Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные задачи месячного бюджетирования
Достаточно часто компании, разрабатывая систему годовых бюджетов, возлагают на нее все задачи, которые может решить планирование будущей работы. Менеджмент таких компаний идет по излишне усложненному пути планирования деятельности компании на год, пытаясь как можно сильнее детализировать свой прогноз (например, составить прогноз для всего ассортимента товаров по позициям, спланировать каждую, даже самую мелкую статью затрат для каждой службы в отдельности и т. д.). В результате получается громоздкая, негибкая система, которую сложно корректировать, анализировать и практически невозможно контролировать исполнение бюджетов, поскольку это требует значительных затрат времени. Кроме того, концентрируя все свои усилия на выполнении годового плана без корректировки на изменение внешних условий, компания может упустить дополнительные возможности, которые не были предусмотрены годовым бюджетом. Основной ошибкой менеджмента компаний, недавно ступивших на путь бюджетирования, является стремление спланировать все как можно более точно один раз на весь год, чтобы в течение бюджетного года работать по плану и не отвлекать усилия на анализ внешней среды. Несколько месяцев работы по «точному бюджету, в котором все предусмотрено до каждой позиции» достаточно, чтобы понять невозможность такого планирования на год, особенно в условиях развивающегося рынка. Действительно, даже если детально проанализировать рынок и статистику прошлой деятельности, невозможно точно предсказать продажи по каждой позиции, особенно для компаний с большим ассортиментом товаров. Как было отмечено в п. 3.3 при разработке годового бюджета, нецелесообразно его излишне детализировать, поскольку он определяет только наиболее вероятный путь и направление работы компании в будущем году с возможными отклонениями прогнозных значений в допустимых размерах. Но, поскольку руководство всегда нуждается в как можно более точном прогнозе, по крайней мере, на будущий месяц, полезным является внедрение технологии месячного бюджетирования. Месячный бюджет представляет собой детальный план деятельности компании на месяц, представленный в виде системы взаимосвязанных исходных и результирующих блоков. Месячный бюджет составляется на базе годового бюджета с более глубокой детализацией и уточнением планируемых данных на год. Поскольку на месяц несложно составить подробный план действий, месячный бюджет должен быть максимально, хотя и в разумных пределах, детализирован. Например, при 20-30 ассортиментных позициях бюджет продаж можно спланировать по всему ассортименту товара, а также по основным клиентам компании. В соответствии с бюджетом продаж можно рассчитать и отправить поставщику бюджет закупок по всему ассортименту, чтобы избежать риска срыва поставок. Затраты также можно спланировать по всем статьям по каждому центру ответственности отдельно. Приход и расход денежных средств также можно детализировать до клиентов и центров ответственности. В то же время, излишняя детализация может сделать месячный бюджет трудно воспринимаемым для принятия оперативных управленческих решений. Главное, о чем нужно помнить при разработке месячного бюджета, - это разумная необходимость детализации бюджета. Необходимо сопоставлять выгоды от детализации данных с затратами времени и ресурсов на разработку месячного бюджета. Например, для предприятия, у которого 300 клиентов и 2000 позиций товара, не нужно планировать продажи по каждому клиенту и позиции. Необходимо сгруппировать клиентов по каким-либо признакам (например, в зависимости от доли в общих продажах, предоставляемой отсрочке, по региональному признаку и т. д.), а в ассортименте выделить топ-позиции (по правилу Парето, согласно которому 20 % наименований ассортимента составляют 80 % объема продаж), сгруппировав все остальные позиции в группу «прочие». В противном случае процесс месячного бюджетирования настолько усложнится, что им невозможно будет управлять, и в результате получится работа ради работы, а не ради результата. Основными задачами месячного бюджетирования являются: · уточнение и корректировка данных годового бюджета; · управление затратами - «тратить только то, что было запланировано»; · управление денежными средствами - расходование денежных средств на основании планируемых значений; · контроль своевременности поступления денег; · обеспечение положительного денежного счета - возможность заранее предусмотреть необходимость краткосрочного финансирования при появлении дефицита денежных средств; · оптимизация запасов - на складе хранится только то сырье, которое планируется использовать в производстве в бюджетном месяце; · эффективное управление закупками - заказывается только то, что нужно для производства, поставка осуществляется в нужные сроки; · эффективное распределение товара в системе - товар распределяется между подразделениями в соответствии с их бюджетами продаж (особенно важно для торговых компаний с разветвленной структурой филиалов); · мотивация сотрудников - поощрение за выполнение плана, взыскание за срыв. Месячный бюджет не должен существовать отдельно от годового, он должен уточнять и дополнять его (рис. 2.4.1). Общая схема формирования месячного бюджета изображена на рис. 2.4.2.
Рис. 2.4.1. – Источники данных для формирования месячного бюджета
Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса месячного бюджетирования. На ней также не изображены все возможные оперативные бюджеты, так как полный перечень бюджетных таблиц для каждой компании устанавливается в зависимости от специфики деятельности. Для определения интервала времени для месячного бюджета менеджмент компании должен определить, какие основные цели ставятся перед данным бюджетом. Если основной задачей месячного бюджетирования является эффективное управление товаром на складе и если продажи значительно колеблются в течение месяца, целесообразно будет разработать бюджеты с разбивкой по неделям или по декадам. Для компаний со стабильным объемом продаж в течение месяца (примерно равные отгрузки в неделю) можно составлять бюджеты на месяц в целом.
Date: 2016-07-25; view: 340; Нарушение авторских прав |