Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плоскостная форма и обьем в иконе.





Сферы, плоскости, поля – единое композиционное целое – это жизненное пространство иконы.

Как сфера соотносится с плоскостью в иконе?

Сфера – отражение реального бытия. Это мир, имеющий свою внутреннюю автономию, свои формы жизни, качества и свойства; и сферы на иконе не растворяются друг в друге и не размывают своих границ. Сферы сосуществуют и взаимопроникают друг в друга. Можно сказать, что сферы – это ступени бытия по отношению к началу источника и цели бытия – Божественному свету.

Что же касается плоскостей в иконе, то это форма широкого охвата и диапазона видения, это – соединенные воедино углы зрения. Изображение как бы рассматривается одновременно с нескольких позиций и получает внепространственную глубину. В этом отношении плоскости можно сравнивать с инженерным чертежом или с анатомическим атласом духа. Плоскости – это видение вне прямой иллюзорной перспективы, зависящей от строения глаза; это – видение духом, некое предугадывание будущего видения, когда внешнее станет как внутреннее, а внутреннее как внешнее.

Сферы дают возможность почувствовать бесконечность и вечность не как безграничную протяженность пространства и времени, а как новую форму бытия, в то же время не как статику, а как динамичное состояние, как вечное устремление к Богу, как совершенство, которое не имеет завершения и конца. Вне иконы сферы переходят в одноплановость и часто подменяются «сценами», т.е. последовательным развертыванием событий».

«Икона – это возможность видеть духовное через материальные формы и общаться с невидимым».

Единая линия, присутствие сфер, плоскостей и полей делают невозможным повторение иконы. Напротив, икона, созданная в одном русле канона с точным соблюдением иконописных традиций и правил, всегда новая и неповторимая.

Обычно сферы указывают на события, происходящие в двух мирах – небесном и земном, духовном и материальном, вечном и временном; сферы могут также указывать на степени преображения.

Присутствие нескольких плоскостей в сложной композиции иконы дает возможность выделить и обособить каждую личность как бы в отдельную икону и через обращенность каждого святого к Богу показать их внутреннее единение. Без этого сложная композиция может превратиться только в графический аналог рассказа, а множественность – в групповое изображение.

Сферы и плоскости дают возможность увидеть в иконе ее объединяющий энергетический центр, к которому обращены, как радиусы, все линии иконы.

Картина смотрит из прошлого в настоящее. Икона – это образ будущего века, преображения мира, поэтому она смотрит из будущего в настоящее. Фактор жизненности, единства, действительности и целостности иконы один – благодать Божия.

Икона не имеет границ. В иконе может существовать несколько сфер, особенно в иконе со сложной композицией, но и в одной сфере могут присутствовать проникающие и пребывающие друг в друге планы.

В иконе вместо объемности – ритм, точнее ряд совмещенных друг с другом плоскостей, то проникающих одна в другую, то граничпщих друг с другом, то разделяющих икону на категориальные сферы, где земное, временное и вечное видится в их неслитном времени. Икона бесконечно далека и бесконечно близка. Здесь другая дистанция – духовное состояние созерцающего икону.

В иконе почти нет прямой перспективы, но это не делает икону статичной и плоской. Надо разделить икону на мысленные сферы, которые заменяют перспективу. Один отказ от прямой перспективы, без видения сфер, недостаточен: такая икона будет лишена композиционного совершенства, центростремительного движения и сферического полета.

Сферы и пересекающиеся плоскости могут быть очерчены, а могут только подразумеваться. Окружность, в том числе эллипс, является лучшим выражением поля динамических сфер, застывших во внутреннем полете.

Эти сферы из царства невидимого. Связав икону с этим царством, она вновь исчезает в невидимом, как звук частого колебания, не прекращаясь, становится недоступным для восприятия человека.

Через телесные формы иконных изображений, как сквозь прозрачный кристалл, сияет их дух «…единственное ценное в мире – это преображенный благодатью человек».

МЫСЛЬ В ЛИНИИ.

Итак, художник, рисуя, строит, анализирует, размышляет, творит. И все это выражается посредством линии, т.к. она – основа рисунка.

Линия открывает образ мышления человека, его мировосприятие, выявляет его способность к рассуждению, его индивидуальность. Линия открывает образ мышления человека, его мировосприятие, выявляет его способность к рассуждению, его индивидуальность. Линия обнаруживает характер человека, его собранность, сосредоточенность или, наоборот,– рассеянность, небрежность, его понимание сути вещей или непонимание, его ревность и заботу о врученном Богом таланте или равнодушие к нему, или к его труду; также линия говорит о способности художника к созерцанию или обнаруживает хаотичность его мышления, чувственность или бесстрастие, влечение к земному или к горнему. Обо всем расскажет линия.


Икона есть образ нетленного бытия – неземного преображенного мира. Поэтому и характер иконных линий должен быть бесстрастен, мирен и четко выверен. А поскольку художник воздействует на мир движением или линией, как мы отмечали выше, следовательно, приступая к иконописанию, он должен тоже стремиться к мирному, бесстрастному внутреннему укладу, к преображению ветхого человека. Будем избегать всего нечистого, страстного, плотяного, тленного; исключим поспешность и небрежность в работе, даже второстепенной. Приобретем страх Божий и премудрость Божию, тогда откроются духовные очи, и мы будем способны созерцать красоту Божьего горнего мира и изображать ее. В этом путь иконописца к мастерству и спасению души.

Свт. Григорий Богослов:

«Итак, братия, не будем святого совершать нечисто, высокого низко, честного – бесчестно, и, кратко сказать, духовного – по-земному».

В древние времена для иконописца самым важным были святость жизни и мистическая интуиция (способность воспринимать духовный мир), а уже затем – мастерство. Соединенные вместе, они создают то, что в миру называется гениальностью, а в Церкви – прозрением.

Так взглянем на западную средневековую религиозную живопись и иконопись восточной Церкви. И отметим, где чувственность и сиюминутность восприятия, а где бесстрастность, покой, дыхание вечного бытия; где земная плотская радость, а где небесная; где, наконец, изображение Горнего мира и преображенного творения Божия, а где мир дольний и плотяность земной твари.

Проанализируем и приемы изображения тех и других, характер и систему построения линий, которые организуют форму и пространство, т.е. композиционные линии.

Далее проводится сравнительный показ репродукций церковного художественного искусства Восточной и Западной Церкви XV и XVI вв.:

Восток: Запад:

Византийская школа Леонардо да Винчи

Московская школа Рафаэль

Новгородская школа Джотто

Школа прп.Андрея Рублева Чезаре

Дионисий Филиппо Липпи

Псков Грюневальд

 

ЛИНИЯ В МАТЕРИАЛАХ.

В зависимости от поставленной задачи какого-либо изображения выбирается и материал для выполнения задуманного, также подбирается инструмент и красящее вещество. Каждый материал имеет свои свойства, которые необходимо изучить, чтобы наиболее полно и удобно использовать в работе над иконой весь арсенал допустимых средств изображения.

Для этого мы можем использовать:

уголь, сангина, соус, сажа, сепия, графит, различные мелки, акварель, темпера, тушь, чернила;

перо (металлическое и гусиное), кисть (белка, соболь, колонок), рапитограф, рейсфедер, маркер, шарик, игла, палочка, палец и т.д.

Привести примеры.







Date: 2016-07-25; view: 365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию