Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интуиция. Ее эвристические возможности.





Сравнение, поиск аналогий и измерение делают суждения о собранных фактах более адресными и достоверными. На этом этапе эмпирические методы исследования уступают дорогу теоретическим методам.

Итак, собранные на эмпирическом этапе исследования факты нуждаются, прежде всего, в обобщении. Обобщение - общенаучный теоретический метод исследования, основанный на выделении и объединении явлений или процессов, имеющих сходные характеристики. Важную роль в выделении общего среди наблюдаемых явлений играет интуиция. Она позволяет на основе выявления особенностей и закономерностей происходящих процессов выдвинуть новую гипотезу, сформулировать новое суждение и т.п. Обобщение находит широкое применение в экономическойтеории при изучении экономических явлений и процессов. Практически все гипотезы экономической теории выстроены на основе обобщения имеющихся эмпирических фактов.

интуитивном мышлении, понимаемом в смысле оперирования понятиями, содержание которых рассуждающему человеку известно лишь приблизительно и о которых субъект лишь догадывается (интуитивная догадка) Такое мышление не осуществляется по жестким, общезначимым стандартам логики

С учетом интуитивного мышления в параграфе дается расширительная трактовка мышления вообще, включающего как строго логическое построение рассуждений на основе точно определенных понятий, так и оперирование «размытыми» наглядными образами памяти, воображения и другим «психическим материалом»

Сопоставление дискурсивного и интуитивного мышления в параграфе завершается следующими выводами Во-первых, указанные формы мышления едины в том, что в том и в другом случае реализуется определенная мера самоконтроля, организованности, дисциплины Во-вторых, творческая активность в форме свободы от различного рода стереотипов и запретов, установления новых ассоциаций и непроторенных пугей заметно выше в интуитивном мышлении

Оппозиция «сознание - бессознательное» В рамках рассматриваемой оппозиции интуиция относится к бессознательным процессам, содержательный результат которых в виде внезапной идеи или предчувствия всплывает в фокус сознания Бессознательный характер интуиции сближает ее с инстинктом в том смысле, что интуицию можно характеризовать как «инстинктивный» акт понимания Интуиция является формой отбора непредсказуемых и случайных результатов спонтанного, свободного движения ума В отношении накопленного человеком опыта творческая интуиция выступает в качестве формы его расширения, освобождения от его консерватизма

Эвристическая интуиция противоположна непосредственному созерцанию объектов внешнего (чувственное созерцание) и внутреннего (интроспекция) мира Наиболее ярко эвристическая интуиция проявляется в ситуациях возникновения актуальных познавательных проблем и задач, решение которых требует от исследователя глубоких знаний, большого опыта, огромного напряжения духовных сил В ходе эвристического интуитивного познания проблемы решаются на уровне бессознательного и затем объективируются (вербализуются) на уровне сознания. В объективации резучьтата, полученного на уровне бессознательной деятельности, состоит существенный момент эвристической интуиции, которая срабатывает чаще всего в экстремальных условиях, когда с большим напряжением длительное время работают чувственность, интеллект, воля человека

Категоричное разделение чувственной и эвристической интуиции невозможно Природа этих процессов одна, причем оба рассматриваемых явления характеризуются именно одним существенным признаком моментом сопряжения бессознательного и сознания Однако, эвристическая интуиция по уровню своего возникновения выше, чем чувственная В акте познания путем эвристической интуиции происходит объективация (вербализация) гносеологически «натурального» знания, тогда как чувственная интуиция ограничена формированием предчувствия без фиксации предчувствуемого предметного содержания

Эвристическая интуиция действует при наличии актуальной познавательной задачи, которая связана с психологической установкой

инамика эвристической интуиции характеризуется в этой связи следующими фазами осознанная речевая объективация проблемы (левое полушарие), безрезультатный осознанный поиск решения проблемы (провал речевой объективации искомого решения - левое полушарие), перевод поиска решения в неосознаваемый правополушарный процесс, возврат в левое полушарие, приводящий к речевой объективации найденного результата, и всплытию результата в фокус сознания

Воображение и фантазия рассматриваются в параграфе в качестве способов объединения эвристической интуиции с деятельностью прогнозирования

Всякая эвристическая интуиция, как указывают В Р Ирина и А А Новиков, так же как и воображение, формирует знание (эвристическая интуиция), образ (воображение) из элементов, полученных в ходе предшествующего опыта

Рассмотрение сущности эвристической интуиции завершено в параграфе формированием критериального комплекса эвристической интуиции, включающей такие существенные признаки-оценки, как предельно актуализированная познавательная задача, предварительная осознанная деятельность, мотивация поиска, волевые усилия, эмотивность, бессознательный характер деятельности, накопление знаний и умений, творческие усилия, высокая скорость «выдачи» результата в фокус сознания, продуктивность

Эвристическая интуиция характеризуется комплексом критериальных характеристик, включающих предельно актуализированную познавательную задачу, предварительную осознанную деятельность, неугасающую поисковую доминанту в мотивации научного поиска, волевые усилия, эмотивность, бессознательный характер деятельности, опыт исследователя, творческие усилия, высокую скорость «выдачи» результата в фокус сознания, продуктивность.

Системное видение эвристической интуиции служит основанием для вычленения взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, таких как представления, образы, понятия, выступающие носителями научного опыта исследователя, а также информационные пробелы как сигналы отсутствия необходимых знаний или устойчивых их сочетаний для решения трудной научной проблемы. Фактором, объединяющим выделенные элементы, является научная проблема, исследование решения которой в контексте синергетической парадигмы представляет собой смену состояний, уровневые переходы, хаотичность и процессы упорядочения, стремление всей системы к гармонизации и эстетическому удовлетворению. Каждый элемент эвристической интуиции является носителем определенной информации, именно эта информация служит своеобразным ключом для образования комбинаций, полезных «сплавов» и соединений элементов.

Самоорганизация эвристического интуитивного акта исследовано методом моделирования. В процессе интуитивного акта познания отмечаются равновесные и неравновесные состояния, работа в области сознания как предпосылки собственно интуитивного действия и в области бессознательного как непосредственно интуитивного акта. Исходным пунктом в работе эвристического познавательного акта является проблемная ситуация, выдвижение иерархии гипотез. Равновесность обеспечивается логическими способами решения задачи с опорой на прежний научный опыт и дивергентное мышление. Переход в неравновесное состояние происходит при возникновении проблемных ситуаций, и система достигает предела неустойчивости - бифуркации, преодолеваемой неожиданным интуитивно-эвристическим скачком. Непосредственно механизм интуиции представлен как особая форма обработки информации, когда элементы знания гармонично располагаются в целое, как самодостраивание образов, представлений, идей до искомого результата, обладающего изяществом, гармонией. Бессознательно полученное знание посредством вспышки, озарения доставляется в область сознания, где проверяется логическими, формальными способами, обеспечивая системе знаний самоорганизацию, спонтанный структурогенез.

Применительно к вопросу управления интуитивным эвристическим познавательным процессом мы использовали поиск косвенных, опосредованных, воздействующих мер, позволяющих с большей или меньшей степенью вероятности влиять на возникновение эвристической интуиции, а также на создание такой «внутренней познавательной среды», которая порождает интуитивные процессы. Такие процессы мы назвали факторами управления, наделив их свойствами влияния, воздействия на интуитивный познавательный акт, запускающие его механизм. В качестве факторов управления эвристической интуицией выделены организация процессов воображения и фантазирования; управление накоплением и совершенствованием познавательного опыта; регулирование наглядно-образного мышления; регулирование чередованием интенсификации поиска и «отдыха»; воздействие на аналитико-синтетическую деятельность; инициирование, связанное с генерированием замыслов и идей.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на активное обращение к проблеме эвристической интуиции в современной науке, она остается мало познанным феноменом. Изучение механизмов эвристической интуиции приводит к обращению к междисциплинарным исследованиям, которых недостаточно. Наука только начинает синтезировать новые идеи философии, новые данные экспериментальных исследований в области психофизиологии, психологии, нейропсихологии и др., анализируя результаты в русле познания феномена эвристической интуиции. Синергетическая парадигма в научном исследовании дает возможность раскрыть методологическую основу жизнедеятельности системы эвристической интуиции, но сама синергетическая методология находится в стадии своего становления, осмысления, является предметом многочисленных научных дискуссий. Дальнейшее развитие исследований в области эвристической интуиции мы видим в применении комплексного подхода, включающего в себя и синергетический, а также в методологическом обобщении современных отечественных и зарубежных экспериментальных исследований, открывающих закономерности интуитивного познавательного акта, раскрывающих перспективы эффективности его управления.

Date: 2016-07-22; view: 1215; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию