Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозно-правовые основы деятельности исламских банков
В последние десятилетия арабские государства активно разрабатывают собственную концепцию социально-экономического развития, во многом несовместимую с принципами и ценностями концепции рыночного хозяйства индустриально развитых стран. В этой концепции, опирающейся на систему заложенных в Коране этнических постулатов, сформулированы принципы правовых и хозяйственных отношений в современном мусульманском обществе. Одним из институтов экономической системы ислама являются исламские банки – особая форма организации финансового бизнеса, при котором услуги предоставляются клиентам на беспроцентной основе. Такое отношение к банковскому проценту заставило мусульманских финансистов искать пути реализации альтернативной банковской системы, которые бы не противоречили существующему в Коране запрету на взимание ссудного процента. Появление и развитие исламских банков было обусловлено рядом причин, к которым можно отнести, во-первых, устойчивый приток финансовых ресурсов в арабские государства Персидского залива в последние тридцать лет и необходимость создания механизма капитализации накопленных ими валютных средств. Во-вторых, важной причиной стало так же усиление роли религиозного фактора в хозяйственном развитии исламских стран. Исламские банковские учреждения следует рассматривать как исламские не по происхождению их капитала, а, прежде всего, по принципам операционной и инвестиционной деятельности. Они осуществляют операции в соответствии с принципами и традициями ислама и исламского права, которые можно свести к следующим основным положениям: проведение операций на основе равного разделения риска, прибыли и убытков; запрещение аккумуляции средств без товарного покрытия и запрет на взимание ростовщического процента (рибы). Таким образом, система исламских банков характеризуется большой спецификой, а сами они выступают в качестве обособленного организма. По этой причине исламские банки заняли определенное место в международной банковской структуре, вписавшись в экономическую систему принимающих стран. На сегодняшний день в мире существует более трехсот исламских банковских институтов более чем в пятидесяти странах, совокупные резервы которых превышают 750 млрд. дол., а ежегодные темпы роста превышают 10-15%. Активы исламского банкинга в мире, как ожидается, будут расти с двойной скоростью по сравнению с активами обыкновенных банков, достигнув 1,1 трлн. дол. США в 2012 г. – на 30% больше, чем в 2010 г.[1] В последние годы исламские банки усилили внешнюю экспансию вне стран арабского мира, стремясь расширить сферы своего влияния в принимающих странах и вписаться в современную транснациональную банковскую структуру, став весомым игроком на международном рынке банковских капиталов и в сфере международных инвестиционных потоков. Так, в Великобритании на сегодняшний день действуют пять исламских банков, а семнадцать британских банков и подразделений зарубежных банков, работающих в Англии, имеют специализированные подразделения, предоставляющие исламские финансовые услуги. В США также работают два исламских банка, а в ближайшем будущем планируется открытие исламских банков в Италии, Швеции и других западноевропейских странах. Следует отметить, что расширение сектора банковских услуг, предоставляемых на принципах исламского права, идет также со стороны крупных западных банков, таких как Goldman Sachs, J. P. Morgan, Citibank, которые имеют филиалы, предлагающие клиентам исламские финансовые услуги. И если для мусульманских стран создание исламских банковских институтов было продиктовано необходимостью соответствия их экономики религиозно-правовым принципам организации хозяйства, то для неисламских стран появление исламских финансовых институтов стало ответом на потребности большого числа проживающих в их странах мусульман, нуждающихся в соответствующих шариату финансовых услугах. Очевидно, что в будущем интерес к мусульманским финансовым институтам будет расти, а тенденция увеличения числа их клиентов из среды не мусульман будет сохраняться. Основной причиной этого являются экономические выгоды, связанные с использованием исламских финансовых услуг для не мусульман, и соблюдение исламскими финансовыми структурами принципов шариата. Рыночные преобразования кредитно-банковского сектора в России требуют существенных инвестиций и привлечения в страну иностранного, в том числе и арабского капитала в его различных формах. Однако принципы организации банковского дела в исламских странах мало знакомы отечественным финансистам, а система операций, осуществляемых исламскими банками, достаточно сложна. В последние годы Россия стала одной из стран, в которой проявляется интерес к исламской экономике[2]. Идеологическим и теоретическим фундаментом, на котором основывается деятельность исламских банков, является Коран. Коран содержит в себе полный кодекс жизни мусульманина, включающий взаимоувязанные представления о Боге, человеке, человеческом обществе, отношениях индивидуума с другими людьми и Богом, а также правила, регулирующие всю экономическую деятельность человека и хозяйственных структур. Экономическая доктрина ислама в ее современном виде обосновывает этически аргументированную хозяйственную стратегию человека для обеспечения справедливого равновесия между его материальными и духовными потребностями, а также между его индивидуальными и общественными обязанностями. Религиозные предписания, формирующие основы исламской экономической доктрины, основываются на следующих основных предпосылках: · человек не является собственником имущества (денежных средств, товаров, недвижимости), он по воле Аллаха на период своей жизни получает право на распоряжение ресурсом; · эти средства должны быть не пассивными (выполняя роль сокровища), а играть активную роль, они не могут быть применены в спекулятивных целях; · главное предназначение средств и имущества мусульманина – это активное использование их во благо всего общества. При этом элемент личного материального вознаграждения лицу, осуществляющему управление имуществом, занимает важное место. Ставится цель – создание реальной добавленной стоимости, приращение массы товаров и услуг, а не денежной массы владельца; · категорически запрещается эксплуатация человека, принуждение к труду. Одним из положений исламской экономической доктрины стало отождествление эксплуатации человека с получением дохода физическим лицом, лично не участвующим в производственном процессе и не рискующим своим имуществом. Символом такой эксплуатации в Коране является ростовщичество. Поскольку труд в исламе ценится выше, чем капитал, постольку и запрет на взимание ссудного процента рассматривается как фактор, обеспечивающий отсутствие любой эксплуатации труда капиталом. Поэтому в случае производственного партнерства и привлечения наемных работников любые убытки должны покрываться только за счет капитала, но не за счет привлеченного наемного труда. Запрет на взимание ссудного процента трактуется как фактор, обеспечивающий отсутствие любой эксплуатации труда капиталом. Необходимо отметить, что ислам не имеет ничего против естественной процентной ставки, или чистой производительности капитала, находящейся в прямой зависимости от прибыльности инвестиций, в отличие от рыночной процентной ставки, которая зависит от разных факторов, таких как рост денежного предложения или формирование кредитных ресурсов банком. В современной экономической литературе зачастую утверждается мысль о важности и незаменимости ссудного процента, несмотря на достаточно убедительные аргументы того, что подобная практика приводит к нерациональному использованию ресурсов. Да и рядовой гражданин рассматривает процент как плату банку за кредит на покупку какого-либо имущества. Героем нашего времени становится финансовый спекулянт, занятый обменом ничем не обеспеченных финансовых инструментов на реальные ценности. По оценкам Международного банка реконструкции и развития, только двадцатая часть денежной массы подкреплена реальными активами, а 95% всех денежных операций являются спекулятивными[3]. Однако, отказ от кредитования в банке отнюдь не означает неучастие в процентных операциях и невозможность влияния процентной экономики на нашу жизнь. В цену любого товара или услуги уже заложена плата за используемый их производителем кредит. Тем самым цена товара возрастает в зависимости от процентной ставки банковского кредита, и происходит ничем не оправданная растрата части добавленной стоимости. Так, например, в среднем доля процентов или капитальных затрат для цен на товары и услуги повседневного спроса может достигать 50%[4]. Однако, не только потребитель становится заложником процентной политики кредитных учреждений. С целью покрытия дефицита государственного бюджета многие государства в наши дни вынуждены прибегать к заимствованию у физических и юридических лиц. А это, в свою очередь, приводит к необходимости погашения задолженности, которая увеличивается благодаря начислению процентов. В конечном итоге страдают рядовые граждане, поскольку в такой ситуации государство вынуждено повышать налоги, которые наносят удар, прежде всего, по бедным слоям населения. Как показывает практика, получая процентные займы от различных финансовых структур различного уровня, бедные государства не только не становятся богаче, но чаще еще беднее. Неспособность государств обслуживать свой внешний долг – еще одно негативное проявление влияния ссудного процента. В связи с этим, важным представляется утверждение исламских экономистов о том, что норма прибыли в отличие от процентной ставки представляет собой эффективный и более рациональный механизм распределения ресурсов, который может противостоять таким негативным тенденциям современной экономики, как поляризация доходов разных групп населения, монополизация, финансовые кризисы и др. Современные толкователи исламской доктрины доказывают, что если бы принцип нулевого ссудного процента был реально внедрен сейчас в кредитно-банковскую практику всех стран мира, это благотворно воздействовало бы на общество, и нынешняя международная валютно-финансовая система, полностью базирующаяся на взимании ссудного процента, и соответствующий международный экономический порядок прекратили бы свое существование, исчерпав финансовые ресурсы для своего функционирования[5]. Как уже было отмечено, организация финансовой деятельности в мусульманских странах должна строиться на базе основополагающих принципов ислама, таких как взаимопомощь, равное долевое участие в прибылях и убытках, справедливое вознаграждение каждого участника и фактора производства, в том числе и наемного труда. В соответствии с этими принципами предусмотрены различные формы исламского финансирования, которые являются на сегодняшний день основой операционной и инвестиционной деятельности исламских банков. Date: 2016-07-22; view: 410; Нарушение авторских прав |