Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное устройство Римской республики V—III вв. до н. э.





Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало

или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной

инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное

собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся

исполнительная власть.

В Риме собирались три вида народных собраний — комиций (от лат. слова comitia — сходка);

до реформ Сервия Туллия в середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по

куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного

собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными

пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в

оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и

создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем, что в V— IV вв. до н. э.

важнейшие проблемы общественной жизни порождались многочисленными войнами,

борьбой патрициев и плебеев, значение куриатных комиций сильно упало и решающее

значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в

которые входили как патриции, так и плебеи.

В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное

значение собрания плебеев по территориальным округам — трибам (римская

территория делилась на 35 территориальных округов —триб, 4 городские и 31 сельскую). По

законам 449 г., а затем 287 г. решения трибутных плебейских комиций признавались

законом, обязательным и для патрициев. Несмотря на известную демократизацию римских

народных собраний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии оказывались

даже самые демократические трибутные комиции. Народное собрание обсуждало только

вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате, т. е. у него не

было права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов народных

собраний: куриатные, центуриатные, трибутные комиции. Их функции не были

разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима,

представленная сенатом и магистратами.

Сенат.

В государственной жизни Рима сенат играл очень большую роль. Ни один

законопроект не поступал на рассмотрение народного собрания, если его

предварительно не обсудил сенат. Мало того, закон, принятый на народном собрании,

становился законом лишь после одобрения его сенатом. Сенат, таким образом,

контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него

направлении. Избранные на должность магистраты отчитывались в своих действиях перед

сенатом и тем самым целиком зависели от его воли. С IV в. до н. э. состав сената стал

пополняться из отслуживших свой срок магистратов, которые после сложения своих

полномочий включались в сенатский список. Сенат был оплотом римской олигархии.

Государственные органы Римской республики III—II вв. до н. э.

Магистратуры.

В Риме не было постоянного чиновнического аппарата, вся исполнительная власть

принадлежала выборным должностным лицам — магистратам. Такими

магистратами были консулы, преторы, эдилы, квесторы, избиравшиеся на один год.

Выборы происходили за 3 —4 месяца до вступления новых магистратов в свои должности.Система римских республиканских магистратур сложилась не сразу после изгнания последнего царя, а создавалась постепенно. Предполагают, что в первые годы Республики во главе исполнительной власти стоял один высший магистрат (должностное лицо) — претор (идущий впереди), которому помогал заместитель — квестор. После первого ухода плебеев на Священную гору были созданы должности народных трибунов и плебейских эдилов, их помощников. Однако существование единоличного главы исполнительной власти в лице претора казалось опасным, так как создавало возможность захвата власти с его стороны и возвращения ненавистной монархии. Поэтому в середине V в. вместо одного высшего магистрата стали выбирать двух, которые пользовались одинаковой властью и управляли совместно. Они должны были советоваться друг с другом и были названы консулами (от consulo — совещаюсь). Позже были созданы новые должности цензоров, выбиравшихся по 2 человека один раз в пять лет на 18 месяцев. Цензоров выбирали из бывших консулов. Они должны были распределить римских граждан по имущественным классам и, проверив, составить новый список сенаторов. Преторам же была передана судебная власть. В законченном виде система римских магистратур сложилась лишь ко второй половине IV в. до н. э.


По римской конституции все магистратуры были коллегиальными (2 консула, 2

претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора), ежегодно переизбираемыми и неоплачиваемыми. Выполнение обязанностей магистрата считалось не работой, а почетом (honor) и поэтому было безвозмездным. Отсутствие вознаграждения делало невозможным для рядовых римских граждан занимать магистратурные должности. Напротив, для избрания и отправления государственной должности нужно было затратить много собственных денег на содержание при себе штата писцов, глашатаев, охраны, низших служащих и т. д., так как постоянного государственного аппарата не было. Поэтому магистратом мог быть избран только богатый человек. Во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к судебной ответственности или смещен. Высшими магистратами считались цензоры, консулы и преторы.

Консулы командовали армией, осуществляли высшую гражданскую власть, в то

время как преторы отправляли судебную власть. Народные трибуны обладали правом

«вето» в отношении решений магистратов, могли вносить законопроекты, созывать

трибутные комиций, имели право даже арестовать магистрата и опротестовать решение

сената. Личность народного трибуна признавалась священной и неприкосновенной

(sacrosanctus). Всякий, кто оскорблял трибуна — хотя бы словами,— подлежал смерти. Власть народного трибуна была очень велика, но их было 10, и они могли обратить свою власть друг против друга, например используя право «вето», и тем самым нейтрализовать действия своих коллег. К тому же власть трибуна ограничивалась только чертой города Рима.

Обязанностями эдилов были наблюдение за порядком в городе, городское

благоустройство, забота о продовольствии, устройство общественных игр. Квесторы заведовали казной, вели финансовые книги, они сопровождали консулов в военных походах, распоряжались продажей пленных и военной добычи.

В случае чрезвычайных обстоятельств (тяжелая война, опасные восстания или уход плебеев

из Рима) назначался единоличный диктатор (dictator) и его заместитель, так называемый

начальник конницы (magister eguitum), которому подчинялись все должностные лица, но

диктатор не мог оставаться у власти больше 6 месяцев.

Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в

Римской республике, которая получила 1ярко выраженный аристократический характер.

 







Date: 2016-07-25; view: 435; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию