Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История Московской Руси - России в XVI-XVIII вв.
После смерти в 1505году Ивана III власть в стране перешла к его сыну Василию III (1505-1533 гг.) который продолжил политику отца на собирание земель и укрепление царской власти.В этой борьбе он широко применял репрессивные методы против любой формы оппозиции, а именно изгнание, заключение в монастырь, смертная казнь. В 1510 году под давлением Василия III Псков, как ранее и Новгород был вынужден отказаться от статуса боярской республики, веча и войти в состав Московского государства. По примеру своего отца Василий III, переселены в Московские земли около 300 самых знатных псковских семей, а их деревни были отданы московским служилым людям. В 1512-1513 гг. Василий III дважды начинал войну с Литвой, но неудачно. Лишь в 1514 году при поддержке артиллерии ему удалось взять Смоленск. В этом походе на стороне Москвы участвовал и беглый литовский боярин Михаил Глинский, который надеялся получить от князя Смоленск в вотчину. Однако отказ Василия III привел к его сговору с польско-литовским королем Сигизмундом. Заговор разоблачили, а самого Глинского заточили в Москве. Несмотря на фактический захват Смоленска, город остался спорной территорией до конца правления Василия III. В 1517 к Москве была присоединена Рязань, затем Стародубское княжество (Владимирская обл.), а в 1523 году - Новгород-Северский (Черниговская обл.). В 1521 году на Московские земли вторглись крымский и казанский ханы, которые разгромили русское войско на р. Оке, опустошили округу и повернули назад, взяв с Василия III грамоту о том, что тот признает себя верным данником и вассалом Крыма. На обратном пути, войска крымского хана столкнулись с воеводой Иваном Образец-Добрынским и были разогнаны пушками. В последующие годы Москва еще не раз воевала с Казанским и Крымским ханствами. Время правления Василия III это не только эпоха войн за расширение территории и укрепление самодержавной власти, но и время строительного бума на Руси. В это время на территории Московского Кремля возведен Архангельский собор, а в с. Коломенском построена Церковь Вознесения Господня. Строятся каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости.
Великий князь Василий III умер в 1533 году, когда его сыну Ивану IV исполнилось только 3 года. Спустя 5 лет умерла его мать - Елена, Иван остался круглым сиротой. Страной управляла Боярская дума. Наступила эпоха боярского правления, период беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. То одна, то другая партия захватывала власть и преследовала побежденных противников. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной Великой княгини — Глинские. Иван, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. В 01.1547 года Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. С этого времени начинается период самостоятельного правления Ивана IV и проведения реформ. Со временем вокруг царя сложился круг единомышленников, получивший название «Избранная рада». Большое влияние на царя приобрели дворянин Алексей Адашев и священник Сильвестр. Под руководством «Избранной рады» было завершено оформление центральных органов государственного управления — приказов (до сер. 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых созданных приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Главной функцией этого учреждения был прием челобитных (жалоб) на имя государя и проведение по ним расследования. Таким образом, Челобитная изба фактически являлась высшим контрольным органом. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ выполнял функцию штаба Вооруженных Сил, то есть определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно войти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве.
Реформы Ивана IV Реформа местного управления. Укрепление государства (монархии) требовало решительной замены старой системы местной власти, которая сложилась еще во времена боярского правления. Первостепенной задачей являлось создание аппарата чиновников, подотчетных государству и подданным. В соответствии с проведенными преобразованиями устанавливался порядок, согласно которому сами подданные избирали чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники ( избранный чиновник клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название ) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства. Ранее власть на местах принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях), которые получали эти территории в «кормление». Кормления были системой вознаграждения за службу. После реформы деньги, которые ранее шли на кормление, теперь взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда платилась заработная плата служилым людям.
Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.
Церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из 100 глав («Стоглав»). На открывшемся в 02.1551 года Соборе присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.
На стоглавом соборе обсуждались следующие вопросы: · укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей, · унификация церковных обрядов и служб · полномочия церковного суда, · против пережитков язычества среди населения, · жесткая регламентация (духовная цензура) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.
В 1560 г. внутри «Избранной рады» возник конфликт, а затем и разрыв отношений между царем и его советниками Адашевым и Сильвестром. Иван IV обвинил их в сговоре с целью утвердить в государстве ограниченную монархию, где царь царствует, но не правит. Итогом данного противостояния стало падение правительства «Избранной рады» и начало эпохи самодержавного царского правления. Главным событием истории XVI века стала опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1572 г., в Московском государстве по образному выражению современника этих событий князя Андрея Курбского, разгорался «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. Позднее А. Курбский бежал в Великое княжество Литовское, откуда писал гневные письма своему бывшему монарху, обвиняя его в тирании, казнях невинных людей. После бегства в Литву Курбский получил от польского короля Сигизмунда крупные имения в Литве и на Волыни, воевал против Москвы. В 12. 1564 г. царь с семьей выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а затем Александровскую слободу. Оттуда в н. 01. 1565 г. он отправил в Москву две грамоты. В первой грамоте, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что «государь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу — на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди плохо служат, а церковные иерархи их покрывают». Поэтому он, не желая терпеть «их изменных дел» оставляет свое государство. Вторая грамота была адресована всему посадскому населению Москвы, в ней царь заверял простой московский люд, чтобы «они никакого сомнения не имели, гнева, и опалы у царя на них нет». Московские люди, выслушав царские грамоты, решительно потребовали, чтобы бояре упросили вернуться царя на государство. Уже через два дня депутация духовенства и бояр была в Александровской слободе. Царь смилостивился и согласился возвратиться, но при двух условиях: наказание изменников и создание опричнины».
Слово «опричнина» происходит от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли — своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной небольшой «пенсионный» удел, в который он «удалялся от царствования». Вся страна — «земщина» — оставалась, согласно его уверениям, в управлении Боярской думы. Фактически введение опричнины свелось к кровавой череде бессмысленных убийств, совершавшихся по велению и при личном участии царя. Долгое время в литературе было распространено мнение: опричнина — дело исторически необходимое, поскольку России, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать. Ныне состав жертв опричного террора изучен. На каждого боярина или дворянина приходилось, по меньшей мере, 3-4 рядовых служилых земледельца, а на каждого последнего — по десятку лиц из низших слоев населения. Общее число жертв опричнины не известно, но в любом случае превышает 5 тыс. человек. Непосредственно террором занимались «опричники» которые в одежде должны были отличаться от других служилых людеей, а именно: собачьи головы на шее у лошади и метлу. Это должно было обозначать, что они сначала кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны. Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Осенью 1572 г. Иван IV получивший прозвище Грозный отменил опричнину, однако, террор не прекратился. Он продолжался, но в меньших масштабах. Причиной отмены опричнины, возможно, было поражение русской армии и низкая боеспособность опричников, проявленные в 1571 году, когда крымские татары сожгли Москву. Последствия опричнины.После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запустели. По прочтении писцовых книг конца XVI века возникает впечатление, будто страна пережила вражеское нашествие. Необработанными оказались до 90 % земли. В 1570-1571 гг. в дополнение, ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.
Date: 2016-07-25; view: 495; Нарушение авторских прав |