Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторный анализ прибыли от продаж.





Проведение факторного анализа позволяет: оценить резервы повышения эффективности производства; наметить управленческие решения по использованию производственных факторов. Источники анализа – данные аналитического бухгалтерского учета, финансовая отчетность. Модель зависимости выглядит так: П = Qобщ * ∑Di (pi – Ci), Di – доля каждого наименования продукции в общей номенклатуре товаров.

Порядок изучения влияния факторов на прибыль: 1)влияние общего объема продаж продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль; 2) влияние структурных сдвигов и удельной прибыли по каждому наименованию продукции на усредненную величину прибыли на единицу продукции; 3) влияние цены продаж и себестоимости на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию.

Основной аналитический способ решения факторной модели – способ абсолютных разниц.

Полученные результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики организации. В модели предполагается увеличение объема продаж связано с ростом расходов, а себестоимость продукции изменяется пропорционально росту или снижению объема выпущенной продукции.

25. Анализ и оценка системы показателей рентабельности коммерческой организации.

Рентабельность – обобщающий показатель, который характеризует эффективность функционирования организации. На данный показатель влияют разнообразные факторы, оценивающие количественную и качественную сторону деятельности организации. Расчеты в основном ведутся по бухгалтерской или чистой прибыли.

Анализ эффективности деятельности предприятия проводится по группам относительных показателей.

1. Расходные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных расходов в процессе деятельности. К таким показателям относятся: 1.1. Рентабельность продукции – рассчитывается как отношение валовой прибыли от продажи к себестоимости реализованной продукции, показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов; 1.2. Рентабельность операционной деятельности – рассчитывается как отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным расходам, показывает, сколько получено прибыли от операционной деятельности с 1 рубля операционных расходов; 1.3. Рентабельность обычной деятельности – показывает, сколько получено прибыли от обычной деятельности с 1 рубля обычных расходов; рентабельность хозяйственной деятельности; 1.4. Коэффициент покрытия производственных расходов рассчитывается как отношение чистого дохода к себестоимости реализованной продукции, показывает на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает производственные расходы; 1.5. Коэффициент окупаемости – рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу, показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода.

2. Ресурсные показатели рентабельности рассчитываются, если необходимо определить доходность ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся: 2.1. Рентабельность предприятия, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов; 2.2. Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала; 2.3. Рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов; 2.4. Коэффициенты покрытия активов, окупаемости активов, покрытия собственного капитала, окупаемости собственного капитала.

3. Доходные показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистой прибыли предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр.

Модели: 1) характеризующая эффективность использования средств производства организации: R = Rпр/(Фе+Кзакроб ср); 2) характеризующая эффективность использования имущества организации: R=рентаб продаж *коэф независ (доля собств капитала в общ стоим акт орг) *оборач собств капит;

 

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), ил и чистой прибыл и от основной деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции(3рп).

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыл и или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

 

26. Анализ рентабельности продаж. Факторный анализ рентабельности коммерческой организации.

Рентабельность продаж (оборота) — отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме полученной выручки (В):

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид (VРПобщ.ф - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении или в нормо-часах; УДi удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении или в нормо-часах, %, Ц – цена, С – себестоимость продукции):

Расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:

 

в том числе:

 

 

27. Оценка уровня операционного рычага.

Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными издержками выражается показателем производственного левериджа (операционного рычага).

По определению В.В.Ковалева, производственный леверидж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска.

Исчисляется уровень производственного левериджа отношением темпов прироста валовой прибыли ( П%) (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении ( VРП%):

Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов.

 

28. Анализ и оценка эффективности использования собственного капитала организации.

Для оценки использования собственного капитала используют показатели: коэффициент оборачиваемости, рентабельность.

▪ Коэффициент оборачиваемости собственного капитала – это отношение выручки от продаж (В) к средней величине собственного капитала за тот же период:

Ко(СОБК) = В / СОБК, СОБК = 0,5 *(СОБКн + СОБКк),

где СОБКн, СОБКк – величина собственного капитала на начало и конец периода. Значение показателя отражает активность организации в использовании денежных ресурсов в производственной и финансовой деятельности, показывает, сколько оборотов за период совершил собственный капитал. Снижение значения показателя в динамике свидетельствует о бездействии части собственных средств.

Для оценки продолжительности одного оборота используем формулу:

То (СОБК) = 360 / Ко(СОБК)

Наиболее распространенным показателем, оценивающим эффективность использования собственного капитала, является рентабельность собственных средств.

▪ Общая рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение балансовой прибыли (ПРБ) к средней за период стоимости собственного капитала (СОБК):

Ро(СОБК) = ПРБ / СОБК

▪ Финансовая рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли организации (ПРЧ) к средней за период стоимости собственного капитала (СОБК): Рэ (СОБК) = ЧПР / СОБК *100 %,

Расчет рентабельности собственного капитала по чистой прибыли обусловлен тем, что чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала. За счет чистой прибыли осуществляются: выплаты дивидендов и процентов акционерам и инвесторам; выплаты процентов по ссудам банков на восполнение недостатка оборотных средств; выплаты на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов; процентов по средствам, взятым в займы у других предприятий и организаций.

Собственный капитал используется эффективно, если темп прироста чистой прибыли (Тпр (ПРЧ)) больше чем темп прироста балансовой прибыли (Тпр (ПРБ)) больше чем темп прироста выручки от продаж (Тпр (В)) и больше чем темп прироста собственного капитала (Тпр(СОБК)).

Используя частные критерии эффективности собственного капитала, можно сформировать обобщенный критерий, который учитывает и оборачиваемость и рентабельность собственного капитала:

ИН(CОБК) = [Ко (СОБК) * Ро(СОБК)* Рэ(СОБК)] 1/3

Увеличение этого показателя в динамике свидетельствует о повышении эффективности использования собственных средств в финансово – хозяйственной деятельности.

▪ Продолжительность оборота финансового цикла организации

Промежуток времени между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей характеризует финансовый цикла организации. В этот период времени денежные средства организации отвлечены из оборота. Продолжительность финансового цикла рассчитывается по формуле:

Т(ФЦ) = То(ПР) +То (ДБЗ) –То(КРЗ) + То (АВ),

где То(АВ) – продолжительность оборота авансов, То(ЗАП) – продолжительность оборота производственных запасов, То(КРЗ) – продолжительность оборота кредиторской задолженности, То(ГПР) – продолжительность оборота готовой продукции, То(ДБЗ) – продолжительность оборота дебиторской задолженности, То(НЗПР) продолжительность оборота незавершенного производства, То (АВ) – продолжительность оборота авансов.

Сокращение продолжительности оборота каждого цикла является положительным фактором, приводит к повышению уровня использования собственных средств. Для сокращения периода времени, в течении которого собственные средства организации изъяты из оборота необходимо уменьшать продолжительность период оборота запасов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности.

 

29. Анализ эффективности привлечения заемного капитала. Эффект финансового рычага.

 

Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага (ЭФР):

где ROA — экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала); Кн — коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли); СП — ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом; ЗК — заемный капитал; СК - собственный капитал.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (ROE) за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

ЭФР состоит из двух компонентов:

разности между рентабельностью совокупного капитала после уплаты налога и ставкой процента за кредиты:

[ROA(1 - Кн) - СП],

плеча финансового рычага: ЗК/СК.

Положительный ЭФР возникает, если ROA(1 - Кн) - СП > 0. Например, рентабельность совокупного капитала после уплаты налога составляет 15 %, в то время как процентная ставка за кредитные ресурсы равна 10 %. Разность между стоимостью заемного и всего капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемного капитала. Если ROA(1 — Кн) - СП < 0, создается отрицательный ЭФР (эффект "дубинки"), в результате чего происходит "проедание" собственного капитала и это может стать причиной банкротства предприятия.

Ситуация несколько изменяется с эффектом финансового рычага, если при исчислении налогооблагаемой прибыли учитывают финансовые расходы по обслуживанию долга. Тогда за счет налоговой экономии реальная ставка процента за кредиты уменьшается по сравнению с контрактной. Она будет равна:

СП (1 — Кн). В таких случаях ЭФР рекомендуется рассчитывать следующим образом:

 

К заемному капиталу относятся следующие обязательства организации:

долгосрочные кредиты банков, т.е. кредиты, полученные на срок более одного года;

долгосрочные займы, т.е. займы, предоставленные заимодавцами (кроме банков) на срок более одного года;

краткосрочные кредиты банков, т.е. кредиты, полученные на срок не более одного года;

краткосрочные займы, т.е. займы, предоставленные займодавцами (кроме банков) на срок не более одного года;

долго- и краткосрочная кредиторская задолженность.

 

30. Анализ эффективности использования оборотных средств организации.

 

Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью. Оборачиваемость средств – это продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Оборачиваемость оботных стредств исчисляется:

продолжительность одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях);

количеством оборотов за отчётный период (коэффициент оборачиваемости).

 

Продолжительность одного оборота в днях Тоб представляет собой следующее отношение:

где Соб – средний остаток оборотных средств за анализируемый период; Т - число дней анализируемого периода; Np - выручка от реализации продукции за анализируемый период.

Средний остаток оборотных средств Соб определяется как средняя хронологическая моментного ряда, исчисляемая по совокупности значений показателя в разные моменты времени.

где - остаток оборотных средств на перове число каждого месяца, руб.; n – число месяцев.

Коэффициент оборачиваемости средств Коб характеризует размер объема выручки от реализации продукции в расчете на один рубль оборотных средств:

Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств, интенсификации процесса производства.

Коэффициент оборачиваемости одновременно показывает число оборотов оборотных средств за анализируемый период и может быть рассчитан делением количества дней анализируемого периода на продолжительность одного оборота в днях:

Коэффициент загрузки средств в обороте Кз характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от реализации продукции (количественный показатель):

где Кз – коэффициент загрузки средств в обороте, руб/руб.

Чем меньше коэффициент загрузки, тем эффективнее используются оборотные средства.

 

Date: 2016-07-25; view: 838; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию