Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бердяев, признавая важность этой проблемы, исследует ее на широком историческом материале, показывая, как Русская идея становилась духовным стержнем русской национальной культуры.





Социология марксизма в России была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и так называемый «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии экономической закономерности перехода от частной к общественной собственности и выяснении ее сущности. Основные положения марксизма заключаются в следующем:

  • политические взгляды и социальные отношения общества строятся на основе (базисе) общественно-экономических отношений;
  • экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику;
  • государство — продукт классовых противоречий, а поэтому выступает в защиту господствующего класса. Вместе с исчезновением классов исчезнет и государство.

Основные социологические воззрения Ленина, приверженца и распространителя идей марксизма на русской почве, изложены в целом ряде его работ, среди которых наиболее цельными в этом смысле считаются «Развитие капитализма в России», «Государство и революция», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» и др.

Так, в полемике с журналом «Русское богатство», который, по выражению Ленина, открыл поход против социал-демократов, Ленин, полемизируя с Михайловским, с одной стороны, отстаивает марксистскую концепцию материалистического понимания истории, называя идею материализма в социологии гениальной, так как она способствовала возведению социологии в «степень науки». С другой, — критикуя всю предшествующую социологию, он подчеркивает ее слабость, а именно субъективизм, то есть неспособность отличать в сложной сети общественных влияний важные и неважные явления, что служит, по его мнению, корнем субъективизма в социологии.

«Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как ни на чем не связанные, случайные, Богом созданные и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними, так и Маркс положил конец воззрению на общество как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или все равно по воле общества и правительства), возникающие и изменяющиеся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие обше- ственно-экономической формации как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс».

Социология, по мнению Ленина, должна заключаться не в утопии, рассуждениях об обществе вообще и прогрессе вообще, а в том, чтобы критический анализ ее сводился к сопоставлению одних фактов с другими, а не к сопоставлению идей или идей и фактов. Опыт истории показывает, что социальные организмы так же глубоко разнятся друг с другом, как и организмы животных и растений, поэтому научное исследование должно как раз в том и состоять, чтобы выяснить те особые (исторические) законы, которые регулируют социальное движение и развитие разных форм в разные эпохи.

Анархизм

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом и экономистом Пьером Прудоном. Виднейшими представителями анархизма были русские революционерыМихаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921).

На пути социального прогресса, считал Бакунин, стоят три препятствия, уничтожив которые в едином революционном порыве «сегодня на завтра», можно построить новое общество, свободное от пороков прошлого: во-первых, это — государство, которое, будучи исторически оправданным на определенных этапах истории, превратилось в тормоз, выродившись в орган подавления и насилия; на смену этому монстру должно прийти народное самоуправление; во-вторых, это — религия, ложное сознание, уводящее народ в область несбыточных мечтаний и грез, отвращая его от стремления строить земную, лучшую жизнь, свободную от бесправия и насилия; религиозное миросозерцание должно быть заменено научным, кото- рос в состоянии постигать мир и давать ответы на животрепещущие вопросы; наконец, в-третьих, это — частная собственность, источник всех бед и страданий; ей на смену должна прийти свободная ассоциация производителей.

Выступая за социализм, Бакунин критиковал сторонников Маркса, предупреждая, что «ученые коммунисты», «доктринальные революционеры», заполучив государственную власть, попытаются уложить жизнь будущих поколений в прокрустово ложе своего социального идеала. «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками». Бакунин пророчествовал о том, что реализация идей диктатуры пролетариата как представительной демократии на основе всеобщего избирательного права неизбежно выльется в деспотическое управление массами со стороны «незначительной горстки привилегированных избранных и даже неизбранных лиц».

Анархизм XIX в. подразделялся на два основных направления — анархизм-индивидуализм, представителем которого и был Бакунин, и анархизм-коллективизм. Кропоткин был представителем второго течения, развив его в анархизм-коммунизм. Он резко критиковал буржуазное общество, говоря о необходимости его революционного преодоления и утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя, построенного на основополагающих принципах отношений взаимопомощи и гуманизма. Закон взаимопомощи, согласно Кропоткину, «работает» на всех этапах исторического развития, однако формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи. Учреждения капитализма, его государственные институты не соответствуют началам взаимопомощи, в связи с чем необходимо основные факторы прогрессивной эволюции привести в соответствие с формой организации общественной жизни.

Представителем экономического направления русской социологии был Петр Бернгардович Струве (1870- 1944), чьи работы и в настоящее время входят в обязательный курс изучения в Оксфорде. Струве одним из первых обратил внимание на социальную дифференциацию общества. Он выделил четкую взаимосвязь экономического и социального развития, указав в то же время, что эти сферы общественной жизни не могут реформироваться одновременно и параллельно. Струве считал, что развитие капитализма должно привести к появлению широкого среднего класса, усовершенствованию системы образования, развитию промышленности и, в конце концов, к определенной социальной уравновешенности общества. Диктатура же пролетариата приведет к пагубным последствиям.

Виднейшим представителем исторической шкоды (направления) русской социологии был Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885). Основная заслуга этого ученого — обоснование и развитие теории культурно-исторических типов. В соответствии с ней каждое общество (цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит следующие обязательные стадии: возникновение — возмужание — дряхление — гибель.

Date: 2016-07-25; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию