Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития Российского государства.





Одной из важных проблем и–ческой науки является проблема периодизации и–ческого развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития и–ческой науки учеными-и–ками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), к–й делил и–ю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию и–и по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние в.а), океанический (новое и новейшее время).

Маркс исходя из принципа материалистического понимания и–и разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства' или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией и–я человечества предстает как последовательная смена общественно-эк–ческих формаций:

· первобытно-общинной (от зарождения первобытного общества до 4000 тыс. лет до н.э.),

· рабовладельческой (4000 тыс. лет до н.э. – V в. н.э. «476 г. – падение Рима»),

· феодальной (V – XVII вв.),

· капиталистической (XVII в. «1642-1649 гг. – английская буржуазная революция» – по наше время),

· коммунистической

o низшая – социализм (1991 г.)

o высшая – собственно коммунизм (теория)

· сов уч исправляет – азиатский.

В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали и–ческий процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, эк–ст, и–к) в 60-е гг. XX в. разработал теорию стадий эк–ческого роста. Тогда он выделил пять стадий эк–ческого роста:

- традиционное общество (до конца феодализма);

- период предпосылок или переходного общества (период подготовки переходного общества, первоначальное накопление капитала, ПНК);

- период «взлета» или сдвига (промежуточный капитализм);

- период зрелости (монополистический капитализм);

- эра высокого массового потребления (США, Англия).

-!!! 70-е г. Общество поиска путей качественного улучшения жизненных условий челов.а.

Ростоу считает, что он дал теорию и–и в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-эк–ческим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий челов.а,

Периодизация по технологии производства

· Доиндустриальное

· Индустриальное

· Постиндустриальное

В соответствие с этими критериями российский и–ческий процесс делится на следующие периоды:

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX —начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха националь­ного возрождения (нач. XII — сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);

5) начальный этап модернизации России, оформле­ние строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма, разложения сослов­ной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления обще­ственно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 — февраль 1917);


8) период революционного безвременья после паде­ния романовской монархии — тотальный кризис всех сфер отношений (февраль — октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти — время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной эк–ки, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР (1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной эк–ки и проверка ее на прочность в гг. ВОВ, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в эк–ке, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка и постперестройка — трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа(1985-2000).

3. Факторы и специфика и–ческого развития России.

Подразделение факторов:

1) Внешние (война) и внутренние (эк–ческие «земля, капитал, труд»; политические; религиозные; природные «земля, вода, полезные ископаемые»).

2) Экстенсивные (получение продукции за счет вовлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов); интенсивные (получение большего кол-ва ресурсов за счет лучшего использования трудовых и материальных ресурсов «инновационные технологии»)

На ряду с общими закономерными особенностями развития, к–е свойственны миру в целом, наша страна имеет определённые специфические особенности в своём развитии. 1.Геополитическая ситуация. Наша страна располагается как в Европе, так и в Азии. В ней проживает более 100 народов и народностей, к–е находятся на разных уровнях, социального, эк–ческого и культурного развития. От оленеводов – кочевников на северо-востоке до высокой цивилизации в центральных районах. Мы Евразия, следовательно, на различных и–ческих этапах мы тяготеем то к европейскому, то азиатскому путям развития. Пример. Древнерусское государство - образец европейского государства того периода. Монголо-татарское иго наложило на нашу и–ю жестокое самодержавие и крепостничество. Правление Ивана Грозного и ряда советских правителей напоминает эпоху восточной деспотии, где во главе один челов.. В тоже время реформы Петра I и наши реформы (периода «шоковой терапии») близки к западным европейским ценностям. Итог. И–я наша сложна и противоречива, а общество может быть названо «дрейфующим». 2.Огромная территория и протяжённость границ. Долгое время мы оставались самым крупным государством. Протяжённость наших границ в 3,5 раза больше границ Европы. На границах у нас нет значительных ландшафтных изменений, поэтому для охраны государства нужна была сильная и многочисленная армия, которая требовала значительных бюджетных расходов. Фактически наша и–я – это и–я осаждённой крепости. Для поддержания независимости которой, часто уходило до 3-ёх четвертей государственного бюджета. Только в XX в. около 4-ёх десятилетий ушло на войны и возрождение страны после этих войн (русско-японская, 1-ая Мировая, 2-ая Мировая, Великая Отечественная). Огромная территория требовала для своего управления сильной государственной власти и значительного многочисленного чиновничьего аппарата, на что также уходит значительная часть государственного бюджета. 3.Природно-климатические условия. Мы живём в сравнительно суровых климатических условиях. 90% населения мира, живущих в тяжёлых природных условиях, приходится на нашу страну. Мы в зоне рискованного земледелия, когда в течение 5 лет каждые 3 г.а неурожайные. Короткий вегетационный период, к–й в 3 раза короче, чем в Европе и в 5 раз меньше, чем в США. Даже развитие рабовладения было нерациональным, т. к. содержание раба обходилось дороже, чем его вклад в трудовую деятельность. Обилие свободных земель приводили к экстенсивным (освоение новых земель (целина)) формам ведения сельского хозяйства (интенсивный- на освоенной территории, повышение квалификации рабочих, улучшение условий). В нашей стране находятся значительные запасы ценных полезных ископаемых. Однако расположенные близко к поверхности и в европейской части страны полезные ископаемые уже выработаны, и для их прироста необходимо идти в труднодоступные районы, сто требует значительных бюджетных расходов. 4.Менталитет народа. Менталитет – область повседневных, стихийно складывающихся представлений людей, к–ми они пользуются автоматически. В нашей стране сложилась психология челов.а, и–чески зависевшего от: климатических условий, почвы, ландшафта. А с принятия христианства на Руси (X в.), определилась идеология православия (истинная вера), в её Византийском варианте, т.е. государственно-военное мышление, главенство государственных интересов и ослабление внимания интересом отдельной личности. Наши нравственные ценности – это равенство, коллективизм и социальная справедливость. Духовная особенность – соборность, т.е. доверительное отношение народа к своему правителю; коллегиальность в жизни и работе, т.к. иначе нашим предкам было не выжить; неистяжательство, т.е. отсутствие стремления к наживе, к прибыли. Главное – духовная жизнь, а не материальная её часть. Главный лозунг – это вера!


4. Восточные славяне в догосударственный период.

Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др. языки.

Источниками знаний по и–и славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники. Во многих источниках славян упоминали как венедов, склавинов, антов. Первые сведения о славянах относятся к I–II вв. н.э. Вопрос об их прародине является спорным в и–ческой науке. Такие крупные и–ки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов целостность славянской территории начала нарушаться уже во II–IV вв. Великое переселение народов (V–VII вв.) окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя, продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизировала Восточно-Европейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.


Восточнославянские племена объединялись в союзы. В Среднем Поднепровье жили поляне, основавшие г. Киев. Северо-западнее их — древляне («лесные люди») и дреговичи («болотные люди»). Севернее — радимичи, северо-восточнее — северяне. На Оке и Москве-реке жили вятичи (по имени их легендарного патриарха Вятко), западнее их — кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские), основавшие г. Новгород.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло подсечное земледелие (заставлявшее их переходить с места на место, расширяя ареал обитания), а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Основными сельскохозяйственными к–рами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха.

По своим верованиям славяне были язычниками. Они поклонялись Перуну — богу грома и молний, покровителю воинов; Велесу — богу богатства, покровителю скота и купцов; Даждьбогу — покровителю урожая; Стрибогу — богу ветра, в широком смысле — дыхания как проявления Духа; Мокоши — богине любви и плодородия. Распространен был и культ предков.

С VI в. у славян начался процесс разложения родовых отношений, наступил этап военной демократии. В это время появилось имущественное неравенство, племя возглавлял военный вождь (князь), избираемый общим собранием (вечем) мужчин, существовали постоянная дружина и общеплеменное ополчение. Отдельные племена объединялись в союзы. Возникали города, где собиралось вече, находился торг, производился суд. Военная демократия являлась предпосылкой возникновения государства.

 

5. Образование и политическое развитие Киевской Руси в IХ-начале XII в.

Большинство отечественных и–ков считает, что в основе возникновения государства лежит процесс развития производительных сил. У восточных славян совершенствовались орудия труда, производственные навыки. В частности, подсечное земледелие заменялось более производительным — пашенным. Это приводило к появлению излишков продуктов, к–е присваивались верхушкой племен (вождем, его ближайшим окружением, жрецами). На этой основе произошло имущественное расслоение, формировались социальные группы раннефеодального общества: феодалы (князья и их приближенные), зависимое крестьянство, ремесленники, торговцы и др. Это диктовало потребность в урегулировании отношений между ними, в появлении особых органов управления и принуждения, совокупность к–х называется государством. Его появлению способствовала также необходимость вооруженной борьбы с соседями (аварами, хазарами, печенегами), защиты торговых путей, важнейшим из к–х был путь «из варяг в греки». Находящиеся вдоль него крупные города Новгород и Киев стали центрами формирования Древнерусского государства.

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить внутренние распри, пригласили княжить в Новгородскую землю варягов (норманнов) во главе с Рюриком. Его преемник Олег в 882 г. завоевал Киев и перенес туда центр объединенного государства. Эта дата и считается началом российской государственности.

Летописное известие о призвании варягов послужило основанием для появления норманнской теории. Она была создана в XVIII в. немецкими учеными Г.3. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлёцером, приглашенными на службу в Петербургскую Академию наук. Суть теории заключалась в том, что Древнерусское государство возникло благ.аря варягам-норманнам. Первым ее противником стал М.В. Ломоносов. Так началось противостояние в и–ческой науке норманнистов и антинорманнистов. Сег.ня большинство и–ков разделяет следующие положения:

1. Древнерусское государство сложилось в процессе длительного формирования внутренних предпосылок, в результате и–чески обусловленного перехода от родового к раннефеодальному строю. Его создание было закономерным итогом развития, внутренней потребностью восточнославянских племен.

2. У восточных славян существовала первоначальная низовая структура (протогосударственная) для создания государственного аппарата.

3. Варяги сыграли роль катализатора в процессе образования Древнерусского государства.

4. В конечном счете, они были ассимилированы (поглощены) древнерусским этносом.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.

Политическая и–я Киевской Руси известна, прежде всего, благ.аря древнерусским летописям.

Преемником полулегендарного варяга Рюрика предположительно в 879 г. стал опекун его малолетнего сына Игоря Олег (умер в 912 г.) В 882 г. он занял Смоленск, Любеч, захватил Киев, убив Аскольда и Дира, очевидно, бояр, подчинённых Рюрику. Поставил под свой контроль древлян, северян, радимичей. Неоднократно успешно воевал с хазарами. Совершил поход на Византию (911), заключив с ней выг.ный для Руси договор.

Игорь (912-945) продолжил активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, совершил два похода на Византию (941, 944), сохранив выг.ные условия для Руси в договорах с ней. Первым из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. Подчинил своей власти уличей и тиверцев. Игорь был убит древлянами за попытку повторного сбора дани.

Жена Игоря Ольга (945-964) отомстила за смерть Игоря, установила фиксированную норму дани, порядок ее сбора и их систематичность, упорядочила управление на местах. Она одна из первых на Руси приняла христианство. Поддерживала дипломатические отношения с Византией, германским императором Оттоном I.

Сын Игоря и Ольги князь-воин Святослав Игоревич (964-972) проводил активную внешнюю политику. Он подчинил вятичей, нанес поражение печенегам, разгромил Хазарский каганат, взял столицу волжской Булгарии, присоединил к Руси Тмутаракань. В союзе с болгарами и венграми неудачно воевал с Византией. Возвращаясь на Русь погиб в бою с печенегами.

Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший своего брата - конкурента Олега. Младший брат Ярополка Владимир с помощью варягов его сверг, взял Киев и стал великим князем (980-1015). Он расширил и укрепил владения Киевской Руси. Боролся с печенегами, укрепляя южную и юго-западную границу. Важнейшим событием в его княжение стало принятие Русью христианства в качестве государственной религии (988 г.).

После смерти Владимира между его сыновьями возникла усобица, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019-1054), получивший прозвище «Мудрый».

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли, принял первый кодекс законов «Русскую правду», отстроил Киев, поставил в русские митрополиты киевского монаха Иллариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

Наследники Ярослава не смогли сохранить единство Киевской Руси. В 1097 г. его внуки и правнуки собрались на съезд в г. Любече. Они договорились о том, что каждый из них будет править самостоятельно в своих владениях («каждый да держит отчину свою»). Этот принцип закреплял начавшееся разделение Древнерусского государства. Вместе с тем, участники съезда обязались прекратить усобицы и совместно бороться с общим врагом. Однако решения Любечского съезда вскоре были нарушены, страна снова оказалась втянутой в кровавые княжеские распри. Только внуку Ярослава Мудрого выдающемуся государственному деятелю Владимиру Мономаху (1113-1125) удалось на время преодолеть княжеские усобицы. Он совершил 83 военных похода, разбил половцев (кочевников, сменивших в причерноморских степях печенегов), пытался проводить активную внутреннюю политику, направленную на укрепление великокняжеской власти, совершенствовал законодательство. После смерти его сына Мстислава (1125-1132) Киевская Русь окончательно распалась на ряд отдельных княжеств.

6. Социально-эк–ческий строй Киевской Руси.

Вопрос о социальном устройстве древней Руси остается дискуссионным в отечественной и–ографии. На основе важнейшего и–ческого источника – первого сборника законов «Русская правда» большинство специалистов сходится во мнении, что в Киевской Руси существовало несколько социально – эк–ческих укладов.

Значительным оставался родоплеменной уклад. Основную массу населения Руси составляли свободные крестьяне – «люди», «людины» (отсюда – простолюдины), объединенные в общину – «вервь».

Ведущим укладом становился раннефеодальный. Основным источником дохода князя и дружины оставались сбор дани и военная добыча. Однако стали появляться и зависимые от князя и его приближенных села, формировались боярские вотчины. Возникали категории зависимого населения, обозначенные в «Русской правде» как закупы, рядовичи, смерды.

Существовал и рабовладельческий уклад. Рабы на Руси назывались челядью, холопами. Источниками их пополнения являлись, прежде всего, военные походы. Рабы находились в полной собственности владельца. Их активно покупали и продавали, использовали в хозяйстве.

Власть в древней Руси принадлежала киевскому князю. Первоначально основные функции управления осуществляла окружавшая его дружина. Определенную роль играли также родоплеменная знать и вече. Со временем задачи государственного управления усложнились и княжеский двор стал превращаться в административно-бюрократический центр. Появилась иерархия центральных и местных органов власти. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления – «тиуны». Соответственно падала роль вече.

В Киевской Руси возникали острые социальные конфликты. (Восстания в Суздале 1024 г., Киеве 1068 и 1113 гг., Ростовской земле 1071 г. и др.). В советское время они трактовались как проявление антифеодальной борьбы народных масс. В настоящее время причины народных движений рассматриваются как сложное переплетение эк–ческих, политических, религиозных и др. мотивов.

Ведущими отраслями производства Древнерусского государства являлись земледелие, которое трансформировалось от подсечного к пашенному и домашнее скотоводство. Значительным подспорьем были промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось ремесло, насчитывавшее десятки видов: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и т. п. Большую роль в хозяйственной жизни играла торговля, особенно внешняя. Русь экспортировала (вывозила) в Византию меха, мед, воск и др. товары. Импортировала (ввозила) шелковые ткани, ювелирные украшения, пряности, оружие, т. е. товары, предназначенные в основном для княжеского двора и знати.

Киевская Русь была мощным государством среднев.овой Европы. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.

К–РА КИЕВСКОЙ РУСИ

Особенностью культуры Киевской Руси являлось соединение восточнославянской языческой и византийско – христианской традиций. Принятие христианства (988) и появление славянской письменности, составителями которой были болгарские монахи Кирилл и Мефодий, стали мощным катализатором развития древнерусской культуры.

После крещения Руси началось строительство каменных церковных храмов, сначала византийскими мастерами, а позже русскими зодчими. Выдающимися памятниками древнерусской архитектуры явились киевская Десятинная церковь (996), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке (XI в.).

Строительство храмов вызвало развитие живописи. Она подразделялась на монументальную (фрески, мозаика), станковую (иконы) и книжную миниатюру. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, для миниатюры – утонченность, обилие орнамента и золота, что делало ее похожей на ювелирное изделие.

Массовые археологические находки берестяных грамот и хозяйственных предметов с надписями свидетельствуют о достаточно широком распространении грамотности среди населения древней Руси. Имеются сведения о существовании школ, в т.ч. женских.

Особенностью древнерусской культуры было применение русского языка в качестве государственного и богослужебного, в то время как в Западной Европе использовалась латынь, в странах Востока – арабский язык.

До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси. Среди них – «Остромирово Евангелие», «Слово о законе и благ.ати» киевского митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» – первых русских святых. Возник жанр «хождений», т. е. описание путешествий («Хождение игумена Даниила» в Палестину). Стали возникать библиотеки. Первая из них была организована по указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии.

Центрами образования на Руси были монастыри. В них составлялись летописи, в частности монахом Киево – Печерской лавры Нестором была создана первая русская летопись «Повесть временных лет», ставшая важнейшим источником наших знаний об и–и Киевской Руси.

Особенностью выразительностью отличалось русское прикладное искусство. Ремесленники создавали высокохудожественные произведения: оружие, замки, ювелирные украшения, используя при этом сложную технику, например, зернь – нанесение узоров из мельчайших металлических шариков, скань – нанесение рисунков тонкой проволокой, финифть – покрытие изделий эмалью.

Большое распространение получило устное народное творчество: былины о богатырях, охранявших русскую землю, новгородском купце Садко, сказы, обрядовые песни.

Принятие христианства оказало огромное влияние на духовную жизнь русичей. Изменились их представления о жизни и смерти, добре и зле, прекратились кровавые жертвоприношения, в т.ч. человеческие. Влияние христианской религии, примеры нравственного величия, подвижничества ряда религиозных деятелей способствовали смягчению суровых нравов эпохи. Русская к–ра стояла в одном ряду с культурой других развитых христианских государств Европы.

Однако языческие представления сохранялись в широких народных массах, особенно в сельском населении. Здесь долгое время практиковались языческие обряды. Языческие черты активно присутствовали в народной культуре: сельском ремесле, устном народном творчестве, грубовато-чувственных театральных народных развлечениях со скоморохами, «учеными» медведями, масками – «харями».

Древнерусский язык, к–ра Киевской Руси явились общим базисом белорусской, русской, украинской национальных культур, сохраняющих общие черты до настоящего времени.

 







Date: 2016-07-25; view: 427; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию