Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В иконописном образе





ВВЕДЕНИЕ.

 

ПИСАНИЕ ИКОНЫ ПОВТОРЯЕТ ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ

БОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА, ОТ НИЧТО, АБСОЛЮТНОГО НИЧТО, ДО НОВОГО ИЕРУСАЛИМА, СВЯТОЙ ТВАРИ.

О. Павел Флоренский.

 

В русском искусстве тема прославления Творца и созданного им мира была ведущей. Это животворное начало выражалось в иконописи, в монументальной фресковой живописи особой красочностью живописи, ее светоносности, в понимании искусства как высокого служения. В наше время возрождения храмов и церковных художеств особенно важно сохранение драгоценной преемственности, чтобы свеча духовной памяти никогда не угасала. (Н.Н. Третьяков «Образ в искусстве»).

 

Икона никогда не мыслилась произведением уединенного творчества, она существенно принадлежит соборному делу Церкви, даже если и была от начала до конца написана одним мастером. В иконе – главное дело в незамутненности соборнопередаваемойистины.

Икона отображает догматы Православной Церкви, а потому икона есть великая святыня и к ней потребно благоговейное отношение по слову Евангелия, о чём тоже говорится в иконописном подлиннике:

« О иконах их же от рук неверных написанных не приимати, и святых икон в руки неверных не предавати».

 

От неверных иностранных римлян и германов иконного воображения православным христианом приимати не подобает, аще ли же по некоему прилучаю, от древних лет где обрящется в наших странах верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуема будет ему после расколу церковнаго, еже греком с римляны, и тогда аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонение же им не творити, понеже от рук неверных воображение суть, аще и по подобию суть, но совесть их не чистоте подлежит, о таковых бо Павел Божественный апостол, к Титу посылая, пишет сице глаголя: вся бо чиста чистым, оскверненным же и неверным ничто же чисто, понеже осквернися их ум и совесть, Бога исповедают ведати, а делы же отмещутся его, мерзски суще и непокоривии, и ко всякому делу благу неискусни. А неверным и иностранным, паче же рещи нечестивым и поганым арменом, святых икон не писати, и на сребро и злато не меняти, понеже не в почесть, но в поругание святыня предавати грех есть, писано бо есть: НЕ ДАДИТЕ СВЯТАЯ ПСОМ

Вот как древние православные христиане определяли своё отношение к иконе.

Примеры следования древним традициям можно увидеть и в настоящее время. Так, в Синайском греческом монастыре вмц. Екатерины существует обычай дарить паломникам как благословение серебрянные кольца со священными знаками. И знаменательно, что такой дар могут получить только православные христиане, иноверцам же отказывают.

Как известно, великое содержится в малом, и поэтому крайне важно трепетно относиться ко всему, что касается священных изображений. Но, к сожалению, распространена другая практика отношения к святыне: иконы в наше время продаются и раздаются везде и всем – и желающим, и не желающим, забывая или попирая незыблемые законы благочестия.

 

По учению святых Отцов, икона – «небесное явление» и «подобие» Божественного. Мир иконы открывается перед созерцающим и молящимся как видение. Тайнозритель Иоанн свидетельствует, что он видел новое небо и новую землю (Откр.21,1). И если видимое так прекрасно, то каково невидимое? И если временное таково, то каково же вечное? Если сие изучим, то познаем себя самих, уведаем Бога, поклонимся Творцу, поработаем Владыке, прославим Отца, возлюбим нашего питателя, почтим Благодетеля, не перестанем поклоняться Начало-Вождю нашей и настоящей, и будущей жизни, – Тому, Который дарованным уже богатством удостоверяет и в обетованных благах и, по изведании нами настоящего, делает для нас несомненным ожидаемое. (Свт.В.Великий. «Беседы на Шестоднев).

 

 

2. БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ ИКОНОПОЧИТАНИЯ.*

«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера –

поведи его в церковь и покажи «иконы».

Святой Иоанн Дамаскин.

В Ветхом Завете иконопочитания не было. Но иконопочитание уходит корнями в Ветхий Завет. Существует реальная основа иконопочитания.

 

1. Священное Писание гласит:

« Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему .» (Быт. 1;26)

Так говорит Бог, говорит как Художник. Это значит, что сам человек является иконой,первой иконой Божией.

Этим Господь неимоверно высоко ставит человека, - выше ангелов – про них не сказано, что они созданы по образу и подобию. Это привилегия только человека. Этот дар Божий человеку чрезвычайно многогранен.

Бог – Творец, следовательно, человек тоже творец. Будучи творцом, человек тоже способен создавать образы и подобия. Какие же образы будут достойны того, чтоб быть созданными человеком?

Человек может создавать образ и подобие Божие.

Из чего человек может создавать образ и подобие?

Из материалов – так же как и Господь (из глины и земли).

Это первый и важнейший аргумент того, что человек – это образ и подобие Божие.

 

2. Куда Бог поместил этот образ и подобие?

В Рай. В Эдем, расположенный на Востоке, и в центре Эдема росло Древо Жизни.

Человек был иконой Бога в Эдеме. Весь Мир был создан «добро зело» и был предоставлен человеку.

В устройстве храма мы видим: на востоке алтарь, в центре – престол и на нем семисвечник в виде Древа, за престолом – икона. Ефрем Сирин сказал: «Древо добра и зла – это вход в алтарь».

Мы должны творить иконы, достойные Бога и помещать в храм. Подобное занятие – важнейшее (образу и подобию посвящаются первые главы книги Бытия, следовательно, и создание икон тоже первейшее дело человека). Все было в мире первозданном, который потом разрушился.

 

 
 


* Лекция о.Александра Салтыкова в Московском Богословском институте.

2. Но пророк Моисей говорит:

«Не сотвори себе кумира » (Исх.20;4).

Эта знаменитая заповедь, данная Богом пророку Моисею, повторяется в Библии многократно. Во Втор. 4;15-27 говорится:

Твердо держите в сердцах ваших, чтобы вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображение какого-либо скота, который на земле, изображение какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображение какого-либо гада, ползающего по земле, изображение какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и, дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды, и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им, и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно.

Всё перечислено, ничего нельзя изображать ни в каком виде, так что наш первый аргумент пал, он отринут прямыми запрещениями Господа… Но вернемся к Библии.

Прочитаем Исх. 35; 30-35, где говорится о назначении художника Веселеила (ремесленника, мастера) для художественных работ по украшению скинии. Веселеил – резчик, искусный ткач и вышиватель по голубой, пурпуровой, червленой виссонной ткани.

« И сделал умывальник из меди с изящными изображениями » (Исх.38;8). « И сделал херувимов из золота » (37;7-9).

Херувимы – человекообразные крылатые изображения. В тайном месте – во Святая Святых – стояли статуи Херувимов…

Но во Втор.27;15 всё же сказано:

« Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте

Как же так? Противоречие?

 

3. Читаем дальше 3 Цар.6;23-28,32:

« И сделал двух херувимов из масличного дерева …»

Читая далее об украшении царем Соломоном Храма, увидим, что он тоже поставил херувимов во внутренней части храма – во Святая Святых, т.е. в тайном месте. И на всех стенах храма поместил изображения херувимов, и на кипарисовых дверях – Херувимы… 3 Цар.7; 23-35:

« И сделал литое из меди море на 12-ти волах – 3 глядели к северу, 3 глядели к западу, 3 глядели к югу и 3 глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь его ».

« На стенах, которые между наугольниками, изображены были львы, волы, херувимы ».

Это уже реальное изображение животных, определенным образом скомпонованных! Львы, волы, херувимы – всюду изображения. Описание очень тщательное и подробное. Автор этих строк ни на секунду не сомневался в том, что все сделано правильно и законно. Как же все это согласовать? Ведь явные противоречия! Кроме львов и волов есть и изображение медного змия (Числа. 21; 8-9). В Новом Завете (Ин.3; 14) Спаситель Сам упоминает о медном змие:

«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому »…

Изображение медного змия – символическая икона Христа, образ Его, об этом говорит блаж. Феофилакт Болгарский:

«Тогда взирающие избегали телесной смерти, а мы избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от укушения змей, а ныне Христос исцеляет язвы от дракона мысленного».

Господь в качестве прообраза упоминает о изваянии некоего пресмыкающегося. Раз Сам Господь упоминает о изваянии, значит какой-то смысл в этом был. Никто из Св.Отцов не говорил, что изображение змия противоречит книге Втор. о запрещении. Но противоречие есть.

 

4. Еще о изваянии. В книге Судей, 17; 1-4 говорится, что Миха с матерью сделали кумир, изваяние. Миха – простой еврей, это не царь Соломон, украшающий храм. Потом у Михи отняли этот истукан, т.е. таким образом он наказан, хотя осуждения никакого нет, просто рассказ, ведь Миха был человек благочестивый.

Изображения были запрещены иудеям именно для того, чтобы они не делали себе истуканов, отступая от Бога, чем они постоянно грешили. На самом деле изображения благословлял Бог, но только посвященные Богу и только в скинии. Господь запретил делать изображения не навсегда, а относительно – до тех пор, пока не придет Спаситель.

Случай с Михой – просто снисхождение, Миха отступил от закона, сотворил себе божка, но Господь по милосердию простил его, не осудил. Также Господь покрывает и наши прегрешения при написании образа Божия, покрывает нас стремлением к благочестию, нашим младенческим духовным состоянием.

Господь благословляет изображения только в Свою славу и и ставить их только в тайных местах (во Святая Святых), это место Славы Божией, следовательно, там эти изображения уместны.

 

5. В Новом Завете есть ещё упоминание изображения: там говорится о динарии с изображением кесаря. «…Дадите кесарю кесарево …» – Господь не дал втянуть Себя в политическую беседу, а перевел разговор на другую тему. Здесь изображение и надпись упоминаются как символ силы и власти кесаря, а не просто изображение. Господь говорит о символе, следовательно, возможны изображения с надписью, свидетельствующие о силе и власти какого-либо царства. Почему же мы не можем делать изображения – иконы с надписью, свидетельствующей о Царстве Иисуса Христа?

 

6. Есть еще Св.Предание: Нерукотворный образ Спасителя для царя Авгаря, нерукотворный образ Божией Матери/Лиддская на столпе/ и святые иконы, написанные ап. Лукой.

7. Существует и прямой текст посланиях апостольских: Галат.3;1:

«… у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый

Можно оспаривать и этот текст, но опасность велика, и протестанты не оспаривают, а искажают текст в современном переводе «пред глазами» просто выброшено.

8. Христос – Сын Божий – является иконой Бога-Отца, о чём Сам свидетельствует Спаситель. Отвечая на просьбу ап.Филиппа показать Отца, Господь говорит в Евангелии от Иоанна: « Видевший Меня видел Отца ».

9. О реликвиях.

В деяниях апостольских говорится, как исцеляла тень ап.Петра. Тень – изображение, контур, которая исцеляла. В Индии, например, искусство начинается со снятия изображения с тени. Также говорится об исцелении от вещей ап.Павла /пояса, плата/.

И. Дамаскин, И. Волоцкий – цитаты.

Противники икон ссылаются на пр.Моисея, говорившего: « да не сотвориши себе всякого подобия » и др. Мы же, призвав Божию помощь, ответим им:

Зрите, безумные и бесчестные, как сказал Бог Моисею: « не сотвориши всякого подобия ». Смотрите, что говорит: всякого подобия! Если бы было сказано никакого подобия, то вы были бы правы. Но сказал Бог: « не сотвориши всякого подобия », как язычники творят всякое подобие: волхвам и прелюбодеям, убийцам и зверям, и птицам, и пресмыкающимся творят изображения, нарекают их богами и поклоняются им, говоря: «Вот боги наши, и нет бога кроме них». Потому Бог и говорит: « Не сотвориши всякого подобия и не поклонишься, ниже послужиши им », (т.е. кроме достойного). А если достойное сотворишь подобие в честь и славу Божию, то не согрешишь. Свидетельствует об этом Сам Бог, сказавший сначала « не сотвориши всякого подобия », потом же повелевший Моисею сотворить многие подобия.

Таким образом иконопочитание вполне утверждено Св.Писанием.

 

3. ЧТО ТАКОЕ ИКОНА.

В иконописном образе

больше учительской силы,

чем в слове проповеди. Свт. Василий В.

Слово «икона» - греческое слово εικον, которое означает образ, портрет, изображение. В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось вообще всякое изображение святого, ангела, Богородицы и Спасителя или события Священной Истории, независимо оттого, было ли это изображение скульптурным, монументальной или станковой живописью и независимо от техники исполнения. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, мозаичной и т. д.

Икона – это священный предмет, изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему Первообразу и становится причастной Его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а Тот, чье имя она получила, то есть ее Первообраз.

Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем выше и чище жизнь христианина, тем доступнее ему язык иконы. Начинающему иконописцу необходимо проникнуться благоговением, страхом Божиим.

Икона досточтима и свята именно тем, что передает обожженное состояние своего Первообраза и носит Его имя, поэтому освящающая благодать Духа Святого, присущая Первообразу, присутствует и в Его изображении.

Икона участвует в святости святой личности, а через икону приобщаемся к этой святости и мы в нашем молитвенном обращении.

Но, как указывалось выше, икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изделие, в отличие от дохристианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к «оригиналу», т.е. проникновение в мир сверхъестественного через предмет материального мира.

Так как икона не портрет, а прообраз грядущего храмового человека, и т.к. этого человека мы не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Как говорит св. Дионисий Ареопагит из послания к ап. Иоанну Богослову:

«Мы посредством чувственных изображений, насколько возможно, возводимся к божественным созерцаниям»… Насколько возможно нашей падшей природе, человеческому разуму.

ИКОНА НЕ ИЗОБРАЖАЕТ БОЖЕСТВО; ОНА УКАЗЫВАЕТ НА ПРИЧАСТИЕ ЧЕЛОВЕКА К БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

 

Благодать Святого Духа, пребывающая в образе, и есть та сила, которая «освящает очи верующих», по словам Синодика Торжества Православия (?;4), «целит духовные и телесные болезни», или: «Изображением исцеляши нашу болезнь».

Какими же средствами практически передается в иконе та духовная реальность, которую словесно описывают нам преподобные Отцы?

Очевидно, что божественная благодать не передаваема никакими человеческими средствами. В жизни, если мы встречаем святого, мы не видим его святости. Естественно не можем изобразить его ни словом, ни образом, ни каким-либо иным человеческим средством. В иконе на нее можно указать лишь символически, иносказательно, подобно языку притчей в Священном Писании, при помощи соответствующих форм, красок и линий, установленным Церковью художественным языком, сочетающимся со строгим историческим реализмом.

Можно сказать, что икона пишется с натуры, но при помощи символов, ибо та натура, которую она изображает, не передаваема непосредственно. Это мир, который в полноте своей откроется только во Второе и Славное Пришествие Спасителя.

Поэтому, в понимании Православной Церкви, красота не есть та красивость, которая свойственна твари в ее теперешнем состоянии; она – свойство будущего века, где Бог будет «всяческая во всех». Иначе говоря, подлинная красота есть сияние Духа Святого, святость, приобщение к будущему веку.

О почитании святых икон читайте в Деяниях VII Вс. Собора; в трудах И.Дамаскина и Ф.Студита.

 

· Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение.

· Слово – слух, икона – зрение: икона почитается наравне с Евангелием.

· Странность и необычность иконы – та же самая, что странность и необычность Евангелия.

Date: 2016-07-25; view: 246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию