Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».





Церковный раскол 1654-1655 годов разделил русскую церковь на два враждующих лагеря: старообрядцев и сторонников Никона. Русское старообрядчество – явление сложное и внутренне противоречивое. Старообрядцы были против ориентации русской церкви на иноземные образцы, они отстаивали национальную самобытность, традиционный уклад жизни.

Старообрядческая среда была богата талантами. Из нее вышел протопоп Аввакум, автор знаменитого жития-автобиографии. Сын сельского священника из Нижегородской земли, начавший службу сельским дьяконом, через десять лет ставший протопопом, Аввакум оказался вовлеченным в религиозно-политическую борьбу эпохи. Не приняв церковной реформы патриарха Никона, Аввакум большую часть жизни провел в тюрьмах и ссылках. Сосланный в Сибирь, почти одиннадцать лет протопоп терпел невероятные лишения. Ничто, даже страдания семьи и смерть детей, не смогли сломить дух бунтаря и правдоискателя. В сибирской ссылке родилась его слава мученика за веру, развился его талант проповедника. Попытки склонить Аввакума лестью и богатыми дарами к примирению с властями после его возвращения в Москву окончились неудачей. В 1667 году протопоп был лишен церковного сана, предан проклятию и сослан в Пустозерск, где произошло становление его как писателя.

В «Житии», которое Аввакум создал в пустозерской тюрьме, он выступил сразу в двух ролях: как писатель и как герой, введя в русскую литературу новый, внутренне противоречивый, тип – «святого грешника». Двойственная структура образа Аввакума в «Житии» приводила к столкновению в произведении двух планов повествования: торжественной проповеди и покаянной исповеди. В стиле произведения (и это тоже явилось своеобразным новаторством) высокое, книжно-библейское соседствовало с низким, народно-бытовым. Появление «Жития» - закономерный результат развития автобиографического начала в русской литературе.

 

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Церковная реформа XVII века и «раскол». Социально-религиозное течение старообрядчества XVII века.
  2. Личность протопопа Аввакума. Его литературная деятельность.
  3. Агиографическая литература в Древней Руси. Житийный канон.
  4. Как реализуются жанровые особенности житийной литературы в «Житии протопопа Аввакума»?
  5. Литературное новаторство «Жития». Жанр. Сложность личности главного героя. Новаторство художественной манеры: юмор протопопа Аввакума, своеобразие языка.

 

Письменное задание:

Законспектировать главу «Открытие ценности человеческой личности в демократической литературе XVII века» из книги Д.С.Лихачева «Человек в литературе Древней Руси».

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (любое издание).

2. История русской литературы X-XVII вв. Под ред. Д.С.Лихачева. М., 1980.

3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003. С. 279-288.

4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Глава «Перспектива времени в «Житии» Аввакума».

5. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

Глава десятая: «Открытие ценности человеческой личности в демократической литературе 17 века».

6. Лихачев Д.С., Панченко А.М. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

7. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

8. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998.

С.55-89, 178-199.

 

Date: 2016-07-25; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию