Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. А. Фет основные темы и идеи 114 page
Идея романа актуальна во все времена: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы, но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: «А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные и которое велико тем, что делает малое». Я понимаю это так, что не следует думать только о всеобщем, а потому ничейном благе, но прежде всего делать добро конкретным людям, как бы мало оно ни было. Из капель собирается море. И да здравствует «беспринципность сердца!».
А. А. БЛОК ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО А. БЛОКА (стихотворение «О, весна без конца и без краю...») Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...» можно назвать переломным в мировоззрении и творчестве поэта. Оно было написано 24 октября 1907 года и вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком». Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России. А. А. Блоку были близки и поэзия М. Ю. Лермонтова, и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества поэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических приемов. Замечено, что стихотворение «О, весна без конца и без краю...» написано под влиянием лермонтовской «Благодарности», где подводится итог отношений поэта с «не принявшим» его миром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически переосмыслена в последних стихах, которые Блок не вводит в свой эпиграф: Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил. Сходство стихотворений только в самом «ключе» противоречивого изображения, различие — в их смысле: у Лермонтова это «благодарность» не за радости жизни, а за страдания, у Блока — оптимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на его противоречивость и даже гибельность: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя! Композиционная структура стихотворения опосредует связь его идеи и речевых средств ее воплощения. Восприятие жизни воспринимается конструктивно как взаимодействие лирического «я» и жизни {мира):
Узнаю тебя, окизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Лирический герой обретает доспехи в аллегорически изображаемой «враждующей встрече» с жизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается оптимистически звучащими словами «И приветствую звоном щита!»), ведущей к заветной мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца. Сама жизнь предстает воплощенной в женский образ «с буйным ветром в змеиных кудрях» («можно любить мать, сестру и жену в едином лице Родины — России»). Блок — поэт тонкой метафоры: Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами — хмельная мечта! Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленных и взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия: неудача — удача, плач — смех, ненависть — любовь. Важную конструктивную роль играют и другие противопоставления, подчеркивающие необъятность времени: бессонные споры (ночь) — утро, и пространства: веси — города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты («без конца и без краю»). Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой их сторон. В стихотворении можно выделить- так называемые ключевые слова, опорные точки композиции и его идейного содержания. Здесь таким конструктивным элементом является глагольная форма «принимаю», которая повторяется пять раз, организуя общий подчеркнутый ритм стихов. Его аналогами — контекстуальными синонимами выступают другие языковые средства: «приветствую», «тебе мой привет», «что взоры... пьянила весна», «встречаю», «не брошу щита», «кляня и любя» и другие. Целостность стихотворения, его смысловое и структурное единство организуются восприятием изображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями, эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и типом речи.
Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция получают преломления и оценку в образе автора как высшей «поэтической инстанции», где мозаичные детали синтезируются в единое противоречивое целое: радость борьбы, готовность пойти на бой («приветствую звоном щита»), готовность отдать всего себя изнурительной работе («томления рабьих трудов») и бессилие разгадать жизнь, узнать до конца ее тайны («с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах», «никогда не откроешь ты плечи»), противоречивое восприятие мира («ненавидя, кляня и любя»). В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения «О, весна без конца и без краю...» лирическое «я» само является, таким образом, предметом оценки и осмысления сущности человеческого бытия, смысла жизни — всего, что на протяжении веков волно-' вал о людей, живущих на Земле. Языковая структура стихотворения «О, весна без конца и без краю...» мотивирована его содержанием и композицией. Доминирующим изобразительным средством является повтор. Стихотворение начинается выразительным повтором фразеологизма, что экспрессивно усиливает впечатление безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческой мечты: (весна) без конца и без краю без конца и без краю (мечта). Повторение синонимов в каждом из этих выражений заостряет на себе внимание и образует эмоциональный зачин стихов, подчеркнутый междометием «о», интонацией восклицания и паузой сопоставления содержания первых двух стихов («О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!»). Сквозной повтор глагольной формы принимаю (вместе с его аналогами) семантически и структурно организует текст стихотворения как его лейтмотив: Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! Принимаю тебя, неудача... Принимаю бессонные споры... Принимаю пустынные веси! Все равно: принимаю тебя!
Жизнь принимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях. Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов: Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет! Такова же функция контекстуальных антонимов: Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна... Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления ■рабьих трудов! Здесь ночные споры и утро, наполненное творческим поиском, пустынные деревни и многоэтажные города, радостный простор светлого неба и вынужденный, подневольный и, может быть, беспросветный труд без «творческого парения». Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть даже некоторая душевная раздвоенность, передается с помощью антитезы: «ненавидя, кляня и любя». В произведениях поэта создается как бы особая метафорическая речь, своеобразная вторая ступень языка над обычной, первой, то есть язык символов. Таково в стихотворении изображение жизни — сначала, в первых четырех строфах, обычное, а потом символическое: И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах... Изображаемое предстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то соединяются, то разъединяются. Обычная жизнь вдруг «проступает» в облике загадочной, не познаваемой до конца женщины — природы — сфинкса. Общая образно-символическая двуплано-вость стихотворения основана на развитии и развертывании метафорического ряда. Жизнь представляется весной без конца и без краю: весна пьянит воспаленные от бессонных ночей взоры поэта; неразгаданная им тайна жизни осеняется хмельной мечтой, в которой
есть и возбужденное отчаяние, и безрассудность, и надежда {весна — весна пьянит — хмельная мечта). Образный строй стихотворения поддержан и другими метафорами — символами («В заколдованной области плача, в тайне смеха — позорного нет!»), а также метонимией (бессонные споры — то есть споры неспящих людей) и гиперболой (без конца и без краю — о весне и мечте). Необходимо сказать несколько слов об интонации стихотворения. Эмоциональный строй стихов усилен интонацией восклицания, придающей им восторженность и торжественность и создающей декламационный стиль. Важно в этой связи обратить внимание на восклицательные знаки; в сравнительно небольшом стихотворении их 12. Надо сказать, что число 12 у Блока всегда являлось чем-то символическим. Взволнованность и патетика лирической исповеди поэта переданы синтаксически присоединением однородных членов, эмоционально выделенных в самостоятельные восклицательные предложения: Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных го/родов! Обычные фразы как бы разорваны на части, интонационно подчеркнутые («узнаю», «принимаю»). Стихотворение композиционно целостное, в нем ярко проступают внутренняя тематическая законченность и метрическое единство. Стих выразителен, четырехстишная строфа ярко раскрывает внутреннее содержание произведения. И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель ~ я знаю — Все равно: принимаю тебя! Стихотворение звучит ритмически широко, размеренно и свободно. Оно написано трехстопным анапестом с чередующимися женскими и мужскими рифмами: а в а в. Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности. Его нельзя усвоить «с ходу», не напрягая своего разума и своей души. Стихи Блока не читаются
«легко» еще и потому, что в них воплощено немало трудных, выстраданных переживаний. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. БЛОКА (вариант 1) Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта. Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность... Ранние стихотворения А. Блока полны романтики и оптимизма: Я шел к блаженству. Путь блестел Росы вечерней красным светом... Путь раннего Блока безмятежен. Поэт не думает, что что-либо может нарушить его внутреннюю гармонию, творческий настрой. Он пишет, что в его душе «любви весна». И действительно, лирический герой Блока — это человек любящий. По утверждению самого поэта «только влюбленный имеет право на звание человека». Любовная лирика Блока широко представлена в одном из его первых сборников «Стихи о Прекрасной Даме». В этих стихотворениях много возвышенного, романтики и даже мистики. Они проникнуты глубокой нежностью: Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — «чистейшей прелести чистейший образец». Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение «Незнакомка». Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действитель-
ности. Символично, что прекрасная Незнакомка, «дыша духами и туманами», появляется в трактире, среди пьяниц «с глазами кроликов». Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, «друга единственного» — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: «Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Но мы видим и другого Блока. Его лирический герой может быть активным, его ведет желание что-то изменить, чем-то помочь: О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — вотшотитъ. Лирический герой Блока отличается большой любовью к людям, в нем нет злости, он не таит обид: Земное сердце стынет вновь, Но стужу я встречаю грудью. Храню я к людям на безлюдье Неразделенную любовь. Подтверждение этой мысли находим и в его стихотворном шедевре «О доблестях, о подвигах, о славе». Оно передает всю глубину душевных переживаний поэта, которого покинула любимая женщина: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. -Но поэт ни обронил в ее адрес ни одного гневного слова. Любящему человеку чужда резкость, он по-прежнему превозносит женщину. И жизнь по-прежнему дорога лирическому герою Блока во всех ее проявлениях. Жизнь продолжается: Нет! Все, что есть, что было, — живо! Мечты, виденья, думы — прочь! Волна возвратного прилива Бросает в бархатную ночь! Все, что человек пережил в прошлом, навсегда остается в его памяти. Он дорожит этим. Такой и лирический герой Блока: Яо верю — не пройдет бесследно Все, что так страстно я любил.
Описывая лирику Александра Блока, нельзя обойти стороной его стихотворные произведения, посвященные России. Его отношение к событиям, происходившим в России в начале XX века, были порой противоречивы, но любовь к родине Блок пронес через всю свою жизнь. Он любит ее всей душой, как женщину. Россия у Блока — красавица, повязанная в «плат узорный до бровей», лик которой «светел навсегда»: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!.. И нет конца! Родина — это не только большая любовь поэта, но и источник жизненных сил. В стихотворении «Последнее напутствие», лирический герой которого полон отчаяния и безысходной тоски, поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого «круга бытия», наполняет жизнь смыслом: Это «единственное» ~ Россия. ...ещелеса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе... В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой родины: «Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!» Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, — настолько открыто и искренне говорит поэт о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Стихи этого поэта пробуждают в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. БЛОКА (вариант 2) Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже
XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие позиции поэта во многом уже проявилось в первые годы его творчества. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. С другой стороны, символика стихотворения также весьма показательна. Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, кого-то недвижного, черного, считающего пришедших, и, наконец, лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины...». Нахождение на вершине — это как бы на- -чальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму. Ранние стихотворения Блока связаны с образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...», поводом для создания которого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь — высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомке». Тему этого стихотворения можно определить следующей фразой: идеал приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» — мечты, идеальной Незнакомки.
Но место встречи с ней — трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное — продлевать его: «Ты, право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине». В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный сад». Основа сюжета этой поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Хозяйка сада — это Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем. Опустошенный жизнью, с нелегкой судьбой человек — герой стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении
внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА И С. ЕСЕНИНА Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта — это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина — это их Родина и все, что с ней связано. «Чувство родины — основное в моем творчестве», — так писал С. А. Есенин. Но и Блок любил повторять, что все его творчество о России. И у него на эту тему были написаны стихи: «Русь», «Россия», Цикл «На поле Куликовом». Глубоко, просто и отчетливо сказал он о судьбах матери-Родины: Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни,.А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. Но тайна неотразимого воздействия Блока в том, что в любом, самом интимном, чувстве поэта нас покоряет напряженность его отношения ко всей жизни — к смыслу человеческого существования, к благородству душевного облика человека, к собственному долгу служить правде и красоте. Один из величайших лириков века, Блок создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира. Одно из наиболее популярных и любимых стихотворений — «Незнакомка». Оно входит в цикл «Город», в котором с такой пронзительностью прозвучала тема «черного города», враждебного счастью и красоте людей. Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Среди пьяниц «с глазами кроликов» пленительным
видением возникает таинственный образ девушки: И медленно пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Трагическое видение мира предстает перед нами, а особенно завораживает тайна... Вершиной мировой поэзии является также блоковское «О доблестях, о подвигах, о славе...». Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине, оно исполнено муками сердца: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. В этом стихотворении нет ни одного резкого слова. Оно звучит плавно, как песня, как шелест листьев, как может звучать голос действительно любящего человека. Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что «только влюбленный имеет право на звание человека». Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что все его творчество — о России. И у С. А. Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к Родине. Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь «Есенин», и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней прической березы, запахнет «черемуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с ее пейзажами и еще никем не разгаданным народом. Великую Русь, шестую часть Земли, он воспел радостно, самозабвенно и чисто: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть Земли с названьем кратким "Русь"». Есенин нежен и прост, преклоняется перед красотой внешней, еще более — внутренней. Это подтверждают стихи о Грузии, «Персидские мотивы». Хотя в стихотворении о Шаганэ поэт описывает необыкновенно пылкую любовь к девушке, мы в то же время чувствуем его тоску по родному краю: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». А разве не видна в поэме «Анна Снегина» любовь к народу? О том, что Есенин — крес-
тьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографии и стихах, для него это не было обычной строкой в анкете. Поэту хочется подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе. Именно здесь нашел поэт надежную опору для осуществления своей заветной мечты — стать «певцом и глашатаем» отчего края. Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хоть уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных настроений. ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой «Двенадцать». Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене, которую он очень любил. Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в «миры иные», когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении «Незнакомка» Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: «И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Какая музыкальность! Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное».
Блок своими стихами не только доказал, что он глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Л. Д. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся на них любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает наши однообразные, полные усталости и тревоги, современные будни. С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» — пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностью хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. «Незнакомка» — это полет творческой фантазии, преображающей мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить. ПОЭТ МЕЧТЫ (любовная лирика А. Блока) Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,. Сменив в конце привычные черты, А. Блок Романтический поэт, воспевающий свою возлюбленную, в которой все — совершенст-
во, все — воплощение красоты и вечной женственности — это первое, что мы вспоминаем о Блоке. Да, поэт прошел сложный путь, и темы его творчества намного шире, но так необычны, так совершенны его стихи о Прекрасной Даме, столько в них искренней чистоты и жертвенности, что, пожалуй, трудно найти девушку, в сердце которой они не нашли бы отклика. Это какой-то иной, идеальный, мир, мир волшебных чувств, мир бескорыстного служения, восхищения, преклонения. Вхожу л в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерщнъи красных лампад. Эта тема Храма присутствует во многих ранних стихах А. Блока. Не призывай, и без призыва Приду во храм. Склонюсь главою молчаливо К твоим ногам. Это скорее не реальная девушка, а мечта, ночная греза. И не столько любовь, сколько представление о ней, ее трепетное предчувствие. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. И неважно, что по соседству — вполне земная Люба Менделеева, чудесная девушка с массой достоинств. Увы, слишком земная. Разочарование — неизбежная участь всех идеалистов. Это предчувствует и Блок — и страшится: Весь горизонт в огне, и близко появленье, По страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко, Но страшно мне: изменишь облик Ты. «Лучезарная», «таинственная», «озаренная», ее лицо «возникает из кружев», она «звезды светлые шлейфом влачит»,.. Недоступное Божество, которому можно лишь поклоняться, но даже и мечтать о нем — кощунство.
Но — Небесный ангел, Звездная Дева падает на землю. И оказывается, это не столь уж и страшно. Спустившись с небес, она не утеряла своей красоты, прелести, очарования. И этот взор не меньше светел, Чем был в туманных высотах. Мистическое воплощение Вечной Женственности сменяется образом земной Незнакомки — не менее прекрасной и возвышенной, еще более ценной, так как сохраняет свою красоту и чистоту «средь этой пошлости». Вспомним это стихотворение. Духота, скука, пыль, плач, визг, разгоряченные вином завсегдатаи — словом, обыденная грязь. И — является Она. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И исчезает грязный трактир, где «пьяницы с глазами кроликов «In vmo veritas!» кричат», и появляется «берег очарованный и очарованная даль». Еще одна «встреча» с незнакомкой — в стихотворении «В ресторане»: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «Иэтот влюблен» <...> Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Это уже не абстрактная Вечная Женственность и Прекрасная Дама, но вполне реальное их земное воплощение. Date: 2016-07-25; view: 256; Нарушение авторских прав |