Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4 Исследование конвентов как способа самореализации субкультур романтико-эскапистского толка ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Целью исследования является изучение феномена конвентов, как практики организации мероприятий для субкультур Сибири, а так же влияние на самореализацию молодежи.
Задачи исследования: 1.Раскрыть основное смысловое содержание элементов понятия «конвент» 2.Проанализировать основные форматы площадок и мероприятий, представленных в программе выявить степень их влияния на самореализацию участников. 3.Сформулировать и проверить опытным путем качественные и количественные критерии эффективности конвентов как способа самореализации.
Гипотеза исследования такова, что в рамках проведения конвентов представители молодежных субкультур могут комплексно удовлетворить потребность в самореализации.
Исследование будет проводиться в два этапа: 1.Контент-анализ имеющихся документов для выявления особенностей конвентов, а так же анализ специфики и охвата форматов проведения мероприятий 2.Проведение социального опроса с целью проверить эффективность форматов, их значимость и влияние на неформальную молодежь. Контент-анализ Для проведения первого этапа был использован метод контент-анализа. В качестве материала для исследования использовались официальная документация фестивалей (положения о проведении конвентов субкультур, общая программа мероприятий), а так же группы в социальных сетях.
Критерии: - В исследовании рассматриваются представители только Сибирского федерального округа, поскольку в силу особенностей молодежных субкультур в других регионах страны, мы не имеем возможности рационально оценить общую картину и специфику, ввиду отсутствия опыта участия. -Объект должен иметь ежегодный статус, поскольку оценить эффективность единичного мероприятия проблематично из-за отсутствия возможности сравнить охват участников. -Существование не менее трех лет и действующих на сегодняшний день -Минимальный обхват участников 1000 человек -Мероприятия должно быть направлено минимум на представителей 3 разных субкультур романтико-эскапистского толка -Программа должна состоять из обязательной сценической и вне сценической части. -Конвент проходит не чаще одного раз в год Вышеперечисленным критериям соответствуют: 1. Фестиваль «Shibuya 22»(Барнаул), 2. Гик-конвент «Con.Версия»(Томск), 3. фестиваль «Haru no Matata»(Новосибирск), 4. гейм-фестиваль «Good Line Open»(Кемерово,Новокузнецк), 5. Косплей-фестиваль «Manga no Tenshi»(Абакан), 6. Фестиваль косплея «Magic Kingdom»(Кемерово), 7. Конвент "Comic Con Siberia"(Красноярск), 8. Фестиваль современной и традиционной культуры Восточной Азии «SOS»(Новосибирск, Томск, Барнаул), 9. Фестиваль «Zнаки»(Новосибирск).
Представленные субкультуры на конвентах: Геймеры, ролевики, анимешники, гики, косплееры(все перечисленные выше), кибер-готы(Con.Версия,ComicConSiberia, Zнаки), саберфайтеры(Con.Версия,ComicCon Siberia, Zнаки, SOS, Magic Kingdom), графити(райтеры)(ZNАКИ), фанфикшен(Con.Версия) Цель Наиболее частыми элементом в формулировки общей цели, который встречается во всех конвентах, является упоминания: «Раскрытие творческого потенциала» «Создание творческой площадки для самореализации и самовыражение молодежи», а так же «создание условий для информационного и творческого взаимодействия». На втором месте находится «Культурное просвещение», «Объединение молодых людей по интересам и увлечениям», «Продвижение новых досуговых форм деятельности», «Развитие киберспорта».
Так же на основе документов можно выделить общие задачи: — Предоставление возможностей для раскрытия творческого потенциала молодежи в виде проведения конкурсов, выставок, театрализованных постановок, внеконкурсных выступлений, повышение их творческого уровня. — Возможность встречи, общения, обмена опытом между людьми, увлекающейся культурой анимационными фильмами, сериалами, комиксами и культурой востока из разных городов Сибирского региона и России. — Организация информационного взаимодействия с представителями городских молодежных сообществ. — Популяризация различных видов и направлений творческой деятельности молодёжи — Привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблемам и интересам молодёжи. — предоставление максимально удобной, технически оснащенной и престижной площадки для самореализации и общения
Исходя из данных, полученных при контент-анализе, мы можем сформулировать общие функции конвентов и основные проблемы, которые затрагиваются их тематикой. Конвент выполняет следующие функции: 1.Развитие толерантности и терпимости у молодежи через ее знакомство с особенностями другой культуры/субкультуры через мастер-классы, лекции, выставки, видео-мосты и т.д. 2.Налаживание коммуникации и интеграции между представителями разных субкультур 3.Развитие у неформальной молодежи интереса к саморазвитию 4.Привлечение малоактивной молодежи к новым видам творчества и досуговой деятельности 5.Обогащение базовой культуры через привнесение в нее новых зарубежных течений и тенденций
Конвенты решают следующие проблемы: 1.Низкий уровень коммуникации и коммуникабельности между отдельными представителями микрогрупп разных субкультур 2.Отсутствие единой постоянной информационной и творческой площадки для взаимодействия внутри одной субкультуры. 3.Проблему творческой самореализации через интересные и специфичные для молодежи виды творчества и искусства 4.Не заинтересованность и/или слабая осведомленность органов государственной власти, молодежных организаций и сообществ с реальными интересами и запросами неформальной молодежи.
Анализ программы Программа конвента состоит из 2-х обязательных частей и, как правило, включает в себя сценический и внесценический блоки. Сценическая блок – представляет собой фестивальную составляющую конвентов, основная цель которой смотр талантов, большая часть которых приходится на косплей-постановки и дефиле(как групповое, так и командное), песни и танцы, чаще всего пародирующие знаменитые танцевальные зарубежные группы и музыкальных исполнителей. [См. Приложение 1] Косплей - дословно переводится с английского как «костюмированная игра». Это особый вид творчества в неформальной среде, когда косплееры (представители субкультуры косплей) шьют костюмы и перенимают не только визуальные образы, но и передаю характеры персонажей книг, комиксов, фильмов, аниме, знаменитостей и т.д. Данная часть ориентирована на творческую самореализацию непосредственно участников сценической части, поскольку именно они являются главным ее элементом. В то же время они могут представлять собой образец для подражания, поскольку представление такой деятельности как элитарной, не доступной всем, мотивируют часть зрителей на непосредственное участие в конкурсе в последующих годах. Внесценический блок – представляет собой ту часть конвента, которая проходит параллельно концертным номерам и/или в перерывах между ними. Как правило, в этой части может участвовать любой желающий и по своей сути является главной составляющей, поскольку главным признак конвента является неформальное общение и взаимодействие в рамках совместной деятельности. Представленный блок является основополагающим в контексте самореализации, потому что именно на этом отрезке осуществляется развитие коммуникативных навыков, расширение социальных связей, усвоение и знакомство с новыми явлениями своей и чужой культуры. Творческая составляющая здесь направлена как на непосредственно конкурсантов, так и на обычных участников и представлена конкурсами, мастер-классами, семинарами, тематические стенды и квесты в их рамках, ролевые, ярмарками. [См. Приложение 2]
Данный этап является одним из самых важных, поскольку именно эта часть исследования позволит нам с точностью сказать, какова степень влияния конвентов на самореализацию неформальной молодежи и насколько высока потребность молодежи и каковы в этих мероприятиях. Количественный показатель отражает число неформальной молодежи, заинтересованной в фестивале и, так или иначе, в нем участвующих. В начале исследования мы выдвинули показатель, что минимальное количество участников конвента минимум 1000 человек. Анализ списка в группах мероприятий в социальной сети Вконтакте показал, что в среднем количество участников фестивалей варьируется от 1000 до 8500 в зависимости от тематики и продолжительности фестиваля (См. Таблица 3.3.1.). Таблица 3.3.1.
Из приведенных данных можно сделать вывод, что мероприятия имеют достаточно широкий обхват и способны удовлетворить запросы более чем тысячи представителей неформальной молодежи. Анкетирование
Для проверки данных полученных в первой части исследования и выявления качественных показателей нами был проведен опрос участников в группах конвентов. Поскольку одинаково востребованным показателем в конкретной ситуации выступает как число молодежи пришедших в качестве зрителей, так и степень удовлетворенности и решении потребностей и запросов участников после. Всего было обработано 326 анкет, отбор респондентов осуществлялся методом случайной бесповторной выборки. 1.Первостепенным является вопрос об актуальности данного формата, потому что насколько бы теоретически эффективным он ни был, без интереса целевой аудитории реализация не имеет смысла. Согласно данным исследования 87% процентов опрошенных подтвердили свое участие в фестивалях или планируют посетить в этом или следующем году, что может послужить показателем актуальности. Также больше 1/3 молодежи посещает в год до 2-х фестивалей, а 1/4 до четырех, что позволяет судить о мероприятии как об отвечающим их запросам и интересам (См. рисунки 4.2.1. и 4.2.2)
Рис. 4.2.1. Рис. 4.2.2.
2. Диаграмма (рис.4.2.3.) позволяет судить об активности неформальной молодежи на конвентах, поскольку желание созидать, а не потреблять определяет развитие социально здоровой личности. По полученным данным можно судить, что пассивная часть конвента (зрители, сторонние наблюдатели) составляет 56% от общего числа опрошенных, в то время как 44% активно принимают участие в процессе как в качестве ответственного лица/организатора/конкурсанта, так и обычных участников. Если судить по опыту рок-фестивалей, где большая часть публики пассивна, можно сделать вывод, что такой процент вовлеченности является высоким показателем. Рис. 4.2.3.
3. Соотношение ожидания и отклика Согласно гистограмме, изображенной на рисунке 4.2.4, самым важным для большинства респондентов является возможность интересного досуга, которого, судя по объему в 222 ответа, недостаточно, так же на втором месте находится поиск и общение с единомышленниками и научиться чему-то новому. На данном этапе досуг, в рамках которого осуществляется коммуникация и развитие навыков и качеств, можно назвать основой самореализации. А следуя показателям гистограмме «после фестиваля»(Рис.4.2.5.) и гистограмме 4.2.3. можно сделать вывод, что количество респондентов, желающих принять участие в сценических постановках возросла на 13 %, а внесценических на 24%
Рис.4.2.4 . Рис.4.2.5
Из приведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1. Пассивная часть со временем переходит в категорию активных участников 2. Формат конвентов позволяет самореализоваться молодежи через досуговые формы деятельности 3. Конвенты прививают желание создавать, а не потреблять(см. рис. 4.2.2.) 4. Эффективность формата конвентов доказана такими показателями как: соотношение количества нашедших своё хобби, единомышленников и прошедших тематическую литературу людей (рис.4.2.5) с теми, кто ожидал того же самого, но на деле показатели гистограммы на рис. 4.2.4. значительно выше.
Заключение В процессе написания данной курсовой работы были достигнута поставленная во введении цель и задачи, а именно: В теоретической части была предпринята попытка дать универсальное определение понятию «молодежь» и «молодежные субкультуры» в целом считаются противопоставлением культуре взрослых и полным ее непринятием. За основу было взято определение С.И.Левиковой: «Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей». Далее было установлено, что основными причинами появления молодежных субкультур является: конфликт поколений, социально-экономические проблемы, состояние аномии и веяния культуры и искусства. Самореализация в молодежных субкультурах осуществляется за счет досуговой деятельности, которая включает в себя творческую и социальную самореализацию. Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусств и творчестве, но и успешное применение своих способностей и знаний в научной деятельности Социальная самореализация понимается как достижение успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку, а не ограничиваются мерками, устанавливаемыми социумом. Далее в работе был рассмотрен формат конвентов как одного из способов самореализации молодежных неформальных объединений. Определение звучит следующим образом: Конвент — это формат мероприятия, который представляет собой собрание представителей неформальной молодежи, увлекающихся комиксами, научной фантастикой, фэнтези, кинематографом, телевидением и связанного с ними популярного искусства, включающего в себя элементы поп-культуры. А именно: сетература, мультипликация, аниме, манга, игрушки, коллекционные карточные игры, настольные игры, видеоигры и веб-комикс. Главной отличительной чертой формата является организация дополнительных площадок для взаимодействия и конверсия между участниками, помимо традиционной сценической части программы. Для подтверждения эффективности и конвента как формата и сбора необходимой информации было проведено исследование, которое проводилось в два этапа: 1. Контент-анализ положений о проведении фестивалей/конвентов, программы и группы в социальных сетях 2. Социологических опрос в формате анкетирования потенциальных участников фестивалей как способ проверить эффективность и достоверность данных полученных при контент-анализе. Исходя из анализа результатов исследования, можно сделать вывод, что формат конвентов способствует саморазвитию молодежных субкультур, пассивная часть участников со временем, так или иначе, становится активной и привлекает к творческой деятельности молодых представителей движения.
Список литературы: 1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность = Motivation and Personality / Пер. А. М. Татлыбаевой — СПб.:Евразия, 1999. — 478 с. — 4000 экз. 2. Агапов Е.П. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие/Агапов Е.П.– Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 446 с. 3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. Социология молодежи: Учеб.пособие. Р.: 2001. – 165 с. 4. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы / О.В.Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2014. – №1. 5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд – Томск: Издательство Томского университета, 1999. 6. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. Пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608с. 7. Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук: 09.00.11 – социальная философия. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2002. – 358 л. 8. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87. 9. Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями [Электронный ресурс]. / М. Мид. - http://www.countries.ru/library.htm. - 24 марта 2009 г.] 10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 11. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи /П.С. Самыгин- Ростов н/Д:Феникс,2006. – 440 с. 12. Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань, 1996 13. Снимщикова Э.В. Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения./Снимщикова Э.В.//Научный журнал КубГАУ.-№85(01); 2013 г 14. Толкин Дж. Р. Р. Сочинения Т. 2: В 3 т.: [Пер. с англ. ]. – М.: Терра-Кн. клуб, 2003. – 526. 15. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г. / утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // Правительство Российской Федерации. – Электрон. дан. – М., 2014. – URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 10.11.2015). 16. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. – 262 с 17. Пономарева Я. А. Психология творчества./ Пономарева Я. А.- М.: Наука, 1976. 303 с.165-210]. 18. Парсонс Т. О структуре социального действия, М.: Академический проект, 2002.] 19. Паксина Е.Б. Социокультурные функции фестиваля искусств[Электронный ресурс]Киберленинка-file:///C:/Users/God_knows/Desktop/sotsiokulturnye-funktsii-festivalya-iskusstv.pdf - 24 мая 2016 г.]
Приложение 1 Таблица 1. Сценический блок
Приложение 2 Таблица 1.Внесценический блок
Приложение 3 Добрый день, просим вас принять участие в исследовании по теме «Опыт проведения фестивалей субкультур в жизни современной молодежи» и ответить на несколько вопросов. Анкетирование анонимное, поэтому мы просим вас отвечать на вопросы максимально точно. Вы когда-нибудь принимали участие в фестивалях/конвентах, связанных с тематикой субкультур (гики, косплееры, геймеры, байкеры, готы, ролевики и т.д)? · Да · Нет Сколько фестивалей вы посетили за последний год? · 1-2 · 3-4 · 5 и более · Не посещал, но планирую · Не посещал и не планирую В качестве кого вы посещаете фестивали? 1. Участник сценического блока 2. Участник внесценического блока 3. Зритель 4. Волонтер/помошник 5. Представитель СМИ 6. Фотограф/видеооператор 7. Я не посещаю фестивали Что для вас наиболее важно на фестивале(вы можете выбрать не более трех вариантов) 1. Новые знакомства и общение 2. Возможность встретить единомышленников 3. Возможность увидеть косплей на любимых персонажей 4. Возможность показать себя и свои таланты 5. Возможность научиться чему-то новому 6. Возможность узнать о новых течениях/направлениях в субкультуре 7. Возможность интересно провести досуг 8. Я не посещаю фестивали 9. Другое ___________________ После фестиваля появлялось ли у вас желание вернуться в следующий раз (или посетить похожие мероприятия в другом городе)? · Да · Нет После фестиваля вы…(выберите не более трех вариантов): 1.Активно общаетесь и поддерживаете отношения с новыми знакомыми 2.Прочитали литературу по тематике, заявленной на фестивале (художественные книги, путеводители игр,робототехника,справочники и т.д.) 3. Нашли хобби, которым часто занимаетесь 4. Раньше не участвовали, но готовитесь к участию в сценическом блоке 5.Участвовали в фестивале и готовитесь к повторному участию в сценическом блоке 6. Планируете участие внесценической части (конкурс стендов, фотокосплей, конкурс сетературы, арта/фанарта и т.д.) 7. Планируете приехать на фестиваль зрителем Считаете ли вы себя частью какого-либо молодежного движения/субкультуры? · Да, считаю · Нет, не считаю Date: 2016-07-25; view: 514; Нарушение авторских прав |