Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Тема: Специфические черты инновационного проектирования





Приступая к педагогическому проектированию целесообразно опреде­лить масштаб проектной разработки, который зависит от масштаба рассматриваемых нововведений. Системные инновации - охватывающие всю систему образования или воспитания или весь образовательный процесс создания новых образовательных систем на федеральном, региональном, муниципальном уровне или уровне учебного заведения. Модульные инно­вации - рассматриваемые как комплекс частных или локальных иннова­ций. Частные (отдельные, единичные, локальные) инновации - охватываю­щие отдельные элементы (педагогические технологии, методы, программы) не связанные между собой в систему.

В начале двадцатого века формировалась новая область знания – наука о новом, нововведении, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Инновация базируется на новшестве, или нововведении называемой новацией. Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная, т.е. постоянная сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. Инновация представляет собой материализованный результат. Инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. Инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Мы подробнее рассмотрим нововведения в социальной сфере, т.е. в образовании, в котором закладываются основы педагогической инноватики. Педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств ученые рассматривают с различных позиций: основ теории инновационных процессов в воспитании, классификации нововведений в образовании, методов и технологий в обучении, развитие инноваций в современной школе и управлении ими. Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизую­щиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образова­ния и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широ­кого пространства образования.

В тезаурусе для учителя и школьных психологов

«Новые ценности образова­ния» инновационные механизмы развития образования включают:

-создание творческой атмосферы в различных образовательных учреж­дениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообще­стве к новшествам;

-создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

-инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

-интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и эк­спериментальных образовательных систем.

Специфика педагогических инноваций заключается в том, что «предметом» деятельности является постоянно развивающаяся личность ученика или личность педагога, обладающая неповторимыми особенностями. На совершенствование процесса развития этой личности и должны быть направлены педагогические нововведения. Основной смысл, суть, цель педа­гогических инноваций заключается в осуществлении изменения с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств обучения с целью развития личности.

Педагогические инновации зависят от объективных условий в виде социального или государственного заказа, ее востребован­ности в обществе.

Образование представляет собой очень сложную и комплексную дея­тельность, состоящую из ряда компонентов, которые диалектически между собой связаны, обусловлены и зависимы. Поэтому очень трудно и не ре­зультативно внедрять новшества только в некоторые компоненты образования, так как обязательно возникает вопрос о совокупном эффекте от внедряемых новшеств.

Инновационные процессы в педагогике связаны как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и но­ваторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями и развитием общества в целом. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преоб­разованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, кото­рый с этими новшествами связан, поэтому значимым условием эффективной инновационной деятельности является психологи­ческая готовность педагогов к принятию системного нововведения.

Итак, особенностями и отличительными чертами педагогических инно­ваций являются:

1. Предмет инновационной деятельности - личность, неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями;

2. Зависимость от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом;

3. Психологическая готовность педагога к принятию и реализации педа­гогических инноваций.

Циклы развития инновационных процессов:

- процесс становления характеризуется переосмысливанием имеющегося опыта, его переоценка, выделение новых направлений деятельности, новых идей, ценностных ориентаций, их осмысливание, создание проектов и моделирование новых систем и ситуаций.

- процесс активного формирования включает разработку образовательных проектов на основе моделирования процессов, в которых предполагается осуществить изменения, создания по этим направлениям команд единомышленников, ориентированных на совместное развитие инновации.

- процесс трансформирования предполагает разработку или обеспечение нормативно-правовой основы инновационной деятельности, их распространение и использование

В ходе инновационного процесса формируется инновационный потенциал образовательных систем; их стремление к саморазвитию.

Наибольшее распространение имеют культурно-образовательные инициативы, связанные: с организацией учебного процесса, внедрением новых образовательных технологий, с изменением характера содержания образования,с развитием образовательного учреждения инновационного типа, внедрением механизма общественной экспертизы образовательных проектов

Приведем примерные примеры тем культурно-образовательных инициатив в образовательных учреждениях РС (Я). Сначала рассмотрим, что такое тема культурно-образовательных инициатив. Тема – это «свернутое» в одно предложение основное содержание, изучению которого она посвящена, С помощью ключевых понятий и сущностных связей тема выражает главную идею, мотив, воодушевление исследования. В любых случаях тема педагогического проектирования определяется практикой, нуждами и потребностями самой школы.

Темы культурно-образовательных инициатив:

1. Черкехская школа-лаборатория Таттинского улуса. «Гуманитарная экспертиза как условие выявления культурно-образовательных инициатив».

2.Хоринская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса.

«Интеграция экологического образования и практического оздоровления учащихся в учебно-воспитательный процесс сельской школы».

3. Эльгетская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса.

«Организационные формы профильного обучения в условиях северной малокомплектной школы».

4 Чаранская средняя общеобразовательная школа Усть-Алданского улуса.

«Профессиональная ориентация учащихся через углубленное изучение предметов художественно-прикладного направления».

5.Маинская гуманитарная школа Мегино-Кангаласского улуса. «Гуманитарный уклад школы как фактор самосозидания личности».

6. 2-я Мальжегорская средняя общеобразовательная школа Хангаласского улуса.

«Социализация и оздоровление учащихся в условиях сельской политехнической школы».

7.. ДОУ «Мичил» с. Чурапча Чурапчинского улуса.

«Развитие способностей детей на основе этнических традиций».

8. МОУ СОШ № 38 Саха-канадский центр с углубленным изучением языков народов Севера и иностранных языков г. Якутска.

«Многоязычие и поликультурное развитие личности как субъекта диалога культур».

Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие цели и задач проекта.

Цель - это желаемый результат деятельности и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Процесс форирования цели называется целеполаганием. Целеполагание- это логико-конструктивная операция осуществляется в следующем алгоритме: анализ обстановки с ответом в итоге на вопрос: «чего я хочу» à ситуационный анализ, отвечающий на вопрос: «что я могу» à учет на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворениюà анализ «цель-средства» - выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсовà выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффектàформулировка целей.

Цели должны отвечать следующим требо­ваниям - они должны быть ясными, конкретными реалистичными, ранжируемыми по их значимости, разделимы на более мелкие в зависимости от этапа работы, и диагностируемы, то есть должны иметь измерители (критерии и методики).

Задача - желаемый результат деятельности, достижимый за намечен­ный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Для решения поставленных задач необходимо указать сроки их достижения и задать ко­личественные характеристики желаемого результата.

На основе соответствующих критериев для определения степени достижения цели можно оценивать альтернативные решения по дос­тижению целей инновационного проекта. Цели должны находиться в обла­сти допустимых решений проекта.

В управлении инновационными проектами при описании цели проекта должны найти отражение результат проекта, срок окончания, затраты, порядок изменения цели, иерар­хия зависимых целей. Описание цели инновационного проекта определя­ет сущность проекта.

Необходимо определить и построить структуру проекта, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации на составные части, необходимые и достаточные для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, орга­низации планирования и контроля процессов составления инновационных проектов и различных его участников.

Каждый инновационный проект от возникновения идеи до полного за­вершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития, т.е. жизненный цикл проекта (промежуток времени между момен­том появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования про­блем финансирования работ по проекту и принятия соответству­ющих решений.

Слайды: (Жизненный цикл проекта)

Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Другой подход к процессу проектирования предлагает Е.И.Машбиц, рас­сматривая проектирование на концептуальном, технологическом, операци­онном уровне и уровне реализации. Утверждая, что с переходом с уровня на уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач (и объек­тов проектирования) и возрастают требования конкретности решений.

На первых двух фазах проектирования допустима фрагментарность, разорванность, несогласуемость отдельных идей и положений, однако не целесообразно осуществлять преждевременное сглаживание до момента полного простраивания модели.

Рассмотрим более подробно содержание отдельных фаз проекта.

 

Заключение: Жизненный цикл проекта - промежуток времени между момен­том появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения.

Жизненный цикл может делиться на 5 фаз:

концептуальная фаза, включающая формулирование целей,
анализ возможностей, обоснование осуществимости (обоснование) и пла­нирование проекта;

фаза разработки проекта, включающая определение струк­туры работ и исполнителей, построение календарных гра­фиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации;

фаза выполнения проекта, включающая работы по его реализации;

фаза завершения проекта, включающая предоставления отчета о ходе и апробации проекта;

эксплуатационная фаза, включающая: презентацию продуктов проекта, расширение, модернизацию, инновацию.

Основные причины неудачной реализации проектов (Опыт всемирного банка):

-отсутствие четко определенных целей проекта!

-недостаточный учет внешней среды;

-отсутствие эффективной системы управления проектом;

-недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта.

 

Творческие задания: 1.Создайте, используя ключевые слова опорный конспект «Особенности и отличительные черты педагогических инно­ваций»

2. Разработайте тему и цель культурно-образовательных инициатив в образовательных учреждениях.

3. Составьте тесты контроля усвоения лекции.

4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «цель», «модель», «инновационный процесс», «развитие» из разных публикаций, источников.

Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в когнативной (мыслительной) сфере…..

Словарь терминов: 1. Модель - это инструмент для конструирования возможных буду­щих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии

с учетом главного - связи между образовательным (или другим) процессом и организацией учебного заведения.

2 Моделирование - разработка идей и программ деятельности по преобразованию того, что есть, в то, что должно или может быть.

3 Анализ начинается с ответов на следующие вопросы: Что должно быть решено? Какие цели? Альтернативы? Какие альтернативы имеют приоритет? Какие риски имеют альтернативы?

4 Анализ решения- это методический, систематизированный процесс, который в каждом отдельном случае предоставляет возможность для творческой и инновационной деятельности.

 

 

Лекция 6.

 

Тема: Видовая классификация инновационных моделей и педагогических проектов (2часа)

Развивающему обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству и сотворчеству. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.-М., 2002.). Для реализации этой задачи школа должна стать развивающейся педагогической системой. В современных условиях школа начинает выступать как объект моделирования, т.к. без создания образа школы с учетом реальной социальной среды, демографических изменений, образовательных потребностей учащихся и родителей, творческого потенциала педагогического коллектива невозможна эффективная организация обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимой составной частью проектирования инновационной деятель­ности является моделирование. Моделирование-это универсальный метод познания, используемый практически во всех видах деятельности, на всех ее этапах. Моделирование означает разработку идей и программ деятельности по преобразованию того, что есть, в то, что должно или может быть. У.Р.Эшби писал, что моделирование как ме­тод исследования - это логика упрощения. С помощью моделирования в про­ектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, ими­тируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе аль­тернатив. Моделирование в проектировании позволяет оперировать с объек­тами, относительно которых не имеется полноты знаний. Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов относи­тельно которых имеются принципиально неполные знания. Именно моделирование позволит наладить стабильное функциониро­вание в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений.

Как правило, проектирование начинается с разработки модели будущего (учреждения, содержания, технологии и т.п.), как составной части концепту­ального описания.

Модель - в широком смысле любой образ, изображение, описание, схема и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления. (11).

Модель - это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции.

Разрабатывая инновационную модель, следует учитывать следующие ее характеристики:

1. Модель всегда индивидуальна. У каждого инновационного проекта свой индивидуальный путь развития, в котором учитываются специфика и реальное состояние научного, кадрово­го, материального, технического и прочего потенциала.

2. Модель - это объект, которого нет в действительности. Проектная деятельность предполагает бросок вперед и к тому же существующая модель при переносе в новые условия, обязательно будет претерпевать изменения.

3. Модель носит прогностичный характер. При разработке прогности­ческой модели участники проектирования составляют прогноз будущего. Задача проектирования состоит в том, чтобы спроектировать такую систе­му, которая не только соответствовала потребностям сегодняшнего дня, но и опережала эти потребности. Прогнозируют состояние учреждения, его кадровый и научный потенциал, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности. Причем каждый из выше названных составляющих при изменении влечет измене­ние остальных. Состав­ляя прогностическую модель необходимо учитывать взаимосвязь всех струк­турных элементов образовательной деятельности.

4. Модели носят объяснительный характер. Модель объясняет, как изме­нится структура управленческой, организационной, педагогической деятель­ности. Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особен­ностей. Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятель­ности осуществляемой в коллективе и соотнесения этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.

5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования, так как проектирование акт социального действия, поэтому этот про­цесс не мыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать. Формирование команды с согласованной целью. зада­чами, направлениями деятельности, в последствии будет способство­вать преодолению негативного отношения к проектной деятельности.

6. Модель является инструментом для конструирования возможных буду­щих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного - связи между образовательным (или другим) процессом и организацией. учебного заведения. Видение участником проблемы, выдвигаемой им и решаемой. В ходе коллективной работы, наталкивается на другие альтернативные виде­ния. При этом участники вынуждены соотносить свои видения с пред­лагаемыми, или выдвигаемыми другими участниками, согласовывать и вы­бирать наиболее перспективные и продуктивные, позволяющие наиболее полно, четко, весомо, значимо объяснить суть проекта и направлений про­движения к цели.

Таким образом, моделирование как средство соорганизации различных вариантов про­екта выполняет свои функции при условии принципа общности, то есть в разработке инновационных моделей принимают участие все субъекты про­ектирования. При нарушении этого принципа разработанная модель стано­вится неадекватной реальному содержанию образовательной деятельнос­ти, что приводит к нарушению целостности функционирования инноваци­онного проекта.

При рассмотрении моделей инновационного образовательного учреж­дения или любого объекта инновационного проектирования, следует учи­тывать видовую классификацию моделей.

Если объектом инновационного проектирования является образователь­ное учреждение или другой сложный объект, то процесс моделирования целесообразно начинать с разработки позиционной модели. Позиционная модель будет представлять собой общую схему деятельности, которую необходимо реализовать для получения поставленной цели. Именно пози­ционная модель наглядно представит будущий объект и позволит опреде­лить связи различных структурных элементов и увидеть направления про­движения для решения поставленных задач.

Следующим шагом является разработка образовательной модели, если основная цель инновационного проектирования заключается в изменении содержания образования.

Если же основной целью является изменение или построение новой организационной структуры, тогда после построения позиционной модели целесообразно разработать организационную модель и лишь, затем при­ступать к разработке образовательной модели.

Построение управленческой модели заключается в построении и уста­новлении связей и отношений между субъектами, включенными в иннова­ционную деятельность, возникающими на основе основных идей (целей) инновации. Управленческая модель может быть выведена в обособлен­ный проект.

В случае рассмотрения системных инновационных изменений (созда­ние новых образовательных учреждений, объединяющих различные на­правления в образовании на основе создания новых технологий), можем говорить об инновационном проекте, имеющем достаточно сложную струк­туру. Разрабатываемый проект может касаться видовой структуры учреж­дения, в этом случае обязательным является разработка нормативно-пра­вовой модели учреждения, которая раскрывает наличие статуса учрежде­ния, его юридические и правовые полномочия.

Таким образом, для разработки педагогического проекта целесообразно обратиться к моделированию, как методу исследования. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Однако процесс проектирования предполагает рассмотрения определенных стадий и фаз, также учет специфики проекта.

Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:

1. как деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий;

2. как система организационно-правовых и расчетно-финансовых доку­ментов для осуществления каких-либо действий. (15).

Процесс проектирования - это принятие решений в условиях неопре­деленности с тяжелыми последствиями в случае ошибки (Азимов М.).

Основные признаки проекта на основе анализа определений следующие:

-изменение как основное содержание проекта;

-ограничения во времени цели;

-временная ограниченность продолжительности проекта;

-неповторимость; ограниченность требуемых ресурсов; -правовое и организационное обеспечение; разграничение.

Рассматривая основные подходы, можем выделить основными черта­ми проекта (А.И Панов) которыми являются:

-отнесенность проекта к будущему;

-ориентация проекта на желаемое состояние будущего;

-представление проекта как системы средств достижения будущего;

-определенность начала и окончания проектной работы;

-четко и ясно сформулированные критерии эффективности.

Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность проектирования:

- непосредственную связь с актуальными потребностями и определен­ным комплексом объективных условий;

- задачный характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;

- итерационный характер, когда для приближения к удовлетворенному решению многократно моделируется объект, и принимаются соответству­ющие решения;

- наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;

- практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях за­вершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;

- интеллектуальный характер;

- информационный характер;

- готовность использовать разнообразные практико-ориентированные
и научно необоснованные схемы деятельности.

 

Проектирование инновационных образовательных учреждений, если в них реализуются несколько проектов, проходит следующие этапы соорганизации субъектов проектирования:

1.Концептуально-позиционный (ценностно-мировоззренческой соорганизации).

2.Образовательный (соорганизация культурно-образовательного само­определения).

3.Организационный (соорганизация функционалов субъектов проекти­рования).

4.Управленческий (соорганизация способов коррективного управления субъектов проектирования и выход в режим саморазвития).

5.Нормативный (институализация в социокультурном пространстве).

 

Заключение: В процессе проектирования могут быть разработаны раз­личные модели: управленческие, организационные, воспитательные, со­держательные, нормативно-правовые, технологические. Каждая из моде­лей, в последующем, может быть рассмотрена как самостоятельный проект. Однако результаты проектирования будут более приближены к планируе­мым, если инновационный проект не затрагивает (меняет) систему в целом, а ограничивается одной или двумя наиболее важными системами деятель­ности.

Всякое проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой оно про­никнуто идеей реализуемости. С субъектной точки зрения это означает, что реализовать, не искажая ценностные ориентиры, можно только идеи, кото­рыми человек проникся. Отсюда следует, что всякий проект в социальной сфе­ре может быть реализован, если к проектированию в той или иной степени и форме причастны субъекты преобразуемой социальной системы.

Творческие задания: 1.Создайте, используя ключевые слова опорный конспект «Видовая классификация инновационных моделей»

2. Выберите вид модели и разработайте модель будущего (учреждения, содержания, технологии и т.п.), как составной части концепту­ального описания.

3. Составьте тесты контроля усвоения лекции.

4. Дополните в словаре терминов содержание понятий «экспертиза», «инспектирование», «процедура», «критерии» из разных публикаций, источников.

Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в психомоторной сфере……

 

Словарь терминов:

1.Экспертиза (франц. expertise, от лат., expertus - опытный) - исследова­ние специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых тре­бует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.п. (Энциклопедический словарь)

2.Критерий - признак, на основании которого производится оценка, опре­деление или классификация чего-либо; мерило оценки.

3.Инновационный потенциал- совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, материальные, финансовые, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

4. Объекты инновационной деятельности – интеллектуальная собственность, научно- техническая продукция, инновационные проекты.

 

Лекция 7. Тема: Экспертиза проектной деятельности.(4часа)

 

Система образования – это открытая, в определенной мере самоорганизующаяся (синергетическая), способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию система, в зависимости с изменениями, которые непрерывно происходят во внешней и внутренней среде. Важной особеннос­тью развития образовательной системы являются инновации, осуществля­емые в образовательных технологиях, экономических механизмах, методах и приемах преподавания и обучения, организа­ционных структурах и институциональных формах в области образования.

Любая научно-исследовательская и практическая деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разра­батываются практически во всех сферах деятельности - общественной, политической, международной, технической, педагогической, учебной.

Педагогический инновационный проект в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как струк­турных, так и содержательных, которые часто не поддаются непосредствен­ному измерению. Разноплановость, многоаспектность процессов инновационного развития, нуждается в качественных экспертных процедурах различных проектов, основанные на исходных положениях, отвечающие современным научным представлениям об экспертной деятельности, и на их основе развития методологии, общие требования к экспертизе инновационных проектов.

 

Рассмотрим исходные положения теории экспертирования.

Экспертная деятельность может быть рассмотрена как особый тип ис­следовательской деятельности, где объектом изучения является развиваю­щаяся педагогическая практика.

Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет следующие цели;

1.Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некото­рым нормативным моделям (либо существующим традициям), выражен­ной в совокупности общих, специальных и частных критериев.

2.Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи; выявле­ние ее мировоззренческого контекста, целевых ориентации проекта и его ценностно-смысловых оснований.

3.Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновацион­ного проекта, приращению их профессионального мастерства (потенциала участников), а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).

Заказ на экспертную деятельность возникает, когда происходит существенное изменение педагогической деятельности - развивается инновационная педагогическая практика и разработчикам необходимо ответить на ряд вопросов:

Что делается или предполагается сделать нового в педагогической дея­тельности? Осуществление концептуализации педагогической инновационной идеи, разработка кон­цепции педагогической инновационной деятельности.

 

В чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним? Выявление новизны измененной образовательной практики

Какую проблему можно снять, если работать по-новому? Кол­лективом разрабатывается поле проблем, строится гипотеза о развитии образовательной практики, определяются способы решения и снятия вы­деленных проблем, строятся направления дальнейшей деятельности. Рас­сматриваются варианты решений проблемы, как могут отразиться на других ранее принятых ре­шениях, каков оптимальный вариант взаимодействия структурных элемен­тов новой деятельности.

Многомерность инновационных педагогических проектов требует и мно­гомерности их оценки, в основе которой лежит осмысление практической деятельности педагогов с различных позиций.

Помимо экспертизы собственно инновации (инновационного проекта) желательна экспертиза потенциала участников вовлеченных в рассматри­ваемую инновационную деятельность. Необходима оценка: во-первых, способности участников инновационного проекта детально разработать инновационную идею вплоть до ее воплощения; во-вторых, ресурсного обеспечения, как материально-технического, так и кадрового, то есть оп­ределение жизнеспособности инновационного проекта.

Итак, что же такое экспертиза? Чем экспертиза отличается от инспекти­рования? Кто такой эксперт? Какая бывает экспертиза? Каковы критерии экспертизы? Как осуществляется процедура экспертизы? При ответе на эти вопросы рассмотрим различные подходы.

Экспертиза (франц. expertise, от лат., expertus - опытный) - исследова­ние специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых тре­бует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.п.(Энциклопедический словарь)

Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специаль­ных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.

Экспертиза - оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее реализационный потенциал, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию. Экспертиза включа­ет в свои цели определение возможных направлений движения данной инно­вации, форм ее существования и воздействия в региональной ситуации.

Экспертиза предполагает определенную структуру, которую можно пред­ставить следующим образом:

цель экспертизы - оценка какого-либо действия, процесса, случивше­гося, текущего или который только предполагается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта, по определенным результатам;

объект экспертизы - деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности;

средства экспертизы - как интуитивные, так и сложившиеся или сфор­мированные (квалиметрические) в результате опыта;

процедура экспертизы - соорганизация опытных специалистов (экспертов);

продукт экспертизы - заключение экспертов, после согласования по па­раметрам (критериям) предложенным для экспертизы.(Алексеев Н.Г.)

Экспертиза реализационного потенциала инновационной проектной деятельности проводится минимально по двум направлениям - предмет­ному и деятельностному.

В состав экспертной группы включаются: по предметному направлению - специалист, обладающий опытом и авторитетом в заявленном направлении инновации и по деятельностному направлению - специалист, обладающий опытом анализа деятельности, выявления средств и целей инновационной работы

Для проведения экспертизы инновационного проекта привлекается спе­циалист (эксперт), обладающий специальными знаниями, опытом, интуицией и ответственным поведением в аналогичных ситуациях, независимым и не принадлежал заинтересованным сторонам. - Также учитываются такие качества эксперта как: его компетентность заинтересованность, деловитость, креативность (способность решать твор­ческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склон­ности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету), объектив­ность, аналитичность и широту мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма, самокритичность.

Существенной составляющей экспертизы в педагогической деятельности является рассмотрение проблемы разработки стандартов, мер, норм экспертизы, правил ее проведения, методологии и этики оценки, границ многомерного оценивания.

Чтобы обеспечить достоверность результатов эксперти­зы инновационных проектов, практик, необходимо согласованное заключение группы экспертов (экспертного совета), их количество может оп­ределяться в зависимости от разноплановости представленных в инноваци­онном проекте вопросов, но не должно быть единоличным, если инноваци­онный проект по своему масштабу относится к модульным или системным инновациям.

Критерии экспертирования.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, опре­деление или классификация чего-либо; мерило оценки.

Критерии экспертной оценки определяются в соответствии принципами и целями конкретной экспертизы. Существуют разные подходы к опреде­лению критериев экспертизы инновационных проектов.

Их состав определяется характером педагогических объектов, подле­жащих экспертной оценке, наличием или отсутствием выработанных нор­мативов, мер эталонов.

Некоторые авторы выделяют в качестве основных критериев инновационного проекта:

1. Реалистичность инновационного проекта.

При рассмотрении реалистичности инновации (эксперимента) главное определить имеет ли он право быть, как он соотносим с ситуациями будущего, имеется ли или может ли быть представлен прогноз с пошаговыми действиями, в которых будет осуществляться инновационный проект.

2.Реализуемость (ресурсное обеспече­ние) инновационного проекта, рассматривается в соответствии с участниками инновацион­ного проекта, определяется круг лиц вовлеченных в инновационную проектную деятельность, каждому из которых должно быть четко определено свое функциональное место, чем и будет обеспечиваться включенность в реализацию идеи.

Ряд авторов в качестве критериев экспертизы или критериальной базы рассматривают:

1.Уровень инновационности проекта, который понимается, насколько данный проект обладает новизной в российском контексте, является ли он оригинальным преломлением известного или в данном проекте отсутствуют инновации

2. Гуманитарность инновационного проекта заключается в отражении в проекте гуманистического мировоззрения, или демократичности инновационного проекта.

 

3. Проработанность инновационного проекта можно проследить по качеству критерия, предпологающих наличие научного обоснования инновационной идеи.

4. Возмож­ность распространения представленной в проекте инновации и уро­вни (на федеральном, региональном, межрегиональном, местном), или возможно частич­ное использование, или же инновация не подлежит распространению.

На наш взгляд достаточно полной и интересной является следующая классификация критериев экспертирования:

-общие критерии - те, которые позволяют оценить значимость предлагае­мого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений раз­вит ия и реформирования образования на разных уровнях его организации;

-специальные критерии - те, которые позволяют оценить компетентность автора и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответ­ствия нормативным и понятийным требованиям;

-частные критерии - такие, которые позволяют оценить степень обосно­ванности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизне­способности (Слободчиков В. И.)-

Состав общих критериев в экспертизе иннова­ционных проектов.

В состав общих критериев инновационного проекта входят следующие показатели;

но­визна (инновационность) проектной идеи, которая может заключаться в со­здании абсолютно нового неизвестного до настоящего времени продукта или заключаться в совершенствовании существующей образовательной ситуации; предложении альтернатив развития инновационной идеи и т.п.;

масштабность инновационного проекта, - какого уровня, значимости предполагается проект. Проект будет носить локальный характер, осуществляться на местном уровне и иметь соответственно ценность на местном уровне, или инновационный проект предполагает изменение в образовательной практике на региональ­ном, межрегиональном и даже федеральном уровне.

Следующим показателем, относящимся к общим критериям, является показатель системности инновационного проекта. В проекте представлен­ном на экспертизу, необходимо определить какой характер будет носить проект, фрагментарный или системный, то есть, будет ли рассматриваться содержание образования или сценарий отдельного урока, будут разрабо­таны и представлены образовательные технологии или отдельные педаго­гические действия и т.п.

В состав критериев входит также и эффективность инновационного проекта. При рассмотрении эффективности необходимо определить, что произойдет в образовательной практике с введением данного инновационного проекта: улучшение, существенное обогащение образовательной теории или практики, кардиальное преобразование существующей образовательной ситуации.

Транслируемость проектной идеи - возможна ли трансляция представ­ленной инновации, ее тиражирование или идея может существовать (быть реализована) только в экстраординарных условиях.

Состав специальных критериев в экспертизе иннова­ционных проектов.

Каждый из представленных критериев существенно значим для экс­пертизы проекта, рассмотрим их в определенной последовательности.

Полнота структуры инновационного проекта, которая в проекте пред­ставлена анализом реальной образовательной ситуации; концепцией инно­вационного проекта включающего проектную идею, описание проблем, постановку целей, формирование задач; содержательной и организацион­ной моделью образовательной системы или ее фрагмента; планом реали­зации проекта с ресурсным обеспечением; сметой реализации инновационного проекта.

Значимостью такого же порядка является и степень проработанности структурных элементов проекта. Следующим специальным критерием яв­ляется представленная в проекте согласованность структурных частей про­екта: рассматриваются ли во взаимосвязи анализ ситуации и описание про­блем, которые необходимо решить; концепция и цели и задачи инноваци­онного проекта; цели и задачи проекта и необходимые ресурсы (техноло­гические, организационные, профессиональные, финансовые, материаль­но-технические и т.д.).

И, конечно, группой критериев, необходимой для экспертной оценки инновационного проекта являются частные критерии:

- реалистичность инновационного проекта, кото­рая предполагает соответствие идей, целей и задач проекта реальной об­разовательной ситуации и имеющимся ресурсам. - реализуемость инновационного проекта, заключающаяся в на­личие, вовлеченности и согласованности действий других субъектов обра­зовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации.

- инструментальность (управляемость) проекта, то есть наличие организационных форм, способов и плана действий по реализации проекта.

 

Этапы проведения экспертизы. Оценка любых инновационных процес­сов и объектов включает несколько этапов:

целеполагающий этап, на котором необходимо сформировать и обо­сновать задачу экспертизы, определить ее специфические особенности, выделить показатели экспертирования, выбрать тип экспертизы и критерии оценки;

проектирующий этап, на котором создается проект экспертирования в самом широком понимании. Как? Кто? Когда? Где?Зачем?;

статистический этап, на котором собираются сведения об объекте экс­пертизы и его окружении, проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка;

оценочный этап, на котором выносятся и обсуждаются решения по рас­сматриваемому объекту и выносится экспертное заключение.

Date: 2016-07-25; view: 1315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию