Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательство как функция





Первоначально проблема предпринимательства была поставлена политической экономией как проблема объяснения источников эконо­мического роста и природы прибыли (термин "предпринимательство" введен Р. Кантильоном в XVIII в.). С тех пор сформировалось несколько принципиально различных подходов к предпринимательской функции. Первая трактовка господствует в трудах классиков политической эконо­мии (Ф. Кенэ, А. Смит), которые видят в предпринимателе собственни­ка капитала. При этом у Ж. Тюрго, а позднее у немецких историков (В. Рошер, Б. Гильдебранд) он не только управляет своим капиталом, но и совмещает собственнические функции с личным производитель­ным трудом.

Со временем предпринимателя все реже отождествляют с капита­листом. И во второй трактовке он рассматривается как организатор про­изводства, вовсе не обязательно отягощенный правами собственнос­ти. Подобного взгляда придерживаются Ж.Б. Сэи и Дж.С. Милль. Функ­циональное разграничение между собственником и предпринимате­лем проводит К. Маркс. Определение предпринимателя как менедже­ра прочно утверждается в работах неоклассиков (А. Маршалл, Л. Валь-рас, К. Менгер, Ф. Визер). И с тех пор нейтральность по отношению к обладанию собственностью становится обычным элементом большинства теорий предпринимательства - классических (И. Шумпетер) и со­временных (А. Коул, П. Дракер).

Что же касается содержания предпринимательской функции, то для неоклассиков оно заключено в приспособлении производства к изме­няющимся условиям рынка, восстановлении нарушенного равновесия, более эффективном использовании имеющихся ресурсов и удовлетво­рении возникающего спроса. Организация объявляется "четвертым фактором производства", а предпринимательство служит по существу неким встроенным элементом саморегулирующегося механизма цен.

Третья трактовка предпринимательской функции связывает ее с несением бремени риска и неопределенности в процессе эко­номического развития (Р. Кантильон, Дж. Тюнен, Д. де Трэси, Г. Ман-гольт и др.). Этот элемент становится центральным в концепции пред­принимательства Ф. Найта. С его точки зрения, люди, берущие на себя бремя просчитываемого риска и непросчитываемой неопределеннос­ти, а также гарантирующие большинству их заработную плату, получают право управлять деятельностью этого большинства и присваивать соот­ветствующую часть дохода.

Четвертую трактовку предпринимательская функция получает в рам­ках институциональной экономической теории (Р. Коуз, О. Уильямсон), в которой предприниматель становится субъектом, совершающим вы­бор между контрактными отношениями свободного рынка и организа­цией фирмы в целях экономии трансакционных издержек. Предприни­мательство оказывается особым регулирующим механизмом, отличным от ценового механизма и механизма государственного регулирования, а в чем-то альтернативным им обоим.

Если маршалловский предприниматель-менеджер обладает всей полнотой необходимой информации, то в видении представителей но­вой австрийской школы (Л. Мизес, Ф. Хайек) предприниматель дей­ствует в условиях принципиальной неполноты этой информации. Он тем самым выступает уже не просто как "балансировщик" рынков, но как их активный преобразователь и созидатель. Таким образом, в пятой трактовке (помимо упомянутых ученых, ее придерживаются Г. Шмоллер, Ф. Тоссиг, И. Шумпетер, П. Дракер и др.) подчеркивается актив­ный, инновационный характер предпринимательства не только в выбо­ре из имеющихся альтернатив распределения ресурсов, но и в созда­нии новых рыночных возможностей.

Стержнем последнего направления стала концепция И. Шумпетера, на которой мы остановимся несколько подробнее ввиду ее особой популярности среди экономистов и социологов. Объясняя источники экономического развития, И. Шумпетер противопоставляет себя нео­классикам, выводя из процесса кругооборота капитала принципиаль­ную необходимость особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации или дословно "новых комбинаций факторов производства" (функции несения риска Шумпетер особого значения не придает). Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. В каждой хозяйственной сфере она то появляется, то зату­хает, сменяясь более рутинными действиями. При этом предпринима­тель не обязательно сам изобретает "новые комбинации". Он осуще­ствляет их практически, зачастую имитируя при этом чужой хозяй­ственный опыт.

Следуя за И. Шумпетером, сформулируем общее определение предпринимательства: это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода). Пред­принимательство, таким образом, конституирует три необходимых эле­мента:

• организационное действие;

• инициирование изменений;

• денежный доход как цель и критерий успеха.

Организационная инновация может реализовываться как путем создания совершенно новых, так и путем качественного преобразова­ния существующих предприятий - их дробления и слияния; переофор­мления собственности; коренного изменения организационной струк­туры. Осуществление подобных инноваций отличает предпринимателя от "чистого" рантье или "чистого" спекулянта-посредника.

Условия развития духа предпринимательства - а) автономия подразделения, позволяющая предпринимателю реализовать свою по­требность в принятии риска, самостоятельно отвечать за прибыли и убыт­ки; б) размер подразделения, не выходящий за пределы некоторого оптимума и позволяющий контролировать ситуацию.

Существуют многие переменные, которые обозначают многообраз­ные видовые различия предпринимательской деятельности. Так, пред­принимательство может быть связано или не связано с собственно­стью на капитал, сопровождаться или не сопровождаться трудовой (уп­равленческой или исполнительской) активностью. Предпринимательские акции могут проводиться сверху по существующим административным каналам или инициироваться снизу неформальными лидерами. А в ка­честве предпринимателей могут выступать как специально обученные профессионалы (выпускники элитарных бизнес-школ), так и "любите­ли", не имеющие никакой профессиональной подготовки.

Date: 2016-07-25; view: 672; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию