Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о бытии. Формы бытия, их особенности, взаимодействие.





Учение о бытие называют онтологией (от греческих слов on /ontos/ - сущее и logos –
учение). Обратите внимание на фундаментальный характер категории «бытие», выражаю-
щей существование, наличествование чего-либо. По Канту (нем., ХУШ в.), бытие есть пола-
гание некоторых вещей или определений самих по себе. Гегель (нем., Х1Х в.) разъясняет,
что если мы говорим «Роза красная», то это собственное её определение, а не мы сделали
розу такой. Категория бытия обозначает существование всего в ряде аспектов. Существует
1) мир «в целом» как действительность (реальность). Существуют 2) единичные предметы,
отдельные процессы, образующие разные формы бытия. Категория бытия выделяет 3) ос-
нову всего существующего - субстанцию (от латинского substantia – сущность /всех вещей
и явлений/, первооснова). Понятие субстанции выражает основание всех вещей и явлений,
характеризует то, что образует внутреннее единство конкретных предметов (и процессов).
Выделение единой (одной) субстанции определяет монизм (с греч. monos - один) философ-
ского учения. Монистическими являются материалистические и идеалистические учения, в
которых в качестве субстанции принимается материальное или же – нематериальное «нача-
ло» и основание всех предметов и явлений. Признание одновременного действия двух неза-
висимых «начал» и оснований всего существующего присуще дуалистических учениям.
Признание нескольких, или многих субстанций-«начал» свойственно плюралистическим (от
лат. pluralis– множественный) учениям.
Формы бытия могут выделяться по разным основаниям. Можно принять в качестве
основания факт существования человека и его среды – природы как мира вещей, независи-
мых от человека, и так называемой «второй природы», преобразованной человеком, а также
- общества (социума). Существует также духовный, идеальный мир представлений, идей как
индивидуальное и общественное сознание. Результаты духовной деятельности воплощаются
в объективированном духовном в виде знаков языка, слов, предложений, мелодий и т.п. Ре-
альному бытию как действительности может предшествовать бытие потенциальное, как
возможность вещей и процессов (растения, дома, книги и т.д.).

10,Понятия материального и идеального. Монистические и плюралистические концепции бытия. Научные, философские и религиозные картины мира. Материальное— всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. Противоположностью материального являетсяидеальное, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое. Материяявляется обобщением понятия материального.Категории материального и идеального занимают центральное место в философских ученияхXVIII–XIXвв., большинство которых примыкает к противоборствующим партиям материалистов и идеалистов. Материалисты считают материю первичной, а сознание вторичным (порождением материи). Идеальное квалифицируется ими как продукт интеллектуального исследования материи, то есть как порождение сознания. Идеалисты склонны полагать, что материальные предметы рождены некоторой идеей, придающей процессам и явлениям законосообразный характер. Борьба материализма и идеализма теряет актуальность лишь в ХХ веке.Категории материального и идеального определяются в различных системах и традициях неодинаково. Причиной данной ситуации, скорее всего, является то обстоятельство, что в этой паре понятий слились три концептуальные оппозиции, доставшиеся новоевропейским философам от античности и прошедшие средневековую обработку. Различаются монистические и плюралистические концепции бытия. Представление о единстве (монистичности) бытия – наследие исторически первых форм познания мира. В рамках мифологического знания человек представлял мир абсолютно единым. В мифологическом сознании господствовал принцип отождествления всего со всем, полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.л. Развиваясь, философия и наука создали множество концепций и различных версий о монистичности бытия. Некоторые из них вошли в историю познания как модели единства мира. На развитие философии и науки большое влияние оказали вещественно-субстратная, функциональная (номологическая) и генетическая модели.
Картиной мира (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и объединяющая знания и опыт, накопленный человечеством.
Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы

 

Виды КМ Проблемы КМ Идеи КМ
РКМ Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека
ФКМ Соотношение мира и человека Различные идеи: - материализм - идеализм - дуализм, плюрализм - диалектика, синергетика - метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.
НКМ Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине миравсегда понимается как личность (разум + воля). Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия: абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца; сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля). Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Date: 2016-07-22; view: 637; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию