Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъективное благополучие и настроение личности. Составляющие благополучия личности. Причины эмоционального комфорта. Потребности и субъективное благополучие личности.





К числу важнейших характеристик состояния относится степень его осознанности субъектом. Осознание имеет немалое значение для пси­хической регуляции состояния и его коррекции в желаемом направ­лении. Субъективная картина состояния оказывает огромное влияние на динамику состояния в целом. Комплекс представлений о болез­ненном состоянии, его осознание и переживание врачи-исследователи обозначали различными понятиями: «внутренняя картина болезни», «переживание болезни», «сознание болезни», «аутогенное представ­ление о болезни», «образ собственного заболевания», «аутопластиче-ская картина болезни» (Карпова, 1985). В. Н. Мясищев, А. Р. Лурия подчеркивали значение «внутренней картины болезни» для исследо­вания механизмов заболеваний и терапевтического процесса. В кли­нических описаниях болезненных состояний стало традицией уделять значительное внимание «внутренней картине болезни». Вряд ли мож­но представить, что внутренняя картина состояния возникает только в случае расстройств. Даже если исходить из того, что она осознается менее дифференцированно в отсутствие расстройств, это не означает, что практические психологи и психологи-исследователи должны уде­лять ей меньше внимания и придавать меньшее значение. Учеными-клиницистами отмечено, что первые симптомы болезни — чисто субъ­ективного характера — появляются значительно раньше, чем их можно обнаружить так называемыми физическими методами исследования (Яковлев, Пекшеев, Суворов, 1983). Это заставляет с большим внима­нием относиться к субъективно-оценочным методам диагностики пси­хических состояний.

В настоящее время рассмотрение субъективной картины состоя­ния и в научных, и в прикладных целях направлено преимущественно на адекватность отражения индивидом своего физического состояния (организменных, телесных процессов) и на закономерности эмоцио­нальных процессов. В психотерапии и западной, и восточной ориен­тации (включая восточные оздоровительные системы) изучению осо­знания состояния, способам его управления уделялось значительно больше внимания, чем в психологии.

Хотя роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, мало разработаны многие общие и част­ные вопросы обусловленности состояний особенностями сознания лич­ности: осознанием своих отношений с миром живой и неживой при­роды, осознанием отношений с миром людей (с обществом в целом, с отдельными группами, со значимыми другими), осознанием себя (вос­приятием, пониманием, оцениванием и принятием себя). Между тем внутренняя жизнь личности чрезвычайно богата и человек нередко уделяет ей больше внимания, чем событиям и обстоятельствам окру­жающего мира. Все это является сильной детерминантой психическо­го состояния. С нашей точки зрения, центральное место в осознании состояний занимают отношения к себе; на них должны быть в боль­шей степени направлены усилия в теоретических и эксперименталь­ных исследованиях.

Психическое здоровье — не только адекватность и целесообраз­ность поведения, деятельности, последовательность в действиях и по­ступках, это еще и слаженность в протекании множества процессов, и, конечно, субъективная сторона здоровья, которая отмечена в упоми­навшемся определении, т. е. переживания благополучия, удовлетво­ренность жизнью. Во многих случаях психические и психосоматиче­ские расстройства возникают постепенно, причем в начале процесса часто нет оснований говорить о снижении работоспособности, непол­ной адекватности в реакциях, отдельных поступках или поведении в целом и других неблагоприятных моментах. Начало отмечено лишь усилением негативных чувств, снижением настроения, фиксацией со­знания на большем, чем прежде, количестве причин, вызывающих до­саду, раздражение, злость...

Для сохранения и укрепления саногенного потенциала личности особо важно переживание благополучия. Человек постоянно преодо­левает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная про­блема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к ощущению неудовлетворенности жиз­нью. Сохранять оптимистическое отношение к ситуации, ровное на­строение позволяет психологическая устойчивость личности. Однако ее потенциал не беспределен, поэтому при выраженной дисгармонии личности или значительном ухудшении ситуации, драматических, и тем более трагических, событиях ощущение субъективного благопо­лучия ослабевает. Как было отмечено выше, определение здоровья во многом опирает­ся на понятие «благополучие». Благополучие, как и «позитивное здо­ровье», предполагает реализацию физических и духовных- потенций человека. Без сохранения психологической устойчивости реализация потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение процессом самореализации. В принятой видными специалистами ме­дицинской науки концепции здоровья подчеркивается важность субъ­ективно оцениваемого здоровья. Если допустить, что одного осознания отсутствия болезней или физических дефектов может быть достаточ­но, чтобы чувствовать себя благополучным, то мы возвращаемся к пройденному этапу — попытке определить здоровье посредством ис­ключения негативного, уходя от конструктивного начала. Не следует забывать, что здоровье — уровневая характеристика. В языке это отражено в выражениях: здоров для своего возраста, до­статочно здоров с учетом случившего, с учетом пережитого, здоров настолько, что способен работать, или настолько, чтобы ходить на про­цедуры, чтобы дойти до больницы и т. п. Когда оценивается здоровье человека, обычно исходят из того, что есть определенный уровень здо­ровья (степень «здоровости») в смысле величины отличий данного (здорового) состояния от болезненного. Явно или неявно мы класси­фицируем состояние человека не по двум категориям (альтернати­вам) — здоров или болен, а градуально — по уровню здоровья. Отсут­ствие жалоб со стороны вполне соматически здорового человека мало говорит об уровне его здоровья, потому что нужно знать его достаточ­но откровенную оценку удовлетворенности жизнью и в целом, и по отдельным значимым аспектам жизни. Базовый для определения здоровья феномен благополучия так­же имеет градуальное, а не дискретное проявление. Ощущение бла­гополучия или неблагополучия является синтезом целого спектра переживаний. Если пропадает чувство удовлетворения, то возникают напряжение, скованность, телесные зажимы, эмоциональные застрева­ния, появляется несогласованность в действиях и операциях, снижает­ся креативность и в связи с этим эффективность функционирования в нестандартных деловых и житейских ситуациях. Затем начинают истощаться компенсаторные возможности или блокируется действие компенсаторных механизмов, организмические ресурсы снижаются и возникает то или иное расстройство. Многим психическим расстрой­ствам и психосоматическим заболеваниям предшествуют снижение на­строения, переживания неблагополучия, ограниченные эмоциональной сферой расстройства. Чем более устойчивы такие состояния, тем более вероятно, что из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жиз­нью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощущений благополучия для психического здоровья. Все это объясняет необходимость детального анализа феномена благополучия. Для описания такого рода состояний и переживаний в психологической литературе используется довольно широкий круг понятий. В связи с этим необходимо провести анализ сходства и раз­личия между ними. Сравнительный анализ терминов. Чаще других используются по­нятия «благополучие/неблагополучие», «эмоциональный комфорт/ дискомфорт», «удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью», «счастье/несчастье». В определенной степени благополучие, удовлетворенность жизнью связаны с оценкой приближения к желанной, идеальной жизни — сча­стью. В понятии «счастье» объединяется некоторая совокупность идеа­лов (эталонов) человеческой жизни. С этими идеалами сравнивается собственная жизнь, жизнь других людей, жизнь абстрактного человека. Счастье выступает как ценность, имеющая особую значимость, т. е. как ценность, стоящая над другими ценностями. Анализ философской и психологической литературы показал, что феномен «счастье» принадлежит в значительной мере экзистенциаль­ному аспекту бытия личности, восприятию и пониманию мира в це­лом и природы человека. В самом этом понятии скрыто множество противоречий. Укажем лишь на то, что по эмпирическим данным пси­хологических исследований понятия «счастье» и «несчастье» почти полностью независимы друг от друга (Bradburn, 1969). Переживания счастья имеют значительную культуральную и этническую обуслов­ленность. Так, например, согласно социологическим опросам, людей, ощущающих себя счастливыми, чаще всего можно встретить в Индии и реже всего — в Швеции. Это говорит о том, что уровень жизни, ее качество оказывают малое влияние на переживание собственной сча-стливости/несчастливости. Феномен счастья или несчастья не только психологический. Соответственно и понятие «счастье» вряд ли мож­но оценивать как достаточно конструктивное для психологического исследования. Не случайно М. Аргайл (1990) в своей книге с интри­гующим названием «Психология счастья» редко использует это по­нятие. Уже в начале книги он так проясняет свою позицию: «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жиз­нью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций» (Аргайл, 1990, с. 42). И. А. Джидарьян исследовала представления о счастье, характер­ные для обыденного сознания. Она показала, что в отличие от других человеческих ценностей счастье не имеет самодостаточной и само­обоснованной сущности в том смысле, что «содержится и как бы "про­ходит" через все другие ценности, "высвечиваясь" ими, являясь ре­зультатом, "побочным продуктом" их реализации» (И. А. Джидарьян, 2000, с. 48). Ценности счастья включают самые разные по содержа­нию и предметной направленности жизненные блага и духовно-нрав­ственные ориентации. Оказалось, что счастливого человека люди ча­ще всего определяют как благополучного в семье и личной жизни. Это подтверждает конструктивный потенциал, а может быть, и уни­версальный характер понятия «благополучие». Ощущение счастья не может быть определено как цель, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствую­щее явление, сопровождающее достижение цели. В научной и популярной литературе по обсуждаемой теме нередко можно встретить словосочетание «эмоциональный комфорт». На наш взгляд, данное выражение имеет метафорическое содержание, что за­трудняет его использование в качестве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно — как «удобство, удобные условия». Поэтому, характеризуя эмоциональную жизнь лич­ности, приходится опираться на его переносный смысл. Для научного термина такое качество следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, вклю­чающей их в свой понятийный аппарат. Термин «удовлетворенность жизнью» широко распространен, что и объясняет его использование в данном тексте. Однако для этого тер­мина характерна неопределенность в предмете оценки. В психологи­ческом аспекте более конструктивным является термин «благополу­чие». У него есть достаточно ясное значение, его трактовки совпадают
или в значительной степени сходны в различных научных дисциплинах и обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для любого человека, занимают центральное место в само­сознании и всем субъективном (внутреннем) мире личности. Не слу­чайно понятие благополучия взято ВОЗ в качестве основного для опре­деления здоровья. В нем здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие бо­лезней или физических дефектов. Существуют объективные показатели благополучия, каждому че­ловеку хотя бы некоторые из них известны. Представление о собст­венном благополучии или благополучии других людей, его оценка опираются на объективные критерии благополучия, успешности, по­казатели здоровья, материального достатка и т. п. Последние оказы­вают влияние на переживание благополучия. Но еще раз подчеркнем, что это переживание в значительной мере обусловлено особенностя­ми отношений личности к себе, окружающему миру в целом и его от­дельным сторонам. Все внешние факторы благополучия при любых объективных характеристиках по самой природе психики не могут дей­ствовать на переживание благополучия непосредственно, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обуслов­лены особенностями всех сфер личности. Другими словами, благополучие личности по самой своей природе является прежде всего субъективным. Объективных (внешних) пока­зателей качества жизни человека, вероятно, может быть достаточно для многих экономических исследований, но, например, социологу крайне необходимо, практически в любом обследовании, учитывать не только объективные показатели, но и субъективное мнение рес­пондентов. Понятно, что для психолога субъективная сторона бытия личности имеет первостепенное значение как предмет исследования. В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) це­лесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (реф­лексивный) — представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный — доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Субъективное благополучие (или неблагополучие) человека скла­дывается из частных оценок различных сторон его жизни, которые являются предметом изучения различных научных дисциплин. Бла­гополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии и психогигиены. Заметим, что вряд ли необходимо в психологическом описании всякий раз к термину «благополучие» добавлять определение «субъ­ективное». В большинстве случаев, без уточнения, достаточно ясно, что речь идет о субъективном благополучии. Составляющие благополучия личности На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различ­ные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отно­шения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.
Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межлич­ностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А. Адлера) и т. п. Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатст­вам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека, осознание и пере­живание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто высту­пает вера: в абсолют, в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, наполняют жизнь смыслом. Во мно­гом духовное благополучие определяет возможность свободно прояв­лять приверженность к своей вере. Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое са­мочувствие, телесный комфорт, удовлетворяющий индивида физиче­ский тонус. Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых...), стабиль­ностью материального достатка. Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слажен­ность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устой­чиво при гармонии личности. Все перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной состав­ляющей благополучия довольно условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть при­числены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие. Психологическое благополучие личности. Психологическое бла­гополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно слож­ную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщен­но представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением. Когнитивный компонент психологического благополучия возни­кает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в ког­нитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсор­ная депривация. Эмоциональный компонент психологического благополучия пред­стает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах активности. Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реа­лизации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и усло­вий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях. Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отно­шения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разру­шает благополучие социальная изоляция (депривация), напряжен­ность в значимых межличностных связях. Субъективное благополучие — обобщенное и относительно устой­чивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики домини­рующего психического состояния: благоприятного состояния спо­собствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физиче­ское здоровье, или, напротив, неблагоприятного. Для разработки психогигиенических мероприятий важно знать, какие факторы окружающей среды оказывают наиболее сильное влия­ние на эмоциональный комфорт, снижают его и тем самым уменьша­ют переживание благоплучия. Причины эмоционального дискомфорта Сравнительный анализ причин эмоционального дискомфорта, сопо­ставление силы их неблагоприятного воздействия на индивида про­ведено нами с использованием авторской методики «Анкета причин эмоционального дискомфорта (ПЭД)» (Куликов, 20036). Методика предназначена для определения уровня эмоционального дискомфор­та индивида (или группы обследуемых) и выявления наиболее значи­мых для него источников дискомфорта, действующих постоянно или относительно постоянно. Анкета включает перечень 34 причин, достав­ляющих беспокойство. Респондента просят оценить по семибалльной шкале степень беспокойства, доставляемого каждой из причин. Апро­бация методики показала, что с опорой на результаты факторного ана­лиза причины можно разбить на две группы, которые условно можно считать шкалами. Это шкалы объективных и субъективных причин. В шкалу объективных причин с наибольшей факторной нагрузкой во­шли такие пункты, как: «перегруженность семейными обязанностя­ми», «нехватка времени для семьи», «проблемы с детьми», «проблемы с покупками» и ряд других. В шкалу субъективных причин с наиболь­шей факторной нагрузкой вошли такие пункты, как: «чувство одино­чества», «неудовлетворенность отношениями с друзьями и приятеля­ми», «трудности в отношениях со сверстниками противоположного пола», «проблемы с сексуальным партнером», «неудовлетворенность внешним видом» и ряд других. Некоторые пункты не включены ни в одну из шкал. Это причины, касающиеся здоровья, недостаточности отдыха, неприятностей из-за соседей. Пункты, касающиеся здоровья, оставлены в данном перечне, по­скольку в иерархии ценностей и потребностей все, что связано со здо­ровьем, занимает первые места. Но в структуре ценностей и потреб­ностей эти феномены не имеют тесных связей с другими. Вероятно, их особое место обусловлено их особой значимостью. Пункты «не­приятные соседи» и «недостаточность отдыха» выполняют функцию настройки респондента на работу с анкетой, снижая возможную на­стороженность.

 

Date: 2016-07-22; view: 1970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию