Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема квалификации судебных экспертовПредлагая свою оценку программ подготовки судебных экспертов-полиграфологов, в публикации авторы указывают, что «программы подготовки судебных экспертов по СПфЭ были составлены неудачно: после неоднократных попыток внедрить их в практику, они не нашли применения в федеральных ведомствах и фактически не оказали влияния на подготовку полиграфологов вообще и экспертов по СПфЭ в частности». С этим суждением трудно согласиться. С вводом в действие вышеуказанных гостребований впервые в отечественной практике был сделан реальный шаг по пути унификации порядка подготовки полиграфологов и организации ее не на ведомственном, а на принципиально ином, качественно более высоком уровне. Разработанные документы в первую очередь были нацелены на подготовку лиц к профессиональной деятельности в качестве экспертов-полиграфологов за счет приобретения ими знаний в области теории и практики судебной экспертизы, а также навыков и умений по производству экспертного исследования с применением полиграфа. Согласно действовавшему на тот момент законодательству профессиональная переподготовка специалистов осуществлялась на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами. Это значит, что на базе утвержденной программы профессиональной переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации «Судебный эксперт по проведению психофизиологического исследования с использованием полиграфа», объемом 1078 часов, образовательным учреждением, ответственным за формирование ее научно-методического обеспечения и реализацию, могли быть разработаны по заданию заказчика профессиональные образовательные программы меньшего объема, необходимые для решения соответствующих задач. И вузом – Саратовским юридическим институтом МВД России, ответственным за реализацию гостребований, эта возможность была использована. В 2004 году ЭКЦ МВД России инициировал подготовку программы переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности – проведение психофизиологического исследования с использованием полиграфа. Коллектив авторов (опираясь на утвержденные гостребования) соответствующую программу (объемом 560 часов) подготовил; в 2005 году она прошла согласование с заказчиком и была рекомендована к реализации. Указанная программа послужила основой при разработке программ переподготовки специалистов-полиграфологов в Московской государственной юридической академии (2006), Саратовском юридическом институте МВД России (2007) и др., которые реализуются сегодня несколькими вузами страны (например, Московским университетом МВД России) и сопровождаются выдачей дипломов о переподготовке государственного/установленного образца. Некоторые вузы, например, Кубанский государственный технологический университет и Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), осуществляли повышение квалификации специалистов-полиграфологов с выдачей удостоверений либо свидетельств государственного образца по образовательным программам, объемом до 500 часов трудоемкости, составленным с учетом вышеуказанных гостребований. Сегодня в России подготовка полиграфологов также осуществляется коммерческими структурами по программам зачастую далеким от стандартов, принятым в мировой практике. При этом по окончании обучения каких-либо документов о повышении квалификации либо профессиональной переподготовке не выдается вовсе. Это позволяет говорить о существовании проблемы компетентности экспертов-полиграфологов в каждом конкретном случае, что отмечено в публикации. Авторы верно констатируют, что «в настоящее время в стране не существует единых стандартов подготовки полиграфологов и их аттестации. И, как следствие этого, выпускник любой из школ (вне зависимости от качества подготовки и уровня знаний в области КИПП), предъявив документ о квалификации полиграфолога, может, при желании, получить процессуальный статус эксперта и осуществить производство СПфЭ со всеми вытекающими из этого последствиями». Вместе с тем надо признать, что это проблема подготовки экспертов по всем видам судебных экспертиз. Согласно ст. 57 УПК РФ, эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями, назначенное в установленном порядке для производства судебной экспертизы и дачи заключения. В статьях 195–207, 269, 282 и 283 УПК РФ, а также в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»2 (далее – Закон № 73-ФЗ), где разъясняется порядок проведения экспертиз, нет ограничений, касающихся их видового перечня. В каждом ведомстве, в структуре которого есть экспертные подразделения, имеются перечни проводимых ими судебных экспертиз. Существование ведомственных документов не ограничивает возможности правоохранительных органов по назначению экспертизы, не включенной в соответствующий перечень, с поручением ее производства лицу, обладающему, по мнению назначающего экспертизу, необходимыми специальными знаниями.
|