Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание хореографического произведения на основе образов русской народной хореографии





Сегодня любительские танцевальные коллективы решают проблему создания сценических вариантов на­родного танца с сохранением его национального колори­та, выразительных средств и, самое главное, с современ­ной трактовкой содержания, чтобы он являлся образ­ным отражением нашей жизни, способствовал духовному воспитанию личности.

При сценических обработках и сочинении новых хороводов и плясок, а также различных творческих дополнениях необходимо очень серьезно относиться к традициям исполнения, стилю, манере, сопровождению и костюму. В этом творческом процессе также происходят ошибки, отражающиеся на чистоте и богатстве русского народного танца. В погоне за успехом, но чаще всего из-за незнания смешиваются стиль и манера различных областей, смешиваются различные виды русского народного танца. Необходимо очень любовно и в то же время строго, с глубоким знанием фундамента русского народного танца подходить ко всем творческим обработкам, переработкам и сочинениям любых видов танца.

Одним из лучших источников для пополнения репертуара творческих коллективов могут служить видеозаписи. Сегодня достаточно широко используется видеоматериал в качестве такого источника для формирования репертуара. Так, источником пополнения репертуара моего образцового самодеятельного коллектива ансамбля танца «Каблучок» послужил просмотренный видеоматериал. Просмотр концертной программы государственного академического хореографического ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной вдохновил меня на создание нового хореографического произведения собственного сочинения, - «Весенний хоровод», основанного на впечатлении от просмотренного видеоматериала.

Моя работа над созданием нового хореографического произведения проходила в несколько этапов. Творческая работа протекала в атмосфере эмоционального подъема и воодушевления.

Первым этапом было возникновение замысла, источником вдохновения которого послужил неоценимый труд Н.С. Надеждиной. Замысел нового произведения соответствовал художественно-эстетической подготовке исполнителей, их возрасту, опыту сценической деятельности, актерским, музыкальным возможностям. Поставленная задача соответствует возможностями коллектива и немного превышает их, что, несомненно, будет способствовать росту и развитию.

Поставив данную задачу, и учитывая исполнительские возможности участников моего коллектива, я начала сбор информации и материала.

Второй этап моей работы являлся одним из основных этапом в подготовке сочинения весеннего хоровода. Я начала изучать обычаи, обряды, костюм, музыку, движения, характер, манеру исполнения, бытующих в народе.

Хоровод – один из древних русских народных танцев, определение которому авторы дают разное. Например, у Н. Бочинской: «Под словом «хоровод» обычно понимается совместное пение песен, при котором участники берутся за руки, образовывая круг, ходят в ту или иную сторону, в то время как в середине его один или несколько человек разыгрывают содержание песни» [4; с.5].

Образ девичьего хоровода всегда был наполнен целомудренной чистотой и красотой. Хоровод (коровод, корогод, карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец. Ни один славянский праздник не обходится без хороводов.

Обычай плести венки – пришел к нам еще с доисторических времен.
Венок, гирлянда, хоровод – это разные проявления одного и того же образа. Во-первых, это слияние образа совершенства (круга) и единства (кольца), во-вторых, все это связано чистотой души с женским началом, плодоношением земли. Венок – ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга и защитных свойств растений. В обрядах выступает обычно в роли оберега от нечистой силы, сглаза и порчи.

В календарных ритуалах весенне-летнего цикла («Юрьев день», «Троица», «Зеленые святки», «Иван Купала», «Божье Тело») венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий и гаданий.

В русской традиции известны венки двух видов: обычные (трявяные, цветочные и т.п.) и закрученные на ветках растущих и реже срубленных берез. В ряде мест «венком» называли Троицкую березку (Московская губ., Забайкалье).

Венок использовался в обрядах кумления, крещения и похорон кукушки, вокруг него водили хороводы. Через венки девушки попарно целовались, обменивались подарками [13; с.592].

Повсеместно венки являлись основным головным украшением молодых девушек в Троицу и в духов день. В венках водили хороводы, кумились, молились в церкви, гуляли, совершали различные обряды с Троицкой березкой, а также обрядовую трапезу. Иногда их носили в руках или вешали на шею. Венок был непременным атрибутом молодежных игр и хороводов, ряженья, нередко единственным его знаком. В Белгородской области участницы хоровода плясали, повесив венки на запястья рук. В Орловской губернии хороводы водили вокруг ритуального каравая, который девушки украшали венками. В г. Чухлома Костромской губернии в Троицкой игре под пение «Александровской березы» каждая девушка по очереди после слов «красна девица душа, выбирай молодца», протягивала понравившемуся парню свой венок. В Саратовской губернии девушка надевал венок на голову парня, победившего в каком либо состязании.

Плели венки из древесных веток, трав, садовых и луговых цветов, из разноцветных лоскутов. У южнорусских особенно ценились венки, сделанные из украшавшей церковь зелени. В Орловской губернии их называли «святыми венками» и носили все – и девушки, и парни, и женщины, и мужчины, и старики, и дети; здесь без венков в Троицын день старались не появляться на улице.

По окончании праздника девушки шли к реке (или к другому ближайшему водоему) и бросали венки в воду. В Зарайском уезде Рязанской губернии девушки, слегка наклоняясь, скидывали венки с головы, стараясь не дотрагиваться до них руками и становясь к реке спиной. Там же, прежде чем бросить венок на середину реки, клали его на воду и поочередно умывались из него. В Симбирской губернии венки бросали в воду с зажмуренными глазами. Пуская венки по реке, девушки загадывали о будущем: утонет – к смерти или милый изменит; куда поплывет в той стороне жених и будет; сойдется с другим – к замужеству.

Третьим этапом работы была работа с музыкальным материалом. В моем коллективе нет возможности работать с композитором. Поэтому лучшим вариантом для создания хоровода явилось музыкальное произведение, исполняемое оркестром и записанное на фонограмму. Для поиска такой фонограммы я использовала ресурсы интернета.

Музыка – это не просто сопровождение танцевальных движений, она является средством глубокого раскрытия содержания танца, его художественных образов, идейного замысла постановки.

Выбранный мною музыкальный материал отвечает драматургии задуманной постановки, соответствует замыслу хореографического произведения по настроению, ритму и размеру.

Четвертый этап включал в себя работу над созданием композиции танца.

Композиция происходит от лат. «composition» - соединение, связь. Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в хореографическом произведении, она является целостной художественно-выразительной системой.

В моей постановке «Весенний хоровод» основным выразительным средством является рисунок танца. Используя рисунок, я раскрываю образ плетения венка, образ русской природы. Хоровод представляет собой действие в миниатюре, и это действие в данном случае – плетение венка, переплетение цветов. В постановке наличествуют венки, различные построения и перестроения отображают непосредственно само плетение венка.

«Весенний хоровод» в моей задумке – это встреча весны. Весна, как проявление божественной силы, символизирует теплые лучи солнца, освежающую и обновляющую грозу, оживление и расцвет растительности, первые нежные цветы, пение птиц – все это сочетается в поразительный гимн природы, который и привлек молодых девушек к плетению венков. Весна – светлый и радостный праздник природы, сопровождается множеством обрядов, песен и игр, это благотворные перемены в природе. В честь весеннего солнца девушки плетут венки и водят хоровод, который своим кругообразным движением имеют целью представить внешний вид венка.

Начав работу над постановкой, определяю основные композиционные рисунки. Так как хоровод олицетворяет собой венок, основным рисунком будет являться круг. Круг – основа славянских, грузинских и других народных танцев, которые издавна исполнялись «посолонь». Круг имеет ряд образных мотивов, связанных с природой и бытом, круг – цветочная клумба, венок.

Далее намечаю различные перестроения и переходы, сочетания круга в круге; рисунки, представляющие собой несколько кругов, движущихся в разном направлении; круг, образуемый тройками; рисунок «восьмерка». Все намеченные рисунки и переходы записываю. Также в постановке использую линейные построения, для исполнения рисунков: «дощечка», «ручеек», крест в продвижении.

Обрабатывая намеченные рисунки, думаю над композиционными переходами, для плавности перехода из одного рисунка в другой, полученных в результате сочетаний линейных и круговых построений. Работаю с музыкой, определяю соответствие рисунков музыкальному материалу, длительности музыкальной фразы.

При постановке хоровода использую определенную группу приемов для построения рисунков:

1. Прием наращивания. Применила в начале танца (экспозиция).

2. Прием укрупнения. Из двух рисунков образовала один рисунок.

3. Прием дробления. Основной рисунок разделила на 4 мелких.

4. Прием усложнения. Усложнила основной рисунок. Из двух колонн – «ручеек», из «ручейка» – круг, из круга – «восьмерка», из «восьмерки» - два круга, из двух кругов – один общий круг, с добавлением рук.

В постановке использовала простой (одноплановый) симметричный рисунок.

Пятый этап представляет собой работу с исполнителями. Постановка рассчитана на старшую группу, возрастной категории 14-16 лет. В хороводе участвуют 16 девушек. На первой репетиции была проведена беседа, где я знакомила исполнителей с будущим танцем в целом, рассказывала о замысле, о первоисточниках, о традициях и обрядах. Далее был показан музыкальный материал.

На последующих репетициях мы разучивали основные композиционные рисунки и переходы, основные ходы: переменный шаг, мелкий ход на низких полупальцах, приставной шаг.

Далее начинается непосредственно постановочная работа, когда разучены основные шаги, положения рук и композиционные рисунки. Работа с венками осуществлялась с первых репетиций.

В данный момент работа над постановкой еще ведется. «Оттачиваются» рисунки, композиционные переходы, основные положения. Выявляются какие-либо недостатки, идет работа по их устранению, таким образом, постановка творчески совершенствуется.

1. Название танца: «Весенний хоровод»

2. Автор танца: Постановка Бачановой А.В.

3. Костюм исполнителей: белые кофты с широкими, пышными рукавами, вышитыми на плечах рисунком русского орнамента, рукава длинные. Сарафан приталенный, длинный в пол. В руках венки, из разнообразных искусственных цветов. Головной убор – верх головы открыт, имеет вид тканевой ленты, повязанной вокруг головы. Волосы заплетены в косу.

4. Количество исполнителей – 16 девушек.

5. Музыкальная основа танца. Хоровод исполняется под исполняемую оркестром фонограмму. Музыкальный размер 4/4, темп умеренный.


Заключение

 

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связана с песней. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Все эти соединения, а, следовательно, и своеобразные построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание, под какую песню он исполняется.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга, как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространенная форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки - зигзаги, линии, полукруги и т.д. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название. Например «круг», «воротца», «восьмера», «колонна», «корзиночка», «улитка», «змейка» и т.д.

Отличаясь друг от друга, русские хороводы удивительно схожи в главном: в их поэтической форме переданы черты, художественная образность разных уголков России, ее людей, природы, истории.

Русские хороводы распределялись по временам года, свободным дням жизни. Хороводы весеннего цикла делились на: «мартовские», «радуницкие», «георгиевские», «никольские», и «троицкие», в то же время не имели особых различий. К летнему периоду относятся «Ивановские» или «купальские», «петровские», «пятницкие», «ильинские», и «успенские» хороводы. Хороводы осеннего периода: «семеновские», «капустинские», «покровские», «катерининские». Зимние хороводы, включавшие хороводные игры, делятся на два периода: Коляда и Масленица.

По характеру исполнения хороводы делятся на «наборные», «разборные», «плясовые» и т.д.

Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласовывая свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народом, его бытом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хоровода, более четкими ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. Песни, под которые исполняют орнаментальные хороводы, часто называют хороводными.

В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые ограничено, переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми.

В отличие от орнаментального хоровода в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу или линиями, или парами. В центре круга – фигуры наиболее часто разыгрывается сюжет, происходит действие. Круг движется или останавливается, участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «колонной» по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписывают «восьмерку» и т.д. Часто в игровых хороводах содержание песен влияет на рисунок хоровода, его построение. Так, очень древняя и распространенная игровая песня «А мы просо сеяли» состоит из вопросов и ответов.

В каждой области, в каждом регионе существуют свои отличительные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда. Эти особенности появляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме исполнения, и в содержании песен, под которыми идет хоровод, и главное в особой присущей только данной местности манере исполнения. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга.

Список литературы

1. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина. – Орел, 2007. – 248 с.

2. Богатерев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971. – 544 с.

3. Бочинская, Н. Русские хороводы и хороводные песни / Н. Бочинская. – М.: Музгиз, 1951. – 111 с.

4. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский, - М.: Искусство, 1964. – 367 с.

5. Даль, В. Толковый словарь / В. Даль. – М.: Русский язык, 1999.

6. Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца. Часть 1 \ Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. – Орел, 1999. – 550 с.

7. Заикин, Н.И. Областные особенности русского народного танца (часть 2) / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. – Орел, 2004. – 688 с.

8. Захаров, В. Образы русского танца / В.Захаров. – М.: 1986. – 196 с.

9. Климов, А.А. Основы русского народного танца / А.А. Климов. – М.: МГУКИ, 1981. – 318 с.

10. Кохановская, Н. Несколько русских народных песен. Русская беседа. Т.1, кн. 19 / Н.Кохановская. – М., 1960.

11. Молодежная эстрада №3 / М.: Молодая гвардия. – 1983. – 128 с.

12. Мурашко, М. Формы русского танца / М. Мурашко. – М.: Один из лучших, 2006. – 122 с.

13. Русский праздник. О.Г. Баранова, Т.А. Зимина, Е.Л. Мадлевская, А.Б.Островский, Н.Н. Соснина, В.Г. Холодная, И.И. Шангина. С-П 2001г. – с. 592-596.

14. Надеждина, Н.Н. Русские танцы / Н.Н. Надеждина. – М.: Гос. издат. культ. просвет. литературы, 1951. – 156 с.

15. Русское народное творчество. Хрестоматия.- М.: Музыка, 2004.

16. Соколов А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. — Л., 1983.

17. Степанова Л. Народные танцы. — М., 1965.

18. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: 2001.

19. Ткаченко Т. Народный танец. — М., 1967.

20. Уральская В. Рождение танца. — М., 1982.

21. Уральская В.И. Природа танца.- М.: «Советская Россия», 1981.

22. Устинова Т. Русские народные танцы. — М., 1965.

23. Фомин, А.С. Танец в системе воспитания и образования и образования. Т.1 / А.С. Фомин. – Новосибирск, 2005. – 618 с.

24. Эльяш, Н. Русская терпсихора / Н. Эльяш. – М.: Сов. Россия, 1965. – 230с.


 

Приложение

 

Александр Клипов. Хоровод. 1978 г.

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1873-74г.

Е.Биткин. Хоровод 1905 г.

Михаил Боскин. Хоровод. 1910-е

Сергей Судейкин. Летний день ранней осени. 1916 г.

 

 

Орнаментальный хоровод Орнаментальный хоровод

«Одеянка» «Уж я улком шла»

 

 

Орнаментальный хоровод «Как на плотику плоту»

 

Date: 2016-07-22; view: 3222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию