Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модификации и чередования фонем





Наша речь представляет собой непрерывный поток артикуляций, в котором невозможно вычленить материальные сегменты, соответ­ствующие отдельному звуку. Из-за инертности речевого аппарата артикуляции отдельных звуков взаимоналагаются; в пределах ти­пичного для современного русского языка слога согласный+глас-ный (СГ) они практически неразделимы: слог — единовременное выполнение всех речевых команд, единая слитная артикуляция, ре­зультатом которой является нерасчлененность акустических характе­ристик звуков в его пределах.

Поэтому рассмотренные ранее идеальные характеристики основ­ных оттенков фонем в реальном речевом потоке* постоянно и зна­чительно модифицируются (изменяются) под влиянием соседних звуков и места в слове, фразе. Различают комбинаторные" и позици­онные* модификации звуков.

Для фонетической системы современного языка из комбинатор­ных модификаций наиболее значимы, оттенки, возникающие в ре­зультате взаимной адаптации звуков в пределах слога СГ (так назы­ваемая прогрессивная и регрессивная аккомодация*) и в сочетаниях СС (регрессивная ассимиляция*). Из позиционных модификаций звуков наибольшего внимания заслуживают утрата голосовых со-

1 Бондарко Л. В. Звуковой строй.. С. 116.


ставляющих согласными абсолютного конца и количественная и качественная редукция* безударных гласных в слове (качественные изменения звуков, связанные с сокращением их длительности).

Соотношение по длительности ударных и безударных гласных в слове отражает так называемая формула А.А, Потебни: «Если тони­ческую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобра­зить гак: 1, 2, 3, I»1.

Из-за сокращения времени, отведенного на работу органов речи при произношении безударного гласного, артикуляционные работы выполняются не в полном объеме, что резко снижает их качество, делая звуки нечеткими, невыразительными, «сомнительными», по школьной терминологии, т.е. разрушает оппозицию.

Безударный гласный с точки зрения артикуляции — звук, в ко­тором из-за мгновенности и нечеткости движений органов речи «сма­зываются» фазы артикуляции и практически отсутствует основ­ная фаза — выдержки.

Акустически безударный гласный — это звук, не имеющий чет­кой формантной структуры, лишенный своего главного, стационар­ного* участка, по которому мы его как раз и опознавали.

Например, ударный гласный в слове ПЯТЬ можно схематически представить следующим образом: [ ] {артикуляция: экскур­сия — выдержка — рекурсия; акустика: первый переходный учас­ток — стационарный, характерный участок — второй переходный участок).

Предударный гласный в слове ПЯТИ будет выглядеть так: [ ]

(гласный предударного слога сокращается на 1/3, но эта треть — его основной участок, поэтому количественные изменения приво­дят к изменению качества гласного, мы воспринимаем его как редуц ированный* [и].

Редукция* отражает одну из основных тенденций в развитии фонетической системы: в русском языке, как и в большинстве сла­вянских, упрощается система гласных (за счет уменьшения их ко­личества, увеличения их позиционной зависимости и неравноверо­ятности в тексте). Система согласных, наоборот, усложняется: уве­личивается число консонантных единиц, складывается корреляция по глухости-звонкости и твердости-мягкости. В результате таких

1 Потебня А. А. О звуковых особенностях русских наречий // Филологические записки. Вып. 1. Воронеж, 1865. С. 63. (Ср. формулу Потебни для соотношения ударных—безударных в украинском языке: 1– ¾ –2 ¾ – 11/4 в кн.: огородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. Казань, 1913. С. 378.)


преобразований снижается информативность гласных в тексте, ос­новную информационную нагрузку берут на себя согласные1.

Date: 2016-07-25; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию