Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль глобализации экономики в развитии логистических системОдной из основных тенденций развития макрологистических систем в мире является глобализация. Эта тенденция отражает, с одной стороны, глобализацию рынков сбыта готовой продукции, производства, снабжения материальными ресурсами, рабочей силы, капитала, которые характерны для крупных транснациональных корпораций, с другой – создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макрологистических систем. Глобальная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций по управлению материальным потоком в международной торговле. Глобальная логистика предполагает разработку стратегии и тактики создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне. Появление термина «глобальная логистика» отражает развивающуюся тенденцию в мировой экономике, которая характеризуется движением предпринимательской деятельности от ее специализации по отдельным странам и регионам к мультиорганизованному мировому рыночному хозяйству. Основными задачами глобальной логистики являются формирование, управление и оптимизация материальных потоков на уровне макрорегиональных хозяйственных структур. Основными движущими силами глобализации в логистике, согласно Д. Бауэрсоксу, являются: экономический рост; перспективы развития глобальных логистических цепей (каналов); регионализация; экспансия технологий; дерегулирование. В области логистического менеджмента основными движущими силами его современной глобализации являются: · продолжающийся рост мировой экономики; · поиск новых резервов роста за счет выхода на новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран; · создание большого количества компаний с широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными технологиями, составляющими основу интеграции в глобальных логистических системах, а также появление международных логистических посредников (транспортно-экспедиторских компаний, компаний по управлению экспертными операциями, внешнеторговых компаний) с развитой глобальной инфраструктурой; · реализация процедур дерегулирования, проводимых для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития торговых и экономических взаимоотношений. Это облегчает движение капитала, товаров и информации через национальные границы. Характерной особенностью современного мирового развития является широкое распространение процессов политической, а в большей степени экономической интеграции. Само слово «интеграция» произошло от латинского integratio и означает буквально «объединение в одно целое каких-либо частей». В междунродной политической и экономической интеграции таким целым являются суверенные государства. Необходимость интеграции предопределяется объективным процессом интернационализации хозяйственной жизни, который значительно ускорился под влиянием научно-технической революции. Под интернационализацией хозяйственной жизни понимается объективный процесс расширения и углубления экономических взаимосвязей различных регионов мира. Этот процесс носит общемировой характер и свойствен всей мировой экономике. В его основе лежит исторически необходимая и экономически обоснованная растущая концентрация и специализация производства, вытекающая из развития производительных сил, совершенствования техники и технологии, расширения возможностей коммуникаций, транспорта и т.д. В настоящее время интернационализация экономической деятельности - многоплановый процесс в мировой экономике, идущий по нескольким взаимодополняющим направлениям и принимающий разнообразные формы. Среди основных направлений интернационализации можно выделить следующие: • развитие международной торговли как наиболее традиционного направления международной экономической деятельности; • развитие международных финансовых обменов (международные фондовые рынки, международные заимствования, а также электронные системы валютных обменов типа FОRЕХ ит.п.); • развертывание деятельности транснациональных корпораций; • развитие деятельности транснациональных банков; • развитие совместных предприятий, разнообразных форм производственной и научно-технической кооперации и межфирменного сотрудничества; • развитие деятельности международных государственных, межгосударственных, негосударственных и общественных организаций. Указанные направления и формы интернационализации экономической деятельности реализуются во взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой в целом достаточно сложную комплексную систему. Экономический рост в индустриально развитых странах приводит к увеличению логистической производительности и эффективности, особенно для экспорта товаров. Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами границ своих стран. Под влиянием этого процесса все больше углубляется международное разделение труда, оно, в свою очередь, усиливает взаимозависимость хозяйственного и политического развития отдельных стран. Их экономические системы все в большей мере начинают дополнять друг друга, что делает необходимым поддержание соответствия между производством и потреблением многих товаров в международном масштабе. Все больше появляется проблем, с которыми стране трудно справиться в одиночку и которые успешно решаются объединенными усилиями нескольких стран. Возникает известная общность хозяйственной жизни определенных стран, характеризующаяся, в частности, наличием собственно международного рынка, некоторых общих экономических пропорций, общих задач и производственных организаций и институтов, то есть начинает развиваться процесс, который мы называем хозяйственной, или экономической, в том числе и логистической интеграцией. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы, прежде всего в распределении товаров. Перспективы развития глобальных логистических каналов связаны, прежде всего, с увеличением отдачи на вложенный капитал, с более низкими тарифами логистических посредников в других странах, с лучшими финансовыми и другими условиями. Созданию межгосударственных логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, а также глобальные телекоммуникационные сети. Возникнув как естественный результат предшествующей интернационализации производства, экономическая и логистическая интеграция являет собой более высокую ступень развития мирового хозяйства. Представляя высокую форму интернационализации, интеграция вызывает необратимые изменения в хозяйстве стран-участниц интеграционного объединения. Экономически она отличается от всех прежних форм международного хозяйственного общения более глубоким, сложным характером экономических взаимосвязей национальных хозяйств, что влечет структурные изменения как внутри самих хозяйств, так и в их экономических связях друг с другом. С развитием устойчивых и глубоких политических и экономических связей разделение труда между национальными хозяйствами взаимно дополняет и приспосабливает отдельные предприятия, отрасли, экономические районы разных стран друг к другу, ведет к образованию международных хозяйственных комплексов, макрологистических систем, охватывающих прежде всего близкие по уровню экономического развития государства. Важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны, так и на уровне нескольких стран, расположенных в непосредственной близости друг к другу, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне. Образование в ряде регионов земного шара интеграционных группировок, состоящих из государств данного региона, есть не что иное, как объективно обусловленный процесс, отражающий закономерности мирового развития. Целью интеграции государств в различных регионах является объединение усилий для создания оптимальной структуры производства, стимулирования его обновления на базе новейших достижений науки и техники, повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения ее сбыта и обновления экономики в духе логистизации. Известны многочисленные примеры успешных макрологистических региональных структур и систем, например, для стран Бенилюкса (экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ЕС, США и Канады, Юго-Восточной Азии. Региональный фактор усиливает тенденцию глобализации за счет таких аспектов, как сходство политических систем и экономического уровня стран, входящих в регион; близость социального уклада жизни, традиций, исторических корней; миграция населения; единые источники энергии, сырьевые ресурсы; единая транспортная система и дорожная инфраструктура; единые телекоммуникации; отсутствие таможенных и торговых барьеров и т.д. Зона свободной торговли состоит из группы стран, в рамках которой торговля беспошлинна и не имеет каких-либо количественных ограничений. За странами-участницами зоны свободной торговли сохраняется право самостоятельно решать вопрос о применении торговых ограничений к странам, не входящим в зону свободной торговли. В таможенном союзе страны обязаны воздерживаться от применения видимых торговых ограничений по отношению друг к другу. Кроме того, участники таможенного союза должны поддерживать общие внешнеторговые тарифы для тех стран, которые не входят в таможенный союз. В качестве примера таможенного союза можно рассматривать таможенный союз «четверки» — России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана. По степени интеграции общий рынок продвинут дальше таможенного союза, поскольку помимо свободы торговли в нем появляется свободное передвижение таких факторов производства, как труд и капитал. Например, для граждан ЕС упразднен паспортный контроль в границах Сообщества, отменяются ограничения при приеме на работу и учебу, обеспечивается равноправное участие компаний из всех стран-участниц в торгах на получение правительственных заказов в любом государстве-члене ЕС. Монетарный союз является еще более высокой ступенью интеграции: кроме того, что у него есть все черты, присущие общему рынку, денежная система стран монетарного союза основана на общей валюте. Поскольку все экономические сделки внутри союза оплачиваются в одной валюте, страны-члены монетарного союза не испытывают неопределенности, связанной с обменными курсами. Экономический союз можно определить как монетарный союз, в котором широко координируется экономическая политика - в первую очередь фискальная политика и политика в отношении отдельных секторов экономики. В частности, экономический союз предполагает унификацию всех правил, связанных с налоговой системой, и норм, регулирующих переводные платежи. А координация политики в конкретных секторах экономики ведет к тому, что, например, условия промышленности и сельского хозяйства становятся одинаковыми во всех странах экономического союза. Существует связь между степенью достигнутой интеграции и взаимозависимостью государств. С одной стороны, взаимозависимость государств растет вместе с интеграцией. Так, связь между спросом в одной стране и предложением в другой устанавливается в зоне свободной торговли только через торговлю, а при общем рынке - через межстрановые перетоки товаров, услуг и факторов производства, что делает саму зависимость более тесной. С другой стороны, динамика интеграции обеспечивается как раз растущей открытостью, политической и экономической взаимозависимостью стран-участниц. Движущая сила технологий проявляется в глобализации логистической системы путем взаимного быстрого проникновения в экономику большинства развитых стран современных технологических решений, ноу-хау, проектов, научных исследований. Практически ни одна страна не может получить долговременную выгоду за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием других стран (компаний), минуя национальные границы в сильно интегрированном мировом экономическом и информационном пространстве. Наконец, существенное значение для продвижения глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами, в частности ЕС, США и Канадой, в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, информации через национальные границы. В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития международной логистики сейчас сняты. Существует достаточно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных разными причинами, в том числе различиями политических систем, экономического и социального уровня развития стран, жизненного уровня и т.д. Подобные барьеры существуют, например, между странами ЕС и Россией, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией и т.д. Кроме того, в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на дистрибутивные сети транснациональных корпораций и т.п. Менеджмент в глобальных макро- и микрологистических системах должен учитывать эти факторы для успешного продвижения международной логистики.
|