Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 5. Тема: Специфические черты инновационного проектированияПриступая к педагогическому проектированию целесообразно определить масштаб проектной разработки, который зависит от масштаба рассматриваемых нововведений. Системные инновации - охватывающие всю систему образования или воспитания или весь образовательный процесс создания новых образовательных систем на федеральном, региональном, муниципальном уровне или уровне учебного заведения. Модульные инновации - рассматриваемые как комплекс частных или локальных инноваций. Частные (отдельные, единичные, локальные) инновации - охватывающие отдельные элементы (педагогические технологии, методы, программы) не связанные между собой в систему. В начале двадцатого века формировалась новая область знания – наука о новом, нововведении, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Инновация базируется на новшестве, или нововведении называемой новацией. Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная, т.е. постоянная сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. Инновация представляет собой материализованный результат. Инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. Инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Мы подробнее рассмотрим нововведения в социальной сфере, т.е. в образовании, в котором закладываются основы педагогической инноватики. Педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств ученые рассматривают с различных позиций: основ теории инновационных процессов в воспитании, классификации нововведений в образовании, методов и технологий в обучении, развитие инноваций в современной школе и управлении ими. Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования. В тезаурусе для учителя и школьных психологов «Новые ценности образования» инновационные механизмы развития образования включают: -создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам; -создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; -инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; -интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем. Специфика педагогических инноваций заключается в том, что «предметом» деятельности является постоянно развивающаяся личность ученика или личность педагога, обладающая неповторимыми особенностями. На совершенствование процесса развития этой личности и должны быть направлены педагогические нововведения. Основной смысл, суть, цель педагогических инноваций заключается в осуществлении изменения с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств обучения с целью развития личности. Педагогические инновации зависят от объективных условий в виде социального или государственного заказа, ее востребованности в обществе. Образование представляет собой очень сложную и комплексную деятельность, состоящую из ряда компонентов, которые диалектически между собой связаны, обусловлены и зависимы. Поэтому очень трудно и не результативно внедрять новшества только в некоторые компоненты образования, так как обязательно возникает вопрос о совокупном эффекте от внедряемых новшеств. Инновационные процессы в педагогике связаны как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями и развитием общества в целом. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан, поэтому значимым условием эффективной инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения. Итак, особенностями и отличительными чертами педагогических инноваций являются: 1. Предмет инновационной деятельности - личность, неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями; 2. Зависимость от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом; 3. Психологическая готовность педагога к принятию и реализации педагогических инноваций. Циклы развития инновационных процессов: - процесс становления характеризуется переосмысливанием имеющегося опыта, его переоценка, выделение новых направлений деятельности, новых идей, ценностных ориентаций, их осмысливание, создание проектов и моделирование новых систем и ситуаций. - процесс активного формирования включает разработку образовательных проектов на основе моделирования процессов, в которых предполагается осуществить изменения, создания по этим направлениям команд единомышленников, ориентированных на совместное развитие инновации. - процесс трансформирования предполагает разработку или обеспечение нормативно-правовой основы инновационной деятельности, их распространение и использование В ходе инновационного процесса формируется инновационный потенциал образовательных систем; их стремление к саморазвитию. Наибольшее распространение имеют культурно-образовательные инициативы, связанные: с организацией учебного процесса, внедрением новых образовательных технологий, с изменением характера содержания образования,с развитием образовательного учреждения инновационного типа, внедрением механизма общественной экспертизы образовательных проектов Приведем примерные примеры тем культурно-образовательных инициатив в образовательных учреждениях РС (Я). Сначала рассмотрим, что такое тема культурно-образовательных инициатив. Тема – это «свернутое» в одно предложение основное содержание, изучению которого она посвящена, С помощью ключевых понятий и сущностных связей тема выражает главную идею, мотив, воодушевление исследования. В любых случаях тема педагогического проектирования определяется практикой, нуждами и потребностями самой школы. Темы культурно-образовательных инициатив: 1. Черкехская школа-лаборатория Таттинского улуса. «Гуманитарная экспертиза как условие выявления культурно-образовательных инициатив». 2.Хоринская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса. «Интеграция экологического образования и практического оздоровления учащихся в учебно-воспитательный процесс сельской школы». 3. Эльгетская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса. «Организационные формы профильного обучения в условиях северной малокомплектной школы». 4 Чаранская средняя общеобразовательная школа Усть-Алданского улуса. «Профессиональная ориентация учащихся через углубленное изучение предметов художественно-прикладного направления». 5.Маинская гуманитарная школа Мегино-Кангаласского улуса. «Гуманитарный уклад школы как фактор самосозидания личности». 6. 2-я Мальжегорская средняя общеобразовательная школа Хангаласского улуса. «Социализация и оздоровление учащихся в условиях сельской политехнической школы». 7.. ДОУ «Мичил» с. Чурапча Чурапчинского улуса. «Развитие способностей детей на основе этнических традиций». 8. МОУ СОШ № 38 Саха-канадский центр с углубленным изучением языков народов Севера и иностранных языков г. Якутска. «Многоязычие и поликультурное развитие личности как субъекта диалога культур». Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие цели и задач проекта. Цель - это желаемый результат деятельности и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Процесс форирования цели называется целеполаганием. Целеполагание- это логико-конструктивная операция осуществляется в следующем алгоритме: анализ обстановки с ответом в итоге на вопрос: «чего я хочу» à ситуационный анализ, отвечающий на вопрос: «что я могу» à учет на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворениюà анализ «цель-средства» - выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсовà выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффектàформулировка целей. Цели должны отвечать следующим требованиям - они должны быть ясными, конкретными реалистичными, ранжируемыми по их значимости, разделимы на более мелкие в зависимости от этапа работы, и диагностируемы, то есть должны иметь измерители (критерии и методики). Задача - желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Для решения поставленных задач необходимо указать сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата. На основе соответствующих критериев для определения степени достижения цели можно оценивать альтернативные решения по достижению целей инновационного проекта. Цели должны находиться в области допустимых решений проекта. В управлении инновационными проектами при описании цели проекта должны найти отражение результат проекта, срок окончания, затраты, порядок изменения цели, иерархия зависимых целей. Описание цели инновационного проекта определяет сущность проекта. Необходимо определить и построить структуру проекта, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации на составные части, необходимые и достаточные для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов составления инновационных проектов и различных его участников. Каждый инновационный проект от возникновения идеи до полного завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития, т.е. жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Слайды: (Жизненный цикл проекта) Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Другой подход к процессу проектирования предлагает Е.И.Машбиц, рассматривая проектирование на концептуальном, технологическом, операционном уровне и уровне реализации. Утверждая, что с переходом с уровня на уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач (и объектов проектирования) и возрастают требования конкретности решений. На первых двух фазах проектирования допустима фрагментарность, разорванность, несогласуемость отдельных идей и положений, однако не целесообразно осуществлять преждевременное сглаживание до момента полного простраивания модели. Рассмотрим более подробно содержание отдельных фаз проекта.
Заключение: Жизненный цикл проекта - промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения. Жизненный цикл может делиться на 5 фаз: концептуальная фаза, включающая формулирование целей, фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации; фаза выполнения проекта, включающая работы по его реализации; фаза завершения проекта, включающая предоставления отчета о ходе и апробации проекта; эксплуатационная фаза, включающая: презентацию продуктов проекта, расширение, модернизацию, инновацию. Основные причины неудачной реализации проектов (Опыт всемирного банка): -отсутствие четко определенных целей проекта! -недостаточный учет внешней среды; -отсутствие эффективной системы управления проектом; -недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта.
Творческие задания: 1.Создайте, используя ключевые слова опорный конспект «Особенности и отличительные черты педагогических инноваций» 2. Разработайте тему и цель культурно-образовательных инициатив в образовательных учреждениях. 3. Составьте тесты контроля усвоения лекции. 4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «цель», «модель», «инновационный процесс», «развитие» из разных публикаций, источников. Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в когнативной (мыслительной) сфере….. Словарь терминов: 1. Модель - это инструмент для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного - связи между образовательным (или другим) процессом и организацией учебного заведения. 2 Моделирование - разработка идей и программ деятельности по преобразованию того, что есть, в то, что должно или может быть. 3 Анализ начинается с ответов на следующие вопросы: Что должно быть решено? Какие цели? Альтернативы? Какие альтернативы имеют приоритет? Какие риски имеют альтернативы? 4 Анализ решения- это методический, систематизированный процесс, который в каждом отдельном случае предоставляет возможность для творческой и инновационной деятельности.
Лекция 6.
Тема: Видовая классификация инновационных моделей и педагогических проектов (2часа) Развивающему обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству и сотворчеству. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.-М., 2002.). Для реализации этой задачи школа должна стать развивающейся педагогической системой. В современных условиях школа начинает выступать как объект моделирования, т.к. без создания образа школы с учетом реальной социальной среды, демографических изменений, образовательных потребностей учащихся и родителей, творческого потенциала педагогического коллектива невозможна эффективная организация обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимой составной частью проектирования инновационной деятельности является моделирование. Моделирование-это универсальный метод познания, используемый практически во всех видах деятельности, на всех ее этапах. Моделирование означает разработку идей и программ деятельности по преобразованию того, что есть, в то, что должно или может быть. У.Р.Эшби писал, что моделирование как метод исследования - это логика упрощения. С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив. Моделирование в проектировании позволяет оперировать с объектами, относительно которых не имеется полноты знаний. Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов относительно которых имеются принципиально неполные знания. Именно моделирование позволит наладить стабильное функционирование в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений. Как правило, проектирование начинается с разработки модели будущего (учреждения, содержания, технологии и т.п.), как составной части концептуального описания. Модель - в широком смысле любой образ, изображение, описание, схема и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления. (11). Модель - это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции. Разрабатывая инновационную модель, следует учитывать следующие ее характеристики: 1. Модель всегда индивидуальна. У каждого инновационного проекта свой индивидуальный путь развития, в котором учитываются специфика и реальное состояние научного, кадрового, материального, технического и прочего потенциала. 2. Модель - это объект, которого нет в действительности. Проектная деятельность предполагает бросок вперед и к тому же существующая модель при переносе в новые условия, обязательно будет претерпевать изменения. 3. Модель носит прогностичный характер. При разработке прогностической модели участники проектирования составляют прогноз будущего. Задача проектирования состоит в том, чтобы спроектировать такую систему, которая не только соответствовала потребностям сегодняшнего дня, но и опережала эти потребности. Прогнозируют состояние учреждения, его кадровый и научный потенциал, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности. Причем каждый из выше названных составляющих при изменении влечет изменение остальных. Составляя прогностическую модель необходимо учитывать взаимосвязь всех структурных элементов образовательной деятельности. 4. Модели носят объяснительный характер. Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности. Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей. Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности осуществляемой в коллективе и соотнесения этой деятельности с целевыми установками отдельной личности. 5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования, так как проектирование акт социального действия, поэтому этот процесс не мыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать. Формирование команды с согласованной целью. задачами, направлениями деятельности, в последствии будет способствовать преодолению негативного отношения к проектной деятельности. 6. Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного - связи между образовательным (или другим) процессом и организацией. учебного заведения. Видение участником проблемы, выдвигаемой им и решаемой. В ходе коллективной работы, наталкивается на другие альтернативные видения. При этом участники вынуждены соотносить свои видения с предлагаемыми, или выдвигаемыми другими участниками, согласовывать и выбирать наиболее перспективные и продуктивные, позволяющие наиболее полно, четко, весомо, значимо объяснить суть проекта и направлений продвижения к цели. Таким образом, моделирование как средство соорганизации различных вариантов проекта выполняет свои функции при условии принципа общности, то есть в разработке инновационных моделей принимают участие все субъекты проектирования. При нарушении этого принципа разработанная модель становится неадекватной реальному содержанию образовательной деятельности, что приводит к нарушению целостности функционирования инновационного проекта. При рассмотрении моделей инновационного образовательного учреждения или любого объекта инновационного проектирования, следует учитывать видовую классификацию моделей. Если объектом инновационного проектирования является образовательное учреждение или другой сложный объект, то процесс моделирования целесообразно начинать с разработки позиционной модели. Позиционная модель будет представлять собой общую схему деятельности, которую необходимо реализовать для получения поставленной цели. Именно позиционная модель наглядно представит будущий объект и позволит определить связи различных структурных элементов и увидеть направления продвижения для решения поставленных задач. Следующим шагом является разработка образовательной модели, если основная цель инновационного проектирования заключается в изменении содержания образования. Если же основной целью является изменение или построение новой организационной структуры, тогда после построения позиционной модели целесообразно разработать организационную модель и лишь, затем приступать к разработке образовательной модели. Построение управленческой модели заключается в построении и установлении связей и отношений между субъектами, включенными в инновационную деятельность, возникающими на основе основных идей (целей) инновации. Управленческая модель может быть выведена в обособленный проект. В случае рассмотрения системных инновационных изменений (создание новых образовательных учреждений, объединяющих различные направления в образовании на основе создания новых технологий), можем говорить об инновационном проекте, имеющем достаточно сложную структуру. Разрабатываемый проект может касаться видовой структуры учреждения, в этом случае обязательным является разработка нормативно-правовой модели учреждения, которая раскрывает наличие статуса учреждения, его юридические и правовые полномочия. Таким образом, для разработки педагогического проекта целесообразно обратиться к моделированию, как методу исследования. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Однако процесс проектирования предполагает рассмотрения определенных стадий и фаз, также учет специфики проекта. Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах: 1. как деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий; 2. как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов для осуществления каких-либо действий. (15). Процесс проектирования - это принятие решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки (Азимов М.). Основные признаки проекта на основе анализа определений следующие: -изменение как основное содержание проекта; -ограничения во времени цели; -временная ограниченность продолжительности проекта; -неповторимость; ограниченность требуемых ресурсов; -правовое и организационное обеспечение; разграничение. Рассматривая основные подходы, можем выделить основными чертами проекта (А.И Панов) которыми являются: -отнесенность проекта к будущему; -ориентация проекта на желаемое состояние будущего; -представление проекта как системы средств достижения будущего; -определенность начала и окончания проектной работы; -четко и ясно сформулированные критерии эффективности. Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность проектирования: - непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий; - задачный характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения; - итерационный характер, когда для приближения к удовлетворенному решению многократно моделируется объект, и принимаются соответствующие решения; - наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации; - практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов; - интеллектуальный характер; - информационный характер; - готовность использовать разнообразные практико-ориентированные
Проектирование инновационных образовательных учреждений, если в них реализуются несколько проектов, проходит следующие этапы соорганизации субъектов проектирования: 1.Концептуально-позиционный (ценностно-мировоззренческой соорганизации). 2.Образовательный (соорганизация культурно-образовательного самоопределения). 3.Организационный (соорганизация функционалов субъектов проектирования). 4.Управленческий (соорганизация способов коррективного управления субъектов проектирования и выход в режим саморазвития). 5.Нормативный (институализация в социокультурном пространстве).
Заключение: В процессе проектирования могут быть разработаны различные модели: управленческие, организационные, воспитательные, содержательные, нормативно-правовые, технологические. Каждая из моделей, в последующем, может быть рассмотрена как самостоятельный проект. Однако результаты проектирования будут более приближены к планируемым, если инновационный проект не затрагивает (меняет) систему в целом, а ограничивается одной или двумя наиболее важными системами деятельности. Всякое проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой оно проникнуто идеей реализуемости. С субъектной точки зрения это означает, что реализовать, не искажая ценностные ориентиры, можно только идеи, которыми человек проникся. Отсюда следует, что всякий проект в социальной сфере может быть реализован, если к проектированию в той или иной степени и форме причастны субъекты преобразуемой социальной системы. Творческие задания: 1.Создайте, используя ключевые слова опорный конспект «Видовая классификация инновационных моделей» 2. Выберите вид модели и разработайте модель будущего (учреждения, содержания, технологии и т.п.), как составной части концептуального описания. 3. Составьте тесты контроля усвоения лекции. 4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «экспертиза», «инспектирование», «процедура», «критерии» из разных публикаций, источников. Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в психомоторной сфере……
Словарь терминов: 1.Экспертиза (франц. expertise, от лат., expertus - опытный) - исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.п. (Энциклопедический словарь) 2.Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. 3.Инновационный потенциал- совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, материальные, финансовые, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. 4. Объекты инновационной деятельности – интеллектуальная собственность, научно- техническая продукция, инновационные проекты.
Лекция 7. Тема: Экспертиза проектной деятельности.(4часа)
Система образования – это открытая, в определенной мере самоорганизующаяся (синергетическая), способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию система, в зависимости с изменениями, которые непрерывно происходят во внешней и внутренней среде. Важной особенностью развития образовательной системы являются инновации, осуществляемые в образовательных технологиях, экономических механизмах, методах и приемах преподавания и обучения, организационных структурах и институциональных формах в области образования. Любая научно-исследовательская и практическая деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются практически во всех сферах деятельности - общественной, политической, международной, технической, педагогической, учебной. Педагогический инновационный проект в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, которые часто не поддаются непосредственному измерению. Разноплановость, многоаспектность процессов инновационного развития, нуждается в качественных экспертных процедурах различных проектов, основанные на исходных положениях, отвечающие современным научным представлениям об экспертной деятельности, и на их основе развития методологии, общие требования к экспертизе инновационных проектов.
Рассмотрим исходные положения теории экспертирования. Экспертная деятельность может быть рассмотрена как особый тип исследовательской деятельности, где объектом изучения является развивающаяся педагогическая практика. Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет следующие цели; 1.Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженной в совокупности общих, специальных и частных критериев. 2.Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи; выявление ее мировоззренческого контекста, целевых ориентации проекта и его ценностно-смысловых оснований. 3.Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства (потенциала участников), а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта). Заказ на экспертную деятельность возникает, когда происходит существенное изменение педагогической деятельности - развивается инновационная педагогическая практика и разработчикам необходимо ответить на ряд вопросов: Что делается или предполагается сделать нового в педагогической деятельности? Осуществление концептуализации педагогической инновационной идеи, разработка концепции педагогической инновационной деятельности.
В чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним? Выявление новизны измененной образовательной практики Какую проблему можно снять, если работать по-новому? Коллективом разрабатывается поле проблем, строится гипотеза о развитии образовательной практики, определяются способы решения и снятия выделенных проблем, строятся направления дальнейшей деятельности. Рассматриваются варианты решений проблемы, как могут отразиться на других ранее принятых решениях, каков оптимальный вариант взаимодействия структурных элементов новой деятельности. Многомерность инновационных педагогических проектов требует и многомерности их оценки, в основе которой лежит осмысление практической деятельности педагогов с различных позиций. Помимо экспертизы собственно инновации (инновационного проекта) желательна экспертиза потенциала участников вовлеченных в рассматриваемую инновационную деятельность. Необходима оценка: во-первых, способности участников инновационного проекта детально разработать инновационную идею вплоть до ее воплощения; во-вторых, ресурсного обеспечения, как материально-технического, так и кадрового, то есть определение жизнеспособности инновационного проекта. Итак, что же такое экспертиза? Чем экспертиза отличается от инспектирования? Кто такой эксперт? Какая бывает экспертиза? Каковы критерии экспертизы? Как осуществляется процедура экспертизы? При ответе на эти вопросы рассмотрим различные подходы. Экспертиза (франц. expertise, от лат., expertus - опытный) - исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.п.(Энциклопедический словарь) Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения. Экспертиза - оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее реализационный потенциал, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию. Экспертиза включает в свои цели определение возможных направлений движения данной инновации, форм ее существования и воздействия в региональной ситуации. Экспертиза предполагает определенную структуру, которую можно представить следующим образом: цель экспертизы - оценка какого-либо действия, процесса, случившегося, текущего или который только предполагается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта, по определенным результатам; объект экспертизы - деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности; средства экспертизы - как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные (квалиметрические) в результате опыта; процедура экспертизы - соорганизация опытных специалистов (экспертов); продукт экспертизы - заключение экспертов, после согласования по параметрам (критериям) предложенным для экспертизы.(Алексеев Н.Г.) Экспертиза реализационного потенциала инновационной проектной деятельности проводится минимально по двум направлениям - предметному и деятельностному. В состав экспертной группы включаются: по предметному направлению - специалист, обладающий опытом и авторитетом в заявленном направлении инновации и по деятельностному направлению - специалист, обладающий опытом анализа деятельности, выявления средств и целей инновационной работы Для проведения экспертизы инновационного проекта привлекается специалист (эксперт), обладающий специальными знаниями, опытом, интуицией и ответственным поведением в аналогичных ситуациях, независимым и не принадлежал заинтересованным сторонам. - Также учитываются такие качества эксперта как: его компетентность заинтересованность, деловитость, креативность (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету), объективность, аналитичность и широту мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма, самокритичность. Существенной составляющей экспертизы в педагогической деятельности является рассмотрение проблемы разработки стандартов, мер, норм экспертизы, правил ее проведения, методологии и этики оценки, границ многомерного оценивания. Чтобы обеспечить достоверность результатов экспертизы инновационных проектов, практик, необходимо согласованное заключение группы экспертов (экспертного совета), их количество может определяться в зависимости от разноплановости представленных в инновационном проекте вопросов, но не должно быть единоличным, если инновационный проект по своему масштабу относится к модульным или системным инновациям. Критерии экспертирования. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерии экспертной оценки определяются в соответствии принципами и целями конкретной экспертизы. Существуют разные подходы к определению критериев экспертизы инновационных проектов. Их состав определяется характером педагогических объектов, подлежащих экспертной оценке, наличием или отсутствием выработанных нормативов, мер эталонов. Некоторые авторы выделяют в качестве основных критериев инновационного проекта: 1. Реалистичность инновационного проекта. При рассмотрении реалистичности инновации (эксперимента) главное определить имеет ли он право быть, как он соотносим с ситуациями будущего, имеется ли или может ли быть представлен прогноз с пошаговыми действиями, в которых будет осуществляться инновационный проект. 2.Реализуемость (ресурсное обеспечение) инновационного проекта, рассматривается в соответствии с участниками инновационного проекта, определяется круг лиц вовлеченных в инновационную проектную деятельность, каждому из которых должно быть четко определено свое функциональное место, чем и будет обеспечиваться включенность в реализацию идеи. Ряд авторов в качестве критериев экспертизы или критериальной базы рассматривают: 1.Уровень инновационности проекта, который понимается, насколько данный проект обладает новизной в российском контексте, является ли он оригинальным преломлением известного или в данном проекте отсутствуют инновации 2. Гуманитарность инновационного проекта заключается в отражении в проекте гуманистического мировоззрения, или демократичности инновационного проекта.
3. Проработанность инновационного проекта можно проследить по качеству критерия, предпологающих наличие научного обоснования инновационной идеи. 4. Возможность распространения представленной в проекте инновации и уровни (на федеральном, региональном, межрегиональном, местном), или возможно частичное использование, или же инновация не подлежит распространению. На наш взгляд достаточно полной и интересной является следующая классификация критериев экспертирования: -общие критерии - те, которые позволяют оценить значимость предлагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развит ия и реформирования образования на разных уровнях его организации; -специальные критерии - те, которые позволяют оценить компетентность автора и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям; -частные критерии - такие, которые позволяют оценить степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности (Слободчиков В. И.)- Состав общих критериев в экспертизе инновационных проектов. В состав общих критериев инновационного проекта входят следующие показатели; новизна (инновационность) проектной идеи, которая может заключаться в создании абсолютно нового неизвестного до настоящего времени продукта или заключаться в совершенствовании существующей образовательной ситуации; предложении альтернатив развития инновационной идеи и т.п.; масштабность инновационного проекта, - какого уровня, значимости предполагается проект. Проект будет носить локальный характер, осуществляться на местном уровне и иметь соответственно ценность на местном уровне, или инновационный проект предполагает изменение в образовательной практике на региональном, межрегиональном и даже федеральном уровне. Следующим показателем, относящимся к общим критериям, является показатель системности инновационного проекта. В проекте представленном на экспертизу, необходимо определить какой характер будет носить проект, фрагментарный или системный, то есть, будет ли рассматриваться содержание образования или сценарий отдельного урока, будут разработаны и представлены образовательные технологии или отдельные педагогические действия и т.п. В состав критериев входит также и эффективность инновационного проекта. При рассмотрении эффективности необходимо определить, что произойдет в образовательной практике с введением данного инновационного проекта: улучшение, существенное обогащение образовательной теории или практики, кардиальное преобразование существующей образовательной ситуации. Транслируемость проектной идеи - возможна ли трансляция представленной инновации, ее тиражирование или идея может существовать (быть реализована) только в экстраординарных условиях. Состав специальных критериев в экспертизе инновационных проектов. Каждый из представленных критериев существенно значим для экспертизы проекта, рассмотрим их в определенной последовательности. Полнота структуры инновационного проекта, которая в проекте представлена анализом реальной образовательной ситуации; концепцией инновационного проекта включающего проектную идею, описание проблем, постановку целей, формирование задач; содержательной и организационной моделью образовательной системы или ее фрагмента; планом реализации проекта с ресурсным обеспечением; сметой реализации инновационного проекта. Значимостью такого же порядка является и степень проработанности структурных элементов проекта. Следующим специальным критерием является представленная в проекте согласованность структурных частей проекта: рассматриваются ли во взаимосвязи анализ ситуации и описание проблем, которые необходимо решить; концепция и цели и задачи инновационного проекта; цели и задачи проекта и необходимые ресурсы (технологические, организационные, профессиональные, финансовые, материально-технические и т.д.). И, конечно, группой критериев, необходимой для экспертной оценки инновационного проекта являются частные критерии: - реалистичность инновационного проекта, которая предполагает соответствие идей, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам. - реализуемость инновационного проекта, заключающаяся в наличие, вовлеченности и согласованности действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации. - инструментальность (управляемость) проекта, то есть наличие организационных форм, способов и плана действий по реализации проекта.
Этапы проведения экспертизы. Оценка любых инновационных процессов и объектов включает несколько этапов: целеполагающий этап, на котором необходимо сформировать и обосновать задачу экспертизы, определить ее специфические особенности, выделить показатели экспертирования, выбрать тип экспертизы и критерии оценки; проектирующий этап, на котором создается проект экспертирования в самом широком понимании. Как? Кто? Когда? Где?Зачем?; статистический этап, на котором собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении, проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка; оценочный этап, на котором выносятся и обсуждаются решения по рассматриваемому объекту и выносится экспертное заключение.
|