Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространство и время. Субстанциальные и реляционные концепции пространства и времени.
Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов. Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: 1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (от лат. relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.
12,Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии и связи. Альтернативы (антиподы) диалектики: догматизм, софистика, эклектика, схоластика.
Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Механич. подход: д. – простое перемещение в пространстве. Античность: концепции абсолютного покоя (ф. элейцев) и абсолютного д. Материализм: движение материи – самодвижение, следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью. Новое время: появление понятий время, скорость, масса, расстояние. Количество движения – импульс. Закон сохранения движения: суммарное количество д. при взаимодействии тел не меняется. Ф. Энгельс: д. постоянно в количестве и в качестве. 5 форм д. материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Одни формы д. превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Формы д. переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой - тоже д., при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и д., явл. необходимым условием развития мира. Покой относителен, а движение абсолютно. Особым видом д. считается развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным. Развитиеявляется основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это— не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Системный характер изменений означает, что меняется качество. Для развития характерна прежде всего необратимость. Направленность— третий критериальный признак развития. Таким образом, р азвитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы. Принцип развития — это исходная диалектическая идея, она позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Наряду с принципом развития основными принципами диалектики являются:
· принцип всеобщей связи означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов– предметов, явлений, процессов.
· принцип системности фиксирует упорядоченность связи в окружающего мира. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
· принцип причинности - предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
· принцип историзма - подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Антиподы (альтернативы) диалектики: догматизм, софистика, эклектика, схоластика. Остановимся на характеристике понятий. Диалектике противостоят её антиподы (альтернативы) как исторически сложившиеся способы мышления, оперирования понятия- ми для достижения определённых, порою неблаговидных, целей. Это – догматизм, софисти- ка, эклектика, схоластика. Догматизм (от гр. Dogma – положение, некритически принимаемое за истину, вер- ную везде и всегда) – следование заранее сформулированным положениям как «вечным» и неизменным истинам без учёта конкретно-исторических задач. Догматики не замечают или же сознательно игнорируют происходящие изменения. В сферах науки, политики, идеоло- гии догматизм ведёт к застою мысли, и изменения в жизни начинают опережать теоретиче- ские схемы – догмы. Действия политиков, идеологов, партий, опирающиеся на догмы, рань- ше или позже терпят провал. В сферах религии, религиозной веры, напротив, догмы, или догматы - «символы веры» и «абсолютные, вечные» божественные истины «священных» книг (Библии, Корана, и др.) - принимаются в качестве опоры, основания незыблемости, чистоты, правильности вероучения. Софистика появляется в Древней Греции в У веке до н.э. Корневая основа «Со- фия», как и в слове «философия», означает - мудрость, мудрая. Софистика возникла и пер- воначально существовала как искусство и как мудрость убеждать и переубеждать оппонен- тов и слушателей в судах, в народных собраниях. Софисты были учителями – мудрецами, бравшими плату за обучение. Мудрость, за которую платили, ставилась на службу личным интересам. Истина софистов не интересовала, они учили побеждать в спорах, доказывая, при необходимости, что чёрное есть белое. Это удавалось при использовании некоторых хитростей, уловок, опиравшихся на субъективные моменты в познании, в оценках, злоупот- реблениях логикой. С древности дошёл до нас софизм «Рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь. Рогов ты не терял. Значит, у тебя есть рога». Когда софистов уличали в неправиль- ности выводов, то они приводили такой софизм: «Кто лжёт, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, сказать нельзя. Следовательно, никто не может лгать». Не сразу удаётся сообра- зить, в чём состоит хитрость софизмов. Софисты разрабатывали (не всегда осознавая это) субъективную сторону диалектики. В русле софистики возникали интересные логические задачи (парадокс лжеца: «Если я все- гда лгу, то говорю ли я правду, когда лгу?», «доказательства», что 2 х 2 = 5 и подобные им). В настоящее время слово «софистика» обозначает некоторую хитрость, уловку в споре, ко- гда используются внешне правильные, но по существу неверные, логически ошибочные по- строения. При построении софизмов часто события вырываются из их связи, временной по- следовательности, закономерности одной группы явлений применяются к явлениям другой группы, Софистика, к сожалению, не осталась занимательной игрой ума. Она используется для доказательства логически недоказуемого существования (бытия) бога. Социальная де- магогия (лживые, внешне часто респектабельные, обещания) политиков, идеологов обычно состоит из софизмов. Софизмы продуцируются и на бытовом уровне (у студентов – «У нас не одна философия») едва ли не с 4-5 лет, когда оправдываются собственные, осуждаемые другими, действия. Можно сказать, что вокруг нас океаны софистики и моря эклектики. Терминами «эклектика (Э.), эклектицизм» (от древнегр. eklektikos - выбираю, отби- раю, собираю) со временем стали обозначать беспринципное и непоследовательное сочета- ние противоречивых положений или учений. Э. появилась в эллинистической философии, свидетельствуя об упадке оригинальных направлений мысли. Э. проявляется как бесприн- ципное сочетание разнородных и даже противоположных философских взглядов, например, в попытках соединить материализм и идеализм, религию и науку. Термином «схоластика» в средние века называли «школьную» философию, в рамках которой велось обсуждение богословских вопросов, зачастую оторванных от реальной жиз- ни. Со временем схоластика стала обозначать оторванные от жизни, пустопорожние слово- прения, научно и философски бесплодное теоретизирование. Диалектика, включая методологические принципы всестороннего и объективного рассмотрения, конкретности истины позволяет противостоять догматизму, софистике, эк- лектике, схоластике, уводящим в сторону от поиска истины и маскирующим её проявления. Материалистическая диалектика способна через свои категории и принципы выполнять функции методологии научного познания и преобразования действительности в интересах человека.
13, Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Понятие о статистических и динамических закономерностях. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Катего- рия «детерминизм» (с лат. determinare – ограничивать, определять) фиксирует то обстоя- тельство, что всё в мире ограничено и определено. Детерминизм предстаёт как учение об определённости и обусловленности всех явлений и изменений в объективной и субъектив- ной реальности (Князев Н.А Причинность: новое видение классической проблемы. М., 1992. С. 12-16). В соответствии с таким определением, альтернативное детерминизму понятие «индетерминизм» означает отрицание определённости и обусловленности всех явлений ре- альности. По отношению к причинности понятие детерминизма более широкое. Причин- ность – один из видов детерминации, сторона связей и взаимодействий действительности. Диалектика причины и следствия проявляется в том, что они в непрерывных взаимо- действиях и превращениях предметов могут образовывать бесконечные цепочки причинно- следственных связей (называемых причинностью). Порождённое причиной следствие ока- зывается причиной следующего явления-следствия и т.д. Происходит своеобразное измене- ние функционального качества: следствие одновременно предстаёт как причина следующих следствий и причин. Однако, в выделенном из универсального взаимодействия элементар- ном звене причина-следствие их связь асимметрична и необратима. Например, цыплёнок, став взрослой курицей, не сможет породить свою маму-курицу Динамические закономерности проявляются в действии законов, которые однозначно определяют изменения отдельного объекта или группы объектов. Т аковы, например, за- коны механики, используемые при строительстве, расчёте траекторий движения тел. Дина- мические закономерности, как правило, относятся к макротелам и процессам макромира. Статистические закономерности проявляются в действии законов, вызывающих изменения совокупностей (групп, множества) объектов или процессов не однозначно, с ко- лебаниями вероятности от нуля до единицы. К статистическим можно отнести законы, дей- ствие которых проявляется в массе событий, множестве элементов, например, газовые зако- ны (Гей-Люссака, Бойля-Мариотта).
Date: 2016-07-22; view: 749; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|