Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ продуктов деятельности





В продуктах труда (рисунках, чертежах, дневниках и т.п.) отражаются особенности личности (способности, склонности, увлечения, черты характера). При изучении продуктов деятельности осужденного нужно обращать внимание: на их качество и количество; затраченное на их изготовление время (учебное, производственное или личное); их предназначение (для себя, коллектива или других людей); мотивы, которыми осужденный руководствовался при изготовлении продукции.

Анализ личного дела осужденного

Он позволяет получить:

1) сведения от разных лиц, совпадающие в оценке личности, что может свидетельствовать об устойчивости отмеченных черт и типа поведения;

2) противоречивые сведения и определить способы проверки их истинности;

3) данные, свидетельствующие о тех или иных положительных качествах осужденного, опираясь на которые можно строить программу его ресоциализации;

4) информацию, характеризующую личность осужденного с отрицательной стороны, и наметить пути преодоления этих качеств.

Психолог должен помнить, что информация, содержащаяся в личном деле осужденного, собиралась людьми, которые могли предвзято и субъективно подойти к оценке личности осужденного. Кроме того, за время, прошедшее с момента написания этих документов, человек мог существенно измениться. Сведения из личного дела необходимо постоянно уточнять и дополнять, чтобы выявить общую тенденцию в развитии личности осужденного.

Метод самооценки

Осужденному предлагается список 40-50 качеств личности и черт характера. Он должен выбрать из них 15-20 и составить личный эталон, располагая эти качества в порядке снижения их ценности для себя. Затем из отобранных качеств он составляет ряд (также по убывающей по степени выраженности) присущих, по его мнению, ему (самооценка); по его мнению, членам группы (оценка окружающих); по мнению группы, ему (ожидаемая оценка). Полученные три ряда качеств сопоставляются с эталонным рядом. Если они совпадают с эталонным рядом (коэффициент близок к 1), то осужденный переоценивает себя, имеет высокий уровень притязаний, если не совпадают (коэффициент близок к 0 или имеет отрицательный знак) – у испытуемого низкая самооценка, положение его в группе тревожное. Он переживает эмоциональное неудовлетворение. Могут быть и промежуточные варианты, которые имеют разные характеристики. Указанные оценки могут сопоставляться также с реальной оценкой, когда каждый член коллектива ранжирует соответствующий ряд качеств, оценивая того или иного осужденного (все оценивают одного).

Метод эксперимента

Состоит в создании условий для установления проявлений личности и группы (коллектива) в социальной ситуации со строго учитываемыми и варьируемыми условиями. Если экспериментальная ситуация близка к реальным условиям, то это естественный эксперимент. В практике особое место занимает метод социального эксперимента, который был осуществлен в вологодских ИУ (И.П. Зайцев, В.Ф. Клюкин, В.Ф. Пирожков, М.П. Стурова и др.).

Эксперимент по применению психолого-педагогического аутотренинга апробирован и внедрен в практику психологических служб под руководством А.С. Новоселовой в 70-80-х годах.

Характеристику осужденного может существенно дополнить анализ его корреспонденции (М.Г. Дебольский, 1978) и почерковедческая психологическая экспертиза, особенно подпись (Н.А. Харина, 1996).

Метод социометрии

Он используется для изучения положения личности в группе, системы сложившихся взаимоотношений между ее членами, наличия малых групп в отряде осужденных.

Социометрические исследования следует проводить под не вызывающим сомнения предлогом, в частности, при переформировании отделений, бригад, звеньев, учебных классов. Каждому члену коллектива предлагается письменно ответить на ряд вопросов, например: «Укажите в порядке предпочтительности трех человек в своей бригаде, отделении (классе), с которыми вы хотели бы и не хотели: быть в одной бригаде, отделении (классе); выполнять вместе общественные поручения; трудиться на производстве; поддерживать связь после освобождения, а также которых вы хотели бы или не хотели иметь председателями или членами совета коллектива». Свою фамилию обследуемые указывают по желанию.

Следует отметить, что данные о среде осужденных, полученные с помощью известных социометрических методик, не всегда объективны. Искажения возникают по следующим причинам.

1. Исследователи затрудняются в выборе действенных критериев, поскольку связанные круговой порукой и различными атрибутами уголовной среды, ее нормами и ценностями группы с асоциальной направленностью не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений.

2. Социометрические измерения проводятся чаще всего после того, как преступная группа уже изолирована правоохранительными органами. В этом случае ретроспективное социометрическое обследование не имеет прогностической ценности.

3. Лишение свободы и другие правоограничения являются мощным психотравмирующим фактором, который выбивает человека из привычной колеи, не давая ему никаких реальных перспектив (возникает ситуация фрустрации).

4. Члены группы нередко стремятся «подыграть» исследователю, вводят его в заблуждение.

5. В среде осужденных существует стойкое взаимное отвержение между членами групп, находящихся во враждебных отношениях (например, группы положительной и отрицательной направленности).

Не имеет перечисленных недостатков методика пространственно-знаковой социометрии (В.Ф. Пирожков, 1993), основанная на распределении членов группы по статусной иерархической лестнице и поддержании в их отношениях строгой субординации в соответствии с исполняемой в группе ролью. В среде осужденных социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальным клеймением). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения в пространстве, занимаемом группой отрицательной направленности. «Читая» определенные «знаки различия», можно точно установить, «кто есть кто» в этом сообществе.

Средствами социальной стигматизации («знаками различия») в группах осужденных отрицательной направленности являются:

а) татуировки, отражающие опыт человека в криминальной деятельности, степень его авторитетности в уголовной среде, притязания и ожидания;

б) клички, по которым можно судить о положении личности в групповой иерархии. Чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в криминальном сообществе;

в) система вещественных атрибутов (одежда, обувь, личные вещи, пища и т.д.). Самая модная одежда у лидера группы и его приближенных. Он курит лучшие сигареты, первым получает пищу в столовой, затем – его приближенные и в последнюю очередь – изгои и отверженные («чушки», «обиженные»);

г) размещение осужденного в пространстве, занимаемом группой отрицательной направленности. Различные точки пространства, занимаемого группой (спальня, столовая, клуб и т.п.), обладают разной ценностью. Лидер всегда занимает лучшее место.

В пространственно-знаковой социометрии в качестве критериев используются не вопросы, а готовые ответы наподобие того, как читаются знаки воинских различий. Задача исследователя – правильно «прочитать» эти «знаки различия» и на их основе составить социограмму изучаемой неформальной группы осужденных (В.Ф. Пирожков, 1993).

С помощью средств социальной стигматизации можно установить движение осужденного по лестнице групповой иерархии. Если у правонарушителя имеется несколько кличек, то достаточно определить последовательность их присвоения, чтобы понять, как изменяется его авторитет. Замена клички на более благозвучную (оскорбительную) означает укрепление (снижение) статуса личности в группе, удаление осужденного от лидера в спальне, столовой, на производстве, свидетельствует о потере им ранее занимаемой позиции.

Социоматрица в пространственно-знаковой социометрии строится с учетом всех социометрических критериев («знаков различия»). Чтобы определить взаимный выбор и взаимное отвержение, необходимо установить: кто дал осужденному благозвучную (унизительную) кличку, кто нанес возвышающую или оскорбительную татуировку.

Рассмотрим методику пространственно-знаковой социометрии В.Ф. Пирожкова (табл. 4).

Многое о среде осужденных можно узнать с помощью социографического изучения неофициальной структуры осужденных. Этот метод предполагает последовательное осуществление следующих процедур:

а) целенаправленное невключенное (на одних этапах систематическое, на других – выборочное, эпизодическое) наблюдение за реальными контактами осужденных в тех или иных видах деятельности, значимых ситуациях (например, конфликтных);

 

Date: 2016-07-22; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию