Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановление Стоглавого Собора 1551г от РХ, гл.43.





Изображать иконы Господа Иисуса Христа, а также Божией Матери и угодников Божиих с великим тщанием и благоговением, подобно тому, как то делал прп.Андрей Рублев.

Здесь же был введен церковный запрет на изображение Бога Отца в виде старца «Ветхого Денми», которое лишь искажало в своей упрощенности непостижимый и ни с чем не сравнимый образ Творца, никогда и никому, в силу нашей падшей природы, не являвшему Себя во всей Своей полноте.

По церковному преданию,

 
 


на иконе не изображается естество и человеческая природа,

А изображается ипостась.

Прп. Феодр Студит:

Почитание иконы Христа основано на учении святых Отцов Церкви. Если иконопочитание уничтожается, то уничтожается вместе с этим и Домостроительство Христа. И если не воздается поклонение иконе, то нет поклонения и Христу.

Да избавит нас от этого Господь наш Иисус Христос!!!

ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН.

Поскольку предназначение иконы высоко, и непостижимо изобразить непостижимое, сверхъестественное, надмирное, то и ее язык, иконописные формы, каноны также неотмирны и не поддаются каким-либо земным меркам.

Иконопись есть часть жизни Церкви. И Церковь выражает в образе – иконе свое учение, богословие, духовный опыт отцов и учителей Церкви – как молитву, дыхание жизни сокровенной. Поэтому веками Церковь Христова вырабатывала художественные формы иконы, приближенные насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному миру, с другой стороны. Такой художественный опыт соборного церковного разума запечатлен в особых книгах, называемыми «Иконописными подлинниками», а также, конечно, и в древних иконах, написанных по церковным канонам. Поэтому учиться и совершенствоваться иконописи нужно только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в строгих выверенных канонах.

 

«Иконописание* является одновременно подвигом искусства и подвигом религиозным, полным молитвенно-аскетического напряжения (почему Церковь и знает особый лик святых – иконописцев, в лице которых тем самым канонизируется и искусство как путь спасения). Отсюда следует и еще одна черта иконописи. Как церковное искусство, оно живет не только в общей традиции искусства, но и в церковном предании, которое выражается в иконном каноне. Что же такое этот канон?

Канон – это драгоценный многовековой опыт всей Восточной Церкви, опыт духовного видения и передачи его в изображении. Канон не сковывает иконописца, а дает ему свободу. От чего? От сомнений, от опасности разрыва между содержанием и формой, оттого, что мы назвали бы «ложью на святого».

Присущие иконе условности – плоскостность изображения в двухмерном пространстве и, так называемая, обратная перспектива изображения.

Как известно, перспектива линейная имеет точку схода всех линий на картине. Суть обратной перспективы в том, что эта точка находится перед иконой, примерно в том месте, где молящийся человек. Силовые линии Божественной энергии, исходящие от иконы, концентрируются в душе молящегося, и он становится как бы центром мироздания, средоточием Замысла о мире.

*Сергий Булгаков. «Икона, ее содержание и границы.

Важна и значительна последовательность создания иконы, этапы иконописания – от заготовки дерева для иконы и до покрытия её защитным слоем.

Икона пишется так, как Бог создал мир. Этому вторят этапы иконописания. Поэтому традиция создания иконы неприкосновенна, как Литургическое служение.

В иконе используются природные, созданные Божественной премудростью кристаллы и минералы для красок. Такие краски, храня кристаллическую структуру, создают чувство внутреннего объема и жизни, глаз человека как бы успокаивается.

Химическая краска не создает внутренних глубин и емкостей, она плоска и поэтому воспринимается как нечто мертвенное, такие краски вызывают утомление душевного и физического характера.

Человеческий глаз приспособлен к определенным цветам и их сочетаниям, которые находятся в окружающей среде – природе. Кроме того, каждое вещество имеет свое измерение, свое воздействие на человека. Синтетические краски обладают тем угнетающим воздействием, которое условно можно назвать «ядовитостью». В этом отношении они похожи на нитраты, которые принимает с пищей современный человек или на звуки рок-музыки, которые разрушительно действуют на психобиологические ритмы человеческого организма.

Синтетические краски оказывают раздражающее воздействие на сосредоточенно молящегося человека. У человека есть защитные системы, которые стараются создать фильтр для чуждых вредных внешних воздействий. Поэтому в глубине человеческой психики возникают как бы два подводных течения: одно воспринимает икону как звено между душой и духовным миром, а другое отталкивает от себя икону, как носителя чуждых душе красок-раздражителей. Здесь молитвенный контакт становится ущербным.

В то же время, «иконописание далеко не безлично, потому что следование традиции не связывает творческих сил иконописца, индивидуальность которого проявляется как в композиции, так и в цвете, но личное здесь проводится гораздо тоньше, чем в других искусствах, и потому часто ускользает от поверхностного взгляда.

Уже давно отмечался факт отсутствия одинаковых икон. Действительно, среди икон на одну и ту же тему, несмотря порой на их исключительную близость, мы никогда не встречаем двух икон, которые были бы абсолютно тождественны (за исключением случаев нарочитого копирования в позднейшее время). Делаются не копии икон, а списки с них, т. е. свободное, творческое их переложение.* (Настольная книга священника, Т.4, с. 194. М, 83).

Жизнь Церкви никогда не исчерпывается прошлым, она имеет настоящее и будущее, и всегда равно движима Духом Святым. Природа искусства есть творческая свобода, а не копирование. Возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения. Прославление новых святых приносит новые иконы. Прославление новых чудотворных икон, не имевших дотоле известности и распространения, духовные видения и откровения, засвидетельствованные в иконе, возможны были раньше, они возможны и теперь, и будут впредь.

Запретить новые иконы означало бы просто умертвить иконопись (и косвенно поощрить либо идолопоклонническое, либо ремесленное отношение к иконе). Старые иконы неизбежно пишутся всегда по-новому. Иконописный канон не есть внешний закон, он творчески живет, непрестанно обновляясь и обогащаясь в этом обновлении. Так же живет и иконописный подлинник.

Канон имеет еще значение для соблюдения того аскетизма в иконном изображении, которому противоречит натурализм. В иконе не должно быть ничего действующего на чувственность или даже только вызывающего образы чувственного мира. Хотя икона есть мыслеобраз мира и человека, но он берется настолько за-мирно, что иконное изображение для чувственного восприятия оказывается абстрактно-схематичным, засушенным, мертвым. В нем не слышится голосов этого мира и нет его ароматов. Это не мешает, а вернее даже содействует идеальному реализму иконы, а так же и высокой художественности ее символики, композиции, ритма, красок. ** (Сергий Булгаков).

 

Православная иконопись – это часть Церковного Предания. Нарушение канонов иконописи или отказ от них может привести к ошибкам, которые имеют влияние на духовную жизнь человека:

1. Мечтательность – это уход от молитвы в мир своих собственных грез.

2. Странное чувство – иногда неосознанное, скрытое под душевным возбуждением, восторгом или экзальтацией.

3. Икона не должна служить иллюстрацией какого-либо Библейского события. Человек при этом не молится, а рассматривает или заучивает урок.

 

§ Как бы ни был талантлив художник, если он игнорирует канон – соборный опыт видения и изображения духовного мира, заменяя его своим собственным воображением, то он превращается в слепца, который рисует небо…

 

 

6. ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Библия.

2. Булгаков прот.Сергий.

3. Волоцкий Иосиф. Послание иконописцу.

4. Дамаскин Иоанн. Три слова в защиту икон.

5. Дионисий Ареопагит. Послание ап. Иоанну Богослову.

6. Карелин арх.Рафаил. О языке православной иконы.

7. Настольная книга священнослужителя, т.4.

8. Салтыков о.Александр. Лекции в Свято-Тихоновском МБИ.

9. Соколова мон. Иулиания. Труд иконописца.

10. Трубецкой кн. Евгений. Умозрение в красках.

11. Прп. Федор Студит. Послание к Платону о почитании икон.

Date: 2016-07-25; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию