Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История отечественной литературы





 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

Для студентов 1 курса (1 семестр)

 

Направление подготовки:

031300.62 - Журналистика

031600.62 – Реклама и связи с общественностью

 

 

Череповец

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы, учебного плана по направлению бакалаврской подготовки 031300.62 – Журналистика и по направлению бакалаврской подготовки 031600.62 – Реклама и связи с общественностью.

Дисциплина «История отечественной литературы» в первом семестре первого курса включает в себя разделы устного народного творчества, древнерусской литературы и русской литературы XVIII века.

Русское устное народное поэтическое творчество отличается высокими художественными качествами и своеобразной художественной системой. В нем выработались особые жанровые формы произведений: былина, сказка, пословица, песня и др. Кроме того, в народном поэтическом творчестве выработалась своеобразная система выразительных средств.

Литература в Древней Руси была в основном исторической и нравственно-учительной. В древнерусской литературе можно найти произведения изумительные по точности и выразительности своего языка, а также высоконравственные идеи, идеи глубокого патриотизма, не утратившие своего значения и сегодня. Раздел древнерусской литературы строится по хронологическому принципу, но также и с учетом стилистического и жанрового своеобразия древнерусской литературы.

В XVIII веке, на этом важном этапе развития отечественной литературы, происходят важнейшие изменения, результатом которых стало возникновение новой, то есть светской, создаваемой усилиями индивидуальных авторов, литературы. Именно в XVIII веке, благодаря ускоренному развитию русской литературы, было ликвидировано ее многовековое «отставание» от европейских литератур.

Курс отечественной литературы студенты осваивают на лекциях (16 часов) и практических занятиях (18 часов), а также в результате самостоятельного изучения отдельных тем в соответствии с рекомендованной учебной литературой. Итоговая форма контроля – экзамен.

Цель курса:

Систематизировать важнейшие литературные явления, имевшие место в общем процессе развития отечественной литературы; научить студентов понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи. Помочь студентам в глубоком и всестороннем осмыслении отечественного историко-литературного процесса, в его диалектической сложности, в уяснении сущности основных художественных методов и направлений; познакомить студентов с новейшими достижениями литературоведческой науки в области изучения, как творчества отдельных писателей, так и общего развития русской литературы. Помочь студентам овладеть навыками самостоятельного анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, сориентировать их на творческое прочтение произведений великих художников слова, учитывая неисчерпаемость и огромное значение отечественного литературного наследия.

Задачи курса:

- формирование представлений об общих закономерностях развития отечественной литературы;

- знакомство с различными теоретико-литературными проблемами;

- уяснение связей русской литературы с историей культуры и отечественной историей;

- выявление художественного своеобразия крупнейших памятников отечественной литературы, осознание национального своеобразия русской литературы;

- развитие навыков самостоятельного анализа художественных произведений в конкретно-историческом аспекте.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать и понимать закономерности литературного процесса в целом и художественное значение литературного произведения в контексте исторического времени;

- уметь определять художественное своеобразие произведений и творчества каждого отдельного писателя;

- иметь представление о специфике классицистического, сентименталистского, предромантического художественных текстов;

- приобрести практические навыки литературоведческого анализа художественного текста;

- уметь пользоваться научной, справочной и методической литературой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

Часть 1. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

 

1.1. Общее понятие о фольклоре.

Фольклор как специфический феномен культуры. Основные признаки фольклорного текста: устность, синкретичность, вариативность. Особенности фольклорного творчества: традиционность, коллективное и индивидуальное начала в фольклоре. Фольклор и литература.

Фольклористика – наука о фольклоре. Ее связи и взаимоотношения с этнологией, культурной антропологией, лингвистикой, литературоведением, эстетикой и т.д. Предмет изучения фольклористики.

Фольклорный жанр. Жанровый состав русского фольклора. Историческое развитие русского фольклора. Фольклор в Древней Руси.

 

1.2. Обрядовый фольклор.

Обряд (ритуал), обычай, игра. Особенности обрядового действа. Основные виды обрядовых действ: календарные и семейные обряды. Календарная обрядность и календарный фольклор. Святки: колядование и колядные песни, игры, ряжение, гадания и гадальные тексты (подблюдные песни). Масленица: обрядность и песенный фольклор праздника. «Зеленые святки»: троицкая обрядность и песенный фольклор. Обрядность и песенный фольклор Ивана Купала. Основные особенности календарного фольклора.

Семейная обрядность и семейно-обрядовый фольклор. Родильный обряд. Русская свадьба. Свадебный фольклор. Похороны. Похоронная причеть. Причитание в контексте переходных обрядов (свадьба, похороны, проводы рекрута). Поэтика причитания.

 

1.3. Героический эпос. Былины.

Эпос, его мифологические корни. Архаический и классический героический эпос. Особенности русского героического эпоса.

Древнейшие герои русского эпоса. Термин «былина» и определение жанра. Принципы классификации былин. Былины древнейшего периода. Героические былины, социально-бытовые былины, былины сказочного характера. Основные сюжеты русских былин. Поздний героический эпос. Пародийные сюжеты.

Историзм былин. Поэтика эпоса: пространство, время, былинные герои, характер конфликта, эпический язык. Былинные певцы-сказители. География и условия бытования русских былин.

 

1.4. Поздние эпические песни.

История и вымысел в эпических песнях. От былины – к исторической песне: актуализация исторической действительности. Главные герои исторических песен. Поэтика исторической песни. Среда и условия бытования исторических песен.

Источники и происхождение духовных стихов. Духовные стихи и церковная книжность. Духовные стихи и народное христианство. Среда бытования и носители духовных стихов. Основные герои и ценности духовных стихов. Старообрядческие и сектантские духовные стихи. Поздние духовные стихи – от эпоса к лирике. Лирические духовные стихи.

Баллады, их отличие от исторических песен и былин. Основная проблематика и главные балладные сюжеты. Поэтика старинной баллады. Новая баллада и жестокий романс. Эволюция жанра. Литературный и культурный контекст поздней баллады.

 

1.5. Сказка.

Область сказочного фольклора. Определение понятия «сказка». Жанр русской сказки. Мифологические и ритуальные основы волшебной сказки. Композиция (морфология) волшебной сказки: действующие лица и их функции, сюжетосложение, сказочный тип и его вариации. Основные сюжеты волшебной сказки. Стиль волшебной сказки.

Основные сюжеты и композиции сказок о животных. Проблема происхождения животного эпоса. Вопрос о происхождении и развитии бытовых сказок. Основные темы, сюжеты и герои бытовых сказок.

Анекдот как один из сказочных жанров традиционного фольклора; его соотношение со сказками о животных и бытовыми сказками. Основные темы народного анекдота.

Сказка как искусство слова. Роль сказочника. Индивидуальное и коллективное в сказочном тексте.

 

1.6. Несказочная проза.

Общая характеристика несказочной прозы. Отличие от сказки: установка на достоверность. Жанровый состав несказочной прозы.

Жанры, повествующие о далеком прошлом. Общее и особенное в легендах и преданиях. Определение легенды, ее источники, разновидности и функции. Легенда и народное христианство. Определение предания. Основные виды преданий: исторические и местные. История и вымысел в преданиях.

Жанры, повествующие о настоящем. Устные народные рассказы (сказы) о различных «случаях» из жизни и «героях» современности. Рассказы о контактах человека со сверхъестественным миром и их разновидности: былички и бывальщины. Основные сюжеты суеверных рассказов. Мифологические персонажи быличек и бывальщин. Суеверные рассказы и народные верования.

 

1.7. Лирические песни. Частушки.

Внеобрядовая лирика. Песни, сопровождающие движение: трудовые, хороводные, игровые и плясовые. Особенности каждого их этих песенных жанров. Голосовые песни и их особенности. Отличия между частыми и протяжными песнями: от особенностей формы к особенностям содержания. Поэтика фольклорной лирики.

Возникновение и развитие жанра частушки. Основные типы частушек. Тематика и поэтика частушек. Частушка в русском культурном обиходе 20 века.

 

1.8. Малые жанры фольклора (паремии).

Общие особенности паремий, функциональный принцип классификации.

Моделирующие паремии: пословицы и поговорки. Логика и поэтика пословичных паремий. Пословица и афоризм.

Дидактические паремии: загадки, задачи и скороговорки. Загадки и народная философия. Поэтика загадки.

Магические паремии: заговоры, клятвы, тосты и т.д. Общее понятие о магии. «Белая» и «черная» магия. Знахари и колдуны. Основные типы заговора, его структура и главные образы.

Прогностические паремии: приметы, «вещие» сны, гадательные изречения. Логика прогноза и поэтика прогностического текста.

Развлекательные паремии: шуточные загадки, «покупки», прибаутки. Пародийность и словесное балагурство как основные свойства развлекательных паремий.

 

1.9. Театрально-игровые формы фольклора.

Вопросы происхождения народного театра. Особенности исполнения народного драматического действа. Виды народного театра: раек, театр Петрушки, вертеп, театр марионеток, балаган. Репертуар и сюжеты народных драм. Традиция и импровизация фольклорного театра.

 

1.10. Современный фольклор.

Эволюция фольклора в современном обществе. Отступление и угасание одних фольклорных жанров, трансформация других, возникновение новых фольклорных жанров. Выдвижение на первый план внеобрядовых и развлекательных фольклорных жанров. Анекдот как характерный жанр современного фольклора.

Фольклоризация продуктов профессиональной культуры. Ориентация на литературные и культурные образцы: подражание и пародирование.

Фольклор различных возрастных, социальных, профессиональных, территориальных и прочих групп. Многообразие и пестрота современного фольклора.

Фольклор и массовая культура.

 

 

Часть 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

2.1. Введение

Возникновение древнерусской литературы и ее жанровая система. Роль Византии и южных славян в распространении христианства и развитии письменной культуры и литературы Киевской Руси.

Особенности древнерусской литературы, ее метода, стиля, жанров. Историзм и публицистичность. Религиозный характер древнерусской литературы. Связь с фольклором.

Принципы изображения человека в древнерусской литературе. Типы героев. Идея патриотизма и народности.

Периодизация древнерусской литературы. Основные этапы развития древнерусской литературы, ее образовательное и воспитательное значение, ее место в перспективе дальнейшего историко-литературного развития.

Текстология древнерусской литературы. Понятие редакции, списка, рукописи. Типы почерков.

 

2.2. Литература раннефеодального древнерусского государства (XI – XII вв.)

2.2.1. Летописание как жанр.

Летописание как один из видов литературного творчества. Летописные списки и своды. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», ее источники. История создания и редакции. Жанровые особенности. Стиль монументального историзма и эпический стиль. Типы летописного повествования. Композиция и язык летописи. Литературный этикет в летописи. «Повесть временных лет» как памятник общественной мысли. Политические идеи, оценка современной действительности, публицистичность.

2.2.2. Житийная литература Киевской Руси XI – XII вв.

Понятие агиографии. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», написанное Нестором. Время их создания, идеи и художественное своеобразие. Мастерство Нестора-агиографа.

«Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором, как образец ранней отечественной агиографии. Ее художественные особенности. Литературная традиция изображения подвижника.

Значение житийного жанра для развития повествовательного искусства и изображения человеческих характеров.

2.2.3. Ораторская проза Киевской Руси.

Происхождение и особенности жанра ораторской прозы. Связь с античной риторикой, византийские литературные традиции. Красноречие учительное и торжественное. Особенности композиции и стиля поучений и слов.

«Слово о законе и благодати» Иллариона – не только богословский, но и публицистический памятник эпохи Ярослава Мудрого. Утверждение политической независимости Киевской Руси. Сложность художественной структуры «Слова».

«Слова» Кирилла Туровского – высокохудожественные памятники торжественного церковного красноречия второй половины XII века. Единство композиции и стиля.

«Поучение» Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха, его политические и нравственные идеалы. Композиция текста и проблема жанра. Элементы автобиографии. Соотнесенность церковных и светских элементов в языке и стиле.

2.2.4. Хождение как литературный жанр.

«Хождение игумена Даниила в «святую землю»». Широта интересов Даниила. Чувство Родины. Идея единства Руси.

2.2.5. «Слово о полку Игореве»

История открытия, опубликования и изучения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идейное содержание «Слова» на фоне исторической действительности XII века; осуждение княжеских междоусобиц и призыв русских князей к единству и защите Руси. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи «Слова». Художественные особенности «Слова»; композиция и стилистический строй; ритмическая организация речи. Образная система памятника. Проблема жанра «Слова». Проблема автора. Проблема подлинности.

 

2.3. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (XIII – XV вв.)

2.3.1. Развитие областных литератур.

Возникновение новых политических и культурных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле. Их связь с традициями Киева.

«Моление Даниила Заточника» – памятник литературы Владимиро-Суздальской Руси. Апология князя и сильной княжеской власти в «Молении»; антибоярская направленность, обличение монашества. Гуманистический пафос «Моления», похвала разуму. Особенности стиля: соединение элементов торжественного «слова» и народного балагурства, книжных афоризмов и народных пословиц

«Киево-Печерский патерик». История создания. Обработка Симоном и Поликарпом в начале XIII века устных преданий, связанных с основанием и политической ролью Киево-Печерского монастыря. Особенности проблематики, отражение социальных конфликтов эпохи. Художественное своеобразие рассказов патерика. Широкая картина древнерусской жизни.

Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Житие Александра Невского». Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития.

2.3.2. Повести о монголо-татарском нашествии.

Тема общенародного единства и героизма. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.) Фольклорные мотивы повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 г.) Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. «Слово о погибели русской Земли». Лиро-эпический характер произведения. Гражданский и патриотический пафос «Слова».

2.3.3. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв.

Отражение в литературных памятниках роли Москвы – политического центра, объединяющего русские земли.

Повести о Куликовской битве. Летописные повести. «Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве. Прославление победы, одержанной над полчищами Мамая в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. «Сказание о Мамаевом побоище» как произведение исторической беллетристики XV века (сюжетность повествования, сложность композиции, стремление к драматизации описаний, использование фрагментов других сочинений).

Творчество Епифания Премудрого: «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского». Тип святого в житиях Епифания Премудрого. Литературное творчество Епифания Премудрого как наиболее полное выражение панегирически-торжественного стиля в русской литературе начала XV века.

 

2.4. Литература периода укрепления централизованного государства (XVI в.)

2.4.1. Расцвет древнерусской публицистики.

Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм как способы их выражения.

Сочинения Максима Грека.

2.4.2. «Повесть о Петре и Февронии»

«Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом, как памятник литературы и общественной мысли XVI в. Мифологическая основа повести, ее гуманистические и христианские идеи. Фольклоризм. Прославление красоты и силы женской любви. «Повесть» как притча.

 

2.5. Русская литература XVII века – новый и заключительный этап развития древнерусской литературы.

2.5.1. Развитие жанра повести в XVII веке.

Общие особенности литературы XVII века, ее переходный характер. Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы, усиление бытовых повествовательных элементов. Историческая повесть - «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Значительное усиление светских элементов в литературе второй половины XVII века. Появление новых жанров: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, «комедии».

Сатирическая литература, отразившая классовые противоречия: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная». Социальная направленность этих повестей. Обличение несправедливости и взяточничества судей, обличение неравенства и протест против власти богатых, обличение пьянства. Приемы и средства сатиры.

Бытовые повести. «Повесть о Горе-Злочастии», отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Связь с устным народным творчеством. Элементы реализма. «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт создания романа. Широта охвата действительности. Проблема воспитания молодого поколения. Слияние исторического повествования, любовно-авантюрной новеллы, церковно-назидательной легенды и семейной хроники. «Повесть о Карпе Сутулове». Образ купеческой жены Татьяны. «Повесть о Фроле Скобееве» как «плутовская новелла».

2.5.2. Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение.

Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», как образец раннего автобиографического жанра. Отражение в нем социальных явлений эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Литературные приемы «Жития» на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений и образов в традиционные библейские и агиографические сюжеты. Сатира и юмор. Новаторство Аввакума в области языка и стиля.

2.5.3. Барокко в русской литературе.

Барокко как литературное направление эпохи перехода к светской литературе нового времени (формы, идеи, жанровые рамки).

Возникновение стихотворства в XVII в. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого (стихотворные сборники «Вертоград многоцветный», «Рифмологион»). Симеон Полоцкий – драматург («Притчи о блудном сыне»). Элементы барокко в творчестве Полоцкого и его последователей (Сильвестр Медведев, Карион Истомин).

Начало русского театра. Придворный театр царя Алексея Михайловича, его организация и репертуар. Особенности начальной русской драматургии.

 

Часть 3. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

3.1. Идейно-художественное своеобразие и основные этапы развития русской литературы XVIII века.

Художественное значение литературы XVIII века – литературы формирующейся русской нации. Специфика русской литературы XVIII века и ее место в отечественном литературном процессе. Своеобразие русской литературы XVIII века. Ее принципиальные отличия от древнерусской литературы (светский характер, личное начало, появление нового типа писателя-профессионала и нового типа читателя). Формирование литературных жанров. Ускоренный характер развития русской литературы XVIII века. Подражательность. Литературные направления и стили.

Принципы периодизации русской литературы XVIII века.

 

3.2. Литература первой трети XVIII века (1700-20-е гг.)

Литература петровского времени.

Общая характеристика петровской эпохи. Петровские реформы как сознательная и планомерная перестройка всех форм русской жизни. Тип человека Петровского времени. Роль петровских реформ в развитии просвещения и культуры. Первая русская газета. Создание при Петре I публичного русского театра.

Рукописные анонимные повести. «История о российском матросе Василии Кориотском».

Лирика и публицистика Петровского времени. Книжное стихотворство. Ораторское искусство начала века. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича. Стилистическое своеобразие текстов петровской эпохи.

 

3.3. Литература второй трети XVIII века (30-50-е гг.)

Становление русского классицизма.

3.3.1. Формирование русского классицизма как ведущего литературного направления XVIII века в России; его общественно-исторические корни и национальное своеобразие. Философская основа классицизма. Связь классицизма с идеями Просвещения. Этический и эстетический идеалы классицизма. Проблема характера в классицизме. Нормативность мышления классицистов. Классицистическое понимание жанра. Жанровая система классицизма. Закон механического соответствия формы содержанию. Поэтика классицизма. Классицизм и барокко в русской литературе XVIII века.

3.3.2. А.Д.Кантемир – родоначальник сатирического направления в русской литературе 18 века.

3.3.3. В.К.Тредиаковский. Переход к силлабо-тоническому стихосложению. Жанровое своеобразие лирики Тредиаковского. Стиль и язык его произведений.

3.3.4. М.В.Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Героико-патриотический характер его поэзии. Своеобразие жанра оды. Поэтика оды. Ода как ораторский жанр. Политическая концепция од Ломоносова. Их просветительский характер. Связь ломоносовской оды с идеями и принципами классицизма.

3.3.5. А.П.Сумароков – теоретик русского классицизма. Теория драмы у классицистов. Стиль сумароковской трагедии («Димитрий Самозванец»). Своеобразие жанра классицистической комедии. Эволюция комедийного жанра в творчестве Сумарокова («Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению»). Многообразие лирических жанров в творчестве писателя. Оды, сатиры, басенный стих. Любовная лирика.

3.4. Литература последней трети XVIII века (60-90-е гг.)

Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений.

Русский сентиментализм.

3.4.1. Стремительное развитие русского национального государства. Подъем национального самосознания, резкое обострение классовых противоречий.

Сентиментализм. Исторические предпосылки возникновения сентиментализма в России. Масонство и его роль в развитии русского сентиментализма. Философская основа сентиментализма. Эстетика сентиментализма. Чувствительность как основная категория сентиментального искусства. Поэтика сентиментализма.

3.4.2. Сатира.

Расцвет журналистики. Первые сатирические журналы. Литературная, просветительская деятельность Н.И.Новикова.

И.А.Крылов. Ранние сатирические произведения. «Каиб». «Триумф, или Подщипа».

3.4.3. Драматургия.

Литературная деятельность В.И.Лукина. Первый образец русской «слезной комедии» - «Мот, любовию исправленный».

Д.И.Фонвизин. Путь Фонвизина – драматурга. Философская острота сатиры. Первая оригинальная комедия «Бригадир». «Недоросль» как вершина драматургии Фонвизина и одно из значительнейших произведений русской литературы XVIII века. Своеобразие конфликта. Проблема художественного метода. «Недоросль» как социально-политическая реалистическая комедия.

Творчество Я.Б.Княжнина. Трагедия «Вадим Новгородский». Комедия «Хвастун». Комическая опера «Несчастье от кареты».

Львовский кружок, его роль в развитии русской литературы и искусства. Н.А.Львов.

В.В.Капнист. Его поэзия. Комедия-сатира «Ябеда» как «зеркало» русской жизни.

Басни И.И.Хемницера.

Драматургия П.А.Плавильщикова.

3.4.4. Поэзия.

Творчество В.И.Майкова. «Иронические» поэмы. «Елисей, или Раздраженный Вакх».

Литературная деятельность И.Ф.Богдановича. Лирика. Стихотворная повесть «Душенька», ее жанровое своеобразие, стих.

Лирика и драматургия М.М.Хераскова. Философские оды. «Венецианская монахиня».

Г.Р.Державин. Своеобразие общественно-политической позиции Державина. Новаторский характер его поэзии. Державин как «поэт действительности». Человек и природа в поэзии Державина. Автобиографический характер лирики Державина. Новаторство Державина в жанре оды. Типы державинских од. Поэтика Державина. Державинская традиция в русской литературе XIX века.

3.4.5. Проза

Романы Ф.А.Эмина и их жанровое своеобразие.

Художественная проза М.Д.Чулкова. Роман «Пригожая повариха».

А.Н.Радищев как воплощение неразрывной связи идеологии и искусства слова. «Путешествие из Петербурга в Москву». «Вольность» Радищева и традиция классицистической оды.

Н.М.Карамзин – писатель, издатель журналов, альманахов, литературный и театральный критик. Карамзин как глава русского сентиментализма. «Письма русского путешественника» - энциклопедия европейской жизни конца XVIII века. Повести «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь», Марфа – Посадница». Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Роман «Рыцарь нашего времени». Художественные особенности карамзинской прозы. Карамзин – автор «Истории Государства Российского».

И.И.Дмитриев. Поэзия. Басни. Сентиментальные песни-романсы. Стихотворная сказка «Модная жена».

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема Лекции Практ Неделя
  Общее понятие о фольклоре. Жанровая система русского фольклора. Фольклор и литература. ЛК    
  Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки   Практ  
  Древнерусская литература. Возникновение и развитие. Литературно-эстетическая регламентация древнерусской литературы. Периодизация истории древнерусской литературы. Летописание как жанр древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Понятие о стиле монументального историзма и эпическом стиле. ЛК    
  «Слово о полку Игореве»   Практ  
  Ораторская проза Древней Руси. Понятие агиографии. Житие как жанр древнерусской литературы. «Житие Феодосия Печерского». Житийный канон. ЛК    
  «Повесть о Петре и Февронии Муромских»   Практ  
  Древнерусская литература XVII века. Появление новых жанров. Бытовые и сатирические повести. Барокко в русской литературе XVII века. Вирши Симеона Полоцкого. ЛК    
  «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».   Практ  
  Русская литература XVIII века. Личное начало, светский характер. Периодизация. Литературный процесс петровской эпохи. ЛК    
  Классицизм как художественный метод. Политическая, философская, этическая основы классицизма. Нормативность. Проблема характера в классицизме. Творчество А.Д.Кантемира и его значение в становлении и развитии русского классицизма. В.К.Тредиаковский как теоретик русского классицизма, переводчик и поэт. ЛК    
  М.В.Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Просветительская концепция од М.В.Ломоносова. А.П.Сумароков – поэт, драматург и теоретик русского классицизма. Творческая судьба Г.Р.Державина. Новаторский характер поэзии Державина. ЛК    
  Сентиментализм как литературное направление. Идеалы сентиментализма. Творческий путь Н.М.Карамзина. Поэтика карамзинской прозы. ЛК    
  Трагедия А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец»   Практ  
  Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»   Практ  
  Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»   Практ  
  Повесть Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм»   Практ  
  Стихотворение И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек»   Практ  
  ИТОГО: 16 часов 18 часов 17 недель

 

 

1 курс 1 семестр

031300.62 - Журналистика

031600.62 - Реклама и связи с общественностью

История отечественной литературы

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

Всего: 34 аудиторных часов,

в том числе 16 часов лекций и 18 часов практических занятий.

Итоговая форма контроля – экзамен.

 

Тематика практических занятий:

 

Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки – 2 часа

«Слово о полку Игореве» - 2 часа

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - 2 часа

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – 2 часа

Трагедия А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» - 2 часа

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» - 2 часа

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - 2 часа

Повесть Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм» - 2 часа

Стихотворение И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек» - 2 часа

 

 

Рейтинг

 

Рейтинговые баллы начисляются за домашние задания к практическим занятиям, за аудиторные проверочные работы, за тестовые задания.

К каждому практическому занятию должно быть выполнено домашнее задание. Вовремя и правильно выполненное домашнее задание – 3 балла.

На каждом практическом занятии проводится аудиторная письменная проверочная работа в форме ответа на вопрос, творческого задания или теста, за которые начисляется до 3 баллов.

 

 

Проставление первой контрольной точки - после четырех практических занятий на 10 неделе.

Максимальное количество баллов – 24 (по 6 за каждое практическое занятие).

 

 

Проставление второй контрольной точки – на последней 17 неделе семестра.

Максимальное количество баллов – 36 (по 6 за каждое из пяти практических занятий, 3 балла за вовремя выполненную домашнюю контрольную работу и 3 балла за итоговую проверочную работу).

 

 

Премиальные баллы (до 30) начисляются перед экзаменом.

 

 

Итоговая форма контроля – экзамен.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Date: 2016-07-25; view: 670; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию