Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послание иконописцу прп. Иосифа волоцкого.





1. Хранить неповрежденную и чистую веру по обетам Св.Крещения.

2. Прежде всего «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем умом и крепостию и помышлением», и да не отлучит тебя от любви Его ни живот, ни смерть, ни настоящая, ни грядущая». И

3. все свои обычаи и привычки, и дела направь на то, чтобы угодное творить, и

4. будь праведен, мудр, печальным утешитель, нищим кормитель, странным приемник, обидимым защитник, умилен к Богу, приветлив к людям, терпелив в напастях, никому не досаждающ, щедр, милостив, в ответах добр, кроток, нетщеславен, нелицемерен, будь чадо Евангелия, сын (дщерь) Воскресения, наследница жизни, не люби богатства, никого не осуждай, часто молись, будь скорбен в грехах, весел о Боге, алчущ и жаждущ, будь мирен, до земли склоняясь, ум же к небесам простирая.

5. Шаг имей кроток, голос умерен, речи благочинны, пищу и питие воздержанны.

6. При старших молчи, мудрых слушайся, высшим повинуйся, к равным и низшим имей любовь нелицемерную, от злых, плотских и плоть любящих удаляйся. Говори мало, больше размышляй, не дерзи словом, не излишествуй в беседах, не будь скор на смех, украшайся стыдливостью.

7. Рукам давай работу, всех благодари, в скорбях будь терпелив, перед всеми смиряйся, храни сердце от лукавых помыслов.

8. Не интересуйся жизнью ленивых, но подражай житию святых.

9. Сорадуйся добродетельным, а не завидуй им, плачь с согрешающими, а не осуждай их: у них есть свой Судья. Не позорь обращающагося от греха, себя же никогда не оправдывай, исповедуй себя грешником перед Богом и людьми, лести не принимай, ни на кого не клевещи и не злорадствуй, слушая клевету.

10. Не давай овладеть тобою ярости или похоти, не гневайся напрасно на ближнего, не держи ни на кого зла, желая злом за зло воздавать.

11. Терпи укоры, но не укоряй. Терпи удары, а не бей. Будь обижен, но не обижай.

12. Прежде всего воздерживайся от бесед с другим полом, от пития вина: вино и другой пол даже разумных делает отступниками.

13. Исполняя заповеди Господни, не унывай, но ожидай от Бога награды и похвалы и желай жизни вечной.

14. Наказывай бесчинных, служи больным, от еретиков отвращайся, запрещенные отцами книг не читай.

15. Желай благ небесных, земных же не ищи.

16. Стань юродивым для мудрости мира сего, а умудрись Христу.

17. Пока ты во плоти, не оставляй подвига.

18. Будь скорбен и весел, печален и радостен, скорбен и печален будь по смиренному житию, радостям же земным не прилепляйся. Весел же и радостен будь вопреки искушениям бесовским и душой радуйся о Господе. Прилепись к Господу всей душой с верой и любовью, да не обольстит тебя своими приманками мир сей.

19. Поработи тело, а душу освободи; и не давайпослабления телу: это плоть, которая от уступок начинает буйствовать.

20. Отдайся всем скорбям в жизни сей, чтобы во время оно всякой радости исполниться: житие наше и торг. Посему низложи временное и прими вечное. Прежде вечного покоя не успокаивайся, прежде получения небесных благ земными не насыщайся.

21. Уста имей молчаливые, а сердце осмотрительное. Имей ключ – страх Божий, - который пусть то отверзает твои уста, то затворяет. Потребное замечай, потребное говори. Когда спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй, чтобы твой язык, поощряемый дерзостью сердца, не ранил кого-нибудь. Но да предупреждает все слова твои – слово утешения, приобретая тебе любовь ближнего. Беседуй со светлым лицом, чтобы радостен был и твой собеседник. Беседуя с нищим, смотри, не оскорби его: бесчестящий нищего прогневляет Сотворившего его.

22. Всякому, созданному по образу Божию, не стыдись поклониться.

23. Алчущего накорми, жаждущего напои, как Сам Господь повелел. Нагого одень, странника прими, больного посети, в темницу пойди, узнай беду узников и подай им по потребности, и поскорби и воздохни, и поплачь с ними, ибо многие из них из-за одного греха только страдают, мы же, всем согрешающие, питаемся и благоденствуем.

24. Найди человека, боящегося Бога, и, всеми силами служа ему, прилепись к нему душой и телом. Если обрел ты такого человека, то уже не должно быть места скорби: ты обрел ключ от Царствия Небесного. Последуй ему во всем, внимай его поучениям и угождай ему.

25. Имей своим тихим пристанищем монастыри и дома святых, и к ним прибегай, поскорби с ними и подай утешение в нищете их. Дай малое – прими вечное.

2.3. НАСТАВЛЕНИЯ ИКОНОПИСЦУ.

 

Архимандрит Рафаил (Карелин):

 

Иконописец должен всегда чувствовать свою греховность и недостоинство, видеть недостаточность своего мастерства, то, что мешает благодати Божией действовать в нем и через него.

Человек получает от Бога то, что он может воспринять: по засоренному каналу вода будет сочиться по каплям, хотя бы он был соединен с огромной рекой.

Пребывание в Церкви, мистическая одаренность, художественная способность и мастерство, и самое главное – присутствие благодати в сердце, дает иконописцу возможность различать и отделять священное от несвященного, свое (церковное) от чужого, истину от лжи. Царь Соломон пишет: «Пей воду из твоего водоема, текущего из твоего колодца». Иконописец не только пьет, но черпает из колодца и дает эту воду другим.

Неусыпно совершенствуясь в исправлении и святости жизни своей, иконописец должен стараться приобресть такие познания, которые могут способствовать возвыситься до идеала, требуемого иконописанием. Для сей цели иконописец имеет нужду, осв я щаясь прилежным чтением Св.Писания, жизнеописаний людей, благоугодивших Богу своею жизнью, Исторических Церковных памятников, изучать, размышляя, те места Писаний, которые могут быть предметом иконописания. Но, чтобы при чтении житий Святых, и особенно Св.Писания, по неопытности не уклониться в мысли, несообразные с сущностью предмета, иконописцу должно иметь общение с благочестивыми людьми, особенно из духовного звания, чтобы их суждениями о предметах веры и истории Христианской мог он поверить свой образ мыслей, разумение Св. Писания и Церковных книг. В противном случае иконописец, при всем своем искусстве, не избежит погрешностей, станет олицетворять свою мечту, а не существенность, или, подражая другим, будет повторять их ошибки и погрешности.

Первое падение иконописца и превращение иконы в картину религиозного содержания – это подмена духовного уровня душевным. Здесь единство иконописца с духом молитвы и созерцания подменяется единством с душевным настроением.

Музыка душевных ритмов может быть по-своему красива и гармонична. Мир часто называет ее духовной, но молящееся сердце почувствует в ней фальшь, сентиментальность, лиричность, самолюбование, чувственную плаксивость, тонкий запах тления. Полем такой иконы является поле человеческой страсти.

Иконописец передает не свое «помышление», а «повествование о созерцаемом», т.е. фактическое знание,– то, что видел хотя и не он сам, но верный свидетель тому /древний мастер-исихаст/. Для того, чтобы принять и передать полученное свидетельство, иконописец должен не только верить в его подлинность, но и быть участником той жизни, которой жил свидетель откровения, идти с ним одним путем, т. е. быть членом тела Церкви. Отсюда необходимость постоянного участия в жизни Церкви; отсюда же и моральные требования, предъявляемые Церковью к иконописцам.

Личность иконописца должна смириться перед изображаемым. От него требуется такое отношение к изображаемому предмету, как у Предтечи Иоанна Крестителя к Христу Спасителю «ему должно расти, а мне умаляться».

 

§ Иконописец становится или аскетом, или лжецом – третьего пути нет.

 

 

Анатолий Мартыновский. «О иконописании».

 

Иконописец для приближения к понятию зрителей изображаемых своею кистью предметов мира духовного вынужден заимствовать черты и краски из круга предметов видимой природы, т. е. подражать ей. Не потому, что, как заметил еще Святой Афанасий, «все толкуют, что всякое искусство есть подражание природе», но потому, что без сего подобия иконописец не в состоянии олицетворить своего идеала.

Природа, как некто справедливо сказал, хороша, когда ее умоют, в ней есть такие общие черты красоты и величия, из коих одни доставляют чистое безмятежное удовольствие, другие проникают нас благоговением к премудрости и благости Всемогущего и возносят наш дух в область мира беспредельного, вечного. Долг иконописца избирать в видимой природе черты и краски, подмечать свет и тени такие, которые могли бы сообщать взирающим на произведения его кисти сколь возможно близкие понятия о предметах мира духовного, и в чертах плотских, видимых проявлять духовное, невидимое.

Мало сего, восхищаясь созерцанием природы, иконописец как служитель Евангелия ни на одно мгновение не должен забывать, что грехопадением первобытных наших прародителей не только повреждена человеческая природа, но и вся тварь, по выражению Апостола Павла, подверглась суете, а посему, то что по духу мира сего может почесться красотою и величием, по духу Евангелия будет отвратительно и низко. Наш Язык недаром для означения красоты, приличной святым, имеет особенные выражения: Святолепность, Святолепный, Боголепный, Боголепно и т.п.

Десятина.

Милостыня наша и молитва да станут пред Богом! Покаяние наше пусть поднимется до облаков, стенание пусть приблизиться к небесам! Послужим Господу со страхом и трепетом, потерпим все скорби и печали, дабы насладиться благ, которые обещал Господь любящим Его. Ибо перечисленные нами заповеди суть свет и жизнь, и от тебя зависит – творить их или пренебречь ими. А потому непрестанно поучайся сим заповедям и не отступай от них. Сие же малое слово запиши в сердце своем и обвяжи им шею свою: оно введет в жизнь вечную хотящих шествовать по тому вожделенному пути, которым шли все святые, Христу угодившие и Ему Одному послужившие, да восстав от мертвых, вечно ликует со ангелами блаженный и нерушимый их лик. Аминь.

 

Требования, предъявляемые иконописцу:

 

1. Правоверие.

2. Воцерковленность (участие в таинствах Церковных).

3. Строгое соблюдение постов, ежедневное исполнение молитвенного правила. Без молитвы и поста иконописание есть лжесвидетельство.

4. Писание икон по иконописным канонам, установленным святой Матерью-Церковью.

5. Использование прочные материалы для изображения священных ликов.

6. Неразрывность святости иконы, жизни и творчества.

 

Запреты:

1. Неблаголепное житие.

2. Приступать к иконописи при отсутствии дарования.

3. Приступать к иконописи без благословения.

4. Греховное занятие другим трудом в целях обогащения.

 

Главный критерий иконописца надмирность образа. Созданная для молитвы икона призвана возводить души в мир горний и являть этот горний мир нам.

 

Талант – это дар Божий.

 

ТРУД ИКОНОПИСЦА.

!!! Служение иконописца имеет много общего со служением священнослужителя.

Иконописание – священное делание, сокровенное таинство, приступать к нему можно только очистившись, стремясь к духовному устроению. Это «умное телесное делание».

Икона может быть технически совершенна, но духовно стоять на низком уровне; и, наоборот, есть иконы, написанные примитивно, но очень высокого духовного уровня.

 

3.1. ВЫПИСКА ИЗ КОРМЧЕЙ КНИГИ (Сидора Пилусийского).

 

Глава о том, еже кроме святых икон правоверному иконописцу изуграфу ничтоже писати.

· Аще кто на таковое дело святое, еже есть иконное воображение, всяко сподобится искусен быти, тогда не подобает ему кроме святых воображении ничто же начертавати, рекше вообразити, еже есть на глумление человеком: ни зверска образа, ни змиева, ниже ино что от плежущих, или рода гмышевеска, кроме где любо в прилучившихся деяниях, якоже есть удобно и подобно.

Глава 127. О том, на коих вещех писати и воображати святые иконы, и на коих не писати.

· Писати св. иконы и воображати, якоже на седмом соборе святии и богоносные отцы повелеша, на всяком древе, и камени, и на столпех и на стенах, и на сосудах церковных, иже суть крепцы существом сиречь вещию. А на стекле святых икон не писати и не воображати, понеже сия сокрушительна есть вещь.

О том, еже святых икон не отягчати ценою сребра.

· Подобает же и се ведати честным изуграфом, рекше иконописцем. Иже аще благоговейно жительство имать, к тому же истоваго и изряднаго подобия воображению от древних богомудрых изуграфов подражати сподобился еси, к тому же и ценою сребра да не отягчит святыя иконы, но доволен будет от имущаго прияти, на пищу, и одежду, и на рукоделие шаровнаго* запасцу.

О том, еже не оскудити изуграфа.

· Тако же и всякому правоверному християнину имущему веру, написати коего любы святый образ, подобает ему неоскудно удоволити честнаго изуграфа, якоже должно и удобно, да не стужает о неких нужных потребах нань.

3.2. ИЗ ВЫПИСКИ ФЕОДОСИЯ ПУСТЫННИКА.

 

Божественная служба иконное воображение от святых апостол начало прият, подобает священнику и иконописцу чистым или женитися и по закону жити, понеже священник служа божественными словесы составляет плоть, ей же мы причащаемся во оставление грехов. И иконописец вместо вместо словес начертает и воображает плоть и оживляет, им же мы поклоняемся первообразных ради любве державне, а не служебне.

 

4. МАСТЕРСКАЯ ИКОНОПИСЦА.*

Господь сказал: «Войди в клеть свою, закрой дверь и помолись там Богу в тайне ».

Мастерская иконописца должна быть похожа на келью, где все располагает к молитве. В ней, кроме икон и необходимых принадлежностей для работы, не следует иметь никаких посторонних вещей – того, что отвлекает и рассеивает внимание. Даже беспорядочно брошенные кисти и краски являются нежелательным раздражителем для ума иконописца. Он должен быть сосредоточен, как во время Богослужения. Закрывая за собой дверь мастерской, иконописец должен закрыть двери от мира и отряхнуть – как грязь с порога – мирские заботы.

Не всех людей следует впускать в мастерскую иконописца. Присутствие чужого духа, даже следы его пребывания, вызывают чувство тяжести, скованности и духовной пустоты.

 

 

 
 


*Архимандрит Рафаил (Карелин).

 

Date: 2016-07-25; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию