Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экология как даосизм?





 

Позвольте мне привести еще один пример поразительных проблем с экосистемой. Возьмем остров, небольшой остров, на котором вы выращиваете овец, и эти овцы питаются травой. Все идет достаточно хорошо, пока не случается гроза и вся ваша трава не сгорает. Теперь ваши овцы голодают, и ваши дела плохи. О Господи, что же дальше? Следует ли вам покупать еще овец? Как вам заставить ту траву быстрее вырасти снова? Вы не знаете, что делать. Вы почти готовы обратиться к экологу в городе на материке, но вместо этого решаете обратиться к соседу даосу (допустим, что там есть даос).

Вконец расстроенный скотовод говорит даосу: «Моя трава сгорела, мои овцы умирают – что мне делать?» А даос говорит: «О-оо, м-мм. Что делать?» Теперь этот даос– предсказатель делает то, чему, как я надеюсь, со временем обучается каждый: он входит в Дао и выполняет некую форму пространственно-временного сновидения. Быть может, он делал это, просто медитируя на Дао. Так или иначе он говорит: «О, Дао», и дает ответ: «Не делайте ничего».

«О, но я умираю от голода», – протестует скотовод.

«Не делайте ничего! Тут нечего делать», – отвечает даос. Допустим, что скотовод наконец верит ему и расслабляется. Скотовод мог бы умереть, это возможно, но в этом сценарии волны приносят с материка на наш остров семена, и они, спасшись от рыбы, завладевают окраинами острова, и прежде чем вы узнаете об этом, через неделю или две, там снова растет трава. Разве это не чудесно? Как даос мог это знать?

Дао пространственно-временного сновидения – это системный ум. До сих пор даосизм не играл достаточно большой роли в экологии. Я просто хочу сказать: он нужен! Нам нужно, чтобы кто-то входил в процессуальный ум области и видел, что происходит. Даос чувствовал, что никаких действий не потребуется, поскольку, хотя тогда там не было травы, скоро она должна была появиться. Но как это могло произойти? Это тайна, и мы хотим больше знать о такого рода тайне. Конечно, даос также мог сказать: «Перебирайтесь на материк!»

Экология как наука должна сосредоточиться на переживаниях сущностного уровня, равно как на химии и биологии, физике, изменении климата, эрозии и эволюции. Давайте представим себе в этой картине экологическую модель МТИ. Я переписывался с учеными, работающими в МТИ, когда рассматривал их модель глобальной системы и обсуждал, как эта группа из МТИ понимает мир. У них есть советники правительства по вопросам экологии. Я хочу очень кратко рассмотреть одну из их моделей мира.

На рисунке 39 посередине имеется квадратная область, обозначенная как Система Земли. И в этой системе Земли есть четыре части: Атмосфера, Городские процессы, собственно Суша и Океан. В центре схемы вы видите надпись Связанные процессы Океана, Атмосферы и Суши. Океан взаимодействует с атмосферой, и в результате происходят изменения на суше, даже если океан может не иметь прямого контакта с данным участком суши. Это связывание. Две вещи взаимодействуют на другой стороне мира, а я ощущаю это здесь, не осознавая связи с другой стороной мира. Еще один пример связывания, это когда сейчас сбрасываются отходы. Потом, со временем, их ест рыба, потом мы едим рыбу и заболеваем. Это причинносвязанные процессы.

Все наши жизни взаимодействуют. Они связаны друг с другом. То, что делает один человек, связано с другим. В системе Земли все процессы атмосферы и то, что происходит на земле, прямо и, возможно, косвенно или нелокально влияют друг на друга. Экологам нужно думать о локальных, но также и о нелокальных или призрачных чувствах и взаимодействиях.

На то, что происходит на земле, влияют вулканы. Один из сотрудников МТИ подсчитал (возможно, с преувеличением), что при (относительно) недавнем крупном извержении вулкана Сент-Хеленс в атмосферу выделилось больше углекислого газа, чем за всю Промышленную революцию со времени ее начала в начале восемнадцатого века. Привет? Мы работаем над вторичной переработкой пластмасс, но если у Сент-Хеленс отрыжка, это не помогает нашей экологической ситуации. Вспомните о нашей взаимосвязи с солнцем, о том, как солнце выбрасывает всевозможный материал и влияет на нас и нашу планету. Сколько углекислого газа попадает в атмосферу – это сложный вопрос. Следует ли нам запускать в космос отражатели, чтобы препятствовать радиации и теплу солнца? Да и нет. Решения, затрагивающие только одну из причин, порождают проблемы.

Все мы, создатели схем, желаем самого лучшего для будущего планеты, но мы порой забываем учитывать особый фактор, который я называю осознанием наших глубочайших самостей.

Наука часто рассматривает людей как одну из многих частей причинно-взаимодействующей системы. Нам нужно учитывать и неуловимые факторы. В каком психологическом изменении мы нуждаемся? Одно уже начинается. Многие люди начинают говорить: «Не выбрасывайте свой хлам, старайтесь использовать его повторно». Бизнес начинает понимать, что можно делать деньги, разрабатывая машины, которые не используют так много ископаемого топлива и вырабатывая энергию без нанесения вреда окружающей среде. (Ископаемые топлива – это такие источники энергии, как уголь, нефть и газ, которые содержат много углерода и образуются при разложении спрессованных мертвых организмов.)

 

Рис. 39. Система Земли (объединенная модель глобальной системы МТИ 2011 г.)

 

Нашим естественным наукам нужно работать с психологией и с правительством. Для устойчивых решений необходимо ладить с людьми, которые слишком напуганы, чтобы думать о будущем планеты. Нам нужно учиться жить в ладу с нашими соседями. Пожалуйста, меньше войн. Мы пытаемся использовать с нашей планетой обычную аллопатическую медицину. Это означает что, если что-то делает биосферу нездоровой для людей или животных, следует прекращать это делать. Это и есть аллопатический подход. И это очень важная и очень хорошая идея. Например, возьмите воздух, которым мы дышим. Когда я делаю глубокий вдох, а потом выдыхаю, наружу выходит некоторое количество углекислого газа. Мы сжигаем уголь. Куда, вы думаете, деваются атомы углерода в дыме? Эти атомы становятся CO2 – двуокисью углерода – и плавают в воздухе, окружающем мир. Увижу ли я когда-нибудь снова ту молекулу или те атомы?

Тайлер Фолк, профессор биологии Нью-Йоркского университета сообщает, что специалисты, занимающиеся углеродным обменом, рассказывали ему, что, вполне вероятно, атом углерода, поступающий в атмосферу, когда мы выдыхаем, всего через год может оказаться в листе растения рядом с нами. Так что все, что бы мы ни делали, быстро возвращается к нам обратно. О! Это следовало бы сказать человеку, который выбрасывает мусор: «Берегись, однажды это снова к тебе вернется!» Поэтому замечательно, что экологическая теория пытается соединять все эти вещи, но она нуждается в подлинно глобальной, холистической теории, включающей в себя людей, конфликты и совместные действия.

 

Холизм

 

Холизм (от греческого слова холос, означающего все, целое, целиком) представляет собой идею, согласно которой свойства данной физической, биологической, химической, социальной, экономической, психической системы не определяются путем изучения только ее составных частей. Напротив, система как целое определяет поведение частей. Иными словами, изменение этой части из-за той части…

Меня, изменяющего вас… Вас, изменяющих их… Это все важно. Но такого рода подход – еще не вся история. Все части взаимодействуют. Так что на самом деле нам нужна более холистическая теория систем.

 

Что такое дом?

 

Как я говорил в начале этой главы, экос в экологии происходит от греческого слова, означающего «дом». Что же в действительности означает наш дом? Изначально – это чувство в отношении области или пространства. Однажды прислушайтесь к песне о городе, который вы любите. Подумайте о певице Норе Джонс и вообразите, что она поет о Манхэттене. Она напоминает мне о Манхэттене, о хороших переживаниях, которые у меня там были, о работе, которую я находил в Гарлеме и по соседству. Музыка описывает чувство дома.

 

Я возвращаюсь на Манхэттен, как будто ничего никогда не происходило.

Когда я пройду по этому мосту, он будет таким, как всегда,

Как будто не существовало ничего другого.

 

Ладно, вы можете не испытывать к Манхэттену таких чувств, какие испытывает она, или испытываю я, но у меня почти навертываются слезы на глаза, поскольку это напоминает мне обо всех людях и о действительно глубоких и важных вещах. Как знают художники и певцы, эти неописуемые чувства – тоже часть дома. Та музыка – часть дома. Она – часть «поля» дома.

Я хочу принести сюда еще один маленький кусочек дома. Люди, живущие в маленьком прибрежном городке Яхатс, говорят, что песня Эми «Прибрежный городок» напоминает им об их доме на побережье Орегона. Вы должны услышать ее песню:

 

Вечер в этом прибрежном городке, люди наблюдают, как заходит солнце.

Рыбаки выходят в море, их огни светятся в темно-синем море.

 

Не только я, но и другие люди в Яхатсе говорят: «Это напоминает нам о Яхатсе, это наш дом». И они помещают ее песню в Интернете как часть описания Яхатса. Подумайте о своей стране. Вам может не очень нравиться ваша страна, но подумайте о городских песнях и государственных гимнах. Многие люди начинают плакать, когда поют государственный гимн своей страны. Почему так? Почему они плачут? Что эти слезы говорят о доме? Нравится он им или нет? Что я здесь говорю?

Мы часто не осознаем сущностный опыт нашего мира, нашего дома… И потому мы часто не чувствуем себя «дома». Части дома – и реальные, и призрачные – внутренне разделяемые музыкально-поэтические переживания. Дом состоит из животных с пушистыми мордами и птиц, камней и воздуха, мусора, монстров и людей, но дом – это также музыкальное чувство за пределами любой отдельной части.

Главное, что я хочу сказать, – это то, что работа только с реальностью вещей не имеет дела со всей ситуацией дома. Нам нужен опыт дома, переживаемый в стране грез, – то, что вы можете чувствовать и слышать, чтобы работать с его системным умом. Используйте целое, чтобы работать над его частями.

Холистический означает, что мы не можем разделять нечто на части, что мы уничтожим его, если полностью разделим на части. Атомизм и физика Ньютона реальны: изменяй это, изменяй то. Но они лишены более глубокого ощущения поля, в котором мы живем; они дают только один аспект дома. Экологии нужен экос – дом, глубокая демократия, то, что реально, и то, что состоит из чувств и сновидений, – ценности, фантазии и уровень сущности, танец процессуального ума.

Инуиты, коренные жители Аляски, и жители Гималаев думают, что нам нужно дышать в землю, чтобы поддерживать ее жизнь, а дыхание земли поддерживает нашу жизнь. Это холистическое мышление. Холизм существует и в квантовой физике. В квантовом холизме части действуют вместе неким необъяснимым образом (наподобие квантовой сцепленности).

Квантовый холизм – это аспект дома. Если заглянуть в «коробку»[19]квантовой системы, некоторые из частиц являются сцепленными (entangled). Почему, как только вы смотрите на частицу и видите, что ее спин направлен вверх, вы знаете, что спин другой оказывается направленным вниз? Есть нечто, связывающее эти две частицы, что более ранние физики (например, Нильс Бор) называли квантовым холизмом. Некоторые физики говорят: «Не говорите о том, чего вы не можете измерить». Невозможно измерить ту квантово-волновую функцию, которая говорит, что сцепленность возможна, поэтому мы не знаем, что это такое. «Это просто математика!»

Другие физики говорят: «Но математика есть, поэтому квантовый холизм существует». Мы (пока) не можем измерять холистические поля наподобие пространственно– временного сновидения, но я все же верю, что такие поля лежат за предложенной Эйнштейном идеей «эфира», упоминавшейся в седьмой главе.

Процессуально-ориентированная экология – это глубокая демократия экологии. Дом имеет много уровней: дом реален, дом – это сновидение, дом – это уровень сущности. И уровень сущности представляет собой холистическую основу, которая будет помогать нам работать со всеми различными конфликтами. Я помню, что, когда один из моих клиентов умирал, он сказал: «Мы входим домой». Я спросил: «Что такое дом?» Он ответил: «Это дом Христа». Я сказал: «Скажите мне, каково там?» Он ответил: «Это просто чувствуется как что-то по-настоящему хорошее». Я говорю о практике ощущения вещей на уровне сущности.

Один из слушателей: В буддизме этот уровень сущности мог бы называться кеншо – никакого разделения.

Арни: Кеншо – это осознание отсутствия разделения, представляющее еще одну холистическую идею. Нелокальность – еще один термин для холистической ситуации. Между нами нет никакого пространства.

Вспомните, что в главе 4 я говорил о холистической природе атмосферы с точки зрения греческого слова Кайрос, означающего погоду и правильный момент.

Там я также говорил о термине «Ма», который в переводе с японского примерно означает «пространство между двумя структурными частями». В искусстве, у картины есть части, но они взаимодействуют из-за пространства между ними. Например, в картине Пикассо «Герника» вы не просто понимаете одну часть. В ней словно сконцентрирована вся Вторая мировая война. Это холизм в искусстве.

 

Рис. 40. Нелокальность в картине Пикассо «Герника»

 

Холизм представляет собой компромисс между наукой и религией и границу между всем. Процессуально– ориентированная экология означает быть реальными, быть атомистами, собирать воедино разные маленькие кусочки, и, она означает чувствовать глубже и, исходя из своих глубочайших чувств, работать с различными частями вещей. Что все это означает в политическом мышлении?

Допустим, группа «зеленых» говорит: «Мы хотим остановить этих парней, которые вырубали слишком много леса! Мы доберемся до них, и мы их остановим!» С одной стороны, вы должны говорить, что прекращать процесс вырубки леса – это хорошая вещь. Но это политика, поэтому что еще вы можете сказать? Как насчет людей, чьи жизни зависят от лесозаготовок? Они будут голодать. Как насчет фермеров, живущих за счет тропического леса? Все это не так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому точка зрения процессуально-ориентированной психологии заключается в том, что дело не в этом или том, а в отношениях. Так что давайте садиться, разговаривать и использовать наш процессуальный ум.

Я хочу, чтобы каждый из вас подумал о проблеме окружающей среды, над которой вам хотелось бы поработать. Какая из многочисленных проблем окружающей среды вас больше всего интересует? Выберите одну из них. Например, я бы выбрал землетрясение, которое только что произошло на Гаити.

Подумайте о его энергии. Я собираюсь взять энергию X землетрясения, немного ее изобразить, а потом сделать энергичный набросок этого – набросок разрушительной энергии. А потом есть маленькая часть меня, u, которая так расстроена тем землетрясением и ужасными вещами, которые оно сделало эта часть меня более спокойная и сосредоточенная. Затем я попробую найти процессуальный ум как опыт тела.

Идея в том, что вы найдете глубочайшую часть себя как телесный опыт, почувствуете ее. А затем я хочу, чтобы вы ассоциировали этот опыт с участком земли. Я не буду расписывать всю медитацию, но идея в том, что когда вы входите в свой процессуальный ум и движетесь с ним, там случается некогнитивный момент, который я не могу предсказать заранее. Там вы будете находить пространственно– временное сновидение и решения.

 

Отрицатели

 

Одна из слушателей: Прежде чем мы будем делать это упражнение, позвольте мне сказать, что все касающееся окружающей среды для меня представляет в основном материальную проблему. По существу, мы потребляем ресурсы быстрее, чем они восстанавливаются, и мы создаем загрязнения быстрее, чем они поглощаются. Мы делаем наши дома все более непригодными для жизни. Я борюсь с тем, что общепринятая реальность не признает этот простой факт, даже если с точки зрения науки и повседневного здравого смысла нет ничего проще. Я не знаю ни одного человека, который, живя так, как он живет, тем самым не приносит вред – мы все усугубляем проблему и мы даже не приблизились к тому, чтобы начать ее решать.

Арни: Да, все, что мы делаем, усугубляет проблему; само то, что мы живем, усугубляет проблему. То, что нас на плане так много, – это уже проблема.

Слушательница: Осознание этого для меня невероятно болезненно, поэтому большую часть времени мне приходится от этого отгораживаться. Это просто слишком больно чувствовать. Как нам помочь отрицателям, помочь людям признать этот факт и принять те чувства и то, что они нам говорят о том, насколько отчаянной является ситуация? Большинство людей не кажутся подготовленными к тому, чтобы чувствовать себя так плохо.

Арни: Я на вашей стороне. Одна из вещей, которые людям необходимо слышать, – это то, что человеческая раса, возможно, не останется здесь надолго, если она не пробудится к собственной природе и природе земли и вселенной.

Слушательница: Я не вижу, чтобы мы ответственно использовали имеющуюся у нас энергию.

Арни: Вы правы, здесь имеется гигантский фактор X, отрицатель! Это призрачная роль.

Слушательница: Верно, девяносто процентов когда– либо существовавших здесь видов стали вымершими. Скорее всего, это ждет и нас.

Арни: Да, это одна из причин, почему я изучаю эти вещи. Как нам создавать более устойчивое будущее для всех? В комнате налицо огромная напряженность и стремление продолжить нашу экоработу.

 

Date: 2016-07-25; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию