Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
З. Происхождение сознания
Качественное различие психики животных и человека не означает, что они не имеют ничего общего между собой. Данные современной науки свидетельствуют о том, что многие виды животных обладают способностью "думать", "решать", "говорить". Так, некоторые птицы произносят слова, хотя и не понимают их значения, обезьяны овладевают знаками (свыше 150). Отсюда нередко делаются выводы, что язык и мышление присущи не только человеку, но и животным. Представители современной социобиологии зачастую склонны отождествлять социальную жизнь животных ичеловеческого общества. В частности, П. Кемп и К. Армс, анализируя поведенческие акты пчел, приходят к выводу, что методы принятия ими решений удивительно напоминают некоторые действия людей. Особенно часты попытки очеловечивания дельфинов. Ссылаясь на исключительность организации мозга дельфинов, отдельные авторы полагают, что это открывает им путь к разумной деятельности. В действительности же, как показали новейшие исследования, ни поведение, ни структурно-функциональная организация коры головного мозга не подтверждают наличия у дельфинов свойств. человеческой психики. Наделение животных свойствами человеческом психики не учитывает глубокого различия человеческого сознания и психики животных. Человеку свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием - осознание своего "Я" как противостоящего окружающему миру. Это различие проявляется уже в морфологических признаках (увеличение объема и структуры мозга), характере психических функций и в общественной природе сознания. Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения своих условий. Становление человека сопровождается переходом от присвоения готовых продуктов природы к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали свое место сознательной деятельности человека. Изготовление орудий труда предполагало наличие не только прямой, но и опосредованной связи между действиями человека и явлениями природы, познание их внутренних связей, что приводило в конечном итоге усложнению психического отражения посредством понятий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внешнего мира. Формирование сознания в ходе трудовой деятельности сопровождалось выработкой специфически человеческого отношения к миру: для него имеют значение не только сугубо биологические потребности, но и те, которые этим потребностям служат опосредованно. Усовершенствование орудий труда, их специализация, появление сложных составных орудий приводили к разделению труда и способствовали развитию аналитической деятельности человека. Труд позволял не только преобразовывать окружающие предметы, но и развивал самого человека, совершенствовал его мозг. В свою очередь, развитие мозга послужило средством усовершенствования трудовой деятельности, которая развивалась на основе накопленного опыта, навыков в изготовлении орудий труда. В результате человек изучал и познавал свойства природы, недоступные животным. Применение орудий труда и всей системы речевых знаков явилось необходимым условием возникновения человеческого сознания, которое ориентировано не только на познание мира, но и на его преобразование. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает культуру. Благодаря речи она формирует ся и развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества. Выступая средством взаимного общения людей, обмена опытом, знаниями, идеями, - речь связывает людей не только данной социальной группы, не только данного поколения, но и последующих, созидая преемственность накопленного человечеством опыта. Сознание не изолировано от других явлений общественной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно динамично и развивается на основе ведущих социальных закономерностей, в то время как психика животных совершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособления животных к условиям жизни. Ценностное отношение к действительности - отличительная черта сознания, Творческий, активный характер сознания проявляется в его избирательности. Из многих вещей оно избирает и делает своим объектом лишь одну или несколько Человек может логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, но ипреобразованным воспроизведением. В этом случае сознание как непосредственное отражение действительности превращается в идею, ориентированную на ее практическое воплощение в жизнь. Раскрытие истины на основе создания теорий, гипотез, других форм научного познания - свидетельство творческой активности сознания, ведущее к преобразованию мира. Творческую роль сознания надо понимать, однако не как творение сознания мира (как утверждает идеализм), а преобразование окружающей действительности человеком в результате практической деятельности. Эти действия людей, являясь материальным процессом, совершаются по объективным законам, в то же время представляя собой сознательную деятельность, в которой так или иначе претворяются заранее выработанные в сознании цели и планы человека. Изменять, создавать новую предметную реальность может не сознание само по себе, а человеческие действия, одухотворенные идея ми, целями. Сознание и язык Основой возникновения языка, равным образом каш и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей совершенствовались орудия труда, а навыки в их употреблении становились достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых навыков и опыта последующим поколениям механизма условных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и существенных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка. Сознание формировалось на основе общественно" жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения слово, значение которого носит обобщенный характер. Мышление и язык неразрывно связаны между собой, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово - это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языковую форму, т.е. в определенной системе средств общения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать "про себя"). Язык выступает не только средством внешнего воплощения мысли (в словах или письменной речи), обобщения, но и средством оформления мысли. Если человек и не говорит вслух, все равно его мысли облекаются в форму слов. Внутренняя речь является средством оформления мысли. Если человек не может выразить то, что хотел бы сказать, то это означает отсутствие оформления мысли. Пользование языком основано на существовании ассоциативной связи между звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и зрительными, осязательными, обонятельными и другими восприятиями, соответствующими воспринимаемому предмету. Характерной особенностью слова как раздражителя является непрерывное расширение его содержания. В зависимости от индивидуального опыта человека одни и те же слова могут вызывать у разных людей различные содержательные представления о предметах. Ни сам язык, ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи, не заложены изначально в человеке, не "записаны" в его мозгу. Примером этого могут служить случаи, когда дети - момента своего рождения жили среди животных. Они не умели говорить и обладали крайне примитивным мышлением. Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества. Природа идеального Без учета творческой природы сознания, мышлений невозможно научное понимание процесса познания. Метафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимаясь до признания роли практики в познании. Напротив, идеализм преувеличивал другую сторону познания - его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способность создавать из себя объект познания и действия. Сознание - специфическая форма деятельности человека, духовная, теоретическая деятельность. Первоначально производство идей, представлений вплетено в материальную деятельность и общение людей. В дальнейшем происходит отделение духовного от материального, производство идей становится относительно самостоятельным; мышление в любом случае есть не что иное, как осознание бытия, его содержанием является объективный мир. Как духовная деятельность человека мышление, а равным образом и сознание, выступает в качестве идеального по отношению к отраженному в нем объекту. Познавательный образ и отраженный в нем предмет едины, ибо образ есть копия предмета, снимок с него, но и противоположны, ибо одно по отношению к другому выступает как идеальное по отношению к материальному. Познавательный образ как отражение, снимок предмета, не является его материальной копией. Материальная копия, или материальная модель, обладав свойствами, присущими материальным телам. Модель корабля отличается от самого корабля, но это различил одной сфере общности, ибо они суть материальные тела.. Содержание наших мыслей о корабле, будучи его образом, не является, однако, его материальной копией, моделью. Между содержанием мысли и отраженными предметом имеется принципиальное различие, которое называется различием между материальным и идеальным.. Идеальное связано с материальным, но не является им. "Идеальное, - писал К. Маркс, - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (29. Т.23. С.21). Познавательный образ нельзя рассматривать как осо-бую идеальную вещь, существующую наряду с предметом и независимо от него; это - идеальный образ предмета. Здесь нет двух предметов, один - идеальный, другой - материальный. Сознание создает лишь образ материального предмета. Что такое идеальное? Оно в научной литературе трактуется неоднозначно. Некоторые авторы отождествляют идеальное с субъективной реальностью вообще. Для других идеальное предстает лишь как понятийная форма отражения. Между тем идеальность есть характеристика всех проявлений сознания - ощущений, восприятий, мыслей, эмоций, социальных чувств, религиозных и философских воззрений и т.д. Идеальное - отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли, это не какая-то умопостигаемая идеальная вещь, а способность человека в своей деятельности духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную реальность. В действительности идеальное существует лишь как противоположное материальному, но не в форме особых вещей, а как момент практического взаимодействия субъекта с объектом, как форма деятельности субъекта. В отдельности идеальное не существует, но его можно выделить в мысли как некоторую чистую форму. Подобно тому как круглое не существует отдельно от круглых тел, так чистая форма выделяется деятельностью человека, и его можно выделить лишь как форму этой деятельности. Идеальное как некоторая чистая форма реально существует как бы вплетенным в материальное, в систему нейрофизиологических структур и процессов, в систему материальных знаков, в материальное взаимодействие человека со средой. Процесс мышления осуществляется на основе знаков как правило, слов и предложений, которые являются материальной формой идеального. Человек может воспринимать из внешнего мира только то, что действует на его органы чувств. Поэтому идеальные образы предметов приобретают в языке свою чувственно-материальную, форму и тем самым делают результаты мышления практически доступными, реальными. 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"? В последние годы в связи с бурным прогрессом информатики и компьютерной техники возникли новые аспекты понимания сознания. Для сложных динамических систем, которые изучает кибернетика, характерной является способность получать, хранить, перерабатывать информацию и на этой основе осуществлять управление. Развитие кибернетики открыло возможность создавать электронно-вычислительные машины, способные осуществлять "мыслительные" операции. Современные ЭВМ могут использоваться для обработки практической информации, решения логических задач, управления технологическими процессами, постановки клинических диагнозов и других операций. При этом они обладают определенными преимуществами перед человеком в скорости вычислительных операций, отсутствии утомляемости, способности сохранять в памяти огромный запас информации и т.д. Ежегодно появляются десятки новых моделей машин и процессоров искусственного интеллекта, в том числе нейроподобного типа. Нейрокомпьютеры применяются при распознавании образов, восприятии человеческой речи, рукописного текста и т.д. Назревающая новая революция, связанная с качественным совершенствованием ЭВМ, будет иметь глобальный характер и затронет человеческую культуру в целом. И связано это с появлением интеллектуальных систем, способных решать творческие, в том числе изобретательские, задачи, задачи на уровне специалиста - человека. Успехи, достигнутые с помощью ЭВМ, породили в недавнем прошлом дискуссию "Мыслит ли машина?" Сопоставление "электронного мозга" с человеческим привело к выявлению тождества и различия в их функционировании. В чем сходство и различие мозга и кибернетических устройств? Общим для мозга и моделирующих его работу устройств являются их материальность, закономерный характер процесса переработки информации. Однако в машинах дело ограничивается информационным логическим Процессом, который протекает в форме физико-химических процессов. В мышлении же человека информационный процесс связан не только с такими процессами в нейронах мозга, но и со специфическими нейрофизиологическими процессами. Важную роль на уровне мышления играет эмоциональная сторона, которая может ускорять или замедлять процессы обработки информации. В процессе мышления люди оперируют и образами, и понятиями, хотя только понятийное мышление представляет собой четко выраженный логический процесс; образное же мышление порождает фантазию, ассоциации, интуицию, которые подвергаются контролю мышления. Преобразование информации осуществляется в машине по специальной программе, в то время как мышление человека не имеет ясно выраженного кодирования и программирования. Образно говоря, человек как бы пользуется готовыми материальными формами мышления, которые представляют собой способы кодирования и декодирования, программирования нейрофизиологических процессов мозга. Он не осознает материальной "технологии" переработки информации, материальных кодов и программ, физических и химических процессов, протекающих в мозгу. На уровне сознательной обработки информации в логических процессах используются общественная практика, опыт, эмоциональные моменты, которые преобразуют логику мышления. Существенное отличие мышления от логических процессов в кибернетических машинах определяется характером запоминания исходных, промежуточных и конечных результатов, без чего невозможен никакой логический процесс обработки информации. Хотя мышление человека и функционирование машины имеют сходство (в первом и втором случаях имеется налицо запоминание), однако в машинах "память" осуществляется в виде следов зенитного поля, зарядов, механических изменений на перфокарте. Эта "память" статическая, при которой проводит фиксирование того или иного результата раз и на время в одном состоянии. Память человека носит динамический характер, так как существует не в виде статических отпечатков, а в виде сложных процессов, постоянно протекающих в мозгу человека. Можно было бы указать и еще некоторые различия между деятельностью мышления и функционированием компьютера. Но самое существенное здесь в том что логика, информация, знания - хотя и являются важнейшими компонентами сознания - ни в коей мере не исчерпывают всего его содержания. Искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ, есть модель чистого, логически структурированного рассудочного мышления. Это процесс, очищенный как от бессознательного (интуиции, эмоций и др.), так и от собственно социальных характеристик сознания (воли, чувств, разума, морали, ценностей, самосознания, идеалов и т.п.). Биопсихосоциальное по своей природе сознание человека функционирует в единстве его познавательных, ценностных, волевых и коммуникативных параметров. Тем самым реальная проблема заключается не в том, чтобы выдвигать все новые и новые аргументы неспособности компьютера к "мышлению", а в совершенно другом. ЭВМ не является носителем сознания. Компьютер лишь современное средство, резко повышающее "разрешающую силу" человеческого мозга. Ныне прогресс знания обеспечивается функционированием единого комплекса "человек-компьютер", сотрудничеством, а не соперничеством между людьми и машинами. ЭВМ - орудие, но не самодеятельный субъект познания и социального действия. 11.7. Общественное и индивидуальное сознание До сих пор шла речь о сознании в его прежде всего общегносеологическом понимании как специфического свойства высокоорганизованной материи. С этой позиции оно предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение); информационность (физиологическое отражений субъективность (психика); идеальность (сознание человека). Поскольку же человек - существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение - идеологичность. Сознание индивида и общественное сознание (группы, класса, нации, человечества в целом) образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном -социальное бытие людей. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не выделяет себя как особое "Я", не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя - результат многообразной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовершенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Самосознание человека приобретает еще большую значимость при сочетании с его собственной волей. Воля - это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Сильная воля - качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зависит во многом от самой личности, сознательно себя творящей. Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе _ исчерпывается им. В групповом (общественном) сознании возникает новое качество отражения. Для индивида оно выступает как пестрая совокупность чувств и мыслей, функционирующих в обществе. Многие из них ему близки, и он воспринимает их как собственные, иные кажутся неприемлемыми и не всегда понятными-(специализированное сознание). Воздействующее на индивида общественное сознание может проявляться в разных его состояниях: социальное чувство, общественное настроение, общественное мнение, традиции, идеалы, нормы, теории и др. В том случае, когда интересы какой-либо группы людей (нации, политической партии, военного клана, религиозного объединения и т.д.) получают четкое выражение в некоторой системе идей, мы и имеем дело с идеологией. Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Идеология - это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующее их в определенном направлении. Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики (идеологи), обладающие временем и способностями для специальных занятий духовной деятельностью и обоснования потребностей и интересов соответствующей общности людей. В обществе с противоположными классовыми социальными устремлениями неизбежно возникают взаимоотрицающие друг друга идеологии (милитаристская и пацифистская, расистская и гуманистическая, социалистическая и буржуазная, националистическая и интернациональная, тоталитаристская и демократическая, религиозная и атеистическая). Идеология оказывается ложным сознанием, "превращенной формой мышления", если образующие ее идеи возводятся в ранг непререкаемых догм и абстрактных истин, не допускающих ни малейшей терпимости (толерантности) по отношению к любой иной системе взглядов. В нынешних условиях не так давно часто приходилось слышать о необходимости "деидеологизаиии" общественного сознания. Верно здесь было лишь то, что требовались коренные изменения в духовных социальных ориентациях массовых действий (отказ от неадекватных реальности теоретических постулатов классической концепции социализма, акцентирование приоритета общечеловеческих ценностей и т.д.). Но эти изменения в содержании общественного сознания не должны истолковываться как вообще вытеснение идеологии из его сферы. Ныне происходит по сути дела коренная "переидеологизация" сознания (его десоциализация, деатеизация, плюрализация). Вовсе не случайно суверенные республики (в том числе Россия и Беларусь) озабочены сейчас выработкой собственной государственной идеи, идеологии. Если идеология - социально-ориентированный теоретический компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы (общественные настроения и мнения), так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера). В практике повседневной жизни людей (в сфере обыденного сознания) элементы идеологии и общественной психологии предстают в их недифференцированном единстве как регуляторы многоаспектной социальной деятельности. Наряду с общественной психологией и идеологией, которые можно понимать как разные уровни общественного сознания, в нем выделяют еще ряд его форм. Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальным функциям. Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных, межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности (класса, партии, государства и пр.). Правосознание выражает волю общества (класса) по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни. Нравственное сознание регулирует поведение человека в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другие формы общественного сознания - эстетика, религия, наука, философия. Многообразие взаимодействующих друг с другом феноменов сознания, его различных структур, уровней и состояний образует специфическое качество человеческой жизни - пространство социальных субъективных реалий, мир ее духовности. Мир духовности В недавнем прошлом понятия "дух", "душа" "духовность" вспоминались в философской литературе прежде всего в связи с рассмотрением различных религиозно-идеалистических учений. В них этой проблема! тике всегда придавалось первостепенное значение. По многовековой традиции различают такие эпифеномены сознания, как "дух" и "душа". У Платона и Аристотеля, например, дух предстает как перводвигатель космоса и формообразующее начало. Библейско-христианское учение истолковывает дух как личностный Абсолют и личную волю (Бога), сотворившую из ничего мир и человека. У Гегеля дух есть абсолютное, необходимое развитие вечной идеи. Он различал "субъективный дух" (феномен индивидуального сознания), "объективный дух" (трансформации идеи в социальных реалиях гражданской и политической истории человечества) и "абсолютный дух" (метаморфозы мирового разума в общественном сознании - искусстве, религии, философии). Для Н.А. Бердяева само бытие есть жизнь духа, предшествующая всякой науке, всякому познанию, всякому мышлению; дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; Бог есть дух, он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческом творчестве. При всей мистификации сознания (духа) в подобных религиозно-идеалистических воззрениях верно фиксируется его существенная черта - быть определяющим побуждением человека к активности и преобразовательной деятельности. Что же касается "души", то представления о ней возникли еще во времена господства анимизма. Древние люди трактовали душу как особую силу, обитающую в теле человека и животного, покидающую его во время сна или в случае смерти. Широко были распространены идеи переселения душ (понятие сансары в древнеиндийской мифологии). Аристотелю душа виделась как активная целесообразная сила ("форма") живого тела, неотделимая от него. В религии душа человека понимается как созданное Богом неповторимое бессмертное духовное начало. Для Р. Декарта душа есть самосознание человека, его внутренний мир, а Г. Лейбниц ее рассматривает как замкнутую в себе субстанциальную монаду. Гегель истолковывал душу как "непосредственный" или "природный дух", как первичную форму субъективного духа. В русской религиозной философии получила признание интерпретация души как "Софии", как вселенской идеальной реальности, собранной воедино любовью Бога и озаренной красотой святого духа. "В отношении к твари, - писал П.А. Флоренский, - София есть ангел-хранитель твари, идеальная личность мира. Образующий разум в отношении к твари, она - образуемое содержание Бога-разума, "психическое содержание" его..." (55. С.326). Это акцентирование "психического" (или природного, по Гегелю) компонента разума представляется весьма существенным для раскрытия вопроса, что такое душа. В отличие от идеализма, наделяющего "дух" и "душу" сверхприродными качествами (абсолютности, вечности, бессмертности, космического творения и т.д.), материалистическая философия всегда стремилась объяснить духовный мир личности естественными причинами. Вместе с тем это не должно означать неприятия самого различения "духа" и "души" как особых аспектов сознания. Понятия духа и души имеют не только значение, приданное им в религиозно-философских учениях, но они обладают и вполне научным рациональным смыслом. Дух как выражение прежде всего ценностных структур сознания есть высшее средоточие интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Душа же - это нравственно-психологическая сторона сознания человека, характеризующая сопереживание им межличностных отношений и человеческих действий. Дух концентрирует ценности сознания в идее, душа.выражает их во внутренних чувствах. В своем синтезе дух и душа как взаимодополняющие друг друга составляющие сознания человека и образуют феномен его духовности. В зависимости от доминанты внутренней жизни людей могут быть выделены различные типы духовности: эстетический (ориентация на идею красоты и чувство эстетического удовольствия), моральный (акцентирование идеи добра и чувства справедливости), сциентистский (установка на идею знания и чувство реальности), религиозный (вера в идею Бога и чувство смирения), философско-гуманистический (признание идеи человека как высшей ценности и чувство целостного мировосприятия). Несмотря на ценностные различия отмеченных типов духовности, всем им свойственны высокие качества любви к ближнему, милосердия, доброты, ответственности перед другими людьми, верности идеям и идеалам, сострадания, а терпимости, чувства собственного достоинства, долга, совести, чести, свободы, искренности, жалости и др. Без такого рода эмоций и идей невозможен социум, совмести ная человеческая жизнь. Напротив, проявлениями бездуховности будут цинизм и нигилизм, невежество, отсутствие идеалов, нравственная непросветленность эмоций, рабская зависимость человека от низменных вожделений и примитивных влечений, общественная неразвитость чувствований, нетерпимость к инакомыслию, агрессивность поведения, ненависть, злобность, жестокость и т.п. О содержании и ценностных аспектах общественного сознания в последующем изложении будет сказано подробнее. Здесь же отметим, что дальнейшее осмысление проблемы сознания углубляется обращением к рассмотрению ее гносеологического аспекта. Ведь поскольку важнейшей характеристикой сознания является знание (сознание -совместное с другими людьми знание человека), то возникает необходимость выяснить вопрос, как осуществляется процесс познания действительности. В данной связи уместно напомнить, что знаменитая формула Р. Декарта "Соgito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую) исходит из латинского выражения "cogitare" (мыслить), возникшего из слов cum agito, что означает "совместно действовать". Показательно, что в языке выражена социальная сути сознания - его функция обеспечения человеческой деятельности. · Деятельность, познание, практика · Понятие деятельности · Цель и средство · Ценности, идеалы, нормы · Чувственное и рациональное в познании · Практика - основа познания · Что есть истина? Date: 2016-07-25; view: 262; Нарушение авторских прав |