Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление Киевской Руси





· В 10-11 веке была законодательно закреплена система, которая привела к феодальной раздробленности Руси, к консервации примитивных форм феодализма, что привело в 15-16 веках к борьбе со старой аристократией

· Святослав Игоревич это тот человек, который буквально закончил то дело, которое началось при князе Олеге и при князе Игоре, то есть собирание племен вокруг центра. Потому что он избавил Русь от хазарской угрозы, ходил на Болгарское царство, но поход не удался. Тем не менее, он раздвинул границы Руси от Балтийского до Черного моря, основав там два анклавных княжества: Тмутаракань на Тамани и Белая вежа – город Саркел

 

· Нужно вспомнить то, что объединение племен – это область крайней необъективности абсолютно объективных данных, то есть мы имеем богатые данные археологии, которые накладываются на данные летописных источников (Повесть временных лет, Новгородская летопись)

· Вятичи – последнее племя, которое платило дань хазарам - это последнее племя, которое из-под Хазаров вывел Святослав Игоревич. И это же племя, которое очень четко соотносится с роменско-борщевской археологической культурой, которая характерна специфическими женскими украшениями в виде лопастных височных колец, а также специфической формой керамики

· Мы видим, что роменско-борщевская культура находиться ровно там, куда Нестор помещает Вятичей – Москва, Ока

· Нельзя забывать, что роменско-борщевской культурой обладали еще и северяне. То так получается, что одна и та же культура у двух разных племен. Может это было одно племя? Сейчас мы не можем точно сказать. То есть мы имеем объективные данные, но интерпретации совершенно не объективные. Об этом всегда нужно помнить

· Очень интересным источником является хазарская переписка. Например, знаменитое письмо Иосифа царя хазарского, который активно переписывался с иудейскими общинами в Иерусалиме. Оттуда вытекают интересные географические подробности. Например, когда он перечисляет своему адресату племена, которые ему платят дань, а это еще 9 век, когда хазаром много кто платил дань, там есть такое племя, которое по-еврейски звучит как «ВТНТ», потому что там нет гласных букв. Обычно это читают «Вятичи», потому что описывают, что они жили на Итили, то есть на Волге.

· Но хазары рассматривали реку не географически, а экономически, поэтому их не интересовало, где находятся истоки Волги. Их интересовало, куда по Волге можно доплыть. Поэтому у них Волга смещалась далеко на Восток в стороны Камы – они считали ее истоки там. И когда Иосиф Хазарин говорит о каком-то племени, которое живет за истоками Волги, и называет какое-то буквосочетание, то это речь вообще не о вятичах, а о тюркском народе

 

Владимир

· Святослав Игоревич был убит. У него было три сына – Ярополк, Олег и Владимир, которого братья звали «РАБИЧИЧ», потому что он был сыном рабы. И будучи сыном рабы, Владимир не имел веских причин для занятия престола.

· Олег поссорился с Ярополком, а Ярополк его убил – лошадь Олега в сражении упала в ров, а сверху упали другие убитые лошади, и Олег просто задохнулся под тушами

· Владимир из Скандинавии позвал родственников (возможно! второе призвание варяг), которые приехали и помогли ему занять престол. Сам Владимир сидел в Новгороде. Он приехал в Киев, убил Ярополка и занял Киев

· Сам Владимир помимо того, что крестил Русь, был очень интересным человеком, потому что при нем чеканится собственная монета, что было очень серьезно, учитывая то, что на Руси не было ни одного серебряного рудника. То есть это была заявка на собственную, отдельную, легитимную власть, которая не имеет над собой более некого.

· Кроме того, Владимир воюет с Хазарией, Византией и идет борьба с местной аристократией, походы на Вятичей

· Начинается рассвет государства с центром в Киеве. Это была гигантской территорией, которая раскинулась от Черного моря до Волги, и до Балтийского моря. Вся она была посажена на ленту пути «из варяг в греки»

- С Ярослава Мудрого начинается настоящая подлинная хронология, потому что именно при нем начинается создаваться летописный свод, начинается погодная запись.

- Когда Владимир состарился, Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, сидя в Новгороде, а Владимир к этому времени был уже стар и не стал ничего делать. При этом Ярослав сидел в Новгороде очень крепко, потому что всех последующих князей в Новгород не пускали – они жили в Рюриковом городище, а Ярослав жил в Новгороде (Ярославлево дворище)

 

Ярослав

· У Владимира и Рогнеды было 4 сына: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод. Кроме того у него была другая жена, первая жена - это вдова Ярополка, которую Владимир принял, взял в жены и у них был сын Святополк. Кроме того у него была жена, от которой у них был сын Мстислав (князь в Тмутаракани), Станислав Смоленский и Судислав Псковский. Еще была некоторая болгарина, которую считают византийской принцессой Анной, и которая родила Бориса Владимировича и Глеба Владимировича.

· Крепко встал вопрос старшинства. Самым старшим был сын первой жены Святополк, а все остальные были чуть-чуть младше. И тут выясняется, что Ярослав не хочет платить дань папе. И в 1015 году, ровно через год после протеста, Владимир умер. И родственники бросились делить наследство. Единственные приличные люди, которые сказали, что Святополк будет им, как отец, были Борис и Глеб. Тут вступает в дело знаменитая летописная легенда об убийстве Бориса и Глеба Святополком, которого за это дело прозвали Окаянным. Но в этой летописной истории есть некоторые нестыковки. Зачем убивать двух единственных верных людей?

· В это время Ярослав совершил третье призвание варяг. Прибывшие скандинавы это конунг Эймунд и ярл Якун Слепой. Здесь получилось не очень здорово, потому что дружина варягов, приехавшая в Новгород в 14 году, целый год ничего не делала, и принялась насиловать женщин, как написано в летописи. А новгородцы обиделись и начали потихоньку убивать варягов. Но все обошлось, так как вскоре настало время воевать

· Ярослав пошел войной на Святополка и разбил его при Любече в 1015 году. И вот именно тогда, если судить из практического смысла, именно он убил Бориса и Глеба, а потом приписал это деяние старшему брату

· Святополк после битва на Любече сбежал в Польшу и призвал поляков. Король Болеслав I Храбрый захватил Киев, выбив оттуда Ярослава, и будучи молодым человеком, поставил солдат на пост, не дав им внятного задания. Солдаты начали насиловать женщин, что киевляне не выдержали и выгнали поляков из города. Болеслав I Храбрый потерял войско в городе и был вынужден бежать.

· Окончательно Святополк был разбит на реке Альте. Это произошло на юге, так как после поляков Святополк призвал печенегов.

· Но был у Ярослава брат Мстислав Храбрый, который правил Тмутараканью. Ну а там с одной стороны были Ясы и Касоги, с третьей стороны Хазарский Каганат, тут же рядом Печенеги. И там так просто выжить было просто невозможно. Что бы выжить и править в Тмутаракани, человек должен быть достаточно специфическим. Поэтому, как военный, Мстислав был сильнее Ярослава, потому что он Ярослава неоднократно бил, и захватил Чернигов и весь противоположный берег Днепра. При чем, даже приглашенные варяги не смогли ничего сделать с Мстиславом. В 1024году под городом Лиственном Ярослав пошел на мир с Мстиславом, и они заключили договор, по которому один берег вместе с Черниговом за Мстиславом, а Киев и другая сторона Днепра за Ярославом. Мстислав признал Ярослава старшим братом.

- С тех пор пошло старшинство, что всегда идет Великое княжество Киевское, а следом за ним княжество Черниговское. И когда князья рассаживались по старшинству, то сначала шел Киев, а потом Чернигов, то есть Чернигов был последней карьерной ступенью перед великим княжение

· И вместе Мстислав и Ярослав идут воевать с поляками. Кстати, поляков они побили очень крепко. Но почему они их побили? Надо понимать, что Киев был что-то вроде Лондона сейчас, потому что туда бежали все сволочи со всей Европы. В это время умирает король Болеслав I Храбрый, вместо него взошел на трон король Мешко, а два его брата, Отто и Безприм немедленно сбежали в Киев. Братья решили короля Мешко с трона подвинуть, а Мстислав и Ярослав помогли Безприму. Взяли много польских людей, и эти люди были первыми славянами, которых расселили по реке (название не указываю – 36:42) на постоянной основе

· В 1034 году Мстислав внезапно погибает на охоте, что было подарком для Ярослава, так как Чернигов переходил под его правление вместе со всей Русью, кроме Полоцка

 

Международное значение

· Ярослав удачно женился, он взял в жены Ингигерду Шведскую, дочь Олафа Щетконунга, шведского конунга. Причем, к ней сватался Олаф Святой, а Ярослав это дело выиграл. А Олаф Святой взял ее в младшую сестру, таким образом, они стали свояками

· Во время «известных» событий в Норвегии сводный брат Олафа Святого, Харальд III Суровый (Harald Hardråde), вынужден был бежать в Киев.

· В это же время в Киев прибегает из Англии Эдуард Изгнанник, сын Эдмунда Железнобокого. Наследник престола, но он не мог на него просто так сесть, потому что там крепко утвердилась династия Годвинсонов (не мог уточнить), которые очень не хотели его видеть в качестве претендента на престол. И Эдмунд вынужден был бежать в Киев, где женился на Агате Киевской

· В 1043 году приезжает в Киев посольство из Франции, и Анна Ярославна становится женой короля Генриха.

· Таким образом, мы видим, что Ярослав был абсолютно встроен в общеевропейскую политику

· В 1043 году Ярослав воюет с Византией вместе с прибывшими «родственниками». Причем, как говорит летопись, поводом стало убийство одного русского в Константинополе. Война была блестяще выиграна. Тогда при императоре Константине Мономахе за одного из сыновей Ярослава (Всеволод) выдают дочь византийского императора. И сыном Всеволода и дочери Мономаха становиться Владимир Мономах (греч., - единоборец).

· Мы видим, как от самой Скандинавии до Византии протянулась держава. Это был самый высший рассвет киевского государства.

 

 

Достижения Руси во время подъема

· В это время у нас собственный первый русский митрополит.

· Строиться каменная София Киевская, расписывать ее вызывают мастеров из Константинополя. А когда в Новгороде сгорела деревянная София, то строят в Новгороде каменную Софию Киевскую. Это как раз стало одним из маркеров благосостояния русского государство – это каменное храмовое строительство. Как только начинают строить каменный храмы, тем более соборы, то есть это сооружения предельной капитальности и размера, значит с экономикой все в порядке, потому что есть избыточный продукт, который можно потратить на абсолютно бесполезное с хозяйственной точки зрения здание

· Вместе с киевской митрополией основывается Киево-Печерская Лавра, и именно там создается первая летопись

 

Феодализм на Руси

· В 1054 году умирает Ярослав Мудрый. У него осталось 11 сыновей и 13 дочерей

· Пережил братьев и Ярослава только Судислав Псковский. Пережил он всех в тюрьме, потому что в свое время, когда умер Мстислав, Ярослав подумал и решил, что еще одного брата ему не надо, и Ярослав своего последнего брата Судислава Псковского заточил в поруб.
Поруб – очень специфическая славянская система заточения. Человека сажали в какое-то место, и вокруг выстраивали избу без дверей.

· Собственно, Ярослав Мудрый первый поделил страну на уделы и рассадил своих сыновей по старшинству в уделы, и он же задал лествичное право

· В это время складывается специфический ранний феодализм на Руси. Если в Европе феодализм оформлен именно так, как он был оформлен с майоратом, то есть основной домен не дробился и передавался от отца к сыну, то у нас майорат смогли окончательно оформить только к Петру I. Но Майорат это элемент надстройки, то есть это то, как оформлено законодательно надстроечная структура. При этом базис и у нас, и у них был феодальным. Просто у них сильно более развитый, потому что появился раньше.
В Европе сложилась ленная система или система Бенефиция, когда синьор выдавал своем подчиненным кусочки земли, на которых они могли построить замок или дом, или просто жить. Но, в конце концов, самое главное, там жило подданное население. Это система условного владения землей, то есть ты не владеешь этой землей, владеет твой сеньор, но пака ты служишь, ты имеешь право ей распоряжаться.
У нас такого не складывается. У нас складывается система подчинения на основе личной преданности по родовым отношениям, то есть династия всего одна на всю Русь, которая наложилась на местную родоплеменную аристократию, и именно местная родоплеменная аристократия составляла основное большинство местной, более низкой субординации – звание бояр. Все подчинялись друг другу по семейственным связям, то есть младший брат подчиняется старшему. Все они раздают кормления своим дружинникам, но не должность, с которой дружинник кормиться, а просто физически кормят, дают доспехи, меч и коня

· При этом уже при Владимире, и уже точно при Ярославе начинают раздавать земли своим дружинникам и боярам. Земли раздавали вместе с поданным населением, то есть со смердами.
Смерд – это низшее сословие из лично свободных, но зависимых людей. Это то же самое поданное население, которое потом стало называться крестьянами. К земле они, конечно, не были прикреплены, потому что у нас очень много земли и очень мало населения, если бы какой-то смерд захотел куда-то убежать, то удержать его было почти невозможно. Жили они общинами (вервь).

 

Русская Правда

· Существовали несколько типов зависимых людей:
Смерд – крестьянин, но лично свободный. Они зависимые только от князя.
Рабы: холопы, обельные холопы, закупы, рядовичи и челядь.
Обельный холоп – раб полный. Как правило, происходили из потомственных рабов или из осужденных преступников.
Закуп – человек, попавший в рабство за долги. Считалось, что он должен отрабатывать свои долги. Попадали из-за боярства, потому что кроме войны бояре занимались ростовщичеством. Но ростовщичеством было запрещено заниматься по церковному уложению.
Рядович – тот, кто договорился, то есть попал по ряду (договору) в зависимость. Была временная зависимость, потому что если у тебя ряд ограничивается пятью годами, то будешь пять лет в зависимом состоянии. Причем ты мог явиться на службу со своим инвентарем, если инвентаря нет, то тебе его выдадут.
Челядь – рабы, попавшие в плен.

· Свободные люди назывались просто людьми или «людинами». В Новгороде их называли или «русинами», или «словенами»

· Дальше шли чины княжеской или боярской администрации:
Тиуны – сборщики налогов, судьи.
Огнищане.
Мечники.
Ябетник – человек, занимающийся налогами.
Гридни – дружинники.
Дальше шла старшая дружина – бояре.

· Все это было записано в первый раз письменно в «Правде Ярослава» или «Русская Правда»

· Сохранилось две редакции Правды: краткая и пространная. В краткой версии содержится 43 статьи. В пространной версии - 121 статья, описывающие уголовное право, описывающие финансовые взаимоотношения, правила наследования и так далее

· Когда мы говорим о рядовичах, челядинах, холопах и закупах, а также смердах, то за убийства этих сословий полагался штраф 5 гривен. За свободного человека 40 гривен. Если ты угнал коня, но его удалось вернуть – 3 гривны. Ударить свободного человека мечом, не насмерть – 12 гривен. То есть мы видим, что с имущественным расслоением был полный порядок. И поэтому можем говорить о том, что в это время у нас устанавливаются ране феодальные отношения. За смерть дружинника – 80 гривен

· В Правде закреплено, что русин и славянин уравниваются в правах

 

Начало усобицы

· Можно сказать, что Ярослав заложил атомную бомбу под свое государство, но это было неизбежно. К концу 11 века его потомки успели передраться друг с другом так крепко, что в 1097 году уже внук Ярослава Владимир Мономах инициировал съезд князей в Любече, где князья были вынуждены договариваться, что каждый держит свои вотчину.

· От сюда оставался ровно один шаг до развала единой страны. Держалось это все по двум причинам. Одной из которых, была выгода взаимного сосуществования, потому что вся страна сидела на пути «Из варяг в греки», и было выгодно держаться всем вместе, потому что после того, как Ярослав разбил печенегов, пришли половцы. Но половцы, в конце концов, перешли на орбиту цивилизованной политики и перестали угрожать. Но удержать путь мы так и не смогли, потому что в конце11 века происходит крестовый поход и путь хиреет. Содержать путь становится не выгодно, и начинается усобица, которая раздирает страну на части

 

Автор:

Клим Жуков

 

Ссылка:

https://www.youtube.com/watch?v=FAc_6b1KFa8

 

Date: 2016-07-25; view: 217; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию