Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция №4. Математическое описание процессов преобразования энергии
Цель лекции: - ознакомить студентов ссистемой уравнений, описывающих процессы электромеханического преобразования энергии, дифференциальными уравнениями, описывающих переходные и установившиеся процессы в обобщенной машине, моделью обобщенного электромеханического преобразователя. Содержание лекции: - система уравнений, описывающих процессы электромеханического преобразования энергии; - дифференциальные уравнения, описывающие переходные и установившиеся процессы в обобщенной машине; - модель обобщенного электромеханического преобразователя. Математическая модель электрической машины — это система уравнений, описывающих процессы электромеханического преобразования энергии с допущениями, обеспечивающими необходимую точность решения для рассматриваемой задачи. Математические модели электрических машин широко используются для исследования электромеханических систем благодаря применению аналоговых и цифровых вычислительных машин. В настоящее время созданы модели, позволяющие исследовать практически любые задачи, встречающиеся в электромашиностроении. Несмотря на бесконечное конструктивное разнообразие индуктивных электрических машин все электрические машины с круговым полем в воздушном зазоре можно свести к обобщенной электрической машине. Обобщенная электрическая машина — это идеализированная двухполюсная машина с двумя парами обмоток на статоре и роторе. В ней энергия магнитного поля сосредоточена в воздушном зазоре и поле синусоидальное. В воздушном зазоре обобщенной машины вращающееся магнитное поле может создаваться обмотками статора и ротора. Напряжения статора или ротора создают сдвинутые во времени токи, а за счет пространственного сдвига обмоток в зазоре создается вращающееся поле. Машины постоянного тока получаются из модели обобщенной электрической машины, если обмотки ротора или статора питать через преобразователь частоты. В машинах постоянного тока преобразователем частоты является механический преобразователь частоты — коллектор. Постоянный ток преобразуется в многофазный переменный ток, который создает вращающееся поле, неподвижное относительно обмотки возбуждения, расположенной на статоре. Как в машинах переменного, так и в машинах постоянного тока много фазная симметричная обмотка приводится к двухфазной, которая и рассматривается в обобщенной электрической машине. Процессы преобразования энергии в многополюсных машинах приводятся к процессам в двухполюсной машине. Уравнения обобщенной электрической машины были предложены Г. Кроном в 30-х годах, и в последние десятилетия теория обобщенной машины получила дальнейшее развитие в работах советских и зарубежных ученых.
Рисунок 4.1 - Модель двухфазной машины в непреобразованной системе координат
Дифференциальные уравнения, описывающие переходные и установившиеся процессы в обобщенной машине в естественных или фазовых непреобразованных координатах (см. рисунок 4.1), имеют вид
uas=iasras+dψas /dt; ubs=iasras+dψas /dt; (4.1) - uas=iasras+dψas /dt; - ubs=iasras+dψas /dt.
В (4.1) потокосцепления обмоток
Ψas= Lasia s+ M(cos Ө)iar + M (sinӨ) ibr; Ψas= Lbsibs + M(cos Ө)ibr – M (sinӨ)iar; (4.2) Ψar= Laria r+ M(cos Ө)ias - M (sinӨ) ibs; Ψar= Lbribsr+ M(cos Ө)ibs + M (sinӨ)ias.
В (4.1) и (4.2) uas, ubs, uar, ubr - напряжения на обмотках статора и ротора; ias, ibs, ir, ibr — токи в обмотках статора и ротора; ras, rbs, rr, rbr — активные сопротивления обмоток статора и ротора; Las, Lbs, Lr, Lbr — индуктивности обмоток статора и ротора; М — взаимная индуктивность между обмотками статора и ротора; Ө — угол между осями обмоток статора и ротора. Если подставить (4.2) в (4.1), получатся громоздкие уравнения с периодическими коэффициентами. Для упрощения уравнений электромеханического преобразования энергии рассматривается псевдонеподвижная машина, в которой в обмотки ротора вводится ЭДС вращения. При этом в неподвижной и вращающейся машинах токи, активная и реактивные мощности остаются неизменными. В неподвижной системе координат α, δ уравнения обобщенной машины, выраженные через потокосцепления, выглядят следующим образом:
uαs = iαs rαs + ; uβs = iβs rβs + ; (4.3)
uαs = iαs rαs + + ωrψβr; uβs = iβs rβs + - ωrψαr. (4.4)
Подставляя в (4.4) значения потокосцеплений (4.3)
ψαs = Lαsiαs + Miαr; ψβs = Lβsi βs + Miβr; (4.5) ψαr = Lαriαr + Miαs; ψβr = Lβri βr + Miβs;
получаем выраженные через токи уравнения напряжений для машины, которые удобно записывать в матричной форме:
В (4.1)-(4.5) uαs, uβs, uαr, uβr, iαs, iβs, iαr, iβr, - соответственно напряжения и токи в обмотках статора и ротора по осям α и β; rαs, rβs, rαr, rβr, — активные сопротивления обмоток статора и ротора; М — взаимная индуктивность; Lαs, Lβs, Lαr, Lβr, — полные индуктивности обмоток статора и ротора по осям α и β; ωr — угловая скорость ротора. Индуктивности обмоток определяются по известным соотношениям
Lαs =M +lαs; Lβs =M +lβs
где lαs, lβs, lαr, lβr — индуктивности рассеяния обмоток статора и ротора по осям α и β. Активные сопротивления и индуктивности в (4.4) относятся к фазе машины и определяются расчетным и опытным путем. Применяя преобразования координат при инвариантной мощности, получают уравнения в других координатах. Процессы преобразования энергии в переходных процессах описываются уравнениями напряжений (4.1) или (4.2) и уравнением движения
Mэ = (4.6)
где Мэ — электромагнитный вращающий момент — момент, создаваемый машиной; Мс — момент сопротивления с учетом момента трения; р — число пар полюсов; J — момент инерции.
Вращающий момент Мэ , (4.7)
где m — число фаз. Вращающий момент может быть выражен: через потокосцепления (4.5)
Мэ = , (4.8)
через потокосцепления и токи статора:
Мэ = , (4.9)
через потокосцепления и токи ротора:
Мэ = . (4.10)
Справедливость (4.8) - (4.10) подтверждается, если в (4.9) подставить значения потокосцеплений и токов из (4.2). Вращающий момент после преобразований (4.9) - (4.10) может иметь и другой вид. Вращающий момент можно определить также через намагничивающие токи и через изменение энергии магнитного поля или из выражения вектора Пойнтинга. При круговом поле в воздушном зазоре наращивание сложности уравнений происходит при учете нелинейностей параметров и учете нескольких контуров на статоре и роторе. Уравнения электромеханического преобразования энергии усложняются при наличии двух полей в воздушном зазоре машины. При эллиптическом поле система уравнений электромеханического преобразования энергии состоит из восьми уравнений напряжения и уравнения электромагнитного момента с четырьмя парами произведений токов в обмотках статора и ротора. Число уравнений увеличивается при учете контуров с токами на статоре и роторе. Учет нескольких полей и контуров на статоре и роторе приводит к системе с несколькими десятками уравнений. Наиболее простая система уравнений — система уравнений третьего порядка — получается, если использовать описание процессов преобразования энергии через обобщенные векторы U= ; (4.11)
U= - jωrψr.
Система уравнений (4.11) и уравнение движения (4.6) описывают динамические и статические характеристики электрической машины. Уравнения установившегося режима получаются из дифференциальных уравнений путем замены в уравнениях электромеханического преобразования энергии оператора дифференцирования d/dt ↔jω В установившемся режиме уравнения напряжений и уравнение движения могут рассматриваться независимо друг от друга. Простейшие уравнения в установившемся режиме получаются из схем замещения электрических машин и упрощенных уравнений, на базе которых строятся векторные диаграммы. Круговое поле в воздушном зазоре может быть только в идеализированной машине. В воздушном зазоре реальной электрической машины имеется бесконечный произвольный спектр гармоник поля, состоящий из временных и пространственных гармоник. Высшие гармоники в воздушном зазоре машины появляются за счет несинусоидальности напряжений, несинусоидального распределения МДС, неравномерности зазора, насыщения и других причин.
Date: 2016-07-25; view: 852; Нарушение авторских прав |