Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Консолидирующий фактор кастовой системы
Из Ригведы Ригведа (вторая половина II тыс. до н.э.) - священная книга индийцев. В ней впервые упоминаются четыре основные сословия древнеиндийского общества. Пуруша - олицетворение космического начала, вселенский человек. 1. Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша. Он закрыл собою всю землю и (еще) возвышался над ней на десять пальцев. 2. Пуруша - это все, что стало и станет. Он властвует над бессмертием, (над всем), что растет благодаря пище, 3. Огромно его величие, но еще огромнее (сам) пуруша. Четвертая часть его - все сущее, три (другие) части - бессмертное в небе. 4. На три четверти вознесся пуруша в вышину, четвертая часть его осталась (здесь). Отсюда (он) распростерся на тех, кто ест и кто не ест. 5. От него родилась Вирадж, а за ней пуруша. Родившись, он распростерся на запад и на восток. 6. Боги, совершая жертвоприношение, приносили пурушу в жертву, Весна была его жертвенным маслом, лето - дровами, (а) осень - (самой) жертвой. 7. Этого перворожденного пурушу освятили как жертву на жертвенной траве, Им приносили жертвы боги, (те), кто были садхьи и риши. 8. Из него, принесенного в жертву, было получено жертвенное масло, (Его) обратили в те существа, которые (обитают) в воздухе, в лесу и селениях. 9. От него, принесенного в жертву, возникли риги и саманы, Стихотворные размеры возникли от него, яджусы от него возникли. 10. От него возникли лошади и (другие животные) с верхними и нижними зубами. Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы. 11. Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен? Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги? 12. Брахманом стали его уста, руки - кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра. 13. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце. Из уст - Индра и Агни, из дыхания возник ветер. 14. Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо. Из ног - земля, страны света - из слуха. Так распределились миры... Цит. по изданию: Гимн пуруше / Пер. В.А.Кочергиной // Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 30-32.
Из Законов Ману Законы Ману - сборник предписаний и наставлений, рекомендуемых благочестивому человеку для выполнения им общественно-религиозного и морального долга. Законы Ману в дошедшей до нас редакции составлены на рубеже тысячелетий (II в. до н.э. - I в. н.э.). Характеристика сборника I. 102. С целью определения обязанностей его (брахмана) и остальных мудрый Ману, происшедший от Самосущего (Брахмы), составив эту шастру (предписание - В.Б.). I. 107. В ней полностью изложена дхарма (правила добродетельного поведения - В.Б.), добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех вари. I. 108. (Это) правило жизни - высшая дхарма, изложенная в священном откровении, а также в священном предании... Собственность X. 115. Существует семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных. X. 116. (Имеется) десять средств существования - знание, ремесло, работа за плату, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство (малым), милостыня, ростовщичество. Рабство VIII. 415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов. VIII. 416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того иимущество, которое они приобретают... Наемные работники VIII. 215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполняет условленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть уплачено ему. VIII. 216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу) как ранее было условленно, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого времени. Долговое право VIII. 50. Тот кредитор, который сам возвращает от должника (свое) имущество, не должен быть подвергнут преследованию царем после того, как возвратит свое добро. Сословно-кастовый строй I. 31. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру... Брахманы I. 88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он (Брахма) установил для брахманов... I. 96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы. Кшатрии I. 89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия... X. 79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшия - торговля, (разведение) животных, земледелие, но (их) дхарма - дарение, учение, жертвоприношение... Вайшии I. 90. Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие (Брахма установил) для вайшия... Шудры I. 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим (дваждырожденным) варнам со смирением... X. 129. Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов. Парии X. 51. Местожительство чандалов и швапачей (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы, X. 52. одеждами - одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать. Царь и государственное управление VII. 6. Как солнце, он жжет глаза и сердца, и никто на земле не может даже смотреть на него. VII. 7. Даже (если) царь - ребенок, он не должен быть презираем (думающими, что он только) человек, так как он - великое божество с телом человека. Налоги VII. 127. Рассмотрев (цены при) покупке и продаже, длину пути, (издержки на) пищу, приправу и охрану имущества, пусть царь заставит торговцев платить налог. VII. 128. Рассудив, царю надо в стране всегда так устанавливать налоги, чтобы пользовались плодом и царь, и исполняющий работы. Война VII. 102. Следует всегда быть готовым к войне, всегда обнаруживать силу, скрывать тайны, выслеживать слабости врага. VII. 103. Весь мир страшится всегда готового к войне, поэтому все живые существа следует подчинять именно силой... VII. 198. Надо стараться одолеть врагов мирными переговорами, подкупом, внесением раскола - всеми (этими средствами) или каждым в отдельности - и никогда - битвой. Семья и брак V. 147. Женщиной - в детском возрасте, молодою или даже пожилою - никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в (собственном) доме. V. 148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, по смерти мужа - (под властью) сыновей: пусть женщина (никогда) не пользуется самостоятельностью. Грехи и воздаяние V. 52. Нет большего грешника, чем тот, кто, не почтив предков и богов, старается увеличить свое мясо мясом других. Цит. по изданию: Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред В.В.Струве и Д.Г.Редера. М., 1963. С. 388-398.
Date: 2016-07-25; view: 466; Нарушение авторских прав |