Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодиагностические признаки лжи· сообщения этим лицом различных сведений по одному поводу; · неопределенности, некорректности сведений, содержащихся в показаниях; · наличия совпадений в мельчайших деталях показаний различных лиц об одном и том же; · «проговорок» в высказываниях, указывающих на отрицаемую данным лицом осведомленность в обстоятельствах события, по поводу которого оно допрашивается; · бедности эмоционального фона показаний (схематичность, безликость, бледность показаний); · упорного подчеркивания собеседником своей добропорядочности и незаинтересованности в исходе дела; · его уклонение от ответа на прямой вопрос; · сокрытия очевидных фактов, которые не могли не быть известны этому лицу.
42в. Методы и приемы… В литературе по юридической психологии, криминалистике описано достаточно большое количество разнообразных тактико-психологических приемов и методов, используемых для выявления и разоблачения лжесвидетелей. 1. Метод повторного допроса с постановкой вопросов в несколько иной формулировке по сравнению с теми, которые ранее уже ставились. Данный метод рассчитан прежде всего на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные показания, будет стремиться придерживаться их и в дальнейшем. Кроме того, метод повторного допроса позволяет вызвать у допрашиваемого состояние повышенной напряженности. Начинать повторный допрос лучше с постановки таких, например, вопросов:- Не желаете ли вы добавить что-либо к тому, о чем мы уже с вами говорили в прошлый раз?- Не появились ли у вас какие-либо новые соображения, относительно того, кто бы мог это сделать?и т.д Отвечая на подобные вопросы, лжесвидетель совершенно по-иному реагирует на них по сравнению с человеком, стремящимся отвечать правдиво.. 2. Методы (приемы), создающие искаженное представление об осведомленности следователя. Данная группа методов объединяет большое количество разнообразных приемов, с помощью которых допрашиваемому демонстрируется повышенная осведомленность следователя, знание им в деталях обстоятельств дела. К такого рода методам прежде всего можно отнести приемы чисто поведенческого характера (уверенная манера держать себя и задавать вопросы, тон, в котором задаются эти вопросы; выжидательные, многозначительные паузы, перемежающие речь)Под влиянием этого он может склониться к мысли о том, что в данной ситуации бессмысленно продолжать давать ложные показания. 3. Метод постановки косвенных вопросов. Суть данного метода состоит в том, что допрашиваемому задаются вопросы, имеющие второстепенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти "второстепенные" вопросы. 4. Приемы предъявления доказательств допрашиваемому. Приемы изобличения лжесвидетеля с использованием собранных прямых и косвенных доказательств широко применяется в следственной практике. В зависимости от обстоятельств дела, индивидуально-психологических особенностей личности допрашиваемого, тактического замысла последнему сначала могут предъявляться доказательства, подтверждающие второстепенные моменты, а затем следователь переходит к предъявлению доказательств, относящихся к более серьезным обстоятельствам. Таким образом, с помощью данного метода на допрашиваемого оказывается определенное информационное, психологическое воздействие, вследствие чего у него меняется эмоциональное состояние. Признаки этого проявляются в тех или иных изменениях вегетативной нервной системы (изменения цвета кожных покровов лица, мимика, жестикуляция, тембр голоса и т.д.), в речевом поведении, словесном реагировании, оговорках и т.п. 5. Обращение к положительным качествам личности допрашиваемого. Известно, что положительные качества имеются у любого человека, даже совершившего тяжкое преступление и взявшего на вооружение ложь. Тот факт, что следователь видит эти положительные стороны личности допрашиваемого (или даже делает вид, что их заметил), повышает чувство собственной значимости допрашиваемого, помогает налаживанию с ним психологического контакта. 6. Приемы использования "слабых мест" допрашиваемого. К "слабым местам" допрашиваемого можно отнести и такие психические состояния, как эмоциональная напряженность, вспыльчивость, повышенная аффективная возбудимость, отрицательно влияющие на мыслительную деятельность, поведение человека, готового сказать то, что он никогда бы не рассказал, будучи в эмоционально уравновешенном состоянии. 7. Групповой метод допроса. Опытным следователям хорошо известно, что далеко не всегда групповой допрос приводит к положительным результатам. Более того, многие из них предпочитают общаться с допрашиваемыми только наедине, разговаривая с ними "но душам", прекрасно понимая, что есть вещи, о которых человек будет рассказывать только "с глазу на глаз". Тем не менее групповой допрос имеет место в следственной практике, его проведение не противоречит уголовно-процессуальному законодательству (ч. 5 ст. 163 УПК). 43. Допрос несовершеннолетних… Особенности допроса несовершеннолетних заключаются в том, что они имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти: они менее точно отражают пространственные качества объектов: их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, чаще, чем взрослые, допускают ошибки в определении продолжительности временных периодов, иногда искажают последовательность событий. Чтобы установить психологический контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями воспитания. Такие сведения следователь может получить из бесед с родителями, участковыми инспекторами и в инспекции по делам несовершеннолетних. В процессе знакомства с условиями жизни несовершеннолетнего следователь выявляет состав его семьи, взаимоотношения в ней, занятия родителей, их культурный и моральный уровень и т. п. Особенности допроса: • Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) целесообразно проводить в кабинете следователя. • Допрос несовершеннолетнего должен продолжаться не более одного часа. При допросе несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, присутствие педагога обязательно. • При необходимости оценки способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, его возможности полностью осознавать значение своих действий назначается судебно-психологическая экспертиза. • Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц • С помощью контрольных вопросов выявляются ориентация несовершеннолетнего в последовательности событий, понимание их сущности. Особенно существенно при допросе оказание несовершеннолетнему мнемической помощи.
• Диагностируя ложность показаний, следователь должен установить их мотивы (чувство ложного товарищества, стыда, страха, возникшего в результате угрозы и запугивания заинтересованного лица, неприязнь к следователю, советы близких). • В ходе допроса следует придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности. В то же время речь самого следователя должна быть предельно корректной.
|