Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм





Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения обучающихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения обучающихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний.

К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения обучающихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения. Указанные в целях знания и умения обучающихся должны, в свою очередь, соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.

Изучая методическую литературу, учителя- практики приходят к выводу, что проверка знаний обучающихся на уроках мировой художественной культуры требует нестандартных форм. И я с ними в этом соглашусь, во-первых, потому, что изучение мировой художественной культуры предполагает обращение ко всему миру художественной культуры: к ее морфологии, т.е. видам искусства (ИЗО, архитектура, художественная фотография, музыка, литература, танец, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство).

И такое многообразие изучаемых вопросов требует нестандартных форм проверки знаний обучающихся.

Во-первых, предмет мировая художественная культура, в отличие от других, носит игровой характер, а это значит, что через игру в предмете учащиеся получают знания по нему. Посредством интерпретации соответствующих знаков и символов, элементов условности и метафоричности создается игровой характер МХК, который позволяет разнообразить формы контроля знаний обучающихся.

Во вторых, т.к. МХК оперирует условностями и символами изучаемого материала, интерпретацией, то без ассоциативного восприятия здесь не обойтись. Игра поможет учителю создать у обучающихся представление о том, что они никогда не видели, вызвать ассоциации и понять учебный материал.

В-третьих, игра содействует пробуждению интереса обучающихся к миру художественной культуры. Учащиеся при изучении МХК становятся не только объектом, но и субъектом учебного познавательного процесса. К.Д.Ушинский отмечал: "Успешно можно учиться, только если учиться весело".

Игра как метод преподавания МХК позволяет решать следующие дидактические задачи:

- мотивационные - к учебе в целом и предмету в частности,

- познавательные - на основе игровой интриги,

- мыслительные - развитие интеллекта и воображения,

- развивающие - на основе склонности детей к игре вообще,

- воспитательные - содержанием предмета и правила

Все это позволяет интегрировать эмоциональные и когнитивные аспекты, как самого учебного материала, так и учебного процесса вокруг предмета. Игровые формы проверки знаний ценны еще и тем, что стимулируют познавательный интерес. Игровые формы проверки знаний позволяют учащимся раскрыть свои способности, возможности и таланты.

В данной части нашей работы мы остановимся на рассмотрении реальных практических разработок для контроля знаний обучающихся, которые интересны им по форме, представляют собой повторение пройденного материала и дают возможность его творчески переосмыслить.

Прежде хотелось бы отметить, что мировая художественная культура является предметом области «Искусство», поэтому необходимо оперировать в первую очередь образами, а не понятиями или словами. В связи с этим учащиеся должны иметь перед глазами образ (картинку) даже во время проведения контроля знаний.

Каждый раздел программы «Мировая художественная культура» завершается повторительно-обобщающим уроком. Игровая форма их проведения позволяет обеспечить максимальную активность учеников. Солодовников Ю.А. и Предтеченская Л.М. предлагают викторины и турниры знатоков МХК. По мнению педагогов-практиков в значительной степени представляет интерес аукцион знаний. Это одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения.

Правила проведения аукциона не новы. «Банкир» - учитель дает каждому ребенку кредит, который необходимо вернуть и преувеличить в ходе игры.

Это обычно 500 школьных единиц. Предметом торга являются вопросы. Возможно проведение аукциона, посвященного итальянскому Возрождению, состоящее из 4-х туров:


I тур. “Один из трех”.

В этом туре предлагаются несложные вопросы с тремя вариантами ответов по темам«Возрождение», «Гуманизм», «Композиция», «Палаццо», «Сфумато».

За правильный ответ учитель дает названную цену, за неправильный - ученик выплачивает ее в банк.

II тур. «Титаны Возрождения»

III тур. «Кто быстрей».

100 школьных единиц получает ученик первым поднявший руку и правильно назвавший произведение представленное учителем на репродукциях или слайдах.

IV тур. «Последняя попытка».

В последнем туре ребята могут заработать по 100 школьных единиц, узнав произведение или художника по цитате.

В конце аукциона подводятся итоги. Ученики, набравшие большее количество школьных единиц получают высокие оценки.

Совет: не следует жалеть времени на изготовление атрибутов: трибуны, молотка, купюр школьных единиц, таблички “Банк”. Они непременно создадут атмосферу, способствующую активности, воспитанию, конкурентоспособности и возникновению желания к следующему аукциону подготовиться лучше.

«Турнир знатоков».

Цели урока:

- диагностика уровня усвоения предыдущих тем и корректировка его

- диагностика сформированности практических навыков: сравнение, выявление специальных черт объекта; установление причинно-следственных связей.

- формирование умения обучающихся самостоятельно применять знания на различных по форме этапах урока.

- умение анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

- развитие умения вести диалог с произведениями искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить повторение следующих тем: Античная культура, теоретические основы культуры;

- продолжить формирование навыков читать, говорить, писать в быстром темпе.

Развивающие:

- развивать мышление школьников, умение выделить главное, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность, эмоции обучающихся.

Воспитательные:

- содействовать эстетическому воспитанию школьников

- содействовать формированию основных мировоззренческих идей.

- содействовать воспитанию нравственных качеств: честность, милосердие, порядочность, патриотизм, гуманизм, доброта.

Оборудование:

- песочные часы на две минуты,

- компьютер,

- проектор,

- презентация Power Point “ Счастливый случай

Ход урока

Сегодня мы собрались, для того чтобы каждый из Вас мог проявить свои познания, и помочь своей команде стать лидером в состязании.

1 этап - “Представление команд”. Время 3 минуты.

Конкурс включает в себя объявление названия команды, девиза, представление эмблемы.

(Оценивается наличие названия, девиза, эмблемы; соответствие внешнего вида команды теме конкурса, артистизм 5 баллов)

2этап “Большая игра”. Разминка. 10 минут. (Приложение 1), (Приложение 2)

За ограниченное время (песочные часы 2 минуты) каждая команда должна ответить на большее количество вопросов ведущего. Вопросы требуют коротких и точных ответов. (Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ)

3 этап «Игра наоборот». Вопросы каждому члену команды 10 минут, предоставить выбор по разделам. (Приложение 1), (Приложение 2)

Команда получает вопросы команды соперников из 2-го этапа. Но если во втором этапе быстро отвечала вся команда (кто знает), то в этапе “Игра наоборот” член команды сам отвечает на вопрос(команда не помогает), но может выбрать вопрос: музыкальный или из истории искусств (Оценивается правильность, 1 балл за каждый правильный ответ)


4 этап «Ты мне, я тебе» (вопросы задают команды друг другу) 2 минуты. Готовят вопросы на уроке. (Оценивается красивый, правильно заданный вопрос - 1 балл и 1 балл за правильный ответ)

5этап «Заморочки из компьютера» -10минут.

На узнавание произведений искусств. (Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ)

6 этап «Мозаика».Собрать разрезанные на кусочки репродукции и назвать автора и название (3 минуты). (Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ)

7 этап «Театральное представление произведения искусства».

Необходимо «оживить» одно из живописных полотенв импровизированной «костюмерной» форме, (домашняя заготовка, произведение, которое должны «оживить» команды получают заранее). Команда соперников должна назвать автора и произведения. (5 минут). В конце на экране показывается живописное полотно. Оценивается правильность выполнения задания, артистизм (5 баллов)

«Живая газета».

Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями - сообщениями по типу «одной строкой». Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись. Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду.

«Кроссворд».

Игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Для повторения и проверки знаний, обучающихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения.

Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:

1) кроссворд - загадка,

2) чайнворд или лабиринт,

3) кроссворд - "лесенка",

4) кроссворд - пирамида,

5) кроссворд - "спрятанное название" или головоломка,

6) кроссворд - "уголок".

«Ребус».

Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у обучающихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:

- названия предметов читаются только в именительном падеже,

- запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит,


- зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве,

- если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать на оборот,

- если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры,

- если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.

Ребус активизирует мыслительную деятельность обучающихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Используется на разных этапах урока.

«Проверочные карточки».

Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу учителя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности. С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество обучающихся. Репродуктивные (воспроизводящие), т.е. от обучающихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал.

 

 

Вывод

Второй раздел данной работы содержит характеристику различных форм контроля знаний на уроках МХК, так же были рассмотрены игровые виды контроля знаний обучающихся.

В основу работы положен принцип систематизации форм и видов контроля знаний по содержанию. Это позволяет облегчить выбор форм контроля знаний, чтобы качественно оценить знания обучающихся, от этого будет зависеть четкость и содержательность опроса, а значит, хорошо будет виден и реальный результата работы учителя.

Успех обучения МХК, качество зависят от множества условий: от индивидуального подхода к каждому ученику, от формы подачи материалы, ТСО и контроля знаний. Важность контроля знаний обучающихся определяется и тем, что на эту работу затрачивается до 30-50% учебного времени.

Мы выяснили, что задачами проверки знаний являются:

- углубление и закрепление знаний,

- расширение знаний и развитие речи обучающихся,

- обучение самостоятельности,

- активизация творческого мышления.

Полнейшей реализации этих задач способствуют игровые формы контроля знаний обучающихся.

Таким образом: все виды и формы проверки знаний направлены:

1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

3) на развитие воображения (аукцион);

4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

5) на развитие речи обучающихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

Следовательно, мы пришли к выводу, что игровые формы контроля знаний обучающихся на уроках МХК тесно связаны с дидактическим значением игры - когда она способствует приобретению и формированию определенных умений и навыком, способствует познанию ребенком окружающего мира, самого себя, развивает его умственные способности.

«Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок … как бы на голову выше самого себя», - отмечал Выготский Л.С. Таким образом, игра способствует развитию ребенка: умственному, физическому, психическому. Игровые формы проверки знаний обучающихся так же направлены на развитие ребенка, на формирование у учащегося определенных знаний, умений и навыков.

Игровые формы проверки знаний ценны еще и тем, что стимулируют познавательный интерес. Они поддерживают интерес к предмету и способствуют активности обучающихся в его изучении. Игровые формы проверки знаний позволяют учащимся раскрыть вои способности, возможности и таланты.

 

 

Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что систематический контроль знаний и умений обучающихся одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для обучающихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях обучающихся.

В своей работе я выполнила поставленные цели, а именно: исследуя методическую литературу, установила цели проведения контрольных мероприятий по курсу «Мировая художественная культура»; рассмотрела проблему контроля знаний, умений и навыков; выяснила виды, типы, формы, методы и место проведения контрольных мероприятий; а также внесла некоторые свои замечания в сложившееся в методической литературе понимание этих вопросов. Также я представила систему контрольных мероприятий по предмету МХК, делая акцент на игровые формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Выдвинутая в ходе исследования гипотеза, подтверждается:

систематическое и всестороннее использование различных форм контроля знаний и умений приводит к повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, вследствие которого будет повышаться степень усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков вхождения в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания человека культуры.

 


 







Date: 2016-07-25; view: 712; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию