Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От величия до гибели 2 page





здесь скорее исключение и похожи на сказку, которая, как известно, к жизни имеет отдаленное отношение. Если серьезно, то завоеванные болгары и завоеватели различались по всем основным параметрам –образу жизни (болгары жили оседло, а кочевники непрерывно передвигались), религии (болгары были мусульманами, а, следовательно, вступать в браки с идолопоклонниками, которыми в подавляющем большинстве были кочевники, им строжайше запрещалось канонами религии). К тому же болгары были нацией, имевшей свою государственность, культуру, традиции и обычаи, которые очень отличались от традиций и обычаев кочевников. Если и имело место смешение племен и народов, то логичнее было бы предположить, что смешивались между собой кочевые племена Великой степи, прежде всего кипчаки, которые к тому же были самым многочисленным этносом. Это подтверждается и многочисленными браками кипчакской верхушки со многими народами, населявшими тогда Евразийский континент. Кипчаки легко роднились и с русскими князьями, и с азиатскими “монгольскими” завоевателями, и даже с венграми и уж тем более с различными тюркскими племенами на просторах Великой степи.

В венгерском народе выделяется субэтнос, так называемы "палоци" (палочь-полова-половцы), которые являются потомками половцев, в 13-15 века поселившихся в Паннонии. Количество поселившихся в Венгрии половцев-кипчаков было столь велико, что сразу же сказалось на жизни самих венгров. В 14 веке среди венгерской знати особенно модным являлся именно "половецкий стиль", доходило до того, что Папа издавал специальные указы с запретом венгерской знати "следовать обычаям язычников-половцев", с требованиями скорого обращения последних в католичество.
Есть мнение о том, что большинство слов венгерского языка, касающегося конской упряжи (как у монголов все слова связанные с кочеванием) имеют тюркские корни.

Однако, вернемся к истории великих империй Евразийского континента.

Историки –приверженцы норманнской теории по неведению или с неким умыслом игнорировали многие факты из жизни государств, существовавших некогда на территории России, переняв свои взгляды на то, что возникло в результате монгольских завоеваний на просторах евразийского континента от тогдашних средневековых хронистов, живших в “благоухающих” нечистотами городишках своих раздираемых междуусобицами маленьких государств, на просторах которых царил произвол всяких и всяческих мелких и крупных феодалов и многоичисленных “робин гудов” и которые не могли представить себе всего того великолепия, которым обладали города татаро-монгольского государства, которое не укладывалось в тогдашние представления европейцев о мироустройстве. Монгольская империя включала в себя територии современного Китая, Кореи, Средней и Центральной Азии, Закавказья, Ирана, Афганистана и другие. В 60-х годах начался распад этой империи и из нее выделилось несколько частей. Одной из них стала территория, охватывавшая обширные пространства от Дуная на юго- западе до Сибири на востоке и от среднего течения Волги до Крыма и Северного Кавказа.

Столицей нового государства, получившего название Золотая Орда, был город Сарай, расположенный на территории современной Волгоградской области. Могущество Золотой Орды вопреки утверждениям “норманнистов” было основано не на завоевательных походах и разорении соседних земель, а на широко развитой торговле с соседями и, даже с европейскими странами. Не надо забывать, что через Золотую Орду пролегал самый безопасный, надежный и комфортный путь в Китай, страны Ближнего и Среднего Востока. Надежная система охраняемых дорог позволяла купцам со всего света свободно передвигаться в пределах огромной империи, не боясь за свою жизнь и имущество. Налоги, взимаемые с населения, позволяли содержать в порядке дороги и иметь отряды стражников для борьбы с грабежами на дорогах, организовывать ямское сообщение на дорогах империи.

Население Золотой Орды составляли в основном кочевники-скотоводы, бродившие со своими стадами по обширным пространствам степей в нижнем течении Волги и Дона. Но в Орде существовало множество городов, которые были центрами ремесла и торговли, располагаясь на перекрестках оживленных караванных путей. История, к сожалению, не сохранила их названий, однако раскопки, проводившиеся в 80-х, начале 90-х годов, подтвердили наличие немалого числа городищ, особенно в южной части волжско-донского междуречья. Города служили пристанищем для ремесленников. Ханы охотно приглашали к себе иностранцев для строительства мечетей, бань, караван-сараев и других общественных зданий.


Ремесленники, попадавшие в Орду в качестве пленников, обычно освобождались после нескольких лет пребывания в рабстве (выкупали самих себя). Большинство из них оставалось в Орде добровольно, потому, что путь на родину был неблизким, а что стало с родными городами было неизвестно. Их дети были уже полноправными гражданами Орды, справедливо считающими ее своей родиной. В связи с этим, собственно и шло смешение культур, религий, языков. В столице Золотой Орды –Сарае мирно соседствовали мечети, церкви, синагоги. Веротерпимость ордынцев поражала всех без исключения европейцев побывавших там. В эпоху крестовых походов, гонений на иноверцев, преследований инакомыслящих по всей средневековой Европе Золотая Орда демонстрировала совершенной иной подход к решению проблемы сосуществования людей разных рас, религий, национальностей. Разные исследователи выдвигали разные догадки о причинах подобного отношения монголов к религиям побежденных народов: суеверный страх перед чужими божествами, политические интересы и т.д. “Татары военной мощью подчинили себе разные племена из народов христианских, но позволяют им по-прежнему сохранять свой закон и веру, не заботясь или мало заботясь о том, кто какой веры держится”, - отмечал в начале 14 века францисканский монах брат Иоганка, прибывший в Орду для обращения ее в католичество. В соответствии с законом Чингиз-хана -“Ясой” татаро-монголы взяли под покровительство русскую православную церковь. Русский летописец подтверждает это в летописи от 1257 года, повествуя о переписи населения для обложения его данью: “…толико не чтоша попов и диаконов и чернецев”. Упоминая о второй переписи населения 1275 года, летописец подчеркивает: “изочтоша вся, точию кроме священников и иноков и всего церковного причта”. Монголы особо выделяли духовенство даже перед князьями, выдавая им ярлыки –особые охранные грамоты. Они освобождали духовенство от любой дани и всех повинностей по отношению к Орде. “Сию грамоту видяще и слышаще от попов и чернецов ни дани, ни иного чего не хотят ни возьмут баскаци, княжи писцы, поплужники, таможници, а возьмут ине по велицеи язе извиняться и умрут” (ярлык хана Менгу-Тимура от 1267 года). Согласно ярлыкам земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие духовенству освобождались от налогов. За оскорбление веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. Со временем, по мере укрепления своей власти князья стали посягать на привелегированное положение церкви и тогда духовенство обращалось к ханам с просьбой защитить их от самоуправства правителей. По крайней мере, ярлык хана Тайдуллы от 1347 года призывает русских князей сохранять все привилегии церкви. Католический монах Плано Карпини, путешествуя по Орде, в своих путевых заметках отмечал, что татары охтно поддерживают отношения с представителями русской Православной церкви. Правитель Орды хан Гуюк, будучи язычником, держал вокруг себя православных священников и позволял им “служить по обычаю греков” в часовне, которая была выстроена перед его шатром и по данным Карпини сам собирался принять христианство.

Сын хана Батыя Сартак был христианином.


Мало кто знает, что нынешний митрополит Крутицкий и Коломенский носил когда-то титул епископа Сарайского. Это относится к тому времени, когда в 1261 году Сарае при хане Берке, который сам был мусульманином, была основана целая православная епархия. Этот факт свидетельствует как минимум, о том, что правители Золотой орды не противились стремлению русского духовенства упрочить свое влияние на обширной территории, подвластной им. Ханы были заинтересованы в поддержании отношений с Византией, духовной метрополией Руси, а православные иерархи был в свою очередь, заинтересованы в борьбе с распространяющимся влиянием католичества, которое Ватиканские представители пытались распространять среди граждан Золотой Орды, надеясь, таким образом, через них склонить к католичеству и русских. В 13-14 веках Ватикан отправил несколько миссий во главе с католическими проповедниками-монахами. Некоторые из них, такие как Плано Карпини, Гильем Рубрук, Юлиан оставили интереснейшие свидетельства о жизни Золотой Орды, но посланы они были в первую очередь для проповеди католичества. Папа надеялся склонить татар на свою сторону и привлечь их к завоевательной войне в Палестине, известной подназванием крестовых походов. Во всяком случае известный историк Л.Н.Гумилев утверждает, что такое войско, состоявшее из монголов-христиан было послано на Ближний Восток. Именно это войско, а не язычники-монголы штурмом взяли Багдад и намеревались прорываться в Палестину, но были разгромлены в местечке Айн-Джалут султаном Салахеддином. Возможно, в том числе и для того чтобы склонить монголов в участии в крестовых походах предназначалась миссия Плано Карпини, который прибыл ко двору хана с официальным предложением принять католичество. Сохранилось и письмо Гуюк-хана в ответ на это предложение Папы Иннокентия VI. В нем хан требует полного подчинения Западного мира его власти. Доминиканский монах Ашелин отмечает, что представители ханской знати на предложение принять католичество “пришли в величайшую ярость и смущение”. Рубрук в связи с этим пишет Папе: “…Знайте, что они (татары) весьма далеки от веры, (имеется в виду католичество) вследствие мнения, которое укрепилось среди них благодаря русским, количество которых среди них весьма велико”.

Однако в 1315 году через 54 года после основания Сарайской православной епархии была учреждена католическая епархия, первым главой которой стал францисканец Стефан. В начале XIV века в Золотой Орде насчитывалось 12 францисканских монастырей. В 1336 году францисканский монах Элемозин писал, что в Золтой Орде “…братья-минориты учредили свои убежища в десяти местах: пять из них в городах, пять –в боевых станах и пастушеских таборах татрских. И среди татар, которые пасут свои стада, эти пять убежищ помещаются в войлочных юртах и передвигаются с места на место по мере того как перекочевывают татары со стоянки на стоянку". Хан Золтой Орды Узбек, правивший в 1313-1342 годах, состоял в переписке с папой Бенедиктом XII и отправлял к нему послов. Известны письма папы хану, в которых он благодарит его за заботу о католиках, проживающих вОрде. Однако это не помешало Узбеку в 1324 году организовать совместно с русскими князьями поход против Литвы, чтобы помешать Гедимину принять католичество. В 1340 году Узбек помог русским князьям в борьбе с польским королем Казимиром, чтобы тот не покушался на права православных. Ту же линию проводил в жизнь и сын Узбека хан Джанибек (правил 1342-1357 годах). Этому подтверждением выдержка из Никоновской летописи, где о нем говорится, что “ добр зело к христинаству, многу льготу сотворил земле Русской”. Впоследствие, когда отношения с католическим миром ухудшились, приоритет стал отдаваться отношениям с православной церковью. Постоянная резиденция Сарайского епископа находилась в одной из столиц Золотой Орды –сначала в Сарае (ныне Селитренное городище на реке Ахтуба, в Астраханской области, а позже – в Новом Сарае (ныне Царевское городище выше по Ахтубе в Волгоградской области). Православные иерарахи так же использовались в роли своеобразных послов. Так в летописи зафиксировано возвращение Феогноста, епископа Сарайского в 1279 году “из грек послан бо митрополитом к патриарху и царем менгутимуром к царю греческому Палеологу”. Ученые находят остатки православных храмов и часовен во всех (!) городищах, относящихся к периоду Золотой Орды, где могло проживать русское население. В летописях с 1261 по 1480 годы упоминаются десять сарайских епископов: Митрофан, Феогност, Измаил, Петр, Афанасий, Савва, Тимофей, Евфимий, Иов, Вассиан. Возможно, не все имена епископов дошли до нас через летописи. Попутно православная церковь, стараясь закрепить свое влияние в Орде, старалась распространить православие среди ее нерусского населения. В первую очередь усилия церкви сосредоточились на несторианах и яковитах. Учения этих христианских сект получили широкое распространение в Золотой Орде. Кроме этого Сарайские епископы выступали своеобразными посредниками в спорах между русскими князьями и предствителями Орды. Так в летописаях упоминается конфликт, произошедший около 1296 года во Владимире между русскими князьями на съезде, проводимом ханскими предствителями, которые обратились с жалобами к представителям Орды. Дело почти дошло до драки, однако, владыка Измаил, епископ сарайский смог их помирить.


Кроме постоянно находившегося в Орде епископа Сарайского Орду посещали и другие высокопоставленные представители Православной церкви. Из сохранившихся ханских ярлыков становится известно, что каждый новый русский митрополит должен был являться к хану для получения ярлыка, подтверждающего права церкви. Так например в летописи зафиксирован визит в Орду митрополита Петра, который в 1313 году вместе с великим князем МихаиломЯрославичем совершил путешествие ко двору нового хана Узбека: “Тахта царь умре, а новый царь Азбяк сел на царстве и вся обновишася и вси прихожаху во Орду и ярлыки имаху койждо на свое имя и князи, и епископи”. В 1333 году у хана побывал новый митрополит Феогност, которому через 10 лет пришлось снова ехать в Орду к новому хану Джанибеку.

Гарантией бесконфликтного сосуществования различных религий была “Яса” Чингиз-хана, согласно которой оскорбление любой религии или разжигание межрелигиозной вражды каралось смертью. Видимо часть ордынской знати, прежде всего тюрки-кочевники, под влиянием православных миссионеров принимали христианство. Это объяснялось тем, что не все тюрки стремились стать мусульманами в силу того, что ислам ограничивал порядки степной вольницы, подчиняя жизнь человека определенному ритуалу в виде обязательных молитв, постов, ограничений в отношениях между полами. К тому же установления “Ясы” зачастую противоречили исламским установлениям. Так, например, “Яса” подчеркнуто запрещала забой скота по правилам Шариата, угрожая смертью тем, кто будет делать так. В отношении браков с иноверцами “Яса” предписывала дочерям ордынских вельмож принимать веру жениха, что так же противоречит законам Шариата, согласно которым нельзя выдавать женщину за иноверца. Возможно, что часть ордынской знати не была согласна с такими расхождениями между исламским законом и законами Чингиз-хана, по которым должна была существовать Орда. В случае же принятия христианства подобного конфликта можно было избежать, так как оно не столь подробно регламентирует жизнь верующего и имеет принципиально другой подход к искуплению грехов (возможность отпущения грехов священником еще при жизни, тогда как в исламе верующий сам отвечает в День Суда за свои поступки перед Всевышним, и никто кроме Него не может просить ему грех).

Есть, однако, и другая версия, которую выдвигает ученый-востоковед Валиахмед Садур: “Те порядки, которые существовали со времен монголов на территории Великой степи, отличались тем, что любой джигит мог вступить в татарское сообщество, которое в тех местах занималось тем, что сейчас называется грабежами, а тогда по-татарски называлось “сафар”.

Потом эту традицию переняли казаки, а европейские рыцари уже давно к тому времени практиковали ее, так как заниматься хозяйством дворянам было неприлично. По этому не было ничего необычного, что во главе разбойничьей ватаги становился славянин по крови. Вопрос надо ставить несколько иначе. Быть родственниками потомков Чингиз-хана было престижно. Поэтому все пытались составить родословные, в которых это было учтено. За это платили огромные деньги. Толмаческая слобода в Москве занималась еще и тем, что составляла фальшивые родословные. Надо обратить внимание на то, что составление родословных от татарских ханов было легче, чем составление родословной с западными корнями, так как на Западе уже была определенная традиция, и можно было найти документы. А на востоке ни одной золотордынской столицы уже к 16 веку не сохранилось. Все они были уничтожены до основания вместе с документами”.

Очень вероятно, что именно эти люди и являлись предками российских дворянских родов.

Орда в любом случае испытывала на себе разнообразное религиозно-идеологическое влияние. Находясь на стыке Европы и Азии, не имея по началу четко выраженного религиозного предпочтения Орда была открыта влияниям всех религий. Однако, в конце концов, в первую очередь ее правящая верхушка склонилась к принятию ислама. Объясняется это, скорее всего тем, что исламский Восток был в то время самым высокоразвитым регионом мира. По сравнению с Востоком “Европа выглядела более бедной и отсталой частью света. Особенно низким был уровень материального производства. В 1500 году в странах Запада (католические страны Европы) было 68 миллионов жителей, или 16% всего населения земли. На них приходилось 18% мирового промышленного производства; в расчете на душу населения это было несколько меньше, чем на Востоке. Недоедание и бедность были уделом большей части жителей…” (Иванов, “Упадок Востока и становление мировой гегемонии Западной Европы”, Ж-л “Восток”.1994) Естественно, что высшая знать Орды была заинтересована в сотрудничестве с мусульманским Востоком, откуда исходил свет культуры и утонченная роскошь повседневной жизни, откуда прибывали новинки технического прогресса. Скорее всего, это, а так же географическая близость к ареалу распространения ислама стали решающими факторами, склонившими Берке-хана в середине 13 века к принятию Ислама. В связи с этим среди той части ордынской знати, которая по тем или иным причинам не была согласна с выбором такой государственной религии возможно и возникновение тенденции выезда за пределы Золотой Орды, прежде всего на Русь. Это облегчалось и тем, что некоторая часть золотоордынской знати принимала православие, а так же тем, что на просторах Великой степи была распространена еретическая ветвь христианства –несторианство и несториане чувствовали себя более комфортно в православном государстве. Видимо с этим и стоит связывать сообщения о переходе в православную веру. “Еретики”-несториане принимали “правильное” православие, что и фиксировалось в документах тогдашнего времени, говорящих о начале существования российских дворянских родов.

Расцвет Золотой Орды пришелся на конец 13 начало 14 века при хане Узбеке. Ей не было равных среди тогдашних государств мира по мощи, которая базировалась на правильном управлении государством. В Орде было налажено сельское хозяйство, коммуникация и почта, денежная система и государственное устройство, управление, законы и доходы, религия и жизнь ханов и простых людей. Государственная власть в Орде была настолько крепка, что власти, например, специальным указом запретили местным правителям брать заложников и арестовывать родственников или соплеменников вместо человека, совершившего преступление. Согласно исследованию Г. Губайдуллина все устройство Золотой Орды было направлено на сохранение порядка ради торговли. Через Орду пролегала главная торговая дорога из Европы на Дальний Восток. Для европейских купцов это была наиважнейшая торговая артерия, связывавшая их со странами Среднего Востока и Китаем, откуда они могли привозить столь высоко ценившиеся на Западе предметы роскоши и пряности. Насколько безопасен и важен был это путь свидетельствует тот факт, что итальянцы издали ряд специальных пособий для торговцев, намеревавшихся передвигаться по этой дороге. Особо подчеркивается в таких “путеводителях” тот факт, что “вооруженных охранников брать не следует так как татарские ханы всю дорогу от Тана (Азова) до Китая хорошо охраняют” (Г.Губайдуллин). По замечаниям того же Губайдуллина: “Основная статья доходов формировалась в Золотой Орде за счет таможенных сборов”. Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что вопреки расхожим убеждениям ангажированных историков Орда существовала не за счет ограбления покоренных народов, а в основном за счет товарообмена с Западом и Востоком, используя свое выгодное местоположение и обеспечивая, говоря современным языком транспортный коридор из Европы в Азию.

Почему же Золотая Орда погибла?

Историк Э.С. Кульпин объясняет ее исчезновение несколько парадоксальным, на первый взгляд образом, но его точка зрения заслуживает внимания. По его мнению, как ни странно рост благосостояния кочевников стал причиной разрушения сбалансированной системы управления государством. В государстве, которое долгое время не вело войн и в котором существовали небольшие налоги создались исключительно благоприятные условия для роста населения. Поголовье скота в стадах кочевников, которым ничто не угрожало так же значительно увеличилось.

Увеличившееся поголовье скота привело к сокращению пастбищ и исчезновению травянистой растительности, которую съедали животные. Травяной покров не успевал восстанавливаться и бурные весенние дожди смыли, в конце концов, слой плодородной земли, а на песчаных пустошах ничего не росло. Следствием этого стал падеж скота в течение нескольких лет. Богатство кочевников, заключавшееся в огромных стадах резко уменьшилось. Основное население Орды осталось без средств к существованию. Оно не могло платить налоги, содержать государственный аппарат, армию, дорожную службу. К тому же череда военных походов изрядно опустошила казну государства. Началась борьба за пастбища и места зимовок, которая вылилась в вооруженное противостояние кочевых племен, населявших Орду. На власть в Орде, которая ослабла и в силу династических интриг и борьбы за престол стали претендовать не только те, кто обладал правами на нее, но и те, у кого были силы ее захватить. Ханы занимались не государственными делами, а дележом трона. Сильная доселе центральная власть ослабла. Это привело к усилению центробежной тенденции и выделению наиболее сильных частей государства: Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского ханств, и, наконец, Руси, аккумулировавшей к тому времени значительные материальные и людские ресурсы. Русь занимала особое положение в системе власти в Орде. Она состояла из вассальных по отношению к Орде княжеств. Орда терпела автономию русских княжество только потому, что они представляли из себя какие-то образования. Но и русские государства должны были адаптироваться к тому, что они являются данниками Орды и войти в ее состав и не подвергаться набегам. По мере того как отношения между русскими и Ордой устанавливались, вторжения ордынцев уменьшались. Устанавливался определенный уровень доверия между русскими князьями и Ордой. В Орде понимали, что нужно уважать ту самостоятельность, которая была на Руси, так как она основана на взаимоотношениях власти и народа. Это –определяющее в устройстве государства. Князья должны были собирать дань и для Орды и для себя. Здесь можно говорить о своеобразной моде на государственное устройство. В отличие от Крымского или Казанского ханств Русь не была единым государством.

Формируясь, русское государство должно было учитывать тот факт, что Русь фактически входила в состав мусульманской империи, и когда произошел развал этой гигантской империи, Русь составила одну из оторвавшихся частей, которые в последствие стали самостоятельными государствами. В новом государстве возникла проблема приоритета власти, которая перекочевала из разгромленной турками Византии вместе с беглыми греческим священниками. В период формирования и усиления русского государства духовные владыки шли с князьями рука об руку в стремлении утвердить православие на тех землях, где оно еще не являлось господствующей религией. Одним из знаковых событий, символизировавших преемственность от Византии царской власти, стало учреждение патриаршества на Руси. К тому же периоду относится знаменитая формула о Москве –третьем Риме, “а четвертому –не бывать”. Насколько была правомерной претензия на “третий Рим”? Идея третьего Рима возникла и развивалась из оценки собственного места России в общем мироустройстве. Со времен легендарного крещения Руси, когда Россия стояла перед дилеммой - какую веру принять, после падения Константинополя у Руси появился шанс не просто приобщиться к (подразумевается - христианской) цивилизации. Сделанный однажды выбор логически подразумевал противостояние еретическому западу. С другой стороны, турки, уничтожившие второй Рим, прямо противопоставили себя православию, (в представлении тогдашних россиян –адептов христианской идеологии) пришедшему из Византии. Третий Рим вырос из противопоставления себя двум другим. Ни восток, ни запад - вот что означало провозглашение себя третьим Римом. Это был, прежде всего, политический шаг. Это и объясняет династический брак византийской царевны Софьи Палеолог с русским князем Иваном III. Беглое византийское духовенство появившееся на Руси вместе с дочерью последнего византийского императора хотело перенести опыт Византии, которая являлась результатом слияния церкви и государственной власти на Русь. При этом понималось как само собой разумеющееся развитие только православного сегмента идеологии и государственная власть основанная на идее нового православного царства, “ковчега Спасения”, новой “Святой земли”. Тогда как с точки зрения мусульман настоящая преемственность духа была продемонстрирована мусульманами, уничтожившими гнездо многобожия в Константинополе и восстановившими свет истинного единобожия. Естественно в “Православном царстве” не было места ордынской идеологии –равноправного сосущестования всех религий. Наоборот, единственно верной признавалась одна религия, а единственно правильным примером для подражания разгромленная турками Византия и уже в силу того, что турки были мусульманами именно в этот период была заложена почва для государственной исламофобии.

Но политическая ситуация подвержена частым изменениям и Русь не стала исключением из правил. Дело в том, что в христианской традиции всегда имела место дискуссия о том, чья власть духовного или светского владыки выше. На Западе в средние века духовный лидер христиан –Папа считался по статусу выше, чем любой мирской владыка. В восточном христинастве византийского обряда сщуествовало понятие “православной симфонии” –учение о сакральной роли Империи и императоров, в котором идея государственной власти и власти духовной сливалась воедино. Со временем подобное “слияние властей” стало тяготить российских правителей, тем более что на Западе уже во времена позднего средневековья в связи с процессом образования национальных государств началось ослабление папской власти и освобождение повседневной жизни от влияния церкви, наиболее выпукло проявившееся в эпоху Возрождения. На Руси такая попытка совместить в одном лице власть светскую и духовную была предпринята ри Иване Грозном. Грозный понимал необходимость реформ, но по традиции проводил их не методами убеждения, а методами принуждения, не останавливаясь перед истреблением недовольных. Старая феодальная знать, которая выступала против отмены своих привелегий, централизации власти и превращения великого князя московского из первого среди равных в самодержавного владыку была в значительной степени уничтожена. Судя по всему, Грозный ставил своей задачей создание сильного централизованного государства с абсолютной властью царя по примеру европейских государств-наций и поэтому, прорубив окно на Восток, взяв Казань и положив начало освоению Сибири он пытался прорубить окно в Европу, чтобы влиять на европейскую политику и воевал в Прибалтике. Одновременно, пытаясь подчинить своей воле население страны, которое проявляло недовольство его политикой он прибег к испытанному средству –террору. Учредив в 1565 году опричнину он первым делом расправился со своими конкурентами во власти: бояр уничтожали целыми семьями, вместе с женами и детьми. Раскрыв в 1569 году боярский заговор в пользу своего брата Владимира Старицкого он приказал тому вместе с семьей выпить яд. В 1570 году террор достиг своего пика. Обвиняя своих приближенных в измене, тайной службе другим государям, заговорах Грозный приказал провести в Москве на Красной площади массовые казни. Людей убивали разными способами: обливали кипятком, сдирали кожу, рубили по частям. Но страдали не только бояре и дворяне. Годом раньше Грозный обвинил жителей Новгорода в том, что они хотят присоединиться к Польше и организовал против новгородцев карательный поход. К Новогороду царь шел как по неприятельсокй стране. Были разорены крупные города, находившиеся на его пути: Тверь, Торжок и ряд более мелких городов. В самом Новгороде по приказу Грозного было истреблено 15 тысяч человек, включая женщин и детей. И здесь опять проявился “талант” царя к человекоубийству: людей сжигали заживо, топили, разрывали собаками. Все имущество убитых конфисковывалось. При Грозном было начато закрепощение крестьян (так называемый указ о заповедных годах, когда крестьяне не могли в Юрьев день переходить от одного феодала к другому) и тем самым было положено начало трагического разрыва русского народа на “господ” и “быдло”, разрыва единого этноса по имущественному положению, который был окончательно закреплен в 17 веке с введением крепостного права и без сомнения стал глубинной причиной трагических событий 1917 года. Не жаловал царь Иван и духовенство. Еще при учреждении опричнины он своеобразно решил вопрос о сочетании власти духовной и светской: в Александровой слободе он учредил псевдомонашеское братство где играл роль игумена-настоятеля. Видимо таким образом он хотел показать, что берет на себя всю полноту не только государственной, но и духовной власти. В этом братстве молебны сменялись попойками, а попойки казнями. Пытавшийся протестовать против этого митрополит Филипп был изгнан из Москвы, заточен в монастырь под Тверью и впоследствии задушен царским опричником Малютой Скуратовым. Сам царь положил начало подчинения церкви государству, проведя Стоглавый собор, унифицировав жизнь церкви, а затем, заставляя церковных иерархов благословлять его многочисленные браки, заключение которых было запрещено по христианской традиции. Пожалуй, лучше других охарактеризовал Грозного и его правление знаменитый русский историк С.М. Соловьев, который писал, что царь: “приучал еще более к пыткам, кострам и плахам; он сеял страшными семенами –и страшна была жатва”.







Date: 2016-07-25; view: 176; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию