Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.





Формирование специальных принципов сотрудничества государств в борьбе с преступностью проходило при самом непосредственном воздействии практики такого сотрудничества. А такие принципы, как неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение и принцип гуманности, были почти целиком восприняты практикой международного сотрудничества из национальных систем уголовного правосудия.

Вместе с тем в ходе сотрудничества были наработаны и собственные правила, ставшие со временем принципами, отразившими его специфические условия и особенности, отличающие его от других сфер сотрудничества государств.

К числу специальных принципов в сфере борьбы с преступностью можно отнести:

1. Ограничение сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера.

2. Неотвратимость ответственности за совершенное преступление.

3. Гуманность.

4. Выполнение запрашиваемых зарубежными правоохранительными органами действий - процессуальных или оперативно - розыскных - только по своему национальному законодательству.

В международных договорах о борьбе с преступностью называются и другие специальные принципы. Но при этом всегда речь идет о принципах, сфера действия которых бывает ограничена каким-либо институтом сотрудничества. Например, в экстрадиционной практике известны такие принципы, как невыдача собственных граждан, неприменимые к лицам, прошедшим через процедуру выдачи высшей меры наказания, и др. По поводу этих принципов, а это действительно специальные принципы, надо заметить, что, во-первых, как мы уже указали выше, они действуют только применительно к одному - двум международно - правовым институтам, а во-вторых, и здесь каждый из них не является общепризнанным: одни государства следуют им, другие - нет.

В международных соглашениях (например, соглашениях МВД Российской Федерации с МВД ряда стран) называются и другие принципы. Но они таковыми не являются, так как не обладают качеством императивности, то есть обязательности их соблюдения. Скорее, это пожелания сделать сотрудничество более тесным. Например, упоминаемые в некоторых межведомственных соглашениях МВД России доброжелательность, взаимная выгода, дух коллективизма призваны создать благоприятную атмосферу сотрудничества, а не стать незыблемыми его условиями.



Принцип ограничения сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера. Сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью проводится только по преступлениям, получившим за рубежом название общеуголовных. Это название охватывает самую значительную часть преступлений, имеющихся в уголовном законодательстве стран. Но в их число не входит ряд видовых групп преступлений, прежде всего политических или преступлений, в основе которых был политический мотив их совершения. Поэтому политические преступления, а также лица, их совершившие, не подпадают под действие международных соглашений государств о совместной борьбе с уголовной преступностью.

Сотрудничество также не поддерживается по воинским преступлениям. А в ст. 3 Устава Интерпола, кроме двух названных групп преступлений, по которым члены этой организации не должны оказывать содействия друг другу, указаны также дела расового и религиозного характера. Подобные преступления создают в отношениях между странами весьма деликатные ситуации. Поэтому в их разрешение практика вносит свои разумные коррективы: в помощи по делам расового или религиозного характера отказывается, только если их совершители руководствовались исключительно политическими мотивами, преступления носили явно выраженный или скрытый политический характер.

Принцип неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение принят в уголовной юстиции всех стран как необходимое условие поддержания в обществе духа нетерпимости к преступлениям и преступникам, как выражение исконной веры человечества в то, что всякое зло должно быть наказано.

Угрозой наказания виновных не исчерпывается роль этого принципа в обществе и государстве. Этот принцип оказывает и большое предупредительное воздействие на маргинальных людей.

На II Международном конгрессе полиции в 1923 году в Вене, где происходило создание будущего Интерпола, один из выступающих (представитель полиции Австрии Бруно Шульц) сказал, что «международное сотрудничество в борьбе с преступностью преследует двоякую цель - идеальную и реальную. Первая - добиться признания идеи о том, что преступник является преступником везде и как враг общества нигде не должен заслуживать снисхождения, ему всюду должно быть отказано в праве убежища. Он должен быть подвергнут уголовному преследованию независимо от того, из какой страны прибыл или где совершил преступление. Эта мысль должна получить всеобщее признание. Реальная цель - практическое осуществление этой идеи, сплочение государств в единый международный фронт борьбы с преступностью».

На международном уровне в наши дни принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление реализуется в самом факте сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Думается, что именно поэтому этот принцип не упоминается в преамбулах заключаемых договоров.



Лишь изредка такую ссылку на рассматриваемый принцип можно встретить в отдельных договорах, например в преамбуле Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 года (Страсбург). Ее подписание страны - участницы мотивировали желанием "принять эффективные меры для обеспечения того, чтобы лица, совершающие такие акты, не избежали преследования и наказания". Этот принцип в Конвенции выделен специально, так как не во всех странах и не всегда к каждому случаю терроризма проявляется одинаковое резко негативное отношение.

Принцип гуманности. Энциклопедические словари приводят широкое значение термина "гуманность": человечность, человеколюбие, уважение к людям, их человеческому достоинству.

Несмотря на кажущуюся ненужность упоминания в сфере борьбы с преступностью требования гуманного отношения к виновным, принцип гуманности закреплен в современном уголовном законодательстве многих стран как полное отрицание применения неоправданно жестоких и мучительных их наказаний. Гуманность проявляется прежде всего в наличии в уголовных законах стран нескольких санкций за одно и то же деяние, что дает возможность избрать в каждом конкретном случае меру наказания, необходимую и достаточную, и в то же время наименьшую из тех, которые в данном случае допустимы. Когда новым законом, принятым после совершения преступления, за такое деяние устанавливается более мягкое наказание, действие этого закона распространяется и на данного преступника, если он еще не был осужден.

Далее, в странах существует широкая практика смягчения наказания и даже освобождения от него несовершеннолетних..

Поэтому принцип гуманности не может быть отброшен государствами в их совместном уголовном преследовании виновных в совершении преступления лиц и реализации принципа неотвратимости ответственности за содеянное ими зло.

Он прямо или косвенно присутствует во многих международно - правовых документах, предписывающих или рекомендующих государствам придерживаться согласованных правил в обращении с лицами, попавшими в сферу уголовного преследования в качестве подозреваемого или обвиняемого, задержанного или арестованного, осужденного или заключенного, или же просто проходящего по делу свидетеля.

Содержащие в себе принцип гуманности документы можно разделить как бы на два блока:

а) Первый блок международных документов с гуманистической направленностью действия касается именно обращения с лицами, арестованными или взятыми под стражу в порядке меры пресечения, а также лицами, осужденными к лишению свободы. Это:

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года и одобренные ЭКОСОС как рекомендация к их применению практическими органами;

- Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными, принятые и рекомендованные к исполнению Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году;

- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 в 1988 году;

- Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 в 1990 году.

б) Второй блок - это документы, нацеленные на то, чтобы в практике правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями были навсегда изжиты пытки и факты жестокого, бесчеловечного обращения и наказания лиц, с которыми приходится иметь дело сотрудникам этих органов, особенно лиц, лишенных свободы. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (ст. 10, п. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах; принцип 1 Свода принципов защиты всех лиц... 1988 года).

Принятию специальных международных документов по этому вопросу предшествовало требование запрещения пыток и жестоких методов обращения с людьми, сформулированное впервые в ст. 5 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Идеями гуманности проникнуты нормы и положения международных документов, где речь идет о применении к осужденным высшей меры наказания. В частности, в ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах сказано, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

В странах, которые не отменили высшей меры наказания, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления. А назначенное наказание может быть исполнено только после вступления в силу окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Таким образом, система принципов международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью выступает основополагающими началами как практической деятельности государств и их правоохранительных органов по борьбе с преступностью, так и служит основными постулатами правотворчества на международном уровне в сфере решения указанной проблемы.






Date: 2016-07-25; view: 514; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию