Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1. Досрочное голосование как гарантия реализации избирательных прав граждан





ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Кафедра конституционного и административного права

ФЁДОРОВ

Максим Юрьевич

 

 

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОСРОЧНО»

 

 

ДИПЛОМ

по образовательной программе подготовки специалистов

по специальности 40.03.01«Юриспруденция»

 

 

Г. Владивосток

Содержание

ГЛАВА 1. Досрочное голосование как гарантия реализации избирательных прав граждан. 5

1.1. Виды голосования. 17

ГЛАВА 2. Источники, регулирующие порядок проведения досрочного голосования 29

ГЛАВА 3. Специфика различных видов досрочного голосования. 35

3.1. Досрочное голосование в труднодоступных или отдаленных местностях. 35

3.2. Досрочное голосование групп избирателей. 39

3.3 Досрочное голосование в помещениях избирательных комиссий. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

Список использованных источников. 58

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Выборы занимают особое место в системе демократии, они – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, принятой ООН, подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (ч. 3 ст. 21)[1].

Проведение периодических и свободных выборов является основой представительной демократии.

Конституция Российской Федерации (п.3 ст. 3) устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы[2].

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти как в субъектах Российской Федерации так и на федеральном уровне.

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластия.

По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования - федеральный, региональный и муниципальный.

Первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают исследование действующего избирательного права и законодательства

Моя задача в этой работе рассмотреть содержание процедуры досрочного голосования, как одной из форм голосования, которые способствуют предоставлению больших возможностей избирателям принять участие в выборах.

В своей работе я постараюсь максимально раскрыть эту тему, для чего мной будет использован большой пласт накопившейся информации, монографии, периодические издания и учебная литература.

ГЛАВА 1. Досрочное голосование как гарантия реализации избирательных прав граждан

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан Российской Федерации и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

Основная функция гарантий состоит в том, чтобы заставить государство исполнять свои обязанности в сфере реализации прав граждан. Реальность прав и свобод проявляется через реальность их гарантий. Обеспечение прав и свобод посредством конкретных гарантий является конституционным требованием.

Правовые гарантии определяются как система правовых условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека и гражданина.

Под гарантиями прав избирателей А.В. Зиновьев подразумевает условия и средства, обеспечивающие реализацию прав избирателей[3].

Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный закон от 6 декабря 1999 года N 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства

Российской Федерации о выборах и референдумах».

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать в своих региональных законах дополнительные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме.

Все гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме носят правовой характер и закрепляются в законодательстве.

Вопрос о гарантиях избирательных прав граждан как основополагающий вынесен в преамбулу и, соответственно, в название Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Это обстоятельство вызвано тем, что важнейшей характеристикой правового положения, статуса в целом, является его стабильность, то есть свойство оставаться неизменным в течение относительно продолжительного промежутка времени. Именно система гарантий обеспечивает стабильность избирательных прав граждан.

В теории права выделяются общие и специальные гарантии реализации прав граждан, заложенные в социально-экономических факторах и в праве, действующие во всей правовой системе и в ее отдельных институтах.

Особое внимание необходимо уделить собственно юридическим гарантиям реализации избирательных прав граждан.

Под конституционно-правовыми гарантиями реализации избирательных прав граждан понимаются совокупность установленных Конституцией Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами условий, правил и процедур, а также реально используемых правовых средств защиты, в том числе восстановления избирательных прав, обеспечивающая реализацию избирательных прав граждан[4].

К конституционно-правовым гарантиям реализации избирательных прав граждан необходимо отнести:

1) процедурно-процессуальные гарантии.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в пункте 11 статьи 2 под гарантиями избирательных прав граждан понимает исключительно условия, правила и процедуру реализации гражданами избирательных прав, в совокупности являющиеся процедурно-процессуальными гарантиями.

Требования правовой процедуры, соблюдения процессуальной формы важны не сами по себе, а как средство достижения юридической правильности, законности использования гражданами избирательных прав.

Данный вид гарантий в наибольшей степени присущ реализации избирательных прав граждан, поскольку избирательное законодательство насыщено процессуальными нормами и различными правовыми процедурами.

К таковым, например, относятся: процедура выдвижения и регистрации кандидатов, списка кандидатов, процедура регистрации избирателей, процедура сбора подписей, процедура досрочного голосования и другие.

2) прокурорский надзор.

В рамках общего прокурорского надзора органы прокуратуры, исполняя возложенные на них обязанности, осуществляют проверку исполнения законов при реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. В рамках данной гарантии органы прокуратуры проводят надзорные мероприятия по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов, регламентирующих порядок реализации гражданами избирательных прав.

3) судебную защиту.

Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами дел о защите указанных прав.

В соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности[5].

Несмотря на то, что защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации представляет собой постоянный процесс совершенствования не только законодательства, но и всех механизмов, связанных с избирательными процедурами, на практике судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями.

Поэтому рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.

Примером может служить Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года[6] и судебная практика по делам о защите избирательных прав граждан

 

Российской Федерации, рассмотренных Приморским краевым судом в 2015-2016 годах[7].

4) институт жалоб и заявлений граждан.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет за гражданами право обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме,

непосредственно в вышестоящую комиссию.

5) юридическую ответственность.

За различные нарушения избирательных прав граждан предусмотрена

административная и уголовная ответственность. Институт юридической ответственности в целом выступает рычагом обеспечения соблюдения императивных требований федерального избирательного законодательства.

Рассмотрим более подробно процедуру досрочного голосования, а также ряд проблемных вопросов, связанных с указанной процедурой.

Досрочное голосование на выборах в Российской Федерации существует с 1991 года. До 1999 года досрочно проголосовать могли любые избиратели, которые знали, что по каким-либо причинам будут отсутствовать в день выборов по месту своего жительства и не смогут прийти на избирательный участок, на котором они включены в списки избирателей.

Так, в статье 30 Федерального закона от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

было закреплено, что избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов (включительно) будет отсутствовать по месту своего жительства, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно[8].

В Федеральном законе от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядку досрочного голосования была посвящена статья 53. В ней указывалось, что избирателю или участнику референдума, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в помещении соответствующей территориальной (не ранее чем за 15 и не позднее чем за 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии, комиссии референдума[9].

Однако Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничил закрепленное в этой статье право на досрочное голосование наличием уважительной причины, такой как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, и отсутствием возможности голосования [10].

Отметим, что во всех указанных актах было прописано положение об обязанности избирательной комиссии, комиссии референдума обеспечить

тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления

избирателя или участника референдума и обеспечить учет его голоса.

Постепенно – с 2002 по 2010 год вводилось ограничение права граждан на досрочное голосование. Его необходимость законодатели объяснили выявляемыми при проведении досрочного голосования многочисленными

нарушениями избирательного законодательства.

Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в первоначальной редакции закрепил невозможность досрочного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и на референдумах (как федеральном, так и региональном). Право на досрочное голосование предоставлялось только при проведении выборов в органы местного самоуправления и местного референдума, причем обязательно при наличии уважительных причин и в том случае, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям[11].

Однако Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и

референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» вновь разрешил проведение досрочного голосования на региональном референдуме[12].

Статьей 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 мая

2010 года N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменениями порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления») гражданину предоставлялась возможность проголосовать досрочно, если он по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не

сможет прибыть в помещение для голосования при проведении регионального, местного референдума. К уважительным причинам отнесены: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья.

Но указанный порядок не применялся на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, на референдуме Российской Федерации[13].

Постановлением от 15 апреля 2014 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации (далее – Конституционный Суд) дал оценку конституционности положений пункта 1 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[14].

Оспоренные нормативные положения, устанавливающие основания и порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума, являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку они не предполагают возможность досрочного голосования на выборах в органы

государственной власти и органы местного самоуправления граждан, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение

государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей.

Поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности оспариваемой нормы закона стал запрос Законодательного Собрания Владимирской области. Заявители посчитали, что действующее правовое

регулирование лишает значительную часть граждан возможности реализовать активное избирательное право. Так, те, кто по уважительной причине не смогут прибыть в день выборов на избирательный участок, фактически утрачивают возможность проголосовать. Кроме того, заявители подчеркнули, что установленный единый день голосования (второе воскресенье сентября) приходится на период отпусков, в связи с чем резко

возрастает число избирателей, которые в этот день не могут явиться на избирательный участок.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, допускающего использование в целях обеспечения участия в голосовании названной категории граждан Российской Федерации лишь открепительного удостоверения и голосования по почте – исключают для них возможность проголосовать досрочно на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправлении.

При этом Конституционный Суд исходил из того, что право избирать

является одним из важнейших элементов правового статуса гражданина в демократическом обществе, при законодательном регулировании порядка проведения выборов и организации голосования на них необходимо соблюдать требования, вытекающие из конституционного принципа равенства, и устанавливать процедуры, которые позволят обеспечивать их честность, прозрачность, безопасность и предотвращать возможные злоупотребления, не допуская в отношении граждан необоснованных ограничений и чрезмерных, вынуждающих к отказу от участия в голосовании, обременений (абз.8 п. 2 Постановления).

В рассматриваемом решении Конституционный Суд провел анализ субсидиарных институтов голосования, призванных в качестве дополнительных гарантий обеспечить осуществление активного избирательного права и отметил, что голосование по доверенности, по почте и через Интернет получило широкое распространение в ряде зарубежных стран. Их опыт показал: разумное увеличение доступных видов электоральных практик способствует росту числа граждан, принявших участие в голосовании.

В нашей же стране в связи с внесением в законодательство указанных выше изменений избиратели, которые по уважительным причинам будут отсутствовать по месту своего жительства в день голосования и, следовательно, не смогут реализовать принадлежащее им активное избирательное право на избирательном участке, где они включены в список избирателей, полностью лишились возможности проголосовать досрочно на всех уровнях выборов – федеральном, региональном и муниципальном.

Аргументы в поддержку запрета на проведение досрочного голосования, касающиеся «рационализации деятельности избирательных комиссий» и того, что досрочное голосование открывает возможности для различного рода нарушений не были приняты во внимание. Конституционный Суд отметил, что федеральный законодатель не отказался полностью от этого института и, следовательно, «не считает возможные нарушения предопределенными самой его природой – при условии надлежащей организации, обеспечивающей надежность, эффективность и прозрачность соответствующих процедур» (абз. 3 п. 4.1 Постановления).

Поскольку права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, на труд, отдых, охрану здоровья, образование (ст. 27, ч. 1 и 2 ст. 37, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации) являются такими же конституционно признаваемыми и защищаемыми ценностями, как и избирательные права, принцип соблюдения баланса конституционно значимых ценностей требует обеспечения каждой из них без несоразмерного ущерба для прочих, а потому правовое регулирование, которое ставит гражданина в ситуацию вынужденного выбора, от реализации какого конституционного права он должен будет отказаться, для того чтобы воспользоваться другим, следует рассматривать как посягающее на это другое право, его отрицание (во всяком случае, в данных конкретных обстоятельствах) (абз. 7 п. 4.1 Постановления).

При обосновании своей позиции Конституционный Суд также отметил, что референдум и выборы являются равноположенными по своей конституционной значимости высшими формами осуществления народовластия, а потому условия из реализации должны быть в принципиальном плане также равными. Однако в отношении досрочного голосования обжалуемой статьей вводились разные условия реализации активного избирательного права на выборах и референдуме.

В связи с этим Конституционный Суд считает, что действующая редакция оспариваемой нормы ограничивает активное избирательное право тех граждан, которые по уважительным причинам не могут в день голосования прибыть на свой избирательный участок. Причем это ограничение в системе действующего правового регулирования во многих случаях не компенсируется иными установленными избирательным законодательством гарантиями права на участие в выборах в качестве избирателя и способно подтолкнуть гражданина к отказу от участия в голосовании (абз. 6 п. 4.1 Постановления).

Также Конституционный Суд считает, что на федеральном уровне нужно предусмотреть возможность использования регионами при проведении региональных и муниципальных выборов тех форм и процедур голосования, которые наиболее подходят для конкретного субъекта Российской Федерации исходя из его территориальных, организационных, экономических и иных особенностей.

Законодателю предписано внести в указанный Федеральный закон соответствующие изменения, а до их внесения до внесения избирателям, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, по указанной уважительной причине, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно в порядке, аналогичном установленному пунктами 2-9 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В этой связи 5 мая 2014 года федеральный законодатель внес соответствующие изменения в статью 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[15].

Большинство субъектов Российской Федерации также внесло в свои законы изменения в развитие Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом того, что субъектам

Российской Федерации было предоставлено право самостоятельно определять на региональных выборах открепительные удостоверения или процедуру досрочного голосования. При этом около 30 регионов отказались от открепительных удостоверений в пользу досрочного голосования.

Право избирателя избирать и быть избранным – важнейшее политическое право, особую значимость этого права подтверждает тот факт, что почти сразу после принятия Конвенции основных прав и свобод человека была осознана необходимость дополнить перечень основных прав правом на свободный выбор, что было закреплено в Протоколе N 1.

Современная отечественная практика применения законодательных норм показала, что отмена досрочного голосования на выборах наиболее четко обозначила юридическое противоречие между обеспечением прозрачности выборов и беспрепятственной реализацией гражданами активного избирательного права.

Главной проблемой досрочного голосования считается сложность контроля его проведения со стороны наблюдателей, поэтому возвращение досрочного голосования влечет за собой дополнительные требования к организации независимого наблюдения на выборах со стороны партий и общественных организаций. Создаются предпосылки для естественной институциализации деятельности по общественному наблюдению и поэтапного внедрения стандартов других стран.

Укрепление демократии и народовластия напрямую связано с проблемой реализации активного и пассивного избирательного права при формировании системы органов государственной власти и органов местного самоуправления

Решить данную проблему возможно путем разработки и применения эффективных норм правового обеспечения и регулирования, которые защищают от искажения итогов при проведении досрочного голосования.

Виды голосования

Голосование является главной стадией избирательного процесса, так как именно на ней выражается воля избирателей, решается вопрос об избрании или неизбрании кандидатов.

Как правило, избиратели голосуют в помещении для голосования. Для избирателей, которые по тем или иным причинам не могут прибыть в данное помещение, предусмотрены различные формы альтернативного голосования.

Так, в Австралии, Канаде, Финляндии, США, Великобритании, Германии, Бельгии, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, Франции, Новой Зеландии, Дании, Австралии и других странах предусмотрено досрочное голосование, голосование по открепительным удостоверениям, голосование по факсу, голосование с помощью электронных устройств, голосование по почте.

Избиратели могут воспользоваться какой-либо альтернативной формой голосования лишь при наличии определенных оснований, предусмотренных законодательством той или иной страны.

Так, например, в Канаде досрочное голосование проводится для военнослужащих; для лиц, временно проживающих за пределами Канады; для находящихся в местах лишения свободы; для пожелавших по тем или иным причинам голосовать досрочно[16].

Российское избирательное законодательство также предусматривает несколько видов порядка голосования.

В качестве основного способа реализации гражданами активного избирательного права Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет голосование на выборах посредством заполнения избирательного бюллетеня в день голосования в помещении для голосования на избирательном участке по месту жительства, где он включен в список избирателей (ст.ст. 17, 61, 63 и 64).

Каждый избирательный участок должен быть оборудован в соответствии с требованиями статьи 49 названного Федерального закона до того, как начнется голосование. При этом помещение должно быть достаточным по размеру, чтобы члены избирательной комиссии предприняли меры и обеспечили удобный доступ к оборудованию для голосования так, чтобы это оборудование находилось в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.

В помещении для голосования должны быть: зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования; информационный стенд, на котором размещается: информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, образцы заполненных избирательных бюллетеней; увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления; стационарные ящики для голосования.

Места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования должны одновременно находится в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. В Приморском крае – с 8.00 часов до 20.00 часов местного времени.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

Удостоверяя факт получения бюллетеня, избиратель расписывается в списке избирателей в строке напротив своих персональных данных (ст. 64). Понятие списка избирателей в законодательстве не раскрыто. С.Д. Князев справедливо относит список избирателей к числу первичных избирательных документов, так как именно он содержит изначальную информацию об избирателях[17] и только при включении в список избирателей гражданин

имеет право голосовать в любом установленном законом порядке, обо всех фактах голосования в списке избирателей делается соответствующая отметка.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

Также законодательством в Российской Федерации предусмотрены дополнительные, или так называемые субсидиарные, способы реализации этого права – на случай возникновения обстоятельств, препятствующих или существенным образом затрудняющих совершение избирателем указанных действий именно в данный день и в данном месте.

Помимо досрочного голосования, к ним относятся такие формы, как голосование в день выборов по открепительным удостоверениям, голосование в день выборов вне помещения для голосования, а также голосование по почте.

Практика проведения выборов в Российской Федерации свидетельствует о том, что эффективность ряда альтернативных форм голосования оставляет желать лучшего. Проблема реализации права избирателей на участие в голосовании посредством альтернативных форм является актуальной в связи с предстоящими 18 сентября 2016 года выборами и находит самое широкое обсуждение в обществе.

Понятие «досрочное голосование» можно раскрыть примерно следующим образом – это процесс, при котором избиратели могут проголосовать в течение одного или нескольких установленных дней до выборов, референдума.

Досрочное голосование может проводиться как дистанционно, так и с личной явкой избирателей.

Досрочное голосование объединяет три процедуры разного характера: досрочное голосование всех избирателей, участников референдума на избирательном участке – организованное голосование на избирательных участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях;

досрочное голосование отдельных групп избирателей, участников референдума – организованное выездное голосование в отдаленных и труднодоступных местностях; досрочное голосование отдельных избирателей, участников референдума – проводится в помещениях избирательных комиссий.

Согласно пункту 1 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочное голосование на выборах и референдумах проводится в случаях и порядке, которые предусмотрены соответствующим законом, не ранее чем за 20 дней до дня голосования.

Общие требования, которые подлежат выполнению при проведении досрочного голосования, установлены в пункте 4 указанной статьи Федерального закона.

Отсылка в данном пункте к пункту 2 статьи 61 данного Закона означает, что в помещении, в котором осуществляется досрочное голосование, должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

Данные положения являются в основном нововведениями Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления».

Ранее в рамках соответствующей регламентации в пункте 2 данной статьи в прежней редакции устанавливалось лишь то, что комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса участника референдума при установлении итогов голосования.

Более подробно процедуры собственно досрочного голосования и специфика указанных выше видов досрочного голосования будут рассмотрены далее.

Статьей 62 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрен такой вид г олосования как голосование по открепительным удостоверениям.

Голосование по открепительным удостоверениям предусматривается для избирателей, участников референдума, которые не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей, в день голосования. В такой ситуации они вправе получить в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума открепительное удостоверение для голосования на выборах и проголосовать на том избирательном участке, участке референдума, на котором они будут находиться в день голосования.

Однако возможность такого голосования ограничивается пределами избирательного округа, округа референдума, где избиратель или участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Часто граждане, которые в день выборов находятся вне места жительства, находятся и вне территории голосования (конкретного избирательного округа), в связи с чем получение открепительных для них лишено смысла.

При получении открепительного удостоверения избиратель или участник референдума исключается участковой комиссией из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования. В то же время повторная выдача открепительного удостоверения не допускается, дубликат при его потере не выдается. Получается, что в случае утраты удостоверения гражданин лишается возможности проголосовать.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основания и порядок выдачи открепительных удостоверений и голосования по ним определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Возможность использования открепительных удостоверений на выборах федерального уровня закреплена в настоящее время в статье 68 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[18] и статьей 82 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"[19].

Что касается региональных выборов, то возможность применения открепительных удостоверений может быть предусмотрена непосредственно законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но прямой

обязанности регионального законодателя по ее установлению не закреплено.

Законом Приморского края от 2 июня 2014 года N 42-КЗ «О внесении изменений в Избирательный кодекс Приморского края» статья 70 Избирательного кодекса Приморского края, предусматривавшая возможность использования открепительных удостоверений, признана утратившей силу[20].

На предстоящих выборах 18 сентября 2016 года предполагается широко применять голосование по открепительным удостоверениям, поскольку в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 3 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», досрочное голосование применяться не будет[21]<3>.

Можно отметить, что применение института открепительных удостоверений на выборах при определенных условиях позволяет устранить основные недостатки досрочного голосования, в частности уменьшить подкупа избирателей и скрытого административного давления.

Еще одним видом голосования является голосование вне помещения для голосования, предусмотренноестатьей 66Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Такая возможность предоставляется избирателям, внесенным в список избирателей, но не способным самостоятельно по уважительным причинам (состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, а также находящимся в местах содержания под стражей подозреваемым и обвиняемым.

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день выборов и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее срока, установленного федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, который не должен отстоять от времени окончания голосования менее чем на 4 часа. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном реестре. По прибытии членов комиссии к избирателю на основании зарегистрированного устного обращения оно подтверждается письменным заявлением, содержащим персональные данные избирателя и причину невозможности голосования на участке.

Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством, но не более трех, переносных ящиков для голосования, которое определяется решением вышестоящей избирательной комиссии. Голосование вне помещения избирательного участка проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. При этом могут присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Члены комиссии, выезжающие по заявлениям граждан, должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в комиссии переносной ящик для голосования; необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы; заверенную выписку из реестра регистрации поступивших заявлений; поступившие письменные заявления избирателей о возможности проголосовать вне помещения для голосования; необходимые письменные принадлежности для заполнения гражданином избирательного бюллетеня.

Факт получения бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Непосредственно в список избирателей подпись гражданина не вносится. Сведения об избирателе, проголосовавшем вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой комиссии, выезжавшими по заявлениям. Одновременно в особой графе делается отметка «Голосовал вне помещения для голосования». Число письменных заявлений, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором указываются также сведения о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения избирательного участка. Организация голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав, а равно искажения волеизъявления избирателей.

Отметим, что участковая избирательная комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель или участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и в связи с этим отказать ему в проведении голосования вне помещения для голосования.

Данные федеральных выборов за 2003 - 2012 годы показывают, что вне помещения для голосования голосуют около 7,1% избирателей, принявших участие в выборах. При этом количество лиц, использующих такую правовую возможность, с каждым годом увеличивается. Кампании по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации показали следующий рост: 2003 г.- 5,6%; 2007 г. - 6,6%; 2011 г. - 6,9%, а кампании по выборам Президента Российской Федерации: 2004 г. - 7,3%; 2008 г. - 7,7%; 2012 г. - 8,6%. В абсолютных числах количество избирателей, проголосовавших на дому, на последних выборах Президента Российской Федерации составило 6,1 млн. человек[22] <1>.

В последнее время особое место среди альтернативных форм голосования отводится голосованию по почте. По справедливому замечанию В.В. Красинского, «развитие представительных демократических институтов, расширение доступа граждан к участию в выборах, необходимость повышения политической активности избирателей стали причинами появления в различных странах почтового голосования»[23] <2>.

Почтовое голосование подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутренне голосование по почте осуществляется избирателями, находящимися на территории своего государства, а внешнее избирателями, находящимися за его пределами. В большинстве стран, в частности в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, предусмотрены оба вида голосования по почте. Основанием для внешнего голосования по почте является нахождение избирателя за границей.

Применение внутреннего голосования по почте в различных странах предполагает наличие разнообразных оснований. Например, в Дании

воспользоваться голосованием по почте могут избиратели, находящиеся в больнице, социальном приюте, доме престарелых, а также в тюрьмах и следственных изоляторах. В таких странах, как Канада, США, Швеция, воспользоваться голосованием по почте может любой избиратель без указания причины[24].

В Российской Федерации голосование по почте появилось в законодательстве недавно, предусмотрено пунктом 14 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Для голосования этим способом необходимо, чтобы закон соответствующего субъекта Российской Федерации предусматривал такую возможность. В настоящее время она предусмотрена только в семи регионах,

например, Свердловская область, Тюменская область, Мурманская область.

Приморский край в число таких субъектов не входит. При этом нормы, предусматривающие возможность голосования по почте, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, носят отсылочный характер к Инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 октября 2011 года N 41/353-6 «О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума»[25].

Недостатками этого способа является то, что на выборах федерального уровня голосовать по почте нельзя, а такжето, чтопроцесс подготовки к такому голосованию довольно трудоемкий. В частности, нужно заранее обратиться в соответствующую избирательную комиссию с письменным обращением о предоставлении возможности проголосовать по почте. В обращении указываются личные данные и причина невозможности голосования непосредственно на участке, причем она должна быть подтверждена документально. Направить такое обращение можно и по почте,

но в этом случае подпись избирателя должна быть нотариально заверена. Отметим, что при составлении протокола об итогах голосования учитываются голоса избирателей, содержащиеся в бюллетенях с надписью

«Голосование по почте», поступивших в соответствующую участковую комиссию не позднее времени окончания голосования. Таким образом, учет или неучет голоса избирателя в этом случае зависит от качества работы

почтовых отделений. Кроме того, голосование по почте в Российской Федерации используется только в случае, если у избирателя нет возможности проголосовать каким-либо иным субсидиарным способом.

 

Date: 2016-07-22; view: 1086; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию