Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели экономической эффективности производства





Проблема эффективности - это всегда проблема выбора: что производить, какие виды продукции, какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления.

Уровень эффективности оказывает влияние на экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий труда и отдыха. Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» тесно связаны между собой.

Не существует такого процесса, машины, устройства, настолько эффективного, чтобы его нельзя было сделать неэффективным (или настолько неэффективного, чтобы его нельзя было сделать эффективным) при соответствующем изменении ценностей. Все зависит от того, какая цель должна быть достигнута в результате производственной, экономической или любой другой целесообразной деятельности. Подчеркнем эту особенность категории эффективности - ее оценочный характер. В примере с паровым двигателем и дизелем рост ценности нефти по сравнению с ценностью угля может изменить все так, что работающий на угле паровой двигатель станет эффективнее дизеля. Дизелем просто не будут пользоваться из-за дороговизны.

Экономический эффект предполагает полезный результат, выраженный в стоимостной оценке (показатели: рост производительности труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности), величина абсолютная (руб./ед. времени).

Экономическая эффективность производства - ко­личественное соотношение двух величин — результатов хозяйствен­ной деятельности и произведенных затрат, величина относительная.

Эффективность (Э) = (Результат (Р) / Затраты (З)) * 100%

Технический прогресс – решающий фактор подъема производительных сил и развития человеческого общества – ведет к росту производительности труда и снижению стоимости товаров, стимулируется потребностями экономического развития: развитие техники прогрессивно тогда, когда оно экономически эффективно.

Экономические показатели характеризуют технические, организационные, природные условия производства, социальные условия жизни производственных коллективов, внешнеэкономические связи предприятия. От этих условий зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда, предметов труда и самого труда. Производственные ресурсы - это накопленные за ряд лет материальные и финансовые средства, фонды (основные фонды и оборотные средства), а также потенциальные людские ресурсы (трудовые ресурсы) с количественной и качественной характеристиками.

Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как производительность труда, фондоотдача основных производственных фондов, материалоемкость производства продукции.

Эффективность использования производственных ресурсов проявляется в трех измерениях:

1. в объеме и качестве произведенной и реализованной продукции;

2. в величине затрат ресурсов на производство, т. е. себестоимости продукции;

3. в величине примененных ресурсов, т. е. авансированных для хозяйственной деятельности основных и оборотных фондов.

Повышение эффективности производства может достигаться как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем лучшего использования действующего капитала и новых вложений в капитал (применяемых ресурсов).

Важнейшим экономическим результатом рыночной деятельности предприятия является получение максимальной прибыли на вложенный капитал ( Соотношение прибыли и единовременных затрат).

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельности продукции, а также затраты на 1 р. продукции. Сопоставление показателей объема продукции и величины авансированных основных производственных фондов и оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость производственных фондов, т. е. фондоотдачу основных производственных фондов и оборачиваемость оборотных средств. От выполнения плана по прибыли и от оборачиваемости оборотных средств – зависят финансовое состояние и платежеспособность предприятия. Полученные показатели, в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельности.

К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие:

• национальный доход (НД),

• валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения;

• производительность общественного труда,

• коэффициент общей эффективности,

• затраты на рубль товарной продукции,

• прибыль,

• рентабельность производства,

• рентабельность продукции.

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат:

• трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость, фондоемкость.

Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.).

 

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

 

16. Сущность и содержание менеджмента.

 

Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.

На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.

Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

 

17. Внутренняя и внешняя среда организации.

 

Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику

Любая организация (фирма, промышленное предприятие, торговая компания и т.д.) имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции.

Внутренняя среда организации формируется

• в соответствии с целями и задачами организации;

• в соответствии с возможностями организации (финансовыми, материальными, трудовыми).

Внутренняя среда организации определяется:

• структурой организации (например, "снабжение-производство-финансы-отдел кадров-сбыт продукции");

• системой управления организацией;

• производственными и технологическими процессами;

• уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.

К внешней среде организации относятся:

• поставщики;

• конкуренты;

• покупатели или клиенты;

• партнеры по бизнесу;

• государство и его структуры;

• культура, мораль, традиции;

• профсоюзы;

• экономические факторы;

• политические факторы;

• международное окружение.

Первые пять факторов относят к внешней среде прямого воздействия, последние пять факторов - к внешней среде косвенного воздействия.

 

18.Стратегическое планирование как функция менеджмента.

Функцией менеджмента "номер один" общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

 

 

19. Организация как функция менеджмента.

 

Организация - составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников.

Организация - это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

• финансовые ресурсы;

• материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

• людские ресурсы;

• информационные ресурсы;

• временные ресурсы.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Важным фактором повышения результативности менеджмента в организации является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

 

 

20. Мотивация как функция менеджмента.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

 

21. Контроль как функция менеджмента.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

 

 

22.Принятие управленческих решений.

Принятие управленческих решений - важнейший элемент организации деятельности фирмы. По форме принятия - решения подразделяются на единоличные, коллегиальные и коллективные.
Коллегиальные решения принимаются на основе обсуждения проблемы со специалистами, поиска оптимального варианта с учетом предложенных идей, но окончательная формулировка решения и вся полнота ответственности, принадлежит руководителю. Коллективные решения принимаются коллективом на основе голосования, ответственность за последствия лежит на всем коллективе, а не на руководителе.

Выделяют четыре уровня принятия решения, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.

Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой, менеджер должен идентифицировать ситуацию и взять на себя ответственность за начало определенных действий. Трудности здесь могут возникать, если менеджер некомпетентен, неверно трактует имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действует нелогично или проявляет нерешительность. Руководитель, правильно воспринимающий ситуацию, делающий верные выводы, разумно действующий и контролирующий последствия, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Селективный уровень предполагает, что руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать те действия, которые лучше всего подходят к данной проблеме, являются наиболее эффективными, экономичными.

Адаптационные решения вызывают трудности, так как здесь руководитель ищет новое решение известной проблемы, должен суметь отказаться от привычного, но уже устаревшего подхода к проблеме и выработать творческое решение. Успех руководителя зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное.

Инновационные решения наиболее сложны, руководителю необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные проблемы, и для решения таких проблем требуются новые представления и методы, способность мыслить на новый манер, способность творчески самому решать проблему, обсуждая и используя творческие идеи других специалистов.

Принятие управленческих решений - сложный многоступенчатый процесс, в котором можно выделить пять стадий:
1)изучение проблемы;
2)выработка идей;
3)отсев применимых идей;
4)планирование нововведений;
5)обратная связь и анализ. А теперь рассмотрим более подробно каждую стадию.

Так, в первой стадии "изучения проблемы" выделяются этапы:

1 этап: постановка проблемы (выявить, какие конкретно трудности имеются, понять природу проблемы). Если проблема была изначально не верно поставлена, то все дальнейшие усилия и финансовые затраты могут оказаться бесполезными. Неверно опознают проблему чаще всего вследствие низкой квалификации, жестких профессиональных установок, узкого профессионального кругозора, а также несвоевременности или "навязанности сверху" определенных проблем и решений. Постановка проблемы включает в себя следующие шаги:
1)осознание конкретных трудностей, природы проблемы;
2)осознание целей, т.е. каких целей, чего намериваются добиться,
3)выделение критериев успеха.

2 этап: делегирование полномочий. Если нет делегирования полномочий, то руководитель не успевает все сделать, что обусловливает принятие им стереотипных или даже ошибочных решений. Малоэффективно неполное делегирование полномочий, когда ставится проблема, поручается ответственность за нее, но не даны права, возможности для ее решения.

3 этап: сбор информации, построение информационной модели проблемной ситуации. Важно учитывать не только "свою" информацию, но и информацию "оппонентов", "конкурентов", хотя обычно значимость информации от "оппонентов" субъективно занижают, ей не верят, ее недооценивают или игнорируют, что совершенно неверно.

4 этап: построение концептуальной модели проблемной ситуации, целостного понимания проблемы. Узкий профессиональный опыт, жесткие установки, когда новая информация запихивается в старые рамки или игнорируется, может вновь исказить целостное, концептуальное понимание проблемы.

Вторая стадия - "выработки идей". Есть разные методы выработки идей, но более эффективен метод "мозгового штурма".

Третья стадия - оценка идей, альтернатив, отсев применимых идей. Вначале полезно оценить достоинства, преимущества каждой идеи, а затем оценить ее эффективность, реалистичность, практичность, экономичность и другие критерии, а также оценить последствия идеи, риск неудачи,
риск выбираемых альтернатив. При оценке риска, к сожалению, часто играют большую роль мотивы личной безопасности, и руководитель оценивает личный престижный риск, риск конфликта с кем-либо, риск неопределенности, непредвиденности поворота событий, а не идею как таковую.

Завершающим этапом этой стадии является принятие окончательного решения и оформления его в форме приказов, распоряжений, что обусловливает переход к следующей стадии.

Четвертая стадия - планирование нововведения, планирование выполнения решения, когда четко определяется, что, какие работы, к какому сроку и кто должен выполнить. Члены рабочих групп должны четко представлять себе общий план и конкретные практические шаги, которые должны быть ими предприняты.

Пятая завершающая стадия включает в себя следующие шаги:
1)практическая реализация действий, плана, управленческого решения;
2)контроль и анализ действий, результатов для их улучшения;
3)в случае необходимости коррекция управленческого решения, возврат на стадию "изучения проблемы", или выработки идей, или другие промежуточные этапы.

 

23. Теории менеджмента.

Как развивался менеджмент: история теорий менеджмента

Содержание:

Ранние теории менеджмента

Интегрированные подходы к управлению

1. Ранние теории менеджмента

Классическая теория (школа научного управления, административная школа управления)

Неоклассическая теория– поведенческая теория менеджмента (школа человеческих отношений, школа организационного поведения)

Количественная теория менеджмента

1.1. Научное управление 1885 -1920

Эта теория направлена на повышение производительности труда рабочих, путём совершенствования производительности труда. Основатели: Гилберт, Форт и Тейлор, который сформулировал концепцию научного управления, как необходимость последовательной реализации следующих четырёх шагов управления:

Анализ рабочей ситуации: разглядеть общую ситуацию, кто работники, кто исполнители, и что с менеджментом.

Анализ содержания общего задания: распределение общего задания на более мелкие, определение умений и качеств, необходимых для выполнения отдельных задач, определение необходимого количества работников.

Подбор работников для выполнения отдельных задач

Продолжение управления: установка взаимосвязей, планирование, координирование, согласование действий всей рабочей группы.

1.2. Административная школа 1920 – 1950 (Основатели: Файоль и Вебер)

Файоль распределил управление на пять основных функций:

Планирование

Организация

Распорядительство

Координирование

Контроль

После, передохнув, Файоль сформулировал принципы управления:

Распределение общей работы в организации на составные части

Полномочия и ответственность

Дисциплина

Единоначалие

Единство направления, единство руководства

Подчинённость личных интересов общим

Вознаграждение

Централизация

Иерархия

Порядок

Справедливость

Стабильность пребывания в должности

Инициатива

Корпоративный дух

Вебер сформулировал концепцию идеальной бюрократии и выделил 5 принципов:

Высокая степень разделения труда

Чёткая управленческая иерархия

Многочисленные правила, стандарты, показатели и оценки работы

Дух формальной обезличенности

Подбор кадров в организацию по их деловым качествам

2.1. Поведенческие теории менеджмента

1. Школа человеческих отношений – данная школа исследовала преимущественно проблемы индивидуальной психологии организации.

2. Школа организационного поведения (1950 – по н.в.) – концентрация внимания на изучении типов группового поведения.

3.1. Количественный подход, либо школа науки управления

Особенностью является применение в менеджменте математики

2. Интегрированные подходы к управлению

Процессный подход–этот поход рассматривает управление как серию действия, т.е. функции управления, которые реализованы в определённой последовательности.

Системный подход: организацию следует рассматривать, как систему в единстве частей, из которых она состоит, и связей с её внешней средой.

Ситуационный подход: признаёт, что хотя общий процесс управления является одинаковым, специфические приёмы, которые используют руководитель, должны изменяться в зависимости от ситуации.

Теория «7 – S» - одна из наиболее популярных теорий, которая утверждает, что эффективность современной организации формируется на базе семи ключевых, взаимосвязанных элементов:

Стратегия

Структура

Система

Штат

Стадии

Квалификация

Разделённые ценности

Современное направление развития науки управления

Глобализация менеджмента

Интернационализация

Объединение интересов бизнеса, общества, человечества

Гуманизация управления, усиление технократического подхода

 

24. Теории мотивации.

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

• Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся «XY-теория» Дугласа Макгрегора, теория «Z» Уильяма Оучи (англ.)русск..

• Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга.

• Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

Иерархия потребностей Маслоу[/w/index.php?title=%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=5править исходный текст]

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие ученые.

//commons.wikimedia.org/wiki/File:Maslowsneeds.svg?uselang=ru //commons.wikimedia.org/wiki/File:Maslowsneeds.svg?uselang=ru

/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Maslowsneeds.svg /wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Maslowsneeds.svgДиаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Потребности в порядке их очередности:

Физиологические потребности

Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви

Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.

В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании

Эстетические потребности

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.[2]

Оптимум мотивации[/w/index.php?title=%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=6править исходный текст]

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

 

25. Сущность и виды планирования.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

распределение ресурсов
Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

адаптация к внешней среде
Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

внутренняя координация
Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

организационное стратегическое предвидение
Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

 

26. Типология систем управления и организационных структур.

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Схема "Линейная организационная структура управления":

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Линейная организационная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки:

 

Преимущества Недостатки
Четкое разграничение ответственности и компетенции Высокие профессиональные требования к руководителю;
Простой контроль; Сложные коммуникации между исполнителями;
Быстрые и экономичные формы принятия решения; Низкий уровень специализации руководителей;
Простые иерархические коммуникации; Ярко выраженный авторитарный стиль руководства;
Персонифицированная ответственность. Большая нагрузка руководителя

 

27. Этика делового общения.

Этика делового общения — совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Содержание

[убрать]

• 1 Предмет

• 2 Специфика

• 3 Социальный контракт

• 4 Построение речевой аргументации

• 4.1 Принцип утилитаризма

• 4.2 Принцип нравственного императива

• 5 Основные принципы этики делового общения

• 6 Деловое общение в ресторане

• 6.1 Правила делового общения в ресторане

• 6.2 Деловое общение в ресторанах в разных странах

• 6.2.1 Английский деловой этикет

• 6.2.2 Деловой этикет в США

• 6.2.3 Французский деловой этикет

• 6.3 Чаевые

• 7 Библиография

• 8 Список сайтов

• 9 Примечания

Предмет[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=1править исходный текст]

Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения,принятых в тех или иных ситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучением факторов, влияющих на поведение в деловой сфере.

Специфика[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=2править исходный текст]

Деловое общение возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Социальный контракт[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=3править исходный текст]

Основа современной деловой этики — социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Построение речевой аргументации[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=4править исходный текст]

На сегодняшний день существуют два наиболее распространённых принципа построения этической аргументации — принцип утилитаризма и принцип нравственного императива.

Принцип утилитаризма[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=5править исходный текст]

Действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести максимальную пользу максимальному числу лиц. Суммарная польза сопоставляется с объёмом причиняемого ущерба. И если он перевешивает, решение является неэтичным. Если же все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло».

Принцип нравственного императива[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=6править исходный текст]

Моральные решения не должны зависеть от конкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного клиента также аморален, как и многих).

Основные принципы этики делового общения[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=7править исходный текст]

Существует шесть основных принципов этики делового общения:

• Пунктуальность. Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания.

• Конфиденциальность. Секреты какой-либо сделки или самого учреждения следует хранить как личные. Не следует распространяться о чьей-либо служебной деятельности и личной жизни.

• Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации с деловыми партнерами, подчиненными, сослуживцами следует вести себя доброжелательно и соблюдать вежливость.

• Внимание к окружающим. Внимание к окружающим должно распространяться на начальников, подчиненных, сослуживцев. Необходимо прислушиваться к чужому мнению, стараться поставить себя на место других и понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Следует прислушиваться к критике и советам со стороны коллег, начальства и подчиненных. Нужно дать им понять, что вы прислушиваетесь к их точке зрения и берете критику во внимание.

• Внешний облик. Самое главное – вписаться в окружение по службе, а в самом окружении – в контингент работников своего уровня. Необходимо одеваться со вкусом, тщательно подбирать аксессуары.

• Грамотность. Не следует употреблять бранных слов. Даже в случае пересказа чьей-либо речи, так как окружающие все равно воспринимают ее как вашу собственную.

Деловое общение в ресторане[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=8править исходный текст]

Деловое общение в ресторане – прежде всего переговоры, которые позволяют расширить круг деловых контактов, найти подход к клиенту, предрасполагают к заключению договора, позволяют установить взаимовыгодные деловые отношения. Это хороший повод для решения важных дел. Чем лучше вы знакомы с правилами делового этикета, тем выше ваши шансы произвести наиболее благоприятное впечатление на вашего клиента или делового партнера.

Правила делового общения в ресторане[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=9править исходный текст]

Для того чтобы произвести благоприятное впечатление на делового партнера следует владеть правилами делового общения в ресторане.

• Меню следует держать так, чтобы оно не закрывало лица. Определившись с выбором, его следует отложить в сторону. Для официанта это будет знаком, что выбор сделан;

• Не следует заказывать блюда, которые сложно есть;

• Ресторан должен быть спокойным. Тихая обстановка благоприятствует ведению деловых переговоров;

• Приступать к еде лучше, когда ее подадут всем;

• Закурить можно лишь с позволения делового партнера и, желательно, не раньше, чем подадут десерт.

Деловой этикет запрещает в ресторане:

• Класть на стол сумочку, телефон, ключи, сигареты;

• Поправлять макияж;

• Держать бокал, когда в него наливают вино;

• Складывать использованную посуду;

• Жестикуляцию приборами.

Деловое общение в ресторанах в разных странах[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=10править исходный текст]

Деловое общение предполагает налаживание профессиональных связей на подсознательном уровне с помощью установления эмоционального контакта. Большое значение здесь имеют знание правил этикета и специфики делового этикета различных стран мира.

Английский деловой этикет[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=11править исходный текст]

Для англичан стандартным приветствием является традиционное рукопожатие (причем как для мужчин, так и для женщин). Они стараются избегать открытого взгляда глаза в глаза. При знакомстве сначала представляют более высокопоставленно лицо. В Англии не принято дарить подарки при ведении бизнеса. На бизнес-ланч чаще всего приглашают в паб, где будут предложены закуски и, возможно, немного пива.

Деловой этикет в США[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=12править исходный текст]

Во время переговоров американцы очень настойчивы, отстаивают свою точку зрения. Взгляд в глаза при рукопожатии означает заинтересованность, улыбка–дружелюбие. Визитками в США принято обмениваться при знакомстве или же, когда один из партнеров уходит. Подарок во время деловых переговоров американцы воспринимают как взятку. Сами деловые встречи могут проходить в любое время суток (завтрак, обед, ужин), все зависит от срочности переговоров.

Французский деловой этикет[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=13править исходный текст]

Во Франции деловые встречи, как правило, проходят в обед. При этом переговоры относительно бизнеса принято обсуждать в конце, при подаче десерта. До этого обсуждаются любые темы относительно культуры, спорта, искусства и т.д. Большинство французов ориентируются на долгосрочные отношения, поэтому стремятся наладить дружеские отношения с потенциальными партнерами. Люди, которые отстаивают свое мнение при возникновении спора во время деловых переговоров, у французов пользуются уважением.

Чаевые[/w/index.php?title=%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&veaction=edit&section=14править исходный текст]

Чаевые – денежное вознаграждение за качественно предоставленную услугу. В определенных странах чаевые подразумеваются как определенный процент от стоимости предоставленных услуг. Иногда они уже бывают включены в счет. Но даже если чаевые не входят в счет, то ими принято вознаграждать работников ресторанов, гостиниц за оказанные услуги. И недостаточно большие и, наоборот, чрезмерные чаевые могут быть неуместными. Так слишком большое вознаграждение может оскорбить работника, а слишком маленькое означает, что вы остались недовольными тем сервисом услуг, которые они предоставляют. Также следует знать, что на Западе уже давно устоялись расценки на чаевые. Они составляют определенный процент от потраченной вами суммы. В США принято оставлять чаевые даже в том, случае, если обслуживание оказалось некачественным. Американцы считают, что лучше оставить минимальные чаевые и отказаться от услуг данного заведения, но оставить приятное впечатление о себе. В Японии же наоборот не принято оставлять чаевые, этим можно даже оскорбить. Японцы в силу своих вековых традиций уверенны в том, что просто обязаны выполнять свою работу наилучшим образом. Поэтому предложение чаевых для них воспринимается как расчет на то, что услуга будет оказана еще лучше, и равносильна оскорблению.

 

28. Основы потребительских знаний. Закон о защите прав потребителя ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ. Источники информации для потребителей

Date: 2016-07-25; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию