Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники исторического познания





Введение

Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Далеко ходить и глубоко копать не будем. Русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».

Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники.

Приведу еще одну мною любимую цитату немецкого канцлера Отто Бисмарка: «Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других, с тем, чтобы не повторять их».

После таких общеизвестных цитат количество дураков и ошибок должно неуклонно уменьшаться год от года. Однако, их число растет в геометрической прогрессии… В чем же причина? Почему мы упорно и регулярно наступаем на старые грабли и совершаем те же ошибки? Применительно к нашему предмету изучения возможных причин как минимум две: отсутствие объективных исторических знаний о прошлом или настоящем и манипулирование этими знаниями в угоду каких-либо заинтересованных сторон.

В настоящее время историческая наука накопила богатейший исторический материал, разработала огромный арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом и настоящем в целом доказуемыми, проверяемыми и объективными. Хотелось бы в это верить…

 

Источники исторического познания

Источники исторического познания весьма разнообразны и нуждаются в дополнительной характеристике, рассмотрим их отдельно.

1) письменные;

2) вещественные;

3) этнографические;

4) устные (фольклорные);

5) лингвистические;

6) кино- и фотодокументы;

 

Самые обширные познания о прошлом историки получают благодаря письменным источникам. Древ­нейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков. Ряд мертвых языков ни­когда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX-XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык народа майя и др.), а некоторые не разгаданы до сих пор (например, этрусский).

Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появ­ления у них письменности в основном опираются именно на данные археологических раскопок. Да и для более позднего периода роль архео­логических материалов очень велика.

С археологией тесно связана антропология, которая по остан­кам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека. Антропология особенно важна при вос­создании истории возникновения и расселения народов. В изучении истории важное место отводится этнографии.

Вопрос происхождения и расселения народов (этнография) тесно связан с исторической линг­вистикой (языкознание), изучающей происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются оно­мастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).

Ценнейшие сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати — сфра­гистика.

Обы­чаи и традиции, занятия и образ жизни народов помога­ют в воссоздании прошлого всего человечества. Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содер­жатся в сказаниях, преданиях, легендах, сказках народов мира. Изучающая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку. По мере развития человечества увеличивается количество ис­торических источников. В XIX-н.XX в. возникли такие из них, как фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй по­ловине XX в. появились документы на электронной основе.

Date: 2016-07-25; view: 436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию