Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление техносферы и ее основные противоречия. Проблема оценки последствий развития техники.





Человек не только действует, работает, но и живет в техносфере. Замещение естественного окружения рукотворным, искусственно преобразованным создает новые чувственно-предметные реалии бытия. Возникает не только преображенный, другой, квази-природный материальный мир, но и действительность сознания, мир ноуменов, культуры, образа жизни - технос. Это неотъемлемое сопровождение мира практической деятельности человечества.

Все элементы техники соединены связями того или иного происхождения, образование этих связей происходит в ходе смены поколений техники и технологий, на длительном временном протяжении как бы самопроизвольно складывается из действий людей, что и является предметом исследования в истории техники.

В контексте истории техники техносфера есть область существования и функционирования технических систем, производственных процессов, в которых соединяется живой и овеществленный труд. Обезлюдевшая техносфера предстанет в виде некоего остова, в котором процессы постепенно затухнут. Этот остов - бездействующая, неработающая техносфера, явит собой глобальную техноструктуру, застывший след человеческой деятельности. Техносфера, как привнесенная в биосферу искусственное материальное образование, лишена саморазвития и способна сама по себе лишь деградировать, распадаться по естественным законам.

В динамической системе взаимодействия природы и общества искусственные системы являются каналами взаимодействия, причем инструментальный, орудийный аспект систем отражает активный, преобразовательный момент, инфраструктура - средовой, статический момент, а производство - способ поддерживать и развивать то и другое, то есть техносферу в целом.

Второй вид закономерностей характеризует развитие техники со стороны ее искусственного устройства. Здесь различают (Ю.С. Мелещенко, 1972) две подгруппы. Во-первых, закономерности, характеризующие сдвиги в субстанциональной стороне техники. Они касаются изменений в применении материалов и использовании энергетических ресурсов природы. Во-вторых, закономерности, связанные с изменениями элементов, структуры и функций технических объектов. К последним, например, относятся процесс дифференциации и специализации технических объектов и сопряженный с ним процесс усложнения и интеграции технических объектов, превращения их в технические системы, т.е. изменение характера их внутренней организации и элементного состава.

Разложение технологического процесса в мануфактурном производстве на элементарные операции создало предпосылки для внедрения рабочих машин, механизации производства, развития средств труда в систему машин.

В начале ХХ в. происходил процесс индустриализации промышленного производства. На основе электрификации, вовлечения в практику инженерного дела новых материалов и технологических процессов дальнейшее развитие получили отрасли промышленности, сложившиеся в той или иной степени в Х1Х в.: машиностроение, строительство, металлургия, химическая промышленность, электротехническая промышленность и др. Осваивались новые виды производства - промышленный синтез аммиака, производство синтетического каучука, удобрений, новых строительных материалов, новых видов изделий. Характерно становление соответствующих отраслей машиностроения - химического, энергомашиностроения, выделение станкоинструментальной промышленности.

В традиционных отраслях, начиная с конца Х1Х в. и особенно в начале ХХ в. происходили революционные изменения, связанные с освоением новых материалов - железобетона в строительстве, быстрорежущих сталей и твердых сплавов в металлорежущей промышленности, специальных электроизоляционных и магнитных материалов в электротехнике и т.д. Поиск новых технических решений, их оптимизация, повышение технико-экономической эффективности, надежности происходил на основе развития научной базы инженерной деятельности - интенсивных исследований в сфере технических наук процессов, происходящих в осваиваемых в инженерной деятельности новых предметных структурах практики.


61. Общество как предмет социально-гуманитарного познания…

К настоящему времени сложился значительный комплекс общественных наук: социология, политология, демография, совокупность экономических дисциплин, социальная психология, теория государства и др. Важнейшая предпосылка всякой социальной науки: существует особый объект – “общество”, – объединение людей в большие совокупности, порождающее особый феномен, подчиняющийся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида.

В социальных науках объективность так же важна, как в естественных, но достичь ее гораздо труднее. Во-первых, поскольку конкретная история индивидуализирована, социальные и культурные процессы и явления нельзя изучать в «чистом виде» или условиях социального экспериментирования. Во-вторых, в структуру и содержание объекта социально-гуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. В-третьих, исследование объекта осуществляется в социально-гуманитарном знании с ценностных позиций, поскольку субъект познания, будучи сам частью социальной системы, оказывается нагруженным идеологическими предпосылками, предрассудками, некритически воспринятыми установками и т. п.

Тем не менее, к объективности следует стремиться, иначе науке будет грозить опасность превратиться в совокупность противоречивых суждений произвольно-субъективного толка. Особое значение в социальных науках приобретает сознательно исповедуемая установка ученого на независимость и самостоятельность суждений, так как здесь легко поддаться соблазну подыгрывания каким-либо социально-политическим силам. Столь же важна установка на интеллектуальную честность, которая определяет всякое исследование, претендующее на статус научности. Наконец, в общественных науках исключительно важен выбор правильного метода, позволяющего избегнуть произвольных или заведомо желаемых выводов.

Для социальных наук важно, что определенное общество с учетом специфических особенностей его жизнедеятельности можно условно отчасти уподобить живому организму, в котором отдельные части строго согласуются между собой, образуя живое целое. Вместе с тем, из всего многообразия общественной жизни наука может целенаправленно выделять определенный аспект - экономический, политический, социальный, культурный и т. д. В этом случае выделяется определенная система общества и подсистемы, ее составляющие. В свою очередь, системный подход, как правило, дополняется структурным и функциональным.

В конце 19-го – начале 20-го вв. было обращено внимание на то, что существует целый ряд наук, изучающих общество или отдельные сферы общественной жизни, но не вписывающиеся в стандарты научности социальных наук. Это такие науки, которые нельзя в строгом смысле назвать социальными, их специфика такова, что их принципиально невозможно подогнать под общепринятые стандарты научного знания. Эти науки получили название гуманитарных (литературоведение, искусствознание и др.). Их предметом является конкретная деятельность, духовный и душевный мир отдельных людей, отдельных личностей.

Научно-технические достижения последних десятилетий связаны с существенным пересмотром привычного образа всей науки, самого понятия науки. Этому пересмотру способствовало появление новых научных дисциплин и методов познания, таких как теория систем, кибернетика, теория управления и др. В их составе сложно сочетаются знания, которые имеют социальную и гуманитарную природу. Поэтому новые науки не укладываются в традиционное деление наук на естественные, технические, социально-гуманитарные. Их предметом в значительной мере являются законы взаимодействия человека и сложной (прежде всего, информационной) технической системы. В этой связи в число важнейших проблем нового комплекса наук вошли проблемы понимания и интерпретации текста, особенностей межчеловеческого общения, соотношения объективности информации и субъективности ее восприятия и др.

На смену абстрагирования от особенностей человека как субъекта познания и деятельности приходит понимание важности учета человеческих качеств, поведения не только больших масс людей, но и отдельных индивидов. На место раздельного существования наук социальных и наук гуманитарных приходит единый комплекс социально-гуманитарного знания, который является сложным синтезом социального и гуманитарного и предполагает специфическую трактовку предмета социально-гуманитарного знания, а также новую совокупность когнитивных практик.

Понятие когнитивной практики призвано отчасти заменить собой понятие научного метода. Научный метод предполагает нейтральность как по отношению к субъекту, так и по отношению к объекту познания. Он подобен инструменту, который может быть использован любым человеком, обладающим навыком владения им. Использование инструмента приводит к завершенному результату. В отличие от этого, когнитивная практика как способ познания, во-первых, самым существенным образом зависит от субъекта познания, от его личностных характеристик. Во-вторых, это именно практика, т.е. длящийся процесс работы субъекта с объектом, процесс, включающий непрерывный ряд сложных познавательных действий и процедур. Субъект современного социально-гуманитарного познания должен погрузиться в жизнь изучаемого предмета, мысленно пройти совместно с ним определенный путь, который обрывается, оставшись незавершенным. Незавершенность означает признание принципиальной неокончательности выводов социально-гуманитарного исследования, их предположительного и неоднозначного характера.

Формирование единого комплекса социально-гуманитарного знания, разумеется, не означает, что разделение наук на социальные и гуманитарные полностью утрачивает свое значение.

Социально-гуманитарноепознание направлено на изучение общества, человека, межчеловеческого общения и, в конечном итоге – на постижение душевного и духовного мира, т. е. мира человеческой культуры. Направленность на человека и его внутренний мир служит основанием того, что социальные науки во всех своих проявлениях имеют ярко выраженный гуманитарный аспект. Человеческая личность выступает здесь как самоценность, то есть, как то, что является ценностью само по себе, независимо от ее каких бы то ни было характеристик – национальных, расовых, религиозных, половых, профессиональных, социально-политических и т. д.

Для социально-гуманитарного знания характерна, во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т. п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность.


62. Исследовательские программы в обществознании…

Программы научного исследования общества начали появляться лишь в XIX в., когда естественные науки имели уже двухвековой опыт развития. Естественно, предпринимались попытки использовать для изучения общества средства и методы, подобные тем, которые утвердились в естествознании и воспринимались как атрибуты научности вообще. Вместе с тем, требовалось адаптировать понятие и критерии научности применительно к специфике общества как особого объекта познания.

В XIX–XX вв. в обществознании появились различные научно-исследовательские программы, т. е. направления, опирающиеся на те или иные фундаментальные идеи и методологические принципы.

Натуралистическая программа (натурализм) в обществознании — это воззрения и концепции, предполагающие, что общество является частью природы, что оно подчиняется естественным причинам и закономерностям, а потому его нужно изучать с помощью методов и средств, применяемых в естественных науках. К натуралистическим относятся теории, которые объясняют развитие и структуру общества такими природными факторами, как климатические условия, географическая среда, биологические и расовые особенности людей и т. д. В социологии XIX – начала XX вв. натурализм был представлен концепциями социального органицизма (Г. Спенсер, А. Э. Шеффле и др.) и социального дарвинизма (Л. Гумплович, У. Г. Самнер и др.). Социальный дарвинизм, продолжил и усилил тенденцию, присутствующую в теориях Н. Макиавелли, Т. Гоббса, французских историков-романтиков. Наиболее общий признак социального дарвинизма рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т.д. Сторонники этих направлений объясняли функционирование и развитие общества по аналогии с биологическим организмом или биологической эволюцией.

Культурно-историческая школа — направление в искусствознании, которое основал в середине XIX века Ипполит Тэн (1828–1893), французский философ, историк и социолог искусства. Он использовал гегелевское понятие «дух времени» для объяснения социокультурных явлений. По Тэну, особенности произведений искусства обусловливают три фактора: раса, среда и момент. То есть художественные произведения выражают дух народа: 1) обладающего своеобразным темпераментом, 2) живущего в определенных природных условиях 3) в определенные исторические моменты его существования. Сторонники культурно-исторической школы стремились осуществить в сфере гуманитарного познания позитивистский идеал научности: руководствоваться фактами, обеспечивать доказательность, логическую строгость в объяснении явлений искусства. Главный метод исследования – историзм. К исследованию художественных произведений применялись естественнонаучные принципы, генетический подход. И. Тэн проводил аналогию между дарвиновским естественным отбором и развитием искусства: в определенных общественных условиях одни явления искусства умирают, другие выживают и множатся.

Социопсихологическая программа (психологическое направление в социологии) – множество социологических концепций, опирающихся на данные психологии. Это направление образовалось в конце XIX – начале XX вв. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научных дисциплин (логики, теории познания, истории, экономики, права, эстетики и т. п.). В дополнение к биолого-натуралистическим теориям оно потребовало учета общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. В становлении и развитии социопсихологической программы видную роль сыграли Г. Лебон (1841–1931), Г. Тард (1843–1904), Дж. Уорд (1843–1925), А. В. Смол (1854–1926), Ч. Х. Кули, (1864–1929), Л. И. Петражицкий (1867–1931), У. Мак-Дугалл (1871–1938) и др.

Социологизм – философско-социологическая концепция, возникшая в конце XIX века, утверждающая приоритет социальной реальности и социологических методов в объяснении существования человека и его среды. Онтологический аспект социологизма состоит в утверждении, что социальная реальность автономна по отношению к другим видам реальности, особенно биологической и психической, а также что общество является вне- и надиндивидуальной реальностью (такая позиция называется «социальным реализмом»). Методологический аспект социологизма заключается в признании, что социология — самостоятельная наука со своими методами, независимая от других наук, в том числе от биологии и психологии, а также — в «социологическом экспансионизме», т.е. в стремлении растворить другие науки в социологии. Идеи социологизма разрабатывались в трудах Э. Дюркгейма (1858–1917), Л. Гумпловича (1838–1909), О. Шпана (1878–1950) и др.

Материалистическое понимание истории (исторический материализм) – марксистская теория общества и методология его познания. Важнейший принцип этой теории: материальная жизнь общества первична по отношению к общественному сознанию. Способ материального производства рассматривается как основа общественной жизни, определяющая, в конечном счете, характер общества и направление исторического процесса. Общество на определенном этапе его развития – это общественно-экономическая формация, «социальный организм», специфика которого обусловлена, прежде всего, производственными отношениями, составляющими базис формации. Необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяется законом соответствия производственных отношений производительным силам. Движущей силой развития антагонистического общества является классовая борьба.


63. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления…

Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. В основе ее было непринятие социальных утопий, иллюзий массового сознания, нашедшее свое отражение в социальных движениях конца 60-х годов. С другой стороны, обнаруженный искусством факт существования множественности, существования жизненных миров, плюрализма. В узком смысле модернизм – художественное литературное течение конца XIX – начала ХХ века. Складывавшийся в литературоведении и искусствознании, архитектуре и религиоведении, социологии и культурологии, а затем заявленный и как философское дискурс, он распространил свое влияние на все сферы культуры и общества. Как “постмодернистскую” оценивали свою позицию авангардные художники, музыканты, архитекторы, подчеркивая свое несогласие с эстетической теорией модерна.

К условиям возникновения постмодернизма относят изменение форм жизни (большие города совре­менности, мультикультурность, господство масс-медиа, рынка). Боль­шинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек постиндустриального общества, в котором ста­ла нарастать угроза самому существованию человечества в век успехов науки и техники, усиле­ния мощи средств массовой информации, были утрачены иллюзии о всемерном процветании буржуазного общества.

Постмодернизм – это различные техники, тактики и стратегии философствования и критики модерна. Но нельзя ограничиваться попытками самоопределения постмодерна через противопоставление и критику модерна. Прежде всего, необходимо указать на правомерность зарождения постмодер­на внутри классической традиции, ибо сильнейшим стимулом раз­вития европейской культуры всегда была борьба противоположнос­тей, придающая динамизм всем сферам культуры и жизни.

Постмодернизм – обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустрани­мости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление тотально­го господства одной доктрины, направления в искусстве, единствен­ной системы ценностей и критериев. Согласно постмодернизму че­ловеку неподвластно познать законы мира (природы), систематизировать на данной основе знания, а значит, он не может гармонично переделывать мир. Постмодернизм акцентирует внимание на уни­кальности, неповторимости всякого явления, события, факта, что не позволяет превратить знания о них в стройную теорию. Соответ­ственно такой логике, в своих крайних формах постмодернизм от­рицает возможность научного познания и науку как таковую.

Представители: Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Лиотар.

Фуко отвергает претензии на целостный охват реальности в рамках единой философской системы. Основываясь на плюральности дискурсов, социальных институтов, ти­пов власти, которые составляют современное общество, он отказывается и от единого метода философской интерпретации.

Представления постмодернизма о мысли и знании культуры является важным условием для существования и развития новой философии. Рождаясь, человек осваивает мир не непосредственно сам, не деятельностно – это невозможно, – но с помощью языка, слов, текстов, которые достались ему по наследству. Так человек, идя на поводу средств массовой коммуникации, создает удобный для себя мир, в котором вместо действительных чувств и мыслей подставлены подменные образования, в результате чего он начинает жить в фантомном мире псевдомыслей, псевдочувств, псевдодействий.

Плюрализм означал не осуществление свободы как вседозволенности, а осуществление множественности возможностей в жестких рамках строжайшей дисциплины разума. Значит, речь шла о новой рациональности, понятой постмодернистским сознанием как возвращение мировоззрению качества истинности, утраченного философией в Новое время. Речь шла о необходимости восстановления классической функции разума. В определенном смысле эта идея явилась методологическим основанием для следующих конструкций постмодернистского мышления. Тем более что все же основным направлением его явилось не столько новые факты реальности, сколько уже существующие культуры и стандарты и стереотипы их объяснений. Поэтому новое мышление прежде всего стремится избавить собственную мысль от ограничений, накладываемых на нее эпохой (Жак Деррида).

Вместо поиска во всех областях реальности устойчивые порядки (структуры), представители постмодернизма предлагают гибкие исследовательские стратегии, позволяющие избежать иерархического упорядочивания реальности.

Появляется термин “ризома”. Ризома противополагается базовой метафоре прежней философии – метафоре дерева. Образ дерева предполагает наличие основного ствола и отходящих от него ветвей, ризома же – это корневая система, в которой, как в грибнице, нет главного корня. Здесь все – “главные”.


64. Философия и футурология…

Футурология1) в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества; 2) в узком – область научных знаний (теоретических, методологических, эмпирических) относительно перспектив социальных процессов.

Наше время динамично и противоречиво. Это пора социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф. Именно поэтому люди Земли все пристальнее вглядываются в собственный облик, осмысливают истекшее, стремясь понять перспективы грядущего.

Возникли сомнения в оправданности идеи неуклонного прогресса людей. Победы на одних участках оборачиваются изъянами и провалами на других. У нас есть ракеты, и дальняя авиация, но человечество не родило нового Шекспира или Достоевского. Люди стали информированные, но стали ли моральнее, благороднее, милосерднее? Информационный водоворот, который человечество в последнее десятилетие прошлого века само создало и в котором оказалось, лишил нас права неприкосновенности наших иллюзий. Подчас остервенелая беспристрастность масс-медиа уничтожила возможность человека домысливать, мифологизировать неизвестное – его просто не стало. У него не осталось места для доброй мысли, светлой надежды, наивной мечты. Человек стал знать больше, чем может придумать, фантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли – он вдруг моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным.

Прогнознаучное предвидение. Прогнозирование: 1) разработка вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; 2) специальное исследование перспектив развития какого-либо явления с количественными оценками и указанием более или менее определенных сроков изменений этого явления.

Кроме этого существуют: ненаучное предвидение, которое основывается на фантастических, искусственно сконструированных взаимосвязях.

Накоплено не мало способов предсказания будущего. Современные прогнозисты используют такие приемы, как «инерционный анализ», связанный с экстраполяцией наличных устойчивых тенденций на обозримое будущее. Используется прием «трендового анализа», т.е. построение на базе фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции (тренда). На этой основе строится «сценарный подход», определяется веер возможностей, перебираются варианты грядущего. Они отстраиваются по принципу: как пойдет развитие при сохранении «таких-то» обстоятельств или как оно пойдет при возникновении новых факторов, наконец, предлагаются «проектные концепции», формирующие представления о том, что и как надо людям делать, чтобы добиться желаемых целей. Проводится «экспериментальный мониторинг», т.е. процедуры отслеживания динамики происходящих изменений.

Наиболее активные попытки понять и исследовать перспективы развития цивилизации предприняты в последние десятки лет – практически сразу с возникновением реальной опасности глобальной катастрофы.

Появившаяся не так давно теория хаоса, синергетика – новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы спонтанного перехода от хаоса к порядку и обратно, (И. Пригожин и др.) показывает, что сложные, многокомпонентные системы в процессе эволюции часто приходят в состояние нестабильности, хаоса, и их последующее развитие практически непредсказуемо: оно может пойти по одному из многих, заранее не определяемому сценарию. Это относится и к человеческим сообществам, в которых с ростом противоречий нарушается установившийся порядок жизни и дальнейший путь определяется заранее неизвестными и нередко, на первый взгляд, не очень существенными факторами. Неустойчивость может привести к социальному взрыву, революции или глобальному конфликту. Прогнозируемые варианты будущего включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее (проект идеального общества без определения необходимых и достаточных для того условий), в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе.


65. Трансформации современного общества и возможные сценарии ближайшего будущего…

Наше время динамично и противоречиво. Это пора социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф. Именно поэтому люди Земли все пристальнее вглядываются в собственный облик, осмысливают истекшее, стремясь понять перспективы грядущего.

Возникли сомнения в оправданности идеи неуклонного прогресса людей. Победы на одних участках оборачиваются изъянами и провалами на других. У нас есть ракеты, и дальняя авиация, но человечество не родило нового Шекспира или Достоевского. Люди стали информированные, но стали ли моральнее, благороднее, милосерднее? Информационный водоворот, который человечество в последнее десятилетие прошлого века само создало и в котором оказалось, лишил нас права неприкосновенности наших иллюзий. Подчас остервенелая беспристрастность масс-медиа уничтожила возможность человека домысливать, мифологизировать неизвестное – его просто не стало. У него не осталось места для доброй мысли, светлой надежды, наивной мечты. Человек стал знать больше, чем может придумать, фантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли – он вдруг моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным.

Человечеству, столкнувшемуся в конце XX столетия с новыми проблемами выживания, осталось немного времени на размышления.

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры – в философии, искусстве, религиозном постижении мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.

Сценарии будущего:

Оптимистические сценарии будущего. В будущем будет создана межпланетная Федерация, исповедующая принципы терпимости и невмешательства.

Пессимистические сценарии будущего. Ядерная катастрофа — один из сценариев гибели западной цивилизации. Вывод о неизбежности краха политической, экономической и культурной системы западных стран, делается на основании анализа экологических, демографических, культурных, религиозных, экономических и политических факторов. Некоторые теории предсказывают гибель не только западной цивилизации, но и всего мира.

Постчеловек. Постчеловек – гипотетический образ будущего человека, который потерял привычный человеческий облик в результате внедрения передовых технологий: информатика, биотехнологии, медицина.

Трансгуманизм – философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Это рациональное и культурное движение, утверждающее, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть, значительно повысить умственные и физические возможности человека.

Технологическая сингулярность – предполагаемая точка в будущем, когда эволюция человеческого разума в результате развития нанотехнологии, биотехнологии и искусственного интеллекта ускорится до такой степени, что дальнейшие изменения приведут к возникновению разума с гораздо более высоким уровнем быстродействия и новым качеством мышления.

Возникновение искусственного интеллекта. Искусственный интеллект или буден создан людьми, или самозародится в сети (эмержентная эволюция).

Сверхразум. Под сверхразумом понимается любой разум, значительно превосходящий лучшие умы человечества практически во всех областях, включая научные исследования, житейскую мудрость и социальные навыки.

Манипуляция сознанием – это программирование поведения, влияние на психику человека с целью изменения, формирования мнений, идеологии и, главное, – побуждений и действий. Практически это является частью технологии власти. Хотя буквально PR (public relations) – это отношения с общественностью, но на самом деле, как правило, – это манипулирование ею. Используются публикации в прессе, выступления по телевидению, печати, кино, радио, распространение слухов и любые другие действия, которые могут повлиять на сознание людей. Опираются, прежде всего, на эмоции и чувства, на смысл, скрытый в изображениях.

Средства массовой информации широко используются для внедрения мифов, которые становятся основой идеологии, поведения людей.

Сейчас во всех активно развивающихся странах будущее прогнозируется на междисциплинарной основе. Этот прогноз становится основой для национальных стратегий и для реализующих их политик. Прогноз доводится до массового сознания и становится сильным средством влияния на массовое сознание своей и конкурирующих цивилизаций.


Date: 2016-07-05; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию