Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От величия до гибели 1 page





Глава 2

Роль тюркских империй в появлении Российского государства

Великой прародиной тюрков считается Алтай и прилегающие к нему с севера и юга районы. О происхождении тюрков писали многие, но однозначного ответа как сложился тюркский суперэтнос никто не дал. Однако, если отталкиваться от зафиксированных исторических фактов так называемое великое переселение народов послужило мощным толчком для возникновения тюркского суперэтноса. Начало великому переселению народов положило движение народности хунну. Мигрируя хунну, смешивались с многочисленными местными народами. Они двигались на северо-восток, и “по пути” образуя новые народности -хантов, мордву, финнов и, наконец, повернули на юго-запад, проходя по местам, населенным германскими племенами, в истории которых они оставили заметный след и в свою очередь сыграли огромную роль в генезисе германских народов. Древние хунну по некоторым китайским источникам были европеодами в полном понимании этого слова и их отличала такая черта как "нос с горбинкой". Вместе с хунну, значительную роль в формировании антропологического типа всех тюрков сыграли так называемые динлины, так же европеоиды по источникам.
О европеоидности тюрков говорят множество источников, один из таких фактов, который заслуживает доверия - антропологические исследования серий черепов из Алтая тюркского времени обнаружили среди тюркских захоронений большое количество чистых европеоидов.
Хунну и угро-финские племена, смешавшись, образовали новый народ, который известен под именем гуннов.

Влияние гуннов на древнегерманские племена было огромным. В частности, они привезли с собой в Европу руническое письмо. Оно состояло из 38 не сливающихся друг с другом на письме знаков геометризированных очертаний и было хорошо приспособлено для фиксации на дереве или камне (процарапыванием и резьбой).
Гунны так же известны своим знаменитым вождем Атиллой, который в 445 году возглавил так называемый гуннский племенной союз, простиравшийся от Балтики до Каспийского моря, которое современники часто называли Гуннским. Европейцы часто называли Атиллу Бичом Божьим, имея в виду, что он послан свыше в качестве наказания за грехи. Сам же Атилла гордился этим прозвищем и говорил, что трава не должна расти там где ступает его конь. В 451 году, стремясь подчинить себе Римскую империю Атилла начал свой знаменитый поход на Галлию, который потряс сознание тогдашних европейцев. Легенды того времени повествуют о многочисленных жертвах, особенно среди епископов, которые были причислены клику святых. Войска Атиллы взяли штурмом и разорили Страсбург, Вормс, Кельн, Трир, Орлеан. Однако у города Шалона на Каталунских полях он был разгромлен римским военачальником Аэцием в союзе с предводителем германских племен Теодорихом, который погиб в этой битве. Битва на Каталунских полях, известная как битва народов отразилась в памяти современников как самая кровавая битва из всех, о которых они знали. Западные историки считают, что эта битва - одна из решающих битв в мировой истории, так как победа Атиллы означала бы гибель западной цивилизации. Однако история Атиллы получила нежданное продолжение уже в 20-веке когда во время Первой и Второй мировых войн гуннами называли немцев, очевидно намекая на роль племен Атиллы в их происхождении. Англичанами и французами был даже выдвинут лозунг: “На защиту нашей свободы против диких немецких гуннов”.

В 453 году после смерти Атиллы распался союз племен под его предводительством и гунны растворились среди многочисленных народов, заселявших бескрайние просторы континента. У тюрков сохранилась легенда об Атилле, которого они называли хан Итиль и его именем называлась река, которая теперь всем известна как Волга.

Известный историк-тюрколог Л.Н.Гумилев в своей книге “Древние тюрки” приводи легенду о связи гуннов и тюрок: “Согласно древнетюркской легенде “из отрасли дома Хунну от Западного края на запад (т.е. дежава Атиллы)” после ее разгрома соседями уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки иноги, а самого его бросили в болото. Там от него забеременела волчца. Мальчика все-таки убилили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился и “по прошествии нескольких колен некто Асянь-ше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана. Итак согласно этой легенде алтайские тюрки происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, причем если учесть, что западные гунны были уничтожены около 468 года, а тюрки выступают как народ уже в 545 году, то можно было бы тоько подивиться быстроте их размножения и смене поколений!”

Древняя история тюрков еще мало исследована. Однако тюркским империям были присущи все признаки цивилизаций и, прежде всего, это касается развитой письменности и созданным с помощью этой письменности исторических произведений, в которых запечатлено историческое прошлое этноса. Механизм возникновения империй в Центральной Аазии обладает рядом общих черт. Кочевники стремлиись не столько захватить новые пастбища для своего многочисленного скота, сколько подчинить себе другие страны, отличавшиеся от них хозяйственно-культурным укладом. Такие завоевательные походы требовали единоначалия, и поэтому стали появляться вожди, как правило, представители самого выдающегося рода, нередко образовывашие целые династии. Подчинив все степные племена, завоеватель простирает свои взгляды на соседние страны, отличающиеся от его племенного союза способами ведения хозяйства и, как правило, обладающими развитыми формами государственности.

В результате завоевания этих стран они либо непосредственно входят в состав державы завоевателя, либо выплачивают ему дань. На этой стадии уже можно говорить о возникновении не просто большего по площади государства, но империи.

Можно говорить об империи гуннов, однако первой по-настоящему евразийской империей стал Тюркский каганат, раскинувшийся к 576 году от Маньчжурии и Жёлтой реки до Кавказа и Керченского пролива. Именно в Тюркском каганате впервые ярко обозначились имперские устремления, и это нашло отражение в материальной культуре, и в социальной и политической организации, и в идеологии, и в языке. На обширном пространстве Евразии появился феномен, который многие исследователи, в первую очередь Л.Н.Гумилев обозначают термином “древнетюрская цивилизация”. Главным подтверждением того, что уровень развития тюрков поднялся до уровня формирования цивилизации служит наличие у них своей письменности, которая не была заимствована из иного культурного мира, но была создана самими тюрками.
В год Барса по степному календарю, (в 582 г.), в Оленьем урочище на берегу реки Баин-Цаган, в центре Хангайского горного массива, в месте поминовения четвёртого тюркского кагана Таспара была воздвигнута стелла с надписью, прославляющей деяния кагана и его предшественников. Надписи на стелле были сделаны на универсальном языке древней Центральной Азии — согдийском языке, языке согдов — восточно-иранского народа, жившего на территории современной Средней Азии и Казахстана, предков современных таджиков и узбеков. А на задней плоскости стеллы сохранились следы санскритской надписи на языке брахма –языке, употреблявшемся буддистами, жившими в Центральной Азии. С этой стеллы начинается отсчёт тысячелетней истории древнетюркской письменности. Через полтора века на тюркских поминальных курганах появятся надписи на тюркском языке и тюркским руническим письмом. В этих надписях прославления деяний усопших вождей соседствовали с хрониками их царстований, изложенными в витееватой поэтизированной форме.

Они призваны были служить напоминанием и своеобразным учебником последующим поколениям. Они отражали и формировали картину мира и бытийные реалии, которые следовало сохранять и укреплять, за которые надо было бороться и отстаивать. Это был своеобразный кодекс чести и руководство к действию.
Надписи провозглашали идею вечного эля, божественного эля, и говоря современным языком это было идеологическое оформление имперской идеи, соединенное с историей предков, в котрой она вополощалась: "Когда вверху возникло Голубое Небо, а внизу — Бурая Земля, между ними обоими возник род людской. И воссели над людьми мои пращуры — Бумын-каган, Истеми-каган. Воссев на царство, они учредили Эль (государство) и установили Тёрю (закон) народа тюрков... имеющих головы они заставили склонить головы, имеющих колени они заставили преклонить колени! На восток и на запад они расселили свой народ. Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы!".
Так рассказыает о прошедших поколениях, о начале Тюркского эля и первых каганах их далекий потомок Йоллыг-тегин, "принц счастливой судьбы", первый тюркский летописец, имя и труд которого сохранились. Он высек тюркским руническим письмом на на двух стеллах, увенчанных фигурами драконов, повествование о почивших родичах — Бильге-кагане и Кюль-тегине — и связал их имена с именами основателей державы. Он повторил этот текст дважды — в 732 году и 735-м. Две каменные плиты с надписями, повествующими об истории тюрков, и поныне находятся в одной из межгорных котловин Хангая, близ реки Орхон, там, где исстари кочевали многочисленные племена кочевников, а впоследствии была образована могучая империя монголов. В этих надписях четко прослеживается система власти, созданная тюрками: народ — государство — закон. Такова была триединая основа нового государства. Во фрагментах двух уйгурских рунических памятников — Терхинского и Тэсинского, отражающих огузскую (огурскую) историографическую традицию, открытых, исследованных и опубликованных Сергеем Кляшторным, заведующим сектором тюркологии и монголистики Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН видно, что тюрки внимательно относились к своему прошлому и не подвергали его забвению.
В середине VIII века летописцы Уйгурского эля повествуют о двух предшествующих огузских царствах (огузы — тюркские племена Центральной и Средней Азии в VII — XI веках; в середине XI века часть огузов заселила южнорусские степи, другая завоевала страны Передней Азии; огузы сыграли важную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок, гагаузов, каракалпаков) и о двух периодах упадка и господства чужеземцев. Особенно интересен рассказ о первом Огузском эле, просуществовавшем 80 лет и погибшем из-за внутренних распрей, предательства вождей, в особенности двух "именитых" — Беди Берсила и Кадыр Касара. Реальные события,описанные в этой летописи произошли по меньшей мере за двести пятьдесят лет до этого и вполне возможно при устной передаче были значительно мифологизированы. Но, судя по всему, события V века, когда шло преобразование этносов в евразийских степях, были настолько значительными, что уйгуры в VIII веке зафиксировали их в письменном тексте.

Степные империи росли вширь, забирая в себя чужие племенные территории. В древнетюркских текстах четко обозначены мотивы завоеваний: добыча и земли, принадлежащие другим племенам. "Я постоянно ходил походами на близких и на дальних", — похваляется Бег-чор, один из князей Притяньшанья тридцатых годов VIII века.
Через несколько столетий в Кашгаре, столице Караханидского ханства, созданного принявшими ислам тюрками, но сохранившими вместе с этим часть порядков древних тюрок была написана дидактическая поэма "Кугадгу билиг" ("Благодатное знание"). Её автор, государственный деятель и политический теоретик XI века, хасхаджиб (министр двора) Юсуф Баласагунский поместил в нее описание идеальных форм общественного и политического устройства, тесно связанное с представлениями древних тюрок. Общество, по мнению Юсуфа строго иерархично. Личность в нём, полностью лишена индивидуальности и выступает только как воплощение сословных черт. Её поведение определено исключительно сословными функциями. Всё, что делает или может сделать человек в мире сводится к двум категориям — должного и недолжного. Однако модели поведения совершенно различны для людей разных сословий и стремление уничтожить иерархию и различия являются абсолютным злом и нарушением божественной воли и заветов предков. В этом поэтическом памятнике отражен образ мышления опоры империи –кочевой аристократии. Без сомнения он испытал влияние древнейших тюркских текстов. И тут и там абсолютным приоритетом объявляется стремление к подчинению других племен и господству над ними.

 

В основе организации Тюркского каганата лежали родо-племенные связи племен (бод) и родов (огуш), основывавшие тюркский племенной союз (тюрк кара камаг бодун), интерсы которого в политическом плане представляла военно-административная организация (эль). Эти две формы (бодун и эль) взаимно дополняли друг друга, определяя прочность социальных связей. По терминологии одного из рунических памятников хан "держал эль и возглавлял бодун". Он был главой своего собственного племенного союза по праву наследника и одновременно являлся вождем, верховным судьем и верховным жрецом. Возглавляя военно-политический союз племен он выполнял функции военного руководителя, которому подчинялись другие племена и страны, платившие дани и подати.
Хан в осуществлении своих функций опирался на племенную аристократию — бегов. Обращаясь с надписями-манифестами к своим "слушателям" ("слушайте хорошенько эту мою речь!" — требует Бильге-каган), тюркские каганы выделяют среди них два сословия — знать и народ. Стандартной формой обращения стала формула “тюрк беглер бодун” — тюркские беги и народ. Знать являлась опорой правителей. Беги были аристократией по крови, по праву происхождения, их особый статус в делах правления считался неоспоримым, освящённым традицией. Элитой аристократии по крови был в Тюркском эле род Ашина, в государстве уйгуров — род Яглакар. Вместе с несколькими другими знатными родами авторитет которых был общеизвестен и общепризнан они составляли особое привилегированное сословие, из которого формировалась высшая аристократия, в руках которой сосредотачивалось управление элем — айгури — "советники", апа таркен — "высшие командиры армии", девять "великих буюруков" (три "внешних" и шесть "внутренних"), составлявших правящую верхушку эля, другие военно-административные руководители государства.
Главной обязанностью кагана была забота о своих соплеменниках. Во всех надписях каганов и их приближенных говорится о том, что только каган с помощью своих родственников и приближенных может обеспечить благосостояние народа. В уцелевших фрагментах Бугутской надписи про Мухан-кагана (552-572) сказано, что он "хорошо вскормил народ". О Бильге-кагане постоянно говорится, что он "одел нагой народ", накормил "голодный народ", сделал богатым "бедный народ", благодаря ему "тюркский народ много приобрёл", ради народа он и его младший брат Кюль-тегин "не сидели без дела днём и не спали ночью". Бильге Тоньюкук, советник трёх каганов, рассказывает о многочисленных "приобретениях" ради тюркского народа, осуществленных Эльтериш-каганом и им самим, и сопровождает свои слова выводом: "Если бы у народа, имеющего кагана, тот оказался бы бездельником, то горе было бы у того народа!".
Весь этот порядок, на котором и держалось сообщество древних тюрок был повсеместно распространен на территории Евразии. Исследователь тюркского наследия профессор Питер Голден формулирует это следующим образом: "со времени основания Тюркского каганата и до конца хазарского периода в X веке основным признаком идентификации и источником политического единства тюркских кочевников Западной Евразии было династийное и структурное наследие Тюркской империи и ассоциируемые с нею традиции".
Несмотря на то, что приоритетным способом решения политических задач были военные походы каганы прибегали и к другим инструментам укрепления своего государства, прежде всего это проглядывается в стремлении овладеть духовными ценностями других цивилизаций. Четвёртый тюркский каган Таспар создал новую буддийскую сангху, то есть начал распространять буддизм среди кочевников – тюрок.
Свидетельством тому надпись на языке санскрит на Бугутской стелле, сделанную, по всей видимости, индийским миссионером Чинагуптой. Десять лет он и его ученики проповедовали буддизм при дворе Таспара, склонив его к принятию новой веры. Однако не только проповедь индийского монаха побудила кагана к смене веры. Необходима была духовная составляющая единства тюркской империи, созданной его дедом и отцом. Только жестокая междоусобная война и последующий распад державы остановили этот процесс.
После победоносной войны с Китаем в двадцатые годы VIII века Бильге-каган резко меняет политическую линию отца Эльтериш-кагана и дяди Капаган-кагана. "Я связал свою жизнь и жизнь своего народа с нородом табгач"(то есть с Китаем). Подтверждением смены курса Бильге стала смена веры —государственной религией стал популярный тогда в Китае буддизм. Однако, китаефильская политика не нашла поддержки в среде высшей кочевой аристократии, так как не отвечала представлениям кочевников, которые склонны были обожествлять явления природы и Бильге вынужден был отказаться от своей идеи.
Еще через сорок лет на Орхоне воцарилась уйгурская династия и её основатель Элетмиш Бильге-каган направил свои взгляды на оазисные царства Восточного Туркестана. Сын Элетмиша Бёпо-каган заинтересовался манихейством —религиозным учением о борьбе света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Выбор этой веры он совершил в результате соглашения с городами-государствами Таримского бассейна (запад Китая), где влияние и власть были в руках сект манихеев. Однако манихейство, проповедовавшее, что мирская, плотская жизнь –это зло так же не прижилось среди кочевников-тюрков, идеологией которых оставалась личная свобода, в том числе и в личной жизни. Однако манихейство сыграло свою отрицательную роль в падении уйгурской династии. Знать, исповедовавшая манихейство быстро вырождалась, к тому же простой народ не воспринимал изощренной и извращенной доктрины манихеев. Результатом всего этого стал разгром уйгурского царства кыргызами.

С 5 века нашей эры наряду с гуннами византийские источники упоминают о племенах болгар. В 469 году в сирийской хронике Захария Ритора сообщается, что к северу от Восточного Кавказа за дербентскими воротами живут “бургары ос своим языком, народ языческий и варварский”. Под натиском племен Атиллы булгары разделяются на три группы, одна из которых была поглощена племенами гуннов, еще одна часть во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай и там дала свое название целому славянскому народу, часть ушла в горы Кавказа и теперь существует под названием балкарцы с тюркским балкарским языком. В 7-8 веках название племени булгар появляется в хрониках, повествующих о событиях на территории среднего Поволжья. На этой территории булгары основали свое государство, которое развивалось за счет контроля торговых путей с Ближнего Востока, проходивших вдоль Волги. Наиболее интересные сведения о них оставили арабские авторы Хорезми, Ибн Хордадбех, Ибн Руст.
Наименее исследованным до недавнего времени был начальный период истории болгар. Однако исследования, проведенные в последние годы общими усилями ученых-тюркологов позволили выявить совпадения в жизни и религии различных тюркских племен, проживавших на значительно удаленных друг от друга территориях таких например как долина Орхона, Кавказ и Дунайская Мадара.
Сведения о религии болгар приводятся в "Истории агван" (древнего Азербайджана) Моисея Каланкатуйского в частности в "Житии епископа Исраэля", главы агванской христианской миссии, которая в 682 году посетила "страну гуннов" в предгорной долине Дагестана. Здесь ещё в VI веке группа тюркоязычных гунно-болгарских племен создала государство, которое армянский летописец Ананий Ширакаци именовал "царством гуннов". Автор "Жития", агванский клирик, характеризует "языческую грязную религию" гуннов как собрание "дьявольских заблуждений и скверных дел".

Именно этот источник содержит сведения о пантеоне божеств, обрядах и обычаях праболгарских племён. Высшим божеством праболгары считали Тенгри-хана. Кроме этого было еще божество Земли-Воды (орхонское Йер-Суб), женское божество плодородия, которое агванский епископ называет Афродитой (орхонская Умай) и "некие боги путей" (древнетюркские Йол-тенгри). Эти сведения косвенно подтверждаются надписями из Маджарского святилища, в которых упоминается верховный бог праболгар, которому "хан и полководец" Омуртаг приносил жертвы. Имя бога — Тангра. Гунно-болгарский пантеон VII века детально совпадает с пантеоном божеств, упомянутых в рунических текстах Монголии и Восточного Туркестана. Учитывая тюркское просхождение гунно-болгар и древних тюрок и время миграции праболгарских племён (племенной суперсоюз теле-огуров), двинувшихся в Европу не позднее V века, можно полагать, что религиозная система, которую исследователи называют "древнетюркской", сформировалась ещё до середины I тысячелетия нашей эры. Однако за время существования Тюркского каганата эта система у тюрок, проживавших вАзии существенно трансформировалась — возник общеимперский культ каганов и их жен "рождённых на Небе и поставленных Небом", культ кагана и катун (государя и государыни), являвшихся манифестацией небесной пары — Тенгри и Умай. Каганам как и божествам возводились храмы, самым известным из которых является храм основателя империи — Бумына. Именно после моления в этом храме и "совета" с духом обожествлённого кагана Таспар, принимал важнейшие государственные решения и объявлял их как волю кагана-основателя.
Таким образом, на основании изучения свидетельств материальной культуры и письменных памятников можно констатировать зарождение в V-VIII веках тюркской государственности внутри и за пределами Центральной Азии. При создании Тюркского каганата традиционная культура стала основой новой цивилизации, в рамках которой возникли и укрепились новые явления — строительство городов в местах степных княжеских ставок, изучение различных религий, и самое главное появление древнетюркской письменности, породившей в VIII-XIII веках богатую и разнообразную литературную традицию.
Древнетюркская цивилизация Центральной Азии стала системообразующей для более поздних цивилизаций, возникших на ее основе. Эти цивилизации были генетически связаны с Тюркским элем — первой евразийской империей, созданной кочевыми племенами Центральной Азии.

А в это время на север от Китая и Восточного Туркестана (нынешняя Южная Сибирь и Монголия) кочевали многочисленные племена, которые позже стали называться монголами. Среди них выделялось племя татар, которому принадлежали земли около озера Буир-нур. Другое большое племя кереит, жило между горами Ханкай и Тенкей, на реках Орхоне и Толе, а между Ханкайскими горами и Алтаем обитали найманы. Здесь около 1155 года и родился будущий “потрясатель Вселенной” по имени Темуджин, вошедший в историю как Чингиз-хан.

Темуджин происходил из рода Кият-борджигин. Этот род отличался от остальных монголов голубыми или серыми глазами. Кроме того, его всегда сравнивали с Мангусом - рыжим демоном из монгольской мифологии.
По легенде, изложенной в "Сокровенном сказании", Алан-Гоа, прародительница борджигинов родила "от рыжего пса, кторый проник в юрту через тундук (верхнее отверстие юрты, кстати нынче главный элемент кыргызского герба)", но еще в те времена ее подозревали в связи с рыжеволосым рабом, который прислуживал ей.
В детстве на долю Темучина выпало много испытаний. Его отец Есугай –багатур по легенде был отравлен татарами. Члены улуса изгнали мальчика вместе с матерью, и они жили на положении изгоев. Когда Темучин подрос он обратился за помощью к побратиму его отца Тоорил-хану и он помог ему войсками восстановить попранные права. В результате многочисленных междуусобных схваток силы молодого хана крепли. В 1202 году он разбил своих кровных врагов –татар и уничтожил все это племя. По свидетельству современников уцелели лишь те, за кого заступились татарки -жены монгольских ханов, союзных Чингиз-хану. Позже из них были сформированы отряды, котрыми командовали монгольские нойоны. По другим сведениям это были пленники-татары, выросшие при монголском дворе и преданные монголам. Последовательно Темуджин подчинил себе все крупные монгольские племена –меркитов, кереитов, найманов. В 1206 году у истоков реки Нойон собрался курултай, на котором Темучин был провозглашен правителем монголов и получил титул Чингиз-хана. Чингиз-хан тут же приступил к созданию нового государства –улус-иргена, который он поделил на 95 военно-административных районов. Во главе каждого стоял нойон, который во время похода возглавлял тысячу воинов, выставляемых населением района. Все высшие посты были переданы людям, преданным Чингиз-хану. Чингиз-хан заставлял свих приближенных учиться грамоте и, так как у монголов не было своей письменности, они переняли древнее письмо у уйгуров. Чингиз-хан учредил ямскую службу, он создал из отдельных монгольских племен сплоченную армию, равной которой доселе не было. Ее основу составляла кавалерия –каждый воин вел в поход 3-5 лошадей. Это позволяло не останавливаться на привал в течение нескольких суток. Воин пересаживался с уставшей лошади на запасную. Спали воины, сидя в седлах. Это обеспечивало феноменальную даже по нынешним временам подвижность. За сутки войско монголов проходило от 120 до 200 километров и появлялось там, где их никто не ждал, обгоняя даже разведку противника. У этого войска не было обозов – все необходимое везли на лошадях. В 1211 году монголы завоевали Китай. Завоевание сопровождалось столь сильным кровопролитием, что и через много лет путешественники, посетившие Срединную империю наблюдали его последствия. Монгольская армия ушла, оставив позади себя горы трупов. У ворот Пекина лежала груда человеческих костей. Такие же страшные горы можно было видеть по всей стране. Почва стала рыхлой от человеческих останков, а гниение трупов вызывало болезни. В 1219 году монголы вторглись в Маравеннахр, территорию, расположенную в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, которая входила в состав державы хорезмшаха Мухаммеда. Монголы захватили и разрушили до основания все крупные города, включая Бухару, в которой погибли 30 000 человек и Самарканд, в котором погибло 70 000 человек. В 1221 году Чингиз-хан полностью завоевал державу хорезмшахов. Он вынашивал планы покорения Индии. В 1225 году он вторгся в земли тангутов и его войска взяли их столицу Чжунсин. В 1227 году Чингиз-хан умер. Точное местоположение его могилы не известно. Однако этот кровавый завоеватель оставил след в истории многих народов, большинство из которых вспоминают его недобрым словом. Многие китайцы, например, не употребляют в пищу молоко и молочные продукты из-за ненависти к скотоводам-монголам, когда-то покорившим Китай.

Грозный тиран выразил свое жизненное кредо в одной фразе, в которой говорится, что наслаждение и блаженство человека состоит в том, “чтобы подавить возмутившегося, победить врага, вырвать его с корнем, гнать побежденных перед собой, отнять у них то, чем они владели, видеть в слезах лица тех, кто им дорог, ездить на их приятно идущих жирных конях, сжимать в объятиях их дочерей и жен”. И все высказывания некоторых историков о положительной роли Чингиз-хана в мировой истории, о нем как об объединителе Европы и Азии не могут искупить крови и человеческих страданий, которые и стали ценой приобретения славы великого завоевателя.
В этой связи отдельно следует рассмотреть происхождения этнонима “татары”. История его происхождения до сих пор остается неясной, однако большинство историков все-таки сходятся на том, что первоначально татарами назывались соседние с монголами племена, принявшие –добровольно или по принуждению участие в их походах, в первую очередь по Центральной Азии и Китаю. В дальнейшем по мере продвижения на Запад в разношерстное войско монголов вливались различные народности Азии. По мнению Владимира Чивилихина, автора известного в свое время романа “Память” как таковых монголов в этом войске было крайне мало –он приводит цифру в 5000 человек. Остальные же были из различных азиатских, в том числе и тюркских племен. По мере покорения пространств Великой степи и становления государства встал вопрос, как управлять всей этой огромной территорией и если на законодательном уровне проблем н возникало –мерилом всего и вся выступала “Яса”, Чингис-хана, то с языком были явные проблемы. Большинство подвластного населения монгольским языком не владело. Выход, однако, был найден. Так как большинство населения монгольской империи говорило на тюркских наречиях, то за основу был взят язык самой большой из тюркоязычных групп –кипчаков (половцев), который получил дальнейшее закрепление в качестве официального языка образовавшейся в 13 веке Золотой Орды. В связи с этим а так же с тем,что русские не делали особенного различия между разными племенами, говорившими на схожих языках этноним “татары” приобрел расширенное значение и закрепился за всем населением Орды и превратился в этнополиэтноним. Начиная с 17 века в связи с развитием централизованного русского государства он начал сужаться и с тех пор в России так называли все тюркоязычные народы, проживающие в России. Так именовались современные азербайджанцы (кавказские татары), хакасы (минусинские или абаканские татары), значительная часть казахов (семипалатинские татары), ряд народов Северного Кавказа.

Это название было закреплено в 18 веке учеными-иностранцами, работавшими в Российской академии наук по приглашению российских императоров одновременно с норманнской теорией для обоснования претензий династии Романовых на свою решающую роль в формировании Российской империи. Впоследствии в российской, а позднее в советской историографии закрепилась точка зрения, что татары произошли от смешения волжских болгар и “монгольских” завоевателей. Однако вызывает сомнение факт того, что кочевые и оседлые народы могут смешиваться и ассимилироваться, так как образ жизни одних и других кардинально различается. Простой пример –цыгане, даже не смотря на современные условия жизни предпочитают не ассимилироваться, а стойко держатся за свой образ жизни и обычаи, хотя они, мягко говоря, не приветствуются большинством населения нынешней России, да и навряд ли найдется человек в здравом уме и твердой памяти, который, живя в большом городе, хотел бы связать свою жизнь с цыганским табором, хотя и современные истории из фильма “Цыган” и герой почти одноименной пушкинской поэмы

Date: 2016-07-25; view: 178; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию