Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция и ее роль в механизме рыночного саморегулирования. Формы и методы конкурентной борьбы





Конкуренция - борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хо-ия с целью получения макс. прибыли.

Совершенная конкуренция:

множество продавцов и покупателей, обладающих незначительной долей рынка

однородная стандартизированная продукция

свободный вход(выход) на рынок и в отрасли, без барьеров

невозможность сговора по установке цен

На практике не существует, наиболее приближенный вариант - рынок с/х продукции и ценных бумаг.

Любое отклонение от условий совершенной конкуренции делает ее несовершенной. Виды - монополистическая конкуренция, олигополия, монополия и монопсония

Монополистическая конкуренция - большое кол-во некрупных фирм в разных отраслях; дифференцированность продукции; относит.свободный вход на рынок, в отрасль; участники обладают незначительной долей рынка, поэтому используют самые разные методы конкурентной борьбы; продукция в чем-то уникальна, но взаимозаменяема; сговор между участниками возможен, но не эффективен

Олигополия - небольшое (2-10) количество производителей, обладающих значительной долей рынка, выпускающий как однородную, так и дифференцированной продукцию. Между ними сущ. тесная взаимосвязь, сговариваясь, они в силах завладеть значительной долей рынка. Большое количество практически непреодолимых барьеров для входа.

Монополия - единый продавец, продающий товар не имеющий близких заменителей, закрытый вход в отрасль. Регулируется фед. законом "О естественных монополиях" от 1996г. Антимонопольная политика РФ (Федер. антимонопольная служба России) руководствуется законом "О защите конкуренции" 2006г

Монопсония - единственный покупатель

Методы конкурентной борьбы - это прежде улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и после продажных услуг, временное снижение цен, условий оплаты и т.п. Вместе используются и такие "мирные" методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике.

Методы ценовой конкуренции. Ценовая конкуренция означает, что главными методами борьбы конкурентов является цена. Ее использование основывается на различных методах и способах. В такой борьбе побеждает тот, кто добивается ниже, чем рыночная цена стоимости своей продукции. Это по сути борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно - технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности.

На конкурентном рынке неспособность некоторых предпринимателей использовать собственное экономичную технологию производства в конечном итоге означает устранение их конкурентами, которые используют более эффективные методы производства и имеют возможности немного снизить цены, что привлекает покупателей, способствует быстрой реализации товара, а следовательно, ускоряет оборот капитала.

Следует также иметь в виду, что некоторое снижение цен сохраняет для производителя норму прибыли за счет низких издержек производства. Такое снижение цен следует отличать от снижения цен ниже себестоимости, что является уже методом нечестной конкуренции.

Методы неценовой конкуренции. В рыночной экономике существует еще неценовой конкуренции. Она применяет такие способы.

1. Улучшение качества продукции. Известно, что одна продукция может иметь разное качество на различных предприятиях. Причиной этого является в основном нарушения технологии производства. Кроме технологической дисциплины, здесь возможно использование технических новинок, которые составляют коммерческую тайну.

2. Использование рекламы. Все рекламные мероприятия рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание покупателей, предоставить им соответствующую информацию о потребительских свойствах товара, побудить потребителя совершить покупку, напомнить потребителю о существовании того или иного товара.

Реклама формирует представление об особенностях качества товара, хотя его потребляемая стоимость при этом часто остается без изменений. В рекламе акцентируется внимание на торговых знаках и фирменным клеймом.

3. Условия, связанные с продажей товара. Фирма обязуется осуществлять ремонт изделия, предоставлять запасные части, проводить бесплатные консультации по использованию своего товара.

Нечестная конкуренция. Нечестная конкуренция - это деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Методы осуществления нечестной конкуренции такие.


Во - первых, дезинформация со стороны производителя потребителей - покупателей и хозяйственных субъектов о товаре и услугах. Она проявляется в неправильных сведениях о потребительских свойствах товара: класс, сорт, качество изготовления.

Во - вторых, использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы. Как правило, используются товарные бланки, маркировка тех фирм, продукция которых пользуется большим спросом.

В - третьих, распространение ложных сообщений о товарах своих конкурентов. Такая информации, конечно, наносит ущерб деловой репутации конкурентов и негативно отражается на результатах их коммерческой деятельности.

В - четвертых, попытки некоторых фирм влиять на поставщиков ресурсов и банки для того, чтобы они отказывали конкурентам в поставке сырья, материалов, а также в предоставлении кредитов.

В - пятых, переманивание ведущих специалистов конкурентов подкупом, установлением более высоких окладов и различных льгот.

К нечестной конкуренции можно отнести также нарушение законов. Например, в ряде стран установлено, что продавец не имеет права предлагать товар по цене, ниже чем себестоимость, с целью устранения конкурентов. Однако практика свидетельствует, что этого правила часто не соблюдаются. И снижение цен остается одним из способов нечестной конкурентной борьбы крупных промышленников против небольших фирм.

Методы конкурентной борьбы - это прежде улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и после продажных услуг, временное снижение цен, условий оплаты и т.п. Вместе используются и такие "мирные" методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике.

Методы ценовой конкуренции. Ценовая конкуренция означает, что главными методами борьбы конкурентов является цена. Ее использование основывается на различных методах и способах. В такой борьбе побеждает тот, кто добивается ниже, чем рыночная цена стоимости своей продукции. Это по сути борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно - технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности.

На конкурентном рынке неспособность некоторых предпринимателей использовать собственное экономичную технологию производства в конечном итоге означает устранение их конкурентами, которые используют более эффективные методы производства и имеют возможности немного снизить цены, что привлекает покупателей, способствует быстрой реализации товара, а следовательно, ускоряет оборот капитала.

Следует также иметь в виду, что некоторое снижение цен сохраняет для производителя норму прибыли за счет низких издержек производства. Такое снижение цен следует отличать от снижения цен ниже себестоимости, что является уже методом нечестной конкуренции.

Методы неценовой конкуренции. В рыночной экономике существует еще неценовой конкуренции. Она применяет такие способы.

1. Улучшение качества продукции. Известно, что одна продукция может иметь разное качество на различных предприятиях. Причиной этого является в основном нарушения технологии производства. Кроме технологической дисциплины, здесь возможно использование технических новинок, которые составляют коммерческую тайну.


2. Использование рекламы. Все рекламные мероприятия рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание покупателей, предоставить им соответствующую информацию о потребительских свойствах товара, побудить потребителя совершить покупку, напомнить потребителю о существовании того или иного товара.

Реклама формирует представление об особенностях качества товара, хотя его потребляемая стоимость при этом часто остается без изменений. В рекламе акцентируется внимание на торговых знаках и фирменным клеймом.

3. Условия, связанные с продажей товара. Фирма обязуется осуществлять ремонт изделия, предоставлять запасные части, проводить бесплатные консультации по использованию своего товара.

Нечестная конкуренция. Нечестная конкуренция - это деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Методы осуществления нечестной конкуренции такие.

Во - первых, дезинформация со стороны производителя потребителей - покупателей и хозяйственных субъектов о товаре и услугах. Она проявляется в неправильных сведениях о потребительских свойствах товара: класс, сорт, качество изготовления.

Во - вторых, использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы. Как правило, используются товарные бланки, маркировка тех фирм, продукция которых пользуется большим спросом.

В - третьих, распространение ложных сообщений о товарах своих конкурентов. Такая информации, конечно, наносит ущерб деловой репутации конкурентов и негативно отражается на результатах их коммерческой деятельности.

В - четвертых, попытки некоторых фирм влиять на поставщиков ресурсов и банки для того, чтобы они отказывали конкурентам в поставке сырья, материалов, а также в предоставлении кредитов.

В - пятых, переманивание ведущих специалистов конкурентов подкупом, установлением более высоких окладов и различных льгот.

К нечестной конкуренции можно отнести также нарушение законов. Например, в ряде стран установлено, что продавец не имеет права предлагать товар по цене, ниже чем себестоимость, с целью устранения конкурентов. Однако практика свидетельствует, что этого правила часто не соблюдаются. И снижение цен остается одним из способов нечестной конкурентной борьбы крупных промышленников против небольших фирм.

17. Совершенная и несовершенная конкуренция

Понятие “ конкуренция ” происходит от латинского «concurrentia» -соперничество, соревнование, состязание. Оно означает соперничество экономич. субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).


Выделяют конкуренцию:

1. По отраслевому признаку: внутриотраслевую – т.е. это борьба м\д отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли ; межотраслевая – т.е. это борьба м\д различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала;

2. По состоянию рынка: совершенную (чистую), несовершенную и регулируемую.

Совершеннаяконкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Она характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих м\д собой, к-рые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Для нее характерны следующие черты:наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на к-ром не выполняется хотя бы одно из условий свершенной конкуренции.

Принято выделять 3 осн вида несоверш. конкуренции:

1. Монополистическая – это такая рыночная ситуация, при к-рой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию;

2. Олигополия – это рынок, на к-ром господствует несколько фирм, каждая из к-рых обладает значительной долей этого рынка.

3. Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма явл-ся единственным производителем продукта, у к-рого нет близких заменителей.

В существовании нек-рых монополий при условии регулирования их деят-ти со стороны гос-ва заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки произ-ва на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.

3. По способам соперничества: ценовую – характеризует рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения; и неценовая – выбор товаров диктуется такими критериями, как их технический уровень и качество, условия послепродажного обслуживания и т.д.

18. Экономическая сущность собственности и формы хозяйствования

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения Экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).

Любая национальная экономика включает три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях.

Формы хозяйствования характеризуются определенным типом организационно-экономических отношений, наилучшим образом обеспечивающим реализацию экономических интересов субъекта собственности.

Частная форма собственности может иметь индивидуальную форму хозяйствования, когда собственником средств производства является единственный хозяин, которому принадлежит право присвоения результатов труда. Она может приобретать различные совместные формы хозяйствования: кооператив, товарищество, союз и т.п. Присвоение результатов производства при таких коллективных формах хозяйствования может определяться как размером делового участия в собственности, так и другими условиями, оговоренными в уставе.

Наиболее распространенной формой хозяйствования в современной рыночной экономике является акционерная или корпоративная. Эта форма хозяйствования представляется как коллективная форма собственности. Однако в тех случаях, когда в отношениях собственности выступают различные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т.д., лучше говорить о формах хозяйствования, чем о формах собственности. Указанные формы хозяйствования существуют в рамках частной формы присвоения. Эволюция собственности от индивидуальной до акционерной не дает оснований утверждать, что форма присвоения становится коллективной, потому что:

1) собственность может быть либо частной, либо государственной;

2) юридическим субъектом права собственности коллектив не является;

3) в акционерных обществах собственность принадлежит акционерам формально, а фактически все решения принимают крупные собственники и управляющие. Ими же и присваиваются результаты труда.

Права мелких акционеров (собственников) незначительны; они не выбирают руководителя, не формируют планы производства, не распределяют доходы. В акционерном обществе сохраняется принцип присвоения не по труду, а по капиталу. Система участия в прибыли является способом налаживания сотрудничества, социального партнерства между наемными работниками и собственниками акционерных предприятий. Система акционерного участия является не новой формой собственности, а новым условием реализации собственности. По форме присвоения эта собственность остается частной.

Широкое распространение получила смешанная собственность, образованная на основе государственной и частной собственности. Это такая акционерная форма хозяйствования, где присвоение осуществляется в интересах двух собственников - государства и частного владельца капитала.

Каждая форма хозяйствования характеризуется своей системой организации производства, управления, распределения доходов. В основе выбора формы хозяйствования лежит принцип оптимального согласования экономических интересов собственников капитала.







Date: 2016-07-05; view: 944; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию