Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция №1. История развития электрических машинСтр 1 из 20Следующая ⇒
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ Кафедра «Электропривод и автоматизация промышленных установок"
Электромеханика и электротехническое оборудование (Электромеханика)
Конспект лекции для студентов всех форм обучения специальности 050718 - Электроэнергетика
Алматы 2008
СОСТАВИТЕЛИ: К.К.Жумагулов., Р.М. Шидерова. Электромеханика и электротехническое оборудование (Электромеханика). Конспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 050718 – Электроэнергетика. – Алматы: АИЭС, 2007. - 74 с.
Конспект лекций по курсу “Электромеханика и электротехническое оборудование” разработан в соответствии с учебной программой и рассчитан на 17 часов для бакалавров специальности 050718 – Электроэнергетика. Рассмотрены история развития электромашиностроения, устройства, принцип действия, основные характеристики электрических машин, математическое описание процессов преобразования энергии. Обобщенный электромеханический преобразователь, режимы и управление процессами электромеханического преобразования энергии. Конспект лекций предназначен для бакалавров дневной и заочной форм обучения специальностей электроэнергетического направления. Содержание 1 Лекция №1. История развития электрических машин…………..…......4 2 Лекция №2. Электромеханическое и электрическое преобразование энергии в электрических машинах………………………………………....7 3 Лекция №3. Электрические машины как основа электроэнергетики ……………………….……………………………………………………....10 4 Лекция №4. Математическое описание процессов преобразования энергии ……………………………………………………………………...17 5 Лекция №5. Обобщенный электромеханический преобразователь.…22 6 Лекция №6. Трансформаторы. Назначение, принцип действия и устройство ………………………………………………………………….....23 7 Лекция №7. Векторная диаграмма трансформатора при холостом ходе ………………………………………………………………………………....27 8 Лекция № 8. Режим короткого замыкания……………...……………....30 9 Лекция №9. Электромеханические свойства машин постоянного и переменного тока. Режимы преобразования энергии…………………...34 10 Лекция №10. Электродвижущие силы в обмотках машин переменного тока.............................................................................................................................38 11 Лекция №11. Электромеханические свойства машин переменного тока. Основные типы машин переменного тока и их устройство……....43 12 Лекция №12. Пуск в ход асинхронных двигателей………………….46 13 Лекция №13. Регулирование скорости вращения асинхронных двигателей…………………………………………………………………..50 14 Лекция №14. Синхронные двигатели.........................................................56 15 Лекция №15. Генераторы постоянного тока.............................................59 16 Лекция №16. Двигатели постоянного тока. Способы пуска, характеристики двигателей.................................................................................63 17 Лекция № 17. Регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока…………………………………………………….…..…68 Список литературы ………………………………………………….….…72 Лекция №1. История развития электрических машин Цель лекции: - ознакомить студентов: сосновными законами физики и электротехники; - работами ученых-электромехаников.. Содержание лекции: - основные законы физики и электротехники; - общие сведения о работах ученных-электромеханиках. Чтобы глубоко разобраться в закономерностях развития любой отрасли знания, необходимо знать ее историю. История развития электрических машин весьма поучительна и заслуживает внимания. Принято считать, что история электрических машин начинается с создания М. Фарадеем в 1821г. электрического двигателя, который представлял собой постоянный магнит 1, вокруг которого вращался проводник с током 2 (см. рисунок 1.1). Скользящий контакт обеспечивался ртутью, налитой в чашу 3, и верхней опорой 4. В двигателе Фарадея при постоянном токе в проводнике и постоянном магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом, осуществлялось преобразование электрической энергии в механическую. Открытие Фарадея не было случайным, оно было подготовлено работами многих физиков. В 1799 г. итальянский ученый А. Вольта создал электрохимический генератор - вольтов столб, который состоял из цинковых и медных дисков, разделенных прокладками, смоченными кислотой. В 1820 г. французскими учеными Ж. Био и Ф. Саваром был сформулирован закон действия тока на магнит. В том же году Г. Эрстед опубликовал работу, в которой описывалось отклонение магнитной стрелки под действием электрического тока, а Ф. Араго предложил соленоид. В 1821 г, X. Дэви обнаружил влияние на проводимость температуры и материала проводника. Результаты исследований Г. Ома (закон Ома) были опубликованы в 1827 г.
Рисунок 1.1 - Двигатель М. Фарадея.
В 1824г. Ф. Араго обнаружил, что при вращении медного диска над магнитной стрелкой стрелка увлекается в сторону вращения диска. Это явление получило объяснение только после открытия закона электромагнитной индукции. Фарадей в 1831г., проведя тысячи опытов, показал возможность «превращения магнетизма в электричество», открыв закон электромагнитной индукции. Фарадей в своих опытах различал два вида индукции: индукцию тока током («вольта - электрическая индукция» по терминологии Фарадея) и магнитоэлектрическую индукцию («возбуждение электричества при помощи магнетизма»). Однако он заметил, что при дальнейшем изучении различие между двумя видами индукции исчезает. В первой группе опытов Фарадей наблюдал появление индуктированного тока во вторичной катушке w2 при коммутации первичной катушки w1или при взаимном перемещении первичной и вторичной цепей. При этом в некоторых опытах для усиления явления он использовал стальные сердечники (см. рисунок 1.2,а). Следует отметить, что эта установка имела все признаки трансформатора.
б) Рисунок 1.2 - Установки, на которых М. Фарадей изучал явления электромагнитной индукции
Во второй группе опытов индуктированный ток возникал при относительных перемещениях магнита и катушки или при замыкании и размыкании магнитной цепи. Фарадей показал, что на основании этих наблюдений можно построить электромеханический генератор, который состоял бы из магнита и полюсных наконечников, между которыми вращался бы медный диск (см. рисунок 1.2,б). Если наложить одну щетку на периферию диска, а другую — на ось и в цепь щеток включить гальванометр, то последний при вращении диска фиксирует электрический ток. Продолжатель дела Фарaдея, его соотечественник Д. К. Максвелл писал, что он только переводил идеи Фарадея в математическую форму. Но вместе с тем он дал замечательную характеристику взглядов своего предшественника: «Приступив к изучению труда Фарадея, я установил, что его метод понимания явлений был также математическим, хотя и не представленным в форме обычных математических символов...». Фарадей видел силовые линии, пронизывающие все пространство, там, где математики видели центры сил, притягивающих на расстоянии; Фарадей видел среду там, где они не видели ничего, кроме расстояний; Фарадей предполагал источник и причину явлений в реальных действиях, протекающих в среде, они же были удовлетворены тем, что нашли их в силе действия на расстоянии, приписанной электрическим флюидам. В 1832г. Э. Ленц сформулировал закон о направлении индуктированного тока, а также принцип обратимости электрических машин. В 1838г. Э.Ленц экспериментально показал возможность работы машины постоянного тока в генераторном и двигательном режимах. Системы однофазного переменного тока хотя и позволяли передавать энергию на большие расстояния, не решали проблемы применения переменного тока в промышленности. Однофазные двигатели переменного тока не имели пускового момента, имели низкие энергетические показатели и не годились для применения в электроприводах. В 1889г. выдающийся русский электротехник М.О. Доливо-Добровольский предложил трехфазную систему переменных токов и в том же году построил первый трехфазный асинхронный двигатель и трансформатор. Трехфазный трансформатор был построен сначала с радиальным расположением обмоток, а в 1891г. М. О. Доливо-Добровольский получил патент на трехфазный трансформатор с параллельными стержнями, расположенными в одной плоскости. Такая конструкция тpaнcформатора применяется и в настоящее время. В 1899г. паровая турбина была впервые соединена с турбогенератором мощностью 1 МВт. Началось внедрение электричества во все отрасли промышленности. Стали строиться мощные электрические станции, крупные синхронные и асинхронные машины и трансформаторы. Впоследствии отдельные станции объединились в энергосистемы, мощности которых достигли сотен миллионов киловатт. В ХХ в. наряду с другими отраслями промышленности бурно развивалась электротехническая промышленность. Мощности машин возросли в 100 и 1000 раз, расход материалов на единицу мощности был уменьшен в 10—100 раз. Были созданы, для различных областей техники, уникальные электрические машины не только как силовые преобразователи, но и как индикаторные устройства для точнейших навигационных и других систем автоматики. В последнее десятилетие каждый день патентные организации во всем мире выдают авторское свидетельство или патент с названием «Электрическая машина». Трудно выделить из этого потока выдающиеся изобретения, так как слишком много было создано уникальных электромеханических систем, позволивших решить сложнейшие технические проблемы. Электрические машины прочно вошли во все сферы нашей жизни. Человек быстро к. ним привык и в век урбанизации на фоне других удивительных достижений перестал их даже замечать. В середине XX в. происходило слияние электрических машин с машинами-орудиями и управляющими элементами, магнитными усилителями и полупроводниковыми преобразователями. Развивалось специальное машиностроение. Появились электромашинные усилители, различные исполнительные двигатели, шаговые двигатели, импульсные генераторы, МГД - генераторы и многие другие уникальные электрические машины. Однако создатели их, как правило, делая исторический обзор, указывали на аналоги, хотя и не очень схожие, созданные изобретателями, жившими в прошлом веке. Начав свою историю с машин, в которых электромеханическое преобразование энергии осуществлялось в электрическом поле, в XIX-XX вв. электромеханика достигла поразительных успехов благодаря индуктивным электрическим машинам, в которых преобразование энергии осуществляется магнитным полем. За это время в области емкостных машин были лишь отдельные удачные технические решения. В 1870 г. Уимшерст создал машину трения, которая демонстрируется в школах на курсах физики. Особые заслуги в развитии электромагнитной теории принадлежат Д.К. Максвеллу, который в «Трактате об электричестве и магнетизме» (1873г.) изложил математическую теорию электромагнитного поля. Уравнения Максвелла описывают теорию поля и которая являются фундаментом теории электромеханического преобразования энергии. К 30-м годам трудами многих ученых, и в первую очередь Э. Арнольда, А. Блонделя, М, Видмара, Л. Дрейфуса, К. А. Круга. В. С. Кулебакина, Р. Рихтера, К. И. Шенфера и др., была создана классическая теория установившихся режимов электрических машин. К этому времени были написаны классические учебники по всем разделам электрических машин, в которых излагалась теория установившихся режимов электрических машин. В последние десятилетия вычислительные машины позволили решать сложные системы дифференциальных уравнений, описывающие переходные и установившиеся режимы электрических машин с учетом нелинейностей, несинусоидальности питающего напряжения, многих контуров на статоре и роторе и других факторов, которые ранее при анализе процессов преобразования энергии не учитывались. Трудами многих ученых — Б. Адкинса, Г. Вудсона, А.А. Горева, Л.Н. Грузова, Е.Я. Казовского, И. Ковача, Г.Н. Петрова, И. Раца, И.И. Трещева, Д. Уайта и др. — теория переходных процессов электрических машин продвинулась далеко вперед. История развития электрических машин продолжается сегодня в многотысячных производственных, научных и учебных коллективах электромехаников, возглавляемых И.А. Глебовым, И.М. Постниковым, В.В. Романовым, Н.С. Сиуновым, Г.А. Сипайловым, В.А. Яковенко и многими другими учеными.
Date: 2016-07-25; view: 1549; Нарушение авторских прав |