Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тацит о германских племенах
Публий Корнелий Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг. н.э.) - римский историк. Основные труды Анналы, История, Германия, диалоги, биография Юлия Агриколы посвящены истории города Рима, Римской империи, а также религии, общественному устройству и быту древних германцев. 1. Германия в целом отделяется от (страны) галлов, ретов и паннонцев реками Рейном и Дунаем... Дунай, вытекающий с отлогого и мягко поднимающегося хребта Абнобских гор, проходит через земли многих народов, пока не извергнет своих вод в Понтийское море шестью рукавами; седьмое устье поглощается болотами. 2....В своих старинных песнях, являющихся у германцев единственным видом исторических преданий и летописей, они славят рожденного землей бога Туискона и его сына Манна как основателей своего племени... 3. Рассказывают, что у них был и Геркулес, которого они, идя в битву, воспевают прежде всех героев... 4....Свирепые темно-голубые глаза, золотистого цвета волосы, большое тело, но сильное только при нападении, а для напряженной деятельности и трудов недостаточно выносливое; жажды и зноя они совсем не могут переносить, к холоду же и голоду они приучены (своим) климатом и почвой. 5....Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В золоте и серебре боги им отказали... 7. Королей (германцы) выбирают по знатности, а военачальников - по доблести. (При этом) у королей нет неограниченной или произвольной власти, и вожди главенствуют скорее (тем, что являются) примером, чем на основании права приказывать, тем, что они смелы, выделяются (в бою), сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся: в битву они приносят взятые из рощ священные изображения и значки. Но что является особенным возбудителем их храбрости, это то, что их турмы и клинья представляют собой не случайные скопления людей, а составляются из семейств и родов, а вблизи находятся милые их сердцу существа, и оттуда они слышат вопль женщин и плач младенцев; для каждого это самые священные свидетели, самые ценные хвалители: свои раны они несут к матерям и женам, а те не боятся их считать и осматривать; они же носят сражающимся пищу, а также поощряют их. 8....Они думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний. В царствование божественногоВеспасиана мы сами видели Веледу, которая у многих германцев долго считалась божественным существом; да и раньше Авриния и многие другие почитались ими, при том не из лести и не превращая их в богинь... 13. (Германцы) не решают никаких дел, ни общественных, ни частных, иначе как вооруженные. Но у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие раньше, чем племя признает его достойным того. Тогда кто-нибудь из старейшин, или отец или сородич в самом народном собрании вручает юноше щит и копье; это у них заменяет тогу, это является первой почестью юношей: до этого они были членами семьи, теперь стали членами государства... 14. Во время сражения вождю стыдно быть превзойденным храбростью (своей дружиной), дружине же стыдно не сравняться с вождем; вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестьем; защищать его, оберегать, а также славе его приписывать свои подвиги - в этом главная присяга (дружинника): вожди сражаются за победу, дружинники - за вождя... (Этих людей) легче убедишь вызывать на бой врага и получать раны, чем пахать землю и выжидать урожая; даже больше - они считают леностью и малодушием приобретать потом то, что можно добыть кровью... 25....Рабами они пользуются не так, как у нас, с распределением служебных обязанностей между ними как дворовой челядью: каждый из рабов распоряжается в своем доме, в своем хозяйстве. Господин только облагает его, подобно колону, известным количеством хлеба или мелкого скота, или одежды (в виде оброка); и лишь в этом выражается его обязанность как раба. Все остальные обязанности по дому несут жена и дети (господина). Раба редко подвергают побоям, заключают в оковы и наказывают принудительными работами; чаще случается, что его убивают, но не в наказание или вследствие строгости, а сгоряча и в порыве гнева, как бы врага, с той только разницей, что такое убийство остается безнаказанным... 28....Таким образом (пространство) между Герцинским лесом и реками Рейном и Меном заняли гельветы, а дальше бойи, оба народа галльского племени. Еще и теперь существует название Бойгейм, которое свидетельствует о давнем прошлом этого места, хотя его население и переменилось... Самый берег Рейна населяют уже бесспорно германские племена - вангионы, трибоки,неметы... 38. Теперь следует сказать о свевах, о народе, в состав которого входит не одно племя, как у хаттов или тенктеров... 39. Самыми древними и благородными из свевов называют себя семноны. И эта уверенность в их древности подтверждается религией...; здесь они от имени всего народа убивают в жертву человека и таким ужасным действием начинают торжественно справлять свой варварский обряд...Весь этот обряд имеет целью показать, будто бы именно здесь колыбель всего народа, где над всеми властвует бог и все остальное находится у него в подчинении и послушании. Авторитет семнонов поддерживается их благополучием... 40. Наоборот, лангобарды своей славой обязаны малочисленности. Окруженные многими и очень сильными племенами, они обеспечивают себя не послушанием, а битвами и тем, что не боятся опасностей. За ними следуют ревдигны, авионы, англы, варины, эвдозы, сварины и нуитоны, защищаемые реками и лесами... все они вместе поклоняются Нерте, т.е. Матери-Земле, и думают, что она вмешивается в дела людей и объезжает народы. На одном из островов Океана есть девственная роща, а в ней посвященная богине колесница, накрытая покрывалом. Доступ к ней разрешается одному только жрецу. Он знает, когда богиня находится внутри (колесницы), и с великим благоговением следует за ней, влекомый телками. Тогда наступают радостные дни, праздничный вид приобретают те места, которые она удостоит своим прибытием и где гостит. Никто (тогда) не затевает войн, не берется за оружие... 42....Особенно велики слава и силы маркоманнов, которые даже населяемую ими область приобрели благодаря своей храбрости, прогнав из нее некогда бойев... У маркоманнов и квадов вплоть до наших дней держались короли из их собственного племени, из знатного рода Маробода и Тудра; но теперь они уже терпят и чужестранных; впрочем, сила и власть этих королей поддерживается авторитетом Рима... 43....Всех только что перечисленных племен превосходят гарии своей силой; кроме того, впечатление от своего (и без того) свирепого вида они усиливают искусственно, придавая ему необычную дикость, а также выбором времени для сражения; щиты (у них) черные, тело выкрашено, а для битвы они выбирают темные ночи; и уже одним своим страшным видом войска, состоящего из привидений, они наводят ужас... 44....На самом Океане живут племена свионов, которые сильны не только пехотой и вообще войском, но и флотом. Форма их кораблей отличается тем, что с обеих сторон у них находится нос, что дает им возможность когда угодно приставать к берегу; они не употребляют парусов, а весла не прикрепляют к бортам одно за другим; они свободны, как это бывает на некоторых реках, и подвижны, так что грести ими можно и в ту и в другую сторону, смотря по надобности. Богатство у свионов в чести, поэтому ими повелевает один (человек), без всяких ограничений, а не с условным правом на повиновение. Оружие у них не находится на руках у всех, как у остальных германцев, но заперто и стережется, именно рабом; это делается потому, что внезапному нападению неприятелей препятствует Океан... 45....Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид, как у свевов, а язык больше похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображения кабанов. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, часто же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев. ...Ситоны отличаются только одним тем, что над ними господствует женщина - до такой степени они пали даже в рабстве своем, не говоря уже о свободе. Здесь конец Свевии. Что касается певкинов, венедов и феннов, то я не знаю, отнести ли их к германцам или к сарматам. Впрочем, певкины, которых некоторые называют бастарнами, живут, какгерманцы, будучи похожи на них языком, образом жизни, жилищем, - грязь у всех, праздность среди знати. Благодаря смешанным бракам они в значительной степени обезобразились наподобиесарматов. Венеды многое заимствовали из нравов последних, так как они, занимаясь грабежом, исходили все леса и горы между (областями, занятыми) певкинами и феннами. Однако их следует причислить скорее к германцам, ввиду того, что они и дома прочные строят, и щиты имеют, и любят ходить и даже быстро - все это совершенно чуждо сарматам, всю жизнь проводящим в кибитке и на коне. Цит. по изданию: Древние германцы. М., 1937. С. 27-29, 51, 55-82.
Агафий о франках Агафий (536/537-582) - византийский историк, государственный деятель и поэт. Ему принадлежит сочинение О царствовании Юстиниана, в котором он описал войны с франками и охарактеризовал эти племена. Племя франков является ближайшим соседом Италии. Несомненно, что они принадлежат к так называемым исстари германцам...Франки не номады, как многие из варваров... Я поражаюсь другим свойственным им добрым качествам, в особенности справедливому отношению друг к другу и согласию. Много раз и раньше и в мое время власть у них делилась то между тремя правителями, то между большим числом, но никогда, как известно, они не начинали войны между собой и не оскверняли отечества кровью сограждан....Если у властителей возникает какой-нибудь конфликт, все выстраиваются как для сражения, вооруженные, и затем собираются в одно место. Обе стороны, лишь увидят друг друга, тотчас прекращают вражду, приходят к соглашению и требуют от вождей разрешить спор, основываясь больше на праве, чем на силе. Если же те отказываются, требуют, чтобы они сами сражались и подвергались опасности. Ибо непристойно и не соответствует отечественным установлениям, что ради частной вражды получало бы ущерб и потрясалось дело общественное. Тотчас же они (рядовые франки) выходят из военных рядов, складывают оружие, и восстанавливаются мир и дружба, безопасность и посещение друг друга... Вожди же в нужных случаях благожелательны и доступны убеждениям. ...Запрещено правителям их когда-либо стричься, и они остаются с детства нестрижеными: как можно видеть, волосы их сзади красиво падают на плечи и спереди посредине разделены пробором... Это считается как бы некоторым знаком и величайшей прерогативой чести королевского рода. Подданные же стригутся в кружок, и иметь им длинные волосы отнюдь не разрешается. Цит. по изданию: Агафий. О царствовании Юстиниана. М.-Л., 1953. С.13-15.
Date: 2016-07-25; view: 512; Нарушение авторских прав |