближе к науке, чем к религии, поскольку именно наука решительно нацелена на преобразование мира, хотя, разумеется, магия опирается на ложные представления о законах природы и сущности человека. Это не исключает использование современными магами и чародеями законов психологии, в которых они иногда весьма сведущи.
Особенно живучи обряды эротической (любовной) магии, которые коренились первоначально в полуинстинктивных действиях человека, направленных на привлечение к себе лица противоположного пола. Сейчас во многих средствах массовой информации можно встретить предложения приворожить возлюбленного, вернуть неверного мужа и т.д.
Стремление использовать в магических ритуалах особые предметы породило фетишизм (португальск. фетиш – “священный, волшебный предмет”). Наши прапредки справедливо полагали, что от совершенства инструмента во многом зависит успех дела, поэтому неуспех в магических обрядах обясняли несовершенством применяемых инструментов, а если инструмент, как им казалось, способствовал благополучному исходу дела, то он признавался обладающим магической силой и становился фетишем.
Вскоре маги, жрецы монополизировали контроль над изготовлением фетишей, засекретили этот процесс и даже охраняли их от прикосновения посторонних. Изготовление фетишей можно признать процессом зарождения религиозного искусства, хотя в отношении любого раннего памятника искусства мы не можем ставить вопрос о его религиозности, а только о том, используется он в культе или нет, поскольку вплоть до поздней древности иных мировоззрений, кроме религиозных, практически не существовало.
По поводу места фетишизма в процессе становления религии существует ряд точек зрения. Одна признаёт его завершающей стадией развития первобытных религиозных верований, поскольку изготовление фетиша требовало значительных познаний и умений, которые жрецы хранили, так как обладание ими давало возможность влиять на поведение людей, и, что немаловажно, получать значительную долю добычи. Это явилось первым шагом на пути расслоения общества, приведшего к разложению первобытных отношений.
Другая точка зрения: появление фетиша – результат недостаточного развития абстрактного мышления человека, которому был нужен видимый, осязаемый символ. Это не лишено резона, по той причине, что даже в последующих эпохах встречаются подобные материальные воплощения божества: греки почитали Геру в виде доски, Аполлона в виде пирамиды и т.д.
Есть мнение, что в процессе трудовой деятельности человек выделял наиболее удачные орудия труда и, не имея другой поддержки, надеялся на свои “удачливые” инструменты. Он одушевлял их (начало анимизма), уговаривал и дальше хорошо помогать (элементы магии), оберегал от посторонних, а если подводили, ломал. Таким образом, выходит, что фетишизм – самая древняя форма религии.
Проявления фетишизма есть и теперь, например, культ святых мощей в христианстве и почитание Чёрного Камня в храме Кааба приверженцами ислама.
Рудименты первобытных верований встречаются в современной жизни не так уж и редко. Анимизм стал основой всех религиозных традиций, тотемизм местами сохранился до наших дней. По данным социологических опросов, многие современники верят в силу талисманов и амулетов, гадания, магические ритуалы, причем эта вера стремительно набирает силу в переломные для наций и государств эпохи. Под пережитки первобытных верований нередко пытаются подвести научную основу. Наиболее популярными амулетами являются драгоценные камни, популярны знаки зодиака. Иногда можно видеть над дверью подкову, хотя частенько она висит неверно в силу неосведомлённости людей, её использующих.
Среди магических действий распространены гадания астрологов, хиромантов (гадатели по руке), физиогномистов (гадатели по форме лица) и т. д. В крупных фирмах, а иногда и в государственных структурах имеются астрологи. Несколько штатных астрологов работает в составе администрации президента США.
Таким образом, первобытные религиозные верования оказали значительное влияние на развитие человеческого общества и культуры, способствовали развитию и укреплению человеческих объединений, сами изменяясь под влиянием общественного развития. Они послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества.

 

ГЛАВА 2 ИУДАИЗМ

Иудаизм – одна из древнейших монотеистических (признающих существование только одного бога, в отличие от политеистических, признающих существование множества богов) религий. Сложился он к XIII в. до нашей эры, носителями иудаизма были еврейские племена. Название этой религии происходит от названия крупнейшего еврейского племени, а с конца XI в. до н. э. племя Иуды дало имя и израильскому государству.
Особенностью иудаизма является то, что он – национально-образующая религия: всякий, кто принимает эту веру, считается евреем, даже если этнически не принадлежит к еврейскому народу (эфиопские фалаши, тюрки – караимы, мексиканские индейцы и др.) Рассеиваясь по миру, еврейские диаспоры несут религию во все страны, где они проживают.
Постулаты иудаизма довольно широко применяются и в других религиях. Например, утверждения Ветхого Завета, особенности Пятикнижия Моисеева (Торы) признаются исламом и христианством, которые использовали элементы иудаизма при формировании своих культов.
Первоначально среди евреев были распространены древнейшие формы верований – тотемизм (поклонение золотому тельцу), анимизм, магия, широко использовались гадания. Об этом свидетельствуют тексты “священного писания”. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры начинает складываться монотеистическая религия.
В период между 539 и 333 гг. до н. э. происходит консолидация иудаизма как религии, основывающейся на Библии. Этому способствовала трагическая история Иудеи, постоянно переходившей из рук в руки различных завоевателей. Судьба бросала евреев по миру и единственным связующим звеном, позволявшим им чувствовать себя единым народом, была иудейская религия.

В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и увёл в плен его жителей. В июле 539 г. персидская держава покорила Вавилон, и царь Кир Великий разрешил евреям вернуться в Иерусалим и восстановить иерусалимский храм, однако многие из них рассеялись по территории бывшей вавилонской империи и, благодаря своей предприимчивости, вошли в интеллектуальную и торговую элиту. В 322 г. Иудею завоёвывает Александр Македонский. Попытка заставить евреев поклоняться эллинским богам привела к восстанию под руководством братьев Маккавеев, а поражение в нём послужило причиной расселения народа Израиля по миру. В 1 в. до н. э. Иудея попадает под власть Рима, и её непокорные жители вновь восстают. Иудейская война 66 –73 гг. привела к новому разрушению храма и массовому бегству.
Уничтожение храма сказалось на будущем иудаизма, ликвидировались первосвященство и верховный суд (Синедрион). Иерусалим как центр паломничества не мог играть свою роль объединяющей силы, в иудаизме возникла угроза потери национально-культурного единства.
Однако религия в сохранении нации сыграла решающую роль. Иоханан бен Заккай основал в палестинском городе Ямниа религиозную школу. Римляне не усмотрели в этом ничего предосудительного и политически вредного. Сущность ориентации в этой школе была фарисейской. Фарисеи (иврит – “отлучать, отделять”) – иудейская секта, отличительными чертами которой были гордость и лицемерие, они имели притязания на исключительную святость и неукоснительно блюли многочисленные обряды. Форма обращения в этой школе была “рабби” – учитель, что затем превратилось в формальный титул для служителей раввинского иудаизма. Со временем школа в Ямниа (или Ябна) стала исполнять функцию суда и даже приняла название “Сангедрин”, или “Синедрион” (иврит – “верховный суд”). Ионаханан узурпировал право первосвященника устанавливать календарь для всех евреев.
По мере роста авторитета школы за консультацией и судом стало обращаться всё больше евреев. Писания, исходившие из её стен, стали приобретать статус законов. Здесь были составлены первые труды с комментариями “священных писаний”, “священное предание” иудейской религии – Талмуд, которое постоянно пополнялось (первая его часть с комментариями “священного писания” получила название “Мишны”, вторая – “Гемары”, в состав “Гемары” вошли комментарии к “Мишне”). Последней частью Талмуда, составленной в XV-XVI в., стала “Кабалла” – тайное мистическое учение со значительным влиянием магии. В настоящее время “Кабалла” широко используется в магических обрядах, а кабаллистические знаки являются символами трансцендентального.
Раввинский иудаизм не был однородным. Так, в VIII в. Анан бен Давид, а также караиты IX столетия отвергли Талмуд и все формы устного Закона, взяв за основу одну только Библию. Казалось, что караитам даже удастся расколоть еврейский мир, но движение их в скором времени стало просто сектой, хотя и уцелело до сей поры.
Другие разновидности иудаизма постепенно вымирали, в том числе и еврейское христианство. В греческом мире христиане полостью порвали с иудаизмом и постепенно обретали антиеврейскую направленность.
Обращение императора византийского Константина в христианство (правда, на смертном одре) стало недобрым предзнаменование для иудеев. Иудаизм не был объявлен вне закона, однако большинство лидеров христианства, монахов и епископов испытывали ненависть к евреям. В Египте и Персии их взаимоотношения с властями нельзя назвать дружескими, поэтому евреи были готовы приветствовать арабскую экспансию.
Когда арабами была разбита в 634 г. византийская армия, затем пали Сирия, Палестина, Персия, армии арабов вторглись в Испанию и достигли Франции, всего за сто лет огромная часть евреев подпала под власть мусульман. Раввинский иудаизм получил развитие, раввины продвинулись до влиятельных должностей, евреи стали частью интеллектуальной верхушки арабского мира. Большие успехи были достигнуты в математике, астрономии, философии, химии и филологии.
К X-XI вв. в Испании сформировался особый тип иудаизма, известный как “сефардский”, со своими специфическими ритуалами в синагоге, с собственным диалектом – синтезом испанского и еврейского языков. В Западной Европе, прежде всего в Германии, сложился другой тип, получивший название “ашкенази”, со своим языком – немецко-еврейским диалектом – идишем. Однако в средневековой Европе, особенно в период крестовых походов, когда в “Святую землю” шли орды крестоносцев, ненависть к евреям и бесчинства стали обычным явлением. Взятию Иерусалима радовался весь христианский мир, а евреям оно несло смерть – сожжение в синагогах.
На исходе XIII столетия массовые избиения начались снова. Почти полностью были стерты с лица земли еврейские общины в южной Италии, шло массовое принудительное обращение в иную веру. Из Франции евреев начали изгонять, их обвинили в отравлении колодцев и в причинении “чёрной смерти” (чумы), забравшей треть населения Европы в 1348 г. На всём пространстве от Испании до Польши евреи массово уничтожались. Утверждалось также, что евреи совершают ритуальные убийства и используют кровь христианских детей в своих обрядах.
“Золотой век” Испании в этот период закончился. В двенадцатом столетии христиане делали попытки отбить эти территории у мусульман, однако это дало обратный эффект: фанатичные мусульманские племена из северной Африки наводнили Испанию. Они не проявили обычной терпимости к евреям, а погнали их к северу. Кульминации гонения на евреев в Испании достигли в 1391 г., и многие из них обратились в другую веру. Правоверные иудеи им этого не простили и называли оскорбительным словом “марранос”, т. е. свинья.
В XVI – XVII столетии самое большое количество евреев проживало в странах Оттоманской империи, или же в христианских Польше и Литве. В 1648 и 1649 гг. произошли массовые избиения евреев в Польше и на Украине. Тех, кто не смог убежать, убивали и мучили чрезвычайно жестоко.
С начала XVIII в. евреи постепенно стали выходить из Польши и Оттоманской империи к городам Европы, где больше ценилась еврейская коммерческая деятельность. В XVIII столетии их значительное число направилось в Африку. В XIX в. наблюдается растущая терпимость к иудаизму, однако именно в этом столетии религиозное движение иудаизма стало сливаться с политическим: возникает сионизм. Его суть – воссоздание национального еврейского государства и сбор в его границах евреев всего мира. С конца XIX в. еврейские подвижники под религиозными лозунгами начали переезжать в Палестину, и весь еврейский мир стал им активно помогать.
Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничтожения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства правительств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов евреев, почти всё европейское еврейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогнулось. Шок от холокоста позволил более активно проводить агитацию за создание еврейского государства.
Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство – Израиль. Оно является светским, однако религия играет в его жизни заметную роль. Суббота, например, общегосударственный выходной день: не работают магазины, общественный транспорт, государственные учреждения. Запись актов гражданского состояния производят в синагогах, по религиозным вопросам судит особый суд, религиозные партии верховодят в политике. Ортодоксальный иудаизм – религия Израиля, он управляет и многими аспектами личной жизни. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам, и ашкенази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни.
За пределами Израиля иудаизм неоднороден: есть ортодоксы, реформаторы и консерваторы.
Наиболее известное ортодоксальное течение – хасидизм. Он возник в западных районах Российской империи (местечко Любавич) в конце XVIII в. Основателем считается раввин Израэль Баал Шев Шем Тов. Основные особенности хасидизма – форма богослужения и внешний вид (черный сюртук и пейсы). Ортодоксы скрупулёзно следуют всем догматам иудейской религии. Реформаторы выступают за учёт в религиозной практике иудаизма изменений в общественной жизни и науке, они допускают значительные отклонения от традиций – отказ от иврита, сокращение служб, совершение служб в воскресение, назначение раввинами женщин. Консервативный иудаизм выступает против резких нововведений, но не отрицает возможности внесение изменений в религиозную практику при условии их тщательного обдумывания.
Основой вероучения иудаизма является монотеизм. Для евреев единым богом был бог Яхве или Иегова (иврит – “сущий”). Вокруг него строилась религиозно-культовая деятельность, система социальных норм. Правоверный иудей был обязан поклоняться лишь Яхве, однако на ранних этапах существования евреи нередко изменяли своей вере, совершали ритуалы, посвящённые другим богам.
Окончательное утверждение монотеизма произошло при пророке Моисее. Согласно Библии, он был вождём союза кочевых племён, у которых не было ни письменности, ни каких-либо других способов документально зафиксировать свой состав. Моисей на горе Синай беседовал с самим Богом и заключил с ним договор – завет (особая форма договора, распространённая на Древнем Востоке). Например, завет мог быть заключён между царём и народом. Предлагался он царём, но для вступления в силу требовал согласия второй стороны и обязательным для народа не являлся. Завет, как правило, состоял из трёх частей: описания деяний субъекта соглашения в прошлом, перечня обязательств младшего участника завета, перечня наказаний и вознаграждений. По завету, заключённому Моисеем от имени еврейского народа с Яхве, евреи должны были полностью отказаться от поклонения другим богам, признать их демонами – противниками Яхве и служить только ему, выполняя назначенные им правила религиозного культа и общественные нормы, спектр которых был широк – от государственного устройства до личной гигиены.
Источниками вероучения в иудаизме является Священное писание (Танак), в особенности Пятикнижие Моисеево (Тора) и Талмуд – сборник комментариев Танака и поучений.
Учение об устройстве мира трактуется в священном писании следующим образом: Бог сотворил мир ни из чего за шесть дней. Человек сотворён в последний день и является венцом творения, ему была дана власть над всей природой, но человек не выполнил запрета Создателя – не есть плодов с Древа познания добра и зла. За это Бог изгнал его из Эдема (Рая) и обязал тяжким трудом добывать свой насущный хлеб. Бог отказал людям в прямом общении и, чтобы это было возможным, человек использовал особый язык и особые действия, а также приносил жертвы. Несмотря на это, люди продолжали грешить, не подчиняясь воле божьей, и Бог навёл на землю потоп, который погубил и грешников и ни в чём не повинных зверей, птиц и иных бессловесных божьих тварей. Спасся один праведный Ной с семейством. Но и потомки этого праведника упорно продолжали грешить и даже решили построить башню, чтобы залезть на небо и покуситься на самое святое – Яхве.
Это вывело Создателя из себя, он разделил неразумных чад своих на разные народы, и смешал языки, чтобы впредь не допускать всеобщего сговора. По неизвестной причине Бог полюбил именно еврейский народ и сделал его транслятором своей воли на всё человечество. Он дал евреям завет и периодически посылал к ним пророков, которые озвучивали его волю. Все остальные народы, согласно иудаизму, оставлены погибать в ложной вере. Когда люди окончательно погрязнут в грехе, мир будет уничтожен. Перед этим будет война всех против всех. Приход Мессии – Божия посланца, приведёт к победе евреев над всеми врагами и установлению рая на земле – великого еврейского государства.
Сильной стороной иудейского вероучения является разработка моральных заповедей, признанных во всём мире. Они выходят далеко за рамки религиозных постулатов и имеют общечеловеческое значение. Эти заповеди составляют известный декалог в переводе с греческого – десятисловие. (Библия. Книга Исход, гл.20, ст. 3 –17). Без следования им, жизнь цивилизованного общества не мыслима. Они основа основ отношений между людьми. Например:

  • почитай отца твоего и матерь твою;
  • не убивай;
  • не прелюбодействуй;
  • не кради;
  • не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
  • не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего, не завидуй.

Культовая сторона иудаизма на протяжении веков его существования претерпела значительные изменения. Ещё в период кочевой жизни евреи имели для совершения общественных богослужений переносной шатер – скинию. Когда они овладели Палестиной, царь Соломон приказал построить каменный храм. Служителями культа были представители одного из 12 еврейских колен (племён) – потомки Левия – левиты. Старший род этого племени - потомки Аарона – выполнял функции священников, а остальные соплеменники ему помогали. В книге “Левит” описаны правила совершения богослужения и приношения жертв. После разрушения храма жертвоприношения перестали совершаться и центром религиозной жизни евреев и в Палестине, и в условиях диаспоры стала община – синагога.
Там бережно сохранялись религиозные обряды, призванные зафиксировать принадлежность человека к избранным, к “обществу сынов Израилевых”. К таким обрядам относятся:

  • обрезание (на 8-й день после рождения);
  • совершеннолетие (12-13-й годы жизни);
  • бракосочетание;
  • миква (омовение).

Важную роль в иудаистском культе играют праздники:

  • еженедельный Шаббат – суббота;
  • день Нового года;
  • Песах (Пасха);
  • Йом Кипур – день всепрощения;
  • Суккот – праздник жатвы;
  • Йом Пурим – праздник в память избавления евреев от истребления во время вавилонского пленения.

Иудаистская религия нашла отражение в мировой культуре. Вся литература и речь западного мира испещрены сегодня такими выражениями, как: “зеница ока”, “повергнуть в прах”, “плоть от плоти”, “козёл отпущения”, “двуличный” и т. д. Все эти словосочетания пришли в наш язык со страниц Библии.

 

ГЛАВА 3 БУДДИЗМ

Буддизм возник на базе индуизма, религиозной традиции, насчитывающей около пяти тысяч лет. Само название появилось, однако, примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной. Сами индийцы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе (санатана дхарма), подчёркивая неземное происхождение их верований, возникших в результате божественных откровений.
Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований:

  • огромное большинство индусов тем или иным образом верит в бога, однако, есть и неверующие;
  • одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым существам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни; другие же приносят животных в жертву и с удовольствием поглощают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки;
  • одни индусы поклоняются Шиве, другие Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме; остальные же предпочитают поклоняться богиням;
  • объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям соседнего селения;
  • каждый отдельный индус может почитать одного, нескольких, многих или никаких богов;
  • индусы могут одновременно верить в одного бога и в нескольких, являющихся воплощением единого божества;
  • индивидуум может быть выражением истины как в конкретной, так и в абстрактной форме.

Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.
Однако в индуизме выделяются главные божества:

  • Брахма – мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;
  • Вишну – бог-созидатель всей Вселенной;
  • Шива – бог-разрушитель Вселенной.

Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокупности обязанностей каждого сущего - от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало воплощение в лучшем теле после разрушения предыдущего. Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания. Слияние с Брахмой – привилегия брахманов – служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.
Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказаний. Одним из самых древних является Ригведа – “песни знания”, состоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одному конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полученными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).
В период с 300 г. до н. э. по 300 г. н. э. проходил процесс создания того, что сейчас называют классическим индуизмом, параллельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Была записана “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира. В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново. Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приключения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма он восстанавливает справедливость.
“Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату – Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Пандавы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата. Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился духом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колеснице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина.
Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Вриндабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов. Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим братом, но одновременно – любовником и мужем. Эротические изображение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.
В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие – медитацию (размышление о Брахме), третьи – отрицание насилия (отказ от убийства живых существ). Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной. Способом достижения этого считалось служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функции на земле.
Основатель одной из школ, предложивший не только новую методику слияния с божеством, но и новую цель религии, известен под именем Будды (в дословном переводе с языка бенгали – “просветлённый). Сейчас не подлежит сомнению тот факт, что он был исторической личностью, и родился примерно в 560 г. до н. э., однако его жизнь овеяна множеством легенд и самых невероятных утверждений. Рассказывают, что Будда во время своей предпоследней реинкарнации сам выбрал себе время, место рождения и родителей. В матери взял добродетельную Майю, которая доказала свою чистоту и совершенство на протяжении всех предыдущих жизней в течение 100 000 лет. Отец его был раджой (правителем) небольшой провинции на севере Индии.
Однажды ночью Майя, давшая обет целомудрия, увидела сон, что в её чрево вошёл белый слон. Десять месяцев спустя в священной роще в день полнолуния в мае она родила ребёнка. Через семь дней Майя умерла, так как родившая Будду не могла служить иным целям.
Назвали мальчика Сиддхарта, что означало “тот, кто добился цели”. Однако в жизни Будду звали Гаутама, в честь его знаменитого предка, учителя индуизма. Имя Будда, под которым он стал известен впоследствии, является фактически почётным прозвищем, означающим “пробуждённый” или “просвещённый”. Оно слилось с его именем так же, как и прозвище “Христос” с именем Иисуса.
Мальчика обучали искусствам, наукам и военному делу. Он жил в исключительной роскоши. В 16 лет женился на одной из красивейших девушек Индии по имени Яшодара, после смерти отца стал раджой, однако жизнь не приносила ему удовлетворения, поэтому Сиддхарта решил уйти и стать бездомным, чтобы решить основную проблему индийской религии – найти путь избавления от страданий.
Сначала он занялся йогой, но пришел к выводу, что это не истинный путь. Затем Гаутама шесть лет занимался жестоким самоистязанием, но только подорвал своё здоровье. Отчаявшись найти выход, он перешёл к медитации. Погружённый в размышления под фиговым деревом, которое называлось “деревом просветления”, он в конечном итоге достиг высшего знания и стал Буддой. Просветление проходило в три этапа. В первую ночь медитации перед ним прошли все его предыдущие жизни, во вторую – он сверхъестественным зрением увидел циклы рождения, смерти и перерождения и познал управляющий ими закон, а в последнюю ночь ему открылись четыре священные истины.
Теперь, когда он стал просветлённым и полностью свободным, он мог погрузиться в нирвану, но ему явился бог Брахма и попросил передать знания людям. Вскоре Будда собрал группу последователей, привлечённых его безмятежным спокойствием, непререкаемым авторитетом и содержанием его учения. В общину принимались все, невзирая на принадлежность к кастам, и браминов, и купцов, и неприкасаемых. Когда число монахов достигло 60, Гаутама отправил их распространять новое учение по всему свету.
Сам Будда после просветления сорок четыре года путешествовал по Индии, собирая милостыню и проповедуя. Сезоны дождей он проводил с товарищами в городских парках, где в честь него строились общественные здания (вихары). В восемьдесят лет в городе Кушинагара он, плотно пообедав, искупался и умер от сердечного приступа. Легенды красочно живописуют его погружение в нирвану и сообщают, что в момент сожжения его тела произошло страшное землетрясение.
После смерти Гаутамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать в связной форме, поэтому через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет (сангити), решения которого пересмотрены через сто лет на втором буддийском Совете, но решающим явился третий Совет, собранный в 253 г. до н. э. В течение девяти месяцев тысяча монахов занималась проверкой, обработкой и классификацией ушедших в прошлое традиций, но на этой стадии материал находился ещё в устной форме и лишь в 1 в. до н. э. на острове Цейлон были записаны первые буддийские тексты.
С Цейлона буддизм проник в Китай, к III-IV вв. н.э. в Камбоджу, Бирму, Корею, Индонезию, в VI в. в Японию, в VII в. в Тибет. В самой Индии, как ни странно, буддизм не прижился и под натиском ислама (в VII в. н. э.) исчез окончательно.
В процессе распространения буддизма и формирования его кодекса возникли два основных его варианта – хинаяна и махаяна (санскрит – “малая и большая колесницы”). Название связано с представлением последователей Будды о мире, как о горящем доме, к которому подъезжают колесницы, чтобы спасти людей из огня. Малая – для служителей культа и обитателей монастырей, а большая колесница сможет забрать всех желающих. Представители этих течений не смогли ужиться, и на втором сангити (IV в. до н.э.) прокляли друг друга.
Хинаяна распространена в Бирме, Тайланде, Камбодже. Её последователи гордятся тем, что сохранили учение Будды в чистом виде. По их мнению, человек может достичь нирваны лишь самосовершенствованием, без чьей-либо помощи, но для этого он должен примкнуть к когорте монашествующих.
Махаяна бытует на севере Индокитая, в Восточной Азии и России. Приверженцы её утверждают, что нирвана доступна всем, а не только монахам. Помощь в этом может оказать человек, способный уйти в нирвану, но сознательно остающийся на земле, чтобы, соединяя свою душу с душами других людей, переносить их в этот идеальный мир. Он играет роль спасителя, избавителя и помощника в повседневных делах. Признают махаянисты и западный рай, и человеку предоставляется выбор: нирвана или рай. В раю люди живут неизмеримо долго и испытывают беспредельное счастье.
Махаяна провозглашает, что все боги разных народов на самом деле Будды. Эта толерантность к местным верованиям породила несколько региональных течений:

  • Ламаизм – образовался на Тибете в результате взаимодействия с местной религией. Служение Будде здесь сходно со служением местным богам: им также приносят жертвы и строят храмы. Очень большое внимание уделяется учению о здоровье и обрядам с эротическим содержанием.
  • Дзэн - буддизм - получил распространение в Китае и Японии. Центральное место в китайском и японском дзэн занимает подчинёная строгим правилам практика медитации. Особенно сильно она ценилась у воинов-самураев, стремившихся к развитию самодисциплины. Принципиальным средством достижения просветления (сатори) служит медитация в позе лотоса (сидя со скрещёнными ногами, причём каждая ступня лежит на противоположном бедре).
  • На базе учения махаяны возникли и действуют мелкие секты Кореи и Японии.

В середине ХХ в. в странах Восточной и Юго-Восточной Азии развернулось национально-освободительное движение. Наряду с другими общественно-политическими теориями, например, марксизмом, буддизм стал идеологической основой этих движений. Так, сочетание буддизма с марксизмом вызвало попытки построения “общества буддийского благоденствия”, предпринятые в Бирме и на Цейлоне.
В конце ХХ в. буддизм активно проникает в Западную Европу и США. Основная социальная страта, где укореняется буддизм – молодёжь, недовольная традиционным христианством. Она считает буддизм более терпимым к проявлениям другой идеологии, более нравственным, более соответствующим их понятиям о справедливости, более соответствующим современным научным представлениям. Кроме того, молодёжь видит в медитации возможность освобождения сознания от власти тела и достижения необычных духовных переживаний. Таким образом, протестная составляющая против бездуховности и подчинённости чистогану окружающего общества – важная причина распространения буддизма на Западе.
Трансляторами учения стали как эмигранты из стран Восточной Азии, так и европейцы, пожившие там. В Россиюбуддизм проник достаточно давно – в начале XVII века и распространился в сопредельных с Китаем регионах, населённых бурятами, калмыками и тувинцами. Посредниками в распространении учения были тибетцы, поэтому буддизм принял форму ламаизма. Организационно он оформился следующим образом: во главе духовенства каждого народа стоял бандидо-хамбо-лама, назначаемый из Тибета. Служителей культа готовили монастыри – дацаны, и в каждой семье первенец должен был стать ламой. Особенностью ламаистских служителей было то, что они не только совершали религиозные обряды, но оказывали существенную помощь населению в лечении болезней. Они прекрасно знали тибетскую медицину и лечение травами. Их услугами пользовались даже русские государи.
В дореволюционной России буддизм был терпимой религией. Правительство допускало и контролировало деятельность ламаистов, главы монастырей утверждались губернаторами, а бандидо-хамбо-лама должен был проходить утверждение самим императором. Буддийское духовенство стремилось в свою очередь завоевать благосклонность царствующего дома, так, Екатерина II и все её приемники были провозглашены воплощением богини Цаган-Дара-Эхэ.
После революции в связи с атеистической пропагандой советского государства, гонениями на религию ламаизм пришёл в упадок. Знания монахов, сильно связанные с суевериями, были потеснены медицинскими открытиями. Многие дацаны были закрыты. Сформированное при бандидо-хамбо-ламе Центральное Духовное управление ограничило его полномочия.
Вероучение буддизма, по всей видимости, – плод размышления самого Сиддхарты Гаутамы, основывавшегося на глубоком знании основ индуизма. Отсюда понимание роли Гаутамы в религии: он не считается Богом, ни даже посредником между Богом и людьми, ему не отводится роль спасителя, а он лишь показывает путь к спасению. Всё это делает буддизм особенной – атеистической религией.
Основу вероучения составляют “ четыре благородные истины”:

  • Человек проходит путем страдания, которое является следствием его прошлой кармы (карма буквально означает “работа” или “действие”, но, кроме этого, указывает на последствие действий в пределах одного существования, которое вливается в следующее и оказывает влияние на его характер, и так далее по всей цепи жизней).
  • Причина страдания в страстном желании или привязанности к неправильным вещам, или к правильным вещам неправильным образом. Основная проблема человека в неверной расстановке ценностей, придании вещам или людям значения, которому они не могут соответствовать. Ничто в материальном мире не заслуживает совершенного почтения и в абсолютном смысле не может служить опорой существования.
  • Страдания можно прекратить. Гаутама объявил о возможности решения вечной проблемы человечества. Прекращение страданий достигается прерыванием цепи перерождений и достижением нирваны.

Будда описывает нирвану следующим образом: “Это место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха. Это не безграничное пространство, где нет ничего, не граница между различимым и неразличимым, не этот мир и не другой. Нельзя сказать, что она приходит и уходит, или стоит на месте, или затухает или начинается. У неё нет основания, нет продолжения, нет остановки. Это – конец страдания”.

  • Четвёртая истина одновременно является “благородным восьмеричным путём” – способом решения этой благородной задачи. Она составляет нравственную основу буддизма.

“Благородный восьмеричный путь” представляет собой:

  • праведное знание – признание истинности “четырёх благородных истин”;
  • праведное мышление – стремление ума к доброй воле, миролюбию, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы;
  • праведная речь – умная, правдивая, немногословная, направленная на примирение;
  • праведное действие – всё, что входит в общечеловеческое понятие морального поведения;
  • праведное занятие – зарабатывать себе на жизнь, не принося вреда другим;
  • праведное усилие – подавление злых и поощрение добрых порывов души;
  • праведное внимание – тщательное обдумывание слов, поступков, эмоций, действие не по желанию, а по необходимости;
  • праведное самообладание – концентрация внимания, моральных сил на освобождении от всего, что тянет назад;

Восемь пунктов можно объединить в три тематические группы:

  • первые два относятся к мудрости и пониманию;
  • следующие три имеют отношение к этике поведения;
  • три последних касаются умственной дисциплины.

Путь этот весьма труден, однако и он не обязательно приводит прямиком в нирвану. Это лишь начало длительного процесса перерождения и улучшения души. Прямой путь в нирвану открыт только монахам. Если вы сможете бросить семью, дело, отказаться от общества, уйти в монастырь и выдержать там все испытания, вы попадёте в нирвану. Если нет, то ждите другого воплощения, когда вас не будут связывать семейные и другие обязанности.
Буддийская религия оказала существенное влияние как на культуру принявших её народов, так и на общемировую культуру. Буддизм способствовал развитию садоводства. Вокруг монастырей монахи сажали сады из священных деревьев – ашоки, ибо под ней, согласно легенде, был рождён Будда; фиги – под ними Будда достиг просветления; манго и фикусы, под которыми он проповедовал; сал – дерево, под которым Будда умер.
Буддизм оказал влияние на развитие живописи. Принцип изменчивости материального мира лёг в основу канонов китайской и японской живописи, характерным признаком которой является незавершённость. Суть китайского искусства выражена в афоризме Су Ши: “Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растёт”.
Буддийское учение традиционно облекалось в форму притчей, метафор, сравнений с целью придания абстрактным рассуждениям эмоциональной убедительности, поэтому буддийскую тематику взял традиционный японский театр. Но много внимания уделяет этому и театр Индии.
Всемирной известностью пользуются буддийские храмы (в том числе уникальные пещерные храмы Индии), скульптуры, ступы (по преданию Будда приказал сжечь его тело после смерти и поместить пепел в четырёх каменных урнах-ступах на перекрёстке четырех дорог). Позже ступы, уже, естественно, без праха Будды, стали строиться на всех перекрёстках и украшаться скульптурными изображениями.
Ряд утверждений буддизма соответствуют концепциям современной науки, что является определённой загадкой. Буддизм, например, стоит на позициях зависимости пространства и времени от материальных форм, что подтверждается фундаментальной теорией относительности. Сходны с научными представления буддизма о возникновении, развитии и гибели крупных космических структур, взаимосвязи человека и Вселенной, о её строении и эволюции. Буддизм говорил о существовании на других планетах разумных высокоорганизованных существ задолго до появления космической науки.

 

ГЛАВА 4 ИСЛАМ

Ислам – самая близкая к нам по времени возникновения мировая религия. Она сформировалась в V в. н. э. В настоящее время распространена в Азии, Северной и Центральной Африке и частично в Европе. В мире насчитывается около 1 миллиарда мусульман и, по прогнозам специалистов, в ближайшее время их число возрастёт примерно на 30%. В нашей стране ислам исповедует около 10% верующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.
Ислам не только религия, но и система государственно-правовых и моральных норм, канонов культуры, идеология целого ряда политических движений. В свете событий на Северном Кавказе изучение истории и современного состояния ислама приобретает ещё более актуальное значение.
Ислам возник в Аравии, у арабов, племён семитской семьи народов, где в это время господствовавшей религией была одна из форм древней семитской веры с повсеместным распространением алтарей разных богов и богинь. Арабы верили в астральных (звёздных) богов, богов покровителей природных сил. Существовал и культ единого верховного бога – отца всех богов. Его называли Аль-иллах. Был и общий культовый центр – храм в Мекке, где стояли идолы всех племенных богов и находился общий предмет почитания – Чёрный камень, упавший, согласно легенде, с неба.
Большинство арабов были кочевниками, и их вера в человеческие добродетели была сильнее, нежели в божественную силу. Они верили в то, что всё происходящее с ними предопределено Судьбой, являющейся, по их разумению, не существом, которому поклоняются, а простым “ходом событий”.
Ряд племён полностью или частично, принял христианство, имелись иудаистские общины в Медине и иных местах западной Аравии. Так что большинству арабов были знакомы идеи христианства и иудаизма. На основе соединения некоторых положений христианской и иудейской религии с традиционными верованиями арабов возникла религия “ханифизм”, однако она не стала всеобщей, ибо для этого было необходимо, чтобы она была самобытной (исходила от арабов) и последовательной, то есть не смешивалась ни с какими другими религиями. Такой религией и стал ислам.

Ислам возник, впрочем, не среди кочевников, а среди городских мещан, занимавшихся торговлей. К концу VI столетия купцы из Мекки добились монополии на торговлю с народами, населяющими берега Индийского океана и Средиземного моря, и верблюжьи караваны начали обходить западное побережье Аравии. В Мекке находился древний центр паломничества, а вся прилегающая местность являлась священной. Это благоприятствовало развитию торговли, но богатство, плывущее в Мекку, вызывало социальные трения.
С VI в. н. э. Византия и Персия вступили в борьбу за монопольное владение выгодными торговыми путями. Часто она имела вид вооружённых стычек, и стороны привлекали арабские племена, чтобы заблокировать торговую деятельность конкурентов. Караванные пути Аравии становились всё более и более опасными, и купцы предпочитали направлять караваны более длинным, но менее опасным окружным путём. Таким образом, основной источник дохода арабов, привыкших к обслуживанию караванных путей, иссякал.
Выход арабская знать видела в завоевательных походах, призванных пополнить источник доходов за счёт военной добычи, однако для этого нужно было объединить все племена под властью одного вождя и на основе единой идеологии. Такой удобной идеологией и стал ислам.
Основателем ислама считается пророк Мухаммед (согласно иудейской, христианской и мусульманской религии, пророк - это человек, якобы удостоившийся беседы с Богом и получивший задание открыть его волю людям).

Мухаммед – реальная историческая личность, жизненный путь его изложен в одном из источников вероучения ислама – Сунне. Согласно Сунне, Мухаммед родился в Мекке в 570 г. Рано осиротел и вынужден был зарабатывать на жизнь, участвуя в караванных переходах. Благодаря своим способностям уже в юности стал караван-баши (начальником каравана) и прославился своим умением быстро и без потерь доставлять караваны к месту назначения. Среди своих заказчиков он приметил умную и предприимчивую женщину по имени Хадиджа и вступил с нею в брак, став солидным и уважаемым гражданином Мекки. Однако сытая, бездуховная жизнь его не удовлетворяла, и в возрасте 40 лет Мухаммед пережил глубокий душевный кризис, уверовав в то, что его предназначение не в подобной жизни. Уйдя в пустыню, он долго постился и молился, и в результате ему привиделся ангел Джебраил (Гавриил), который прочитал принесённый из рая Коран (священную книгу мусульман) и поведал о воле Аллаха, приказавшего Мухаммеду проповедовать Коран людям. Естественно, он не мог ослушаться.
Вернувшись в Мекку, основатель ислама призвал возлюбить бедных и посвятить свои жизни служению богу. Жители Мекки отнеслись к его новой деятельности по-разному: бедные чрезвычайно сочувственно, а богатые резко отрицательно и даже пытались его убить, считая опасным бунтовщиков. Мухаммед был вынужден, как в своё время семейство Иисуса Христа, бежать. Он и 70 семейств, вставших на его сторону, отправились в Медину. Это бегство (по-арабски – “ хидджа”) стало началоммусульманской эры.
В Медине к нему отнеслись сочувственно, поскольку помнили его как житейски мудрого человека и многоопытного караван-баши. Как нельзя кстати пришёлся он и в качестве посредника, поскольку мединцев раздирала вражда между двумя группами родов из-за раздела имущества, внешне проявлявшаяся в спорах религиозных, поскольку одни были иудеями, другие придерживались традиционных арабских верований.
Мухаммед предложил принцип решения разногласий и закон, регулирующий межродовые отношения (определение доли наследства при отсутствии завещания, запрещение кровосмесительных браков и т. д.). Большинство населения признало справедливость предлагаемого, а поскольку Мухаммед утверждал, что он выполняет волю Аллаха, то сторонники арабской религии признали его пророком Аллаха. Иудеев, отказавшихся подчиниться новоявленному пророку, Мухаммед частью (два рода) изгнал из Медины, а частью (мужчин третьего рода) приказал убить.
Число сторонников новой религии росло, они стали называться мусульманами (араб. – “желающие стать истинно верующими”), а новая вера получила наименование ислам (араб. – “покорность”). Когда у Мухаммеда собралось достаточно много людей, выяснилось, что он не забыл изгнавших его мекканцев. Война была его ответом. После нескольких побед (в 630 г.), Мухаммед продиктовал им условия мира: признать его пророком и принять ислам. Условия были приняты. Из храма Кааба выбросили языческие символы и сделали главной мусульманской святыней.
В 632 г., после смерти пророка Мухаммеда, духовным и светским главой мусульман стал назначенный им халифом (араб. - “преемником”) его тесть Абу-Бекр, а после гибели последнего власть захватил сподвижник пророка (однако уже не родственник), а выходец из рода Омейя – Омар. Возглавляемое им политическое объединение стало именоваться арабским халифатом. Объединив под своим началом арабские племена, Омар начал завоевательные походы. Арабы захватили земли Византии и Персии, в 640 г. Сирию и Палестину, в 642 г. – Египет, в VIII в. – Северную Африку, Пиренейский полуостров, Закавказье и Среднюю Азию. На этом их военный потенциал был исчерпан: они потерпели ряд чувствительных поражений и стали закрепляться на завоёванных землях.
Дальнейшее распространение ислама происходило с помощью странствующих проповедников и купцов, они принесли веру в Аллаха в Центральную Африку, Индию, Малайзию, Поволжье. Тактика везде была сходная: прежде всего обратить в ислам правящую верхушку и уже с её помощью влиять на местное население. К существующей на данной территории вере мусульмане относились терпимо, однако облагали верующих повышенным налогом, заставляли носить особую одежду, запрещали занимать государственные должности.
В самом арабском халифате велась бескомпромиссная политическая борьба между сторонниками родственников Мухаммеда и сторонниками рода Омейя. В 644 г. власть захватил халиф Осман из рода Омейя. Приверженцы претендента на халифский престол потомка Мухаммеда – Али – организовали мятеж кочевых племён, придали ему религиозно-политическую окраску и на этой базе создали шиитское движение (араб. –“партия, группировка”).
Шииты провозгласили, что главой мусульман может быть лишь потомок Али, поскольку наследует от самого пророка Мухаммеда безгрешность в толковании Корана. Они отказались признавать те части Сунны, в которых не говориться о жизни их лидера Али, толкование Корана у них весьма иносказательно и в верованиях много мистических черт. Так, они верят, что последний 12-й преемник Али был взят на небо живым и теперь правит верующими через шиитских духовных лиц (аятолл, муджтахидов, имамов). В настоящее время шиитов в мусульманстве меньшинство – около 10%.
Шиизм разделился ещё на множество сект. Когда в 656 г. усилиями шиитов халиф Осман был убит, а на престол был возведён Али, то он был готов на компромисс с омейядами, однако радикалы были против, отделились от Али и создали течение хариджитов (араб. – “восставшие, отделившиеся”) под лозунгами: за социальное равенство, общее владение землёй, справедливый раздел военной добычи, всеобщие выборы халифа.
Когда Али за пьянство и разгульный образ жизни лишил права наследования престола своего старшего сына Исмаила, последний стал лидером хариджитов, что значительно укрепило их позиции. Они провозгласили Исмаила последним законным преемником Мухаммеда и стали называться исмаилитами. Эта секта до сих пор существует в исламе и отличается воинственностью, жёсткой дисциплиной, радикализмом в социальных и религиозных вопросах. Их сейчас около 20 миллионов человек и это один из основных источников международного терроризма. Большинство мусульман даже избегает общения с исмаилитами.
В 664 г. один из хариджитов убил Али и престол вновь захватили Омейяды. Столица арабского халифата была перенесена из Мекки в Дамаск. Шииты несколько раз поднимали восстание, но терпели поражение. В одном из них был убит последний прямой потомок Мухаммеда – Хусейн.
В начале VIII в. в борьбу с Омейядами вступил ещё один род, имеющий связь с Мухаммедом – Аббасиды. Победив, они перенесли столицу в Багдад. При них основная часть мусульман примкнула к течению суннитов. Сунниты отделили систему правоверного исламского богословия (калам) от мусульманского права (шариат). Шариат (араб. – “путь к водопою”), сейчас понимается как правильный религиозный путь.
В IX в. начинается распад халифата на независимые государства: Египет, Тунис, Алжир, Мавританию. Была восстановлена государственность в Средней Азии и Закавказье.
В 935 г. халиф был лишён светской власти, которая перешла в руки эмира. Земельные владения халифов были конфискованы, это означало окончательную ликвидацию Арабского халифата.
Однако у халифата вскоре появился преемник – Османская империя. Она сформировалась на другой этнической основе, но с сохранением религиозной преемственности.
Дело в том, что в середине VI в. н. э. в Алтайских горах и степях Семиречья складывается мощное племенное объединение тюрок, начинает формироваться государственность. В VIII в., поддавшись на пропаганду арабских проповедников, они принимают ислам, а в Х в. начинается их экспансия в западном направлении. Им не составило особого труда завоевать ослабленный внутренними раздорами Арабский халифат. Поскольку правовую основу государственности у них составлял шариат, они легко приняли местную структуру управления: вожди племён стали эмирами, шариат - основой законодательства.
В XIII в. эмир Осман

Date: 2016-07-25; view: 1485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию