![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Элементарный акт обработки знания. Критерий существования знанияСтр 1 из 12Следующая ⇒
Рассмотрим простейший акт обработки и генерации знаний. Если мы введём в ИНТСИС следующие два факта: 1) студент Абрамов обучается в группе КТбо1-1. 2) студенты Бородин и Абрамов учатся в одной группе. Если после этого мы обратимся к системе с запросом: В какой группе учится студент Бородин? То на этот вопрос ответит любой школьник, но представляется интересным узнать – какая интеллектуаль-ная система ответит правильно на такой вопрос. Здесь и находится водораздел, отличающий систему, на самом деле способную обрабатывать знания. Такой системе присуще существенное свойство, которое можно принять за критерий определения нас-тоящей интеллектуальной системе, а именно, способ-ность порождать новые или прибавочные знания в результате собственных внутренних когнитивных процессов. Можно здесь вернуться к примеру со школьниками. Конечно, в таком простейшем случае любой школьник ответит, в какой группе учится Иванов. Однако, прочитав заданный преподавателем текст из учебника, не каждый обучающийся способен преобразовать его в знания, то есть, уметь при необхо-димости порождать новые знания. Вывод. Знания находятся в сознании человека или в достаточно сложной интеллектуальной системе. Крите-рием того, что там находятся знания по проблемам некой предметной области, есть способность порождать (генера-ция или автогенерация) новые знания. Критерием интел-лектуальности системы или способности обрабатывать знания есть способность генерации прибавочного знания по проблемам некой предметной области. Рассмотрим типовую схему ИНТСИС. Модуль «интерфейс пользователя» предназначен для связи компа с пользователем, для которого желательным языком общения является естественный или близкий к нему язык. Основу ИНТСИС составляют модули: база данных - БД, база правил - БП, машина логического вывода. БД хранит исходные данные. БП фиксирует знания и опыт эксперта. Машина логического вывода выводит резуль-тат, взаимодействуя с БД и БП. Все три модуля должны быть описаны математически. Правила записываются через интерфейс эксперта (пре-дыдущий слайд) в виде сложных правильно построен-ных формул при помощи инженера по знаниям. Форма записи этих формул определяется синтаксисом, а смыс-ловое значение алгоритмов логического вывода семанти-кой. По запросу пользователя комп с помощью модуля объяснения может дать ответ на вопрос КАК (с помощью набора каких правил) получен результат и ПОЧЕМУ пользователю задаются уточняющие вопро-сы, связанные, практически всегда, с данными. Для стыковки интерфейса пользователя (использу-ющего естественный язык) с перечисленными модуля-ми используют лингвистический и лексический про-цессоры. Лингвистический процессор – непосредствен-но работает с естественным языком, преобразуя резуль-тат в «машинный вид». В модуле получение знаний выделяют два понятия: если информация поступает из книг (документов), то говорят о выявлении знаний; если она получается на основе работы эксперта, то говорят об извлечении знаний. Преобразование полученной информации инженером по знаниям называется получением знаний. Сложность в том, что эксперт может не владеть языками программирования, в то время как инженер по знаниям может недостаточно ориентироваться в данной предметной области. Для описания правил (модуль базы правил) используется математическое формальное описание знаний. Для математи-ческого описания модуля машины логического вывода при-меняется специальный матаппарат – аппарат логического вы-вода. Date: 2016-07-25; view: 325; Нарушение авторских прав |