Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суицидное развитие личности и суицидальное поведение





Характерно для людей, совершивших или пытающихся совершить попытку самоубийства. Истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых – не лишить себя жизни, а продемонстрировать окружающим это намерение. Одной из самых распространенных причин суицида является одиночество. В специальной литературе описывается этот феномен как "ужас", "страх", наделяется "букетом" отрицательных эмоциональных переживаний, доминирующих у одиноких людей. В зону риска, в которой человек ощущает на себе всю тяготу одиночества, входят различные категории общества: пенсионеры, инвалиды, безработные, разведенные супруги, беженцы, отдельные представители молодежи.

Психологический анализ одиночества показал его многоликость. Каковы бы ни были причины одиночества, центральным звеном, страдающим при одиночестве, является нарушение общения, адаптационных социально-психологических процессов: ослабление интимных привязанностей и связей в первичных группах, увеличение социальной и семейной лабильности в обществе.

Кроме того, причинами суицидных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную эмоциональную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, внезапности, продолжительности и повторяемости).

Анализ суицидного поведения показывает, что обычно человек решает лишить себя жизни, во-первых, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживает человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; в-четвертых, принятие суицидного решения – акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий акт добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается личностью; при позиции "отказа" – ответственность приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

За внешним сходством суицидного акта в молодости и на стадии инволюции – будь то распад семьи или утрата партнера, несправедливость или личная несостоятельность, психологический кризис развивается по-разному. Для молодежи кризис проходит преимущественно под знаком "недостижения желания", а в пожилом возрасте – с позиций "утраты достигнутого", т.е. потребности будущего – в молодости либо "заслуженного прошлого" – в старости.

Психологические тенденции суицида приобретают особую значимость в решении вопросов профилактики суицидных действий. Психологический анализ личности, решившей добровольно уйти из жизни, дает возможность выявить не только те основы личности, которые были травмированы, но, самое главное, обнаружить те личностные "зоны сохранной моральной мотивации", выступающие как антисуицидные факторы. Последнее приобретает особый смысл и значимость в профилактике суицидных действий. Путем влияния на эти факторы (чувство собственного достоинства, гордость, совесть, стыдливость, ответственность и др.) можно помочь человеку вернуть утраченный жизненный смысл или найти (сконструировать) новый. Такой подход можно назвать морально-психологической коррекцией личности, что и является основой социальной реабилитации лиц (групп), наиболее "чувствительных" к суицидному способу решения проблем.

 

10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ: АГРЕССИВНОСТЬ, СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ, РИГИДНОСТЬ.

Агрессивность

Агрессивность, как свойство личности, является социально приобретенным продуктом социализации. Отдельные врожденные характеристики (тип высшей нервной деятельности, гормональный статус и т.д.) в процессе развития могут оказывать влияние на формирование этой черты личности и порой существенное, но не являются определяющими.


Согласно современным представлениям, агрессивность личности связана с определенной структурой мотивационной сферы, компонентным составом ее ценностной системы. Психологическими исследованиями показано, что мотивационная сфера личности, в которую входит агрессивность, есть сложная многоуровневая структура, ее составной частью является система установок, имеющая иерархическое строение.

Чрезмерная агрессивность определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальной кооперации. Это проявляется в неоправданной враждебности, злобности, жестокости. Именно такие свойства агрессивности сформировали крайне негативное отношение к этому качеству личности. Однако агрессивности свойственны не только деструктивные параметры, – она может содержать и позитивные моменты.

Наличие агрессивности еще не делает личность социально опасной. Более того, существуют одобряемые обществом формы агрессивности. Например, одного человека можно осудить за хулиганство, а другому – вручить медаль за первенство по боксу за один и тот же "набор" агрессивных действий. Помимо того, агрессивность как свойство человеческой психики необходима (разумеется, в определенных границах) в созидании творческой личности. Это связано с тем, что достижение результатов деятельности нередко нуждается в качестве, способном преодолевать и разрушать препятствия. Таким качеством и является агрессивность. В ограниченном диапазоне это социально необходимое качество личности. Отсутствие его приводит к податливости, ведомости, неспособности занять активную жизненную позицию. Существует точка зрения о том, что социальную оценку агрессивности можно рассматривать только в контексте направленности личности и осуществляемой ею деятельности в конкретной ситуации.

Стереотипизация

В основе практически любой активности человека лежат стереотипы, которые обеспечиваются устойчивой, но динамической системой условных и безусловных рефлексов. Стереотипы формируются в стандартных условиях, когда раздражители следуют друг за другом в определенной пространственно-временной последовательности. Примеры стереотипов вам хорошо известны.

Выделяют стереотипы социальные и этнические.

Стереотипы могут играть и негативную роль, когда условия деятельности изменяются, а человек продолжает вести себя стереотипно, не учитывая новых ситуаций. Так, у личности формируются бюрократические, догматические, педантичные качества. Стереотипы играют негативную роль в развитии личности и в условиях стереотипизации.

Стереотипизация – восприятие, классификация, оценка поведения социальных объектов и их интерпретация на основе субъективных социальных стереотипов. Стереотипизация отражает обычно неосознаваемый личностью процесс "приписывания" сходных характеристик (потребностей, мотивов, целей) всем членам группы, без осознания их различий. При этом содержание "приписки" может быть не только глубоко ошибочным, но и совсем неверным, но человек этого не замечает.

Стереотипизацией как механизмом "приписывания" определялось традиционное истолкование американскими расистами поведения негров как сексуально агрессивного, коварного, непредсказуемого и т.д. В данном случае стереотипизация имела характер предубеждения: этнические предубеждения являются достаточно распространенными.


Стереотипизация лежит в основе только негативной или позитивной оценки личностью других людей, получившей название "эффект ореола".

Стереотипизация лежит в основе предвзятости личности, что сказывается негативно в ее деловых и личных взаимоотношениях с окружающими, нарушает формирование и развития самосознания, препятствует самосовершенствованию и саморазвитию, а потому и является деструктивной.

Ригидность

Стереотипизация и жесткое фиксирование стереотипов делают развития личности ригидным и способствуют формированию ригидных качеств.

Ригидность проявляется во всех сферах личности: познавательной (неспособность воспринимать объект в изменившихся ситуациях и адекватно на это реагировать), аффективной (неизменность эмоциональной значимости объекта в новых условиях, изменения отношений к нему, оценки привлекательности и др.), мотивационной (негибкость изменения потребностей и мотивов, коррекции целевых установок, привычных способов удовлетворения потребностей, стиля поведения и др. с изменением условий жизни, упрямое "застревание" на одних и тех же мыслях и переживаниях).

Под влиянием ригидности у личности усиливаются такие черты как застреваемость, консервативность, шаблонность... Ригидность – "ярый враг" творчества, так как ограничивает возможности "видения объекта" с разных сторон, с разных точек зрения, а концентрирует психику только на отдельных его аспектах. Ригидность оказывает "плохую службу" и гибкости поведения, если условия, ситуации меняются порой быстро и неожиданно. Так, в процессе перехода российского общества на рыночные отношения в экономике, многие люди "не смогли найти себя", свою роль и место в них. И главная вина в этом – ригидности.

 

11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ: ДИССИНХРОНИЯ, ЗАВИСТЬ.

Диссинхрония

Диссинхрония – психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. Террасье, диссинхрония – это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. Обычно диссинхрония проявляется на социальном и психическом уровнях. Первый уровень выражается "разрывом" между ребенком и его окружением – быстротой его интеллектуального развития и средней (или низкой) скоростью развития других детей. Внутренняя диссинхрония проявляется в противоречивости развития отдельных психических функций самого ребенка, например, очень быстрый темп чтения может сопровождаться затруднениями в психомоторике, т.е. с трудностями письма или быстрое интеллектуальное развитие "соседствует" с замедленным эмоциональным становлением психики и др.


Социальная и внутренняя диссинхрония являются основанием возникновения, как правило, весьма напряженной и некомфортной социально-психологической обстановки в школе, классе. Так И.Ф. Сибгатулина отмечает, что по указанным причинам у одаренного ребенка "гибнет" интерес к учебе, он становится рассеянным, "погружается в собственные сценарии развития", проявляет агрессию или "уходит в себя". В целом, ребенок остается беззащитен, так как педагоги нередко таких детей "не принимают". Ребенок вынужден "выстраивать" для себя целую систему психологических защит и от школы, и от родителей, и от учителя, которые являются и путями протеста, и путями приспособления к окружению и самому себе.

А. Маслоу выделил несколько уровней функционирования одаренного ребенка в своем жизненном пространстве: уровень выживания (ребенок в ситуации находится лишь физически и отчаянно борется за сохранение своего Я во внешнем окружении); второй уровень – обороны (ребенок сохраняет свое "Я", старается удержать свои позиции и борется против всего, что квалифицируется им как угроза); третий уровень – уровень уверенности (ребенок находит компромисс в преодолении социального отчуждения и неприятия, старается учиться, самоутверждаться, саморазвиваться); четвертый уровень – процветание (преобладание творческих, продуктивных занятий). Однако, четвертого уровня, к сожалению, далеко не всегда может достичь одаренный ребенок – нередко преобладают первых 2 уровня.

Синдром диссинхронии негативно влияет и на развитие самопринятия, самоценности одаренного ребенка, свидетельствуя о негативных особенностях психологического здоровья.

Зависть

Социальная нестабильность в обществе, экономическая дифференциация его членов, тяжелые условия жизни значительной части населения провоцируют развитие ряда негативных деструктивных компонентов личности, которые в значительной мере влияют на судьбу отдельного человека, целой общности, нации. Одной из таких характеристик является зависть.

К. Муздыбаев, обобщая различные точки зрения на это явление, считает, что понятие зависти включает: восприятие человеком чьего-то превосходства; чувство досады, огорчения, унижения; неприязненное отношение (ненависть) к тому, кто его превосходит; желание или причинение ему вреда; лишения его предмета зависти.

Зависть, как личностное качество, проявляется на разных уровнях:

* сознания (осознание более низкого своего статуса, который ее не устраивает);

* эмоционального переживания (чувство досады, раздражения, злобы, агрессии и др.);

* реального поведения (разрушение, устранение предмета зависти или силовое овладение им).

По этому поводу Р. Нисбет писал, что если зависть широко распространена в популяции, то любое социальное согласие, проявление прав и свобод, справедливости совершенно невозможным. В целом, зависть оценивается как дезорганизующая сила, поэтому институализация зависти может быть признанием доминирования агрессивности, озлобленности, недоброжелательности в обществе. Более того, как отмечает К. Муздыбаев, зависть – ущербное чувство. Оно пытается заполнить пустоту или какой-нибудь личностный недостаток, отсутствие психологического равновесия и гармонии.

Зависть, если она свойственна многим членам общества, деформирует его целостность, вносит в социальную систему конфликты, сдерживает развитие и самоактуализацию как отдельных индивидов, так и социальных групп, социума в целом. Зависть – это качество, которое маскирует некомпетентность, ленность и др. деструкции. Но вместе с тем, как показывают психологические исследования, это качество деформирует целостное развитие личности, способствуя формированию таких качеств как скрытность, тревожность, одиночество, порождает "аффект неадекватности" и др. В то же время, зависть, как правило, не свойственна людям самодостаточным, независимым, увлеченным своим собственным делом.

12. Общее понятие о механизмах психологической защиты личности.

13. Типология, основные виды и функции защитных механизмов.

 

12.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ – МЕХАНИЗМ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ИЛИ ДЕСТРУКТИВНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ?

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

* агрессия (или нападение на "фрустратора");

* аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

* репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

* рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

* сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")

* забывание;

* самопрощение ("Да! А что?");

* проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

"Защита" и "сопротивление" – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.

Наряду с понятием "защита" особое место в психодинамике занимает понятие "трансфер".

Кроме трансферного, в области сопротивления рассматриваются явления, называемые вторичной выгодой.

Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

* они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

* они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Как известно, в различные классификации защит положены специфические критерии: блокировка или искажение информации; степень активности личности в формировании защит; особенности переработки информации, подлежащей "недопуску" к сознанию; природа препятствий, с которыми сталкивается субъект; результат защиты – достижение награды или избегание опасности; базисность или вторичность защит и др. Из разнообразных критериев, представленных в научных и практико-ориентированных источниках, нами были отобраны три показателя:

1. защиты, опосредующие восприятие информации;

2. защиты, опосредующие различные формы искажения (трансформации) информации;

3. защиты, основанные на первичных примитивных формах психических проявлений.

Завершая данную главу, следует отметить, что все виды психологических защит личности имеют "двойной", "парадоксальный" эффект - позитивный ("освобождение" от неприятных переживаний на некоторое время) и негативный (искажает реальность, создает иллюзии, не позволяет решать возникающие проблемы, являясь сопротивлением для личностного развития и личностного роста).

В процессе психологического консультирования и терапии, одной из важнейших, а вместе с тем и трудных, задач для психолога является диагностика и "снятие" (или временная "нейтрализация") психологических защит, сопротивления личностному изменению. Акцентируем внимание на функциональном значении психологических защит для личности, его парадоксальном характере – оберегая на порожное время осознание личностью негативных эмоций, они, искажая информацию, в конце концов, заставляют личность существовать в иллюзорном мире тормозя ее развитие, препятствуя решению возникающих проблем.

Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы обычно складываются у человека "неуверенно себя чувствующего в жизни". Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от психологических защит и менее "чувствительна" к их возникновению. Важнейший путь освобождения от действия защитных механизмов – целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.







Date: 2016-07-22; view: 338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию