Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы экспертной работы. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Процедура экспертизы в зависимости от объекта экспертизы может проводиться в нескольких формах: 1.Индивидуальная экспертиза может проводиться отдельным специалистом профессионалом по конкретному предметному направлению содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями. Примером может служить экспертиза образовательной программы учебного заведения, концепции, учебного плана, программы. 2.Коллективная экспертиза - предполагает коллективную оценку группой профессионалов представленных инновационных продуктов, когда требуется совместное обсуждение и оценка новых, спорных или вызывающих сомнение составляющих экспертируемого объекта. 3.Комплексная экспертиза - экспертиза многопредметная или много профессиональная, когда инновационный продукт разработан на стыке различных наук и требует компетентной оценки специалистов различных направлений. Эта экспертиза предполагает специально разработанную технологию ее организации и проведения, требующую дополнительного согласования специалистов различных направлений. Рассмотрим несколько моделей (типов) экспертизы. Типология педагогической экспертизы. Анализ различных педагогических источников позволяет взять за основу и рассмотреть, достаточно интересную и отражающую сущность инновационной педагогической деятельности классификацию четырех моделей экспертизы:. 1.Нормоконтролирующая экспертиза связана с наличием у эксперта соответствующего эталона, несоответствие которому и должно быть установлено в акте экспертного взаимодействия. Например: экспертиза пакета документов при аттестации и аккредитации учебных заведений, экспертиза образовательных программ, экспертиза деятельности учебного заведения с целью присуждении ему статуса (лицея, гимназии, колледжа) или открытии на его базе экспериментальной площадки, а соответственно и определению необходимых составляющих (научных, кадровых, технических, материальных и т.п.) и необходимой новизны для соответствия этому статусу. 2. Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза - заключается в Например: когда инновация заключается в переносе уже имеющегося опыта в новые условия, реанимации прошлого опыта, комплексном использовании различных апробированных методик (техник) и т.п. или переносе разработок из других наук в педагогическую практику. При этом эксперт выявляет новизну и значимость в авторском видении проблемы. В целом квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза носит характер диалога-спора автора-новатора и автора-эксперта, в котором каждый из них структурирует и развивает собственную позицию (Полонников А.А.). Квалифицирующая экспертиза в отличие от нормоконтролирующей в меньшей степени поддается формализации в силу ее ситуационной изменчивости и диалогичности. В целом и нормоконтролирующая, и квалифицирующая экспертиза при достоинствах имеют одно серьезное ограничение с позиции развития инновационной деятельности, практики. Данные виды экспертизы могут быть применены в случае целостного оформления инновационного проекта, то есть когда проект имеет завершенный вид. Развивающаяся инновационная практика не всегда может быть целостно оформлена, она может иметь фрагментарный, незаконченный вид, ее не всегда можно прописать на несколько шагов вперед. 3. Дегустационная экспертиза - экспертиза инновационной деятельности (продукта), осуществляемая исходя из суждения вкуса эксперта, то есть исходной модели оценки педагогических явлений. Она строится на авторитете и опыте эксперта, на его ощущении, что это интересно, или значимо, оригинально или в данном случае необходимо. Отсутствие эталона или его неэксплицированность ведут к возникновению экспертной деятельности по типу «дегустации». Дегустационный тип экспертизы принципиально не формализуем и неотделим от личности носителя. В данном случае очень серьезное и большое внимание уделяется подбору опытного и квалифицированного специалиста 4. Понимающая экспертиза. Основной функцией экспертизы становится не квалификация или оценка инновационности проекта, а его дооформление и выращивание до уровня транслируемости. При этом решающее значение приобретает не экспертная интерпретация, а помощь автору в самовыражении, становлении своего собственного уникального опыта. Понимающая экспертиза вследствие человеческого взаимодействия требует серьезных психологических знаний. Совокупность представленных моделей(процедур) экспертизы позволяют в достаточной мере организовать научно обоснованную экспертную оценку инновационных проектов (практик). Заключение: Разноплановость, многоаспектность процессов инновационного развития, нуждается в качественных экспертных процедурах различных проектов, основанные на исходных положениях, отвечающие современным научным представлениям об экспертной деятельности, и на их основе развития методологии, общие требования к экспертизе инновационных проектов. Для проведения экспертизы инновационного проекта привлекается специалист (эксперт), обладающий специальными знаниями, опытом, интуицией и ответственным поведением в аналогичных ситуациях, независимым и не принадлежал заинтересованным сторонам. - Также учитываются такие качества эксперта как: его компетентность заинтересованность, деловитость, креативность (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету), объективность, аналитичность и широту мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма, самокритичность. Существенной составляющей экспертизы в педагогической деятельности является рассмотрение проблемы разработки стандартов, мер, норм экспертизы, правил ее проведения, методологии и этики оценки, границ многомерного оценивания. Творческие задания: 1.Создайте, используя ключевые слова опорный конспект «Экспертиза проектной деятельности» 2. Разработайте критерии экспертирования. 3. Составьте тесты контроля усвоения лекции. 4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «Результат», «механизм», «организация», «оценка» из разных публикаций, источников. Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в аффектной (эмоциональной) сфере …., когнативной (мыслительной) сфере…, в психомоторной сфере…… Словарь терминов: 1.Деятельность - это активная форма отношений субъекта к объекту. 2. Экспертиза - оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее реализационный потенциал, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию. 3. Практико-ориентированный проект - проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера. 4.Методы исследования- основные способы проведения исследований.
Лекция 8 Тема: Оценка результатов проектной деятельности. (2часа) Результаты проектной деятельности. Результат – это достижение целей. Результатами экономических инноваций в области образования могут быть: новые механизмы государственного финансирования отрасли образования, налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования, новые механизмы оплаты труда в сфере образования, механизм экономии от масштаба образовательной деятельности, новые механизмы финансирования образования предприятиями. Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений в сфере образования и позволяет усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос на образование, увеличить предложения образовательных продуктов и услуг. Результаты технологических инноваций приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов (педагогических инноваций), которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности, тем самым, оказывая воздействие в целом на развитие педагогической подсистемы, в которой создается новая образовательная среда, применяется новый стиль работы преподавателей, используются новые средства, методы и приемы. Материальными продуктами проекта являются, например: учебно-тематический план и учебная программа; раздаточные материалы для слушателей курсов; видеоматериалы обучающего характера; тематические кододиапозитивы, слайды по программе курсов; описание базовых учебных занятий. В процессе создания этого продукта значительно вырос уровень исследовательской культуры преподавателей и студентов, сформировались творческие группы, разрабатывающие новые учебные программы, внутри которых сложились продуктивные и неформальные отношения. Результатом организационных инноваций в ходе применения новых технологий является перестраивание организационных структур, важнейший фактор развития образовательной системы; новые педагогические технологии, методы, приемы, средства, функционирование которых осуществляется с использованием новых экономических механизмов. Результаты проектной деятельности, если имеем в виду преобразования, носят предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер. Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса (психолого-педагогического проектирования) значимо получение двух видов результатов: - «продуктного», который непосредственно связан с качеством произведенного проектного продукта. Кроме того, проектная деятельность сопровождается рядом прямых и «побочных» эффектов. Например, освоение участниками дополнительных видов деятельности, таких как диагностика, прогнозирование, экспертиза, рефлексия. Или пробуждение интереса к новой для себя предметной (профессиональной) сфере. - «человеческого», который проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений по мере участия в реализации проекта. К. таким изменениям относятся развитие креативного мышления, воображения, приобретение умений и навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры. В качестве основного результата образовательного проектирования выступают изменения или инновации в образовательных системах и институтах разного уровня. При этом параллельно возникают многообразные межличностные, организационно-управленческие, социальныеэффекты, прямо или косвенно оказывающие влияние на людей. Скажем, проектирование новых образовательных стандартов требует преобразований в системе обучения, что не может не сказаться на его качестве и инициирует изменение требований к знаниям, умениям, опыту деятельности учащихся. В результате социально-педагогического проектирования изменяются условия, в которых развиваются образовательные системы, разворачиваются педагогические процессы, происходит становление человека. Эти изменения порождают свои социально-психологические и психолого-педагогические эффекты. Допустим социально-педагогический проект, в результате которого благоустраивается пространство вокруг подросткового клуба, дает возможность по-иному организовать досуг детей и взрослых; меняет их эстетическое восприятие окружающей среды и отношение к месту своего проживания Например: успешная реализация проекта может привести к следующим результатам основных участников образовательного процесса. Учащиеся: • овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); • сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; • смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных занятий; • овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома. Учителя: • расширят возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующих успехи детей в зоне их ближайшего развития за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающих технологий обучения и модернизации содержания образования, ориентированного на компетентностный подход; • овладеют способами субъект-субъектных, диалоговых форм взаимоотношений с учащимися и их родителями за счет привлечения детей и родителей к процессу образования и повышения их ответственности за результаты образовательной деятельности. Родители: • расширят свои возможности влиять на процессы воспитания и образования в школе, включая непосредственное участие в качестве педагогов-непрофессионалов в образовательном процессе, а также в управлении делами школы; • смогут рационально использовать интеллектуальный, профессиональный, семейный потенциал для воспитания и качественного образования детей; • нормализуют психолого-педагогическую атмосферу, наладят партнерские взаимоотношения с детьми и учителями, помогут уменьшить число конфликтов в школьной среде. Для продуктивного исполнения проекта недостаточно использовать внутренние ресурсы образовательного учреждения — потенциал педагогов, родителей. Для полноценного формирования ключевых компетенций учащихся необходимо расширить границы влияния на личность ученика за счет привлечения возможностей социокультурного окружения микрорайона и города (музыкальные, художественные и спортивные школы, культурные центры, стадионы и др.), которые зачастую более квалифицированно и интересно владеют механизмами формирования компетенций учащихся. Слайды «Оценка результатов проектной деятельности» Заключение: Результат – это достижение целей. Результаты проектной деятельности, если имеем в виду преобразования, носят предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер. Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса (психолого-педагогического проектирования) значимо получение двух видов результатов: «продуктивного» и «человеческого». В качестве основного результата образовательного проектирования выступают изменения или инновации в образовательных системах и институтах разного уровня. При этом параллельно возникают многообразные межличностные, организационно-управленческие, социальныеэффекты, прямо или косвенно оказывающие влияние на людей.
Творческие задания: 1. Создайте, используя ключевые слова опорный конспект «Оценка результатов проектной деятельности» 2. Составьте тесты контроля усвоения лекции. 3. Дополните в словаре терминов содержание понятий «координация», «оппонент», «интеграция», «развитие» из разных публикаций, источников. 4. Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в аффектной (эмоциональной) сфере …., когнативной (мыслительной) сфере…, в психомоторной сфере…… Словарь терминов: 1. Актуальность- показатель исследовательского этапа проекта. 2. Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверки гипотезы. 3. Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.4. Эффективная учебная деятельность – навыки, определяющие умение человека выделять ключевые слова (эффективное чтение), запоминать и воспроизводить значительное количество информации (эффективная память), визуализировать и аудилизировать мышление (эффективное письмо и речь). Находить оптимальное решение (эффективное творчество). Лекция 9. Тема: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ (2часа)
В «Кодексе знаний об управлении проектами» проект — некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (рис. 1). ПРОЕКТ
Рис. 1. Основные элементы проекта В ряде отраслей создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе Программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин «проект», как правило, связывается с относительно краткосрочными целям. В настоящее время в Российской Федерации разработаны и реализуется Приоритетный Национальный. проект «Образование». Проект — целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация объектов, процессов, технической и организационной документациидля них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению. Всякий процесс представляет собой сложное динамическое образование систему. Система полиструктурна, а потому сам инновационный процесс полиструктурен. Структура инновационного процесса. 1.Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы—цель—задачи—содержание—формы—методы—результаты. Все названные компоненты деятельности реализуются в определенных условиях (материальных, финансовых, морально-психологических и др.). 2 Субъективная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учащихся, родителей и др. 3. Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов: школьном, муниципальном, региональном, федеральном, международном. Управление процессом развития конкретной школы можно рассмотреть на индивидуальном, малых групп, всей школы, муниципальном и региональном уровне. 4.Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический характер и состоит из следующих этапов: возникновение—зрелость—освоение—распространение—насыщение(проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов)—рутинизация (имеется ввиду достаточно длительное использование новшества становится обычным явлением, нормой)—кризис(имеется ввиду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) –финиш (нововведение перестает быть таковым или заменяется другим более эффективным). 5. Управленческая структура предполагает взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование—организация—руководство—контроль или так называемую организационную структуру инновационного процесса, включающая следующие этапы: диагностический—прогностический—собственно организационный практический -- обобщающий—внедренческий. Все приведенные структуры органично скреплены между собой не только горизонтальными но и вертикальными связями и каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, т.е. этот процесс системен Любой проект проходит ряд фаз (этапов, стадий) развития. Разумеется, для того, чтобы провести проект через все фазы (этапы, стадии), им нужно как-то управлять Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству. Методы управления проектами позволяют: ♦ определить цели проекта и провести его обоснование; ♦ выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить); ♦ определить необходимые объемы и источники финансирования; ♦ подобрать исполнителей; ♦ подготовить и заключить контракты; ♦ определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы; ♦ рассчитать смету и бюджет проекта; ♦ планировать и учитывать риски; ♦ обеспечить контроль выполнения проекта.
Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические,нормативные, культурные и иные факторы. Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту — как правило, на условиях частичной занятости — могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции. Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять. Функции управления проектом включают: планирование, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование. Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление качеством, управление человеческими ресурсами, управление информацией и коммуникациями. Реализация проекта происходит в рамках организации, структура которой в значительной степени влияет на успех проекта. Выделяют следующие принципиальные организационные формы: ♦ функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической структуры организации. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ; ♦ дивизиональная форма организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признакам; ♦ проектная структура — данный подход предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации; ♦ матричная структура — промежуточная форма, объединяющая преимущества проектной и функциональной структур управления. Могут быть выделены разновидности матричной структуры организации: слабая матрица — координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матрица — менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица — менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта. Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.
Слайды: «Управление проектом» Заключение: Управленческая структура предполагает взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование—организация—руководство—контроль или так называемую организационную структуру инновационного процесса, включающая следующие этапы: диагностический—прогностический—собственно организационный практический -- обобщающий—внедренческий. Все приведенные структуры органично скреплены между собой не только горизонтальными но и вертикальными связями и каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, т.е. этот процесс системен. Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей.
Творческие задания: 1.Создайте, используя ключевые слова опорный конспект «Управление проектом». 2. Составьте тесты контроля усвоения лекции.
3. Итоговая рефлексия: 1. Восстановите этапы своего изучения дисциплины каждой темы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий, личного приращения и т.д. 2.Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме (мои основные результаты освоения данного компонента). 3. Сформулируйте свои личностные приращения по теме (виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты). Спасибо за внимание!
|