Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Формы построения русского хоровода





Хоровод имеет народные истоки возникновения, свои отличительные характерные черты. Наряду с этим, хоровод является неотъемлемой частью сценического искусства в целом. Но не просто танец, а сама жизнь, символ вселенского лада – таков русский хоровод. Сотни названий,– «Русая коса», «Веночки», «Яртынь-трава» и др., - и четкое следование заданной структуре танца, непременно включающей 7 сакральных фигур – таков он, русский хоровод.

«Столбы». Участники хоровода образуют неподвижный квадрат, который затем приходит в движение. Те, кто находится сзади, по трое выходят чуть в сторону, обходят остальных и встают в начало квадрата. Движение продолжается до тех пор, пока не переместятся все. Фигура «столб» символизировала единство земли и неба, женского и мужского начала, которые, приходя в движение и перемешиваясь, формируют Вселенную.

«Вожжа». Участники хоровода образуют волнистые линии, которые вскоре начинают постепенно уменьшаться в амплитуде, в итоге превращаясь в точку. Именно волнистые линии олицетворяют волны океана Хаоса, из которого появляется новое рожденное, и в который уходит старое умершее. Как тут не задуматься о «ладности» своей жизни и не воспользоваться случаем прямо в хороводе начать ее править «в лад».

«Плетень». Название этой фигуры – не случайно. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой увеличивающиеся спирали, которые символично иллюстрируют процесс Творения Вселенной. Глядя на происходящее, волей-неволей начнешь «проигрывать» свою жизнь, задумаешься о правильности выбранного пути и его корректировках.

«Круг». Символизм круга не ограничивается двумя определениями – это и завершение Творения, и Совершенство, и Гармония, и вечное Время, и Вселенная, и Бог, и бессмертная Душа. Во время исполнения этой фигуры участники создают круговые петли, образующие «узелки» и «заломы», которые необходимо непременно распутать и разгладить, подобно трудностям, возникающим на протяжении всей человеческой жизни.

«Сторона на сторону». Во время исполнения этой фигуры мужчины выстраиваются в шеренгу напротив женщин. Затем начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Женщины как бы случайно роняют платки и венки, а мужчины поднимают и возвращают потери хозяйкам. Они поправляют одежду друг на друге и расходятся только для того, чтобы через мгновение снова сойтись. Эта фигура прекрасно иллюстрирует, что все в мире существует только благодаря взаимодействию двух начал – небесного мужского и земного женского. Эта фигура отличается особенной плавностью и размеренностью, показывающим умение жить в гармонии с окружающими людьми и самим собой.

«На четыре стороны». Предпоследняя фигура призвана показать завершающий этап формирования Вселенной. Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Устойчивый и гармоничный квадрат как нельзя лучше отражает состояние мира во времени и пространстве. Одним из элементов этой фигуры становятся символичные движения – участники на четыре стороны «сеют просо», чтобы вскоре «собрать урожай».

«Плясовая». С каждой фигурой движение хоровода ускоряется, и к своему завершению сакральный танец приобретает залихватскую удаль, наполняется юмором и радостью. Во время плясовой части хоровода исполняются самые любимые народные танцы, сопровождает которые удалой гармонист. Лучшие танцоры начинают солировать, ловко и неподражаемо демонстрируя свои способности. Это момент осознания своей сущности, своего места и своего предназначения.

Орнаментальные хороводы:

«Как на плотику плоту»

1) Танцующие встают парами в «ручеек». Правый партнер 1-ой пары разворачивается через правое плечо и встает сбоку от правого партнера 2-ой пары лицом к нему, правые партнеры друг другу кланяются. В это же время левый партнер 1-ой пары разворачивается через левое плечо и встает сбоку от левого партнера 2-ой пары лицом к нему, левые партнеры друг другу кланяются (одновременно с правыми партнерами).

2) Правый партнер 1-ой пары проходит за 2-ой парой к левому партнеру 3-ей пары, встает сбоку от него лицом к нему и они друг другу кланяются. В это же время левый партнер 1-ой пары проходит за 2-ой парой к правому партнеру 3-ей пары, встает сбоку от него лицом к нему т они друг другу кланяются (одновременно с правым партнером 1-ой пары) 2-ая пара ждет.

3) Правый партнер 1-ой пары проходит за 3-ей парой к правому партнеру 4-ой пары, встает сбоку от него лицом к нему и они друг другу кланяются. В это же время левый партнер 1-ой пары проходит за 3-ей парой к левому партнеру 4-ой пары, встает сбоку от него лицом к нему т они друг другу кланяются (одновременно с правым партнером 1-ой пары). В это же время 2-ая пара делает то же, что делала 1-ая пара в п.1

4) 1-ая пара подходит к 5-ой паре, 2-ая пара подходит к 4-ой паре, 3-я пара ждет. И так далее. Получается непрерывное движение.

«Одеянка»

Может исполняться под разные песни («Одеянка», «Полно, полно милый по лугу гулять»)

Танцующие встают в 4 шеренги. Шеренги стоят «крестом» под углом 90 , заводящие стоят лицом в центр. Участники стоят плотно друг за другом. Начинают движение любые две противоположные шеренги (шеренги 1,2). Все идут за заводящими. Заводящие идут прямо мимо правых плеч друг друга, доходят до места, где стоял последний человек противоположной шеренги, поворачивают направо и идут до места, где стоял последний человек шеренги, находящиеся справа от заводящего в исходном положении. Шеренги 1,2 поворачиваются лицом в центр и встают на место заводящего шеренги, которая была справа в исходном положении. Когда последние участники движущихся шеренг пройдут центр, начинают движение две другие шеренги и делают то же движение, что и первые две шеренги. Когда последние участники шеренг, которые начали движение вторыми, пройдут центр, начинают движение первые две шеренги и делают тот же рисунок (прямо, направо, направо). И так далее. Получается непрерывное движение, и рисуется солярный знак по часовой стрелке, восьмиугольник.

«Уж я улком шла»

Все встают в цепочку, взявшись за руки. Заводящий закручивает по спирали цепочку вокруг последнего (последний стоит неподвижно). Цепочка, словно нитка вокруг клубка, обвивается вокруг последнего. Как только «клубок» закрутится, последний выбирается из «клубка», пробираясь под руками и вытягивая за собой всех. Когда «клубок» весь раскрутится, последний становится заводящим, а заводящий последним, и «клубок» закручивается снова.

Игровые хороводы:

«Золотые ворота»

3-4 человека становятся в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, они «ворота». Остальные встают «цепочкой», взявшись за руки. Под песню заводящий водит цепочку в «ворота» (ходит между воротиками). Когда песня заканчивается, ворота опускаются вниз. Те, кто оказался в круге, становятся тоже «воротами». Игра начинается снова, и так до тех пор, пока почти вся «цепочка» не окажется пойманной. Кого не поймали, тот выиграл.

«Дударь»

Слова: «Дударь, дударь, дударище, старый, старый старичище

Его под колоду, его под гнилую, его под сырую

Дударь, дударь что болит?

Голова (ухо, горло, спина, рука, колено, лодыжка) болит»

Все ходят по кругу, взявшись за руки, лицом в круг. В центре круга стоит «дударь». На вопрос «что болит», «дударь» отвечает, что у него болит, например, голова. Те, кто в кругу, кладут одну руку на голову впереди стоящему, а другую руку на свою голову, идут по кругу и поют песни. Каждый раз на вопрос «что болит», «дударь» отвечает по-разному, что «дударь» назовет, за то и берутся те, кто в кругу, и так игра продолжается дальше.

«Как у тетушки…»

Слова: «Как у тетушки…(поется имя того, кто в центре)

Было семеро детей

Они не пили, не ели

Друг на дружку все глядели

Разом делали вот так

Как?»

Все ходят по кругу, взявшись за руки и поют песню. В центре стоит «тетушка». На вопрос «как», «тетушка» делает любую фигуру руками-ногами и все за ней повторяют. «Тетушка» выбирает того, у кого получилось хуже всего и он становится «тетушкой». Хоровод начинается снова.

Линейные игровые хороводы:

«Ткачиха»

Слова: «Я веселая ткачиха, хорошо умею ткать,

Пич-поч, клепа-клепа, хорошо умею ткать»

Участники встают в две линии друг напротив друга. Линии сходятся плотно друг с другом, потом расходятся, сходятся-расходятся. Когда они расходятся, с двух сторон между шеренгами пробегают парень и девушка. Слова все ускоряются, линии сходятся все быстрее. Задача бегающих – успеть пробежать и не быть зажатыми между линиями. Тот, кого поймали – меняется на кого из линии. И все продолжается.

«Челнок»

Играющие встают парами по кругу, делают воротики и поют. «Челнок» бежит круг, пробегая во все воротики. «Нитка» догоняет «челнок». Если успеет догнать, пока «челнок» становится «ниткой», а «нитка» выбирает нового «челнока» и встает на его место. Если не успеет догнать, то «нитка» водит еще раз, а «челнок» выбирает нового «челнока», встав на его место.

«А мы просу сеяли»

Слова: «А мы просу сеяли, сеяли

Раз, два, сеяли, сеяли

А мы просу вытопчим, вытопчим

Раз, два, вытопчим, вытопчим

А чем же вам вытоптать, вытоптать

Раз, два, вытоптать, вытоптать

А мы коней выпустим, выпустим

Раз, два, выпустим, выпустим

А мы коней переймем, переймем

Раз, два переймем, переймем

А мы коней выловим, выловим

Раз, два, выловим, выловим»

Линия мальчиков и линия девочек стоят напротив друг друга. На слова «а мы просу сеяли» линия девочек подходит к середине, на слова «раз, два» топают правой и левой ногами, но слова «сеяли, сеяли» отходят назад. Мальчики поют второй куплет и делают то же.

И так далее, девочки попеременно с мальчиками поют куплеты и выходят в середину. По окончании песни мальчики догоняют девочек. Поймав, отводят их на прежнее место и бегут за другими.

Когда всех переловили, игра начинается сначала. Теперь первыми выходят мальчики, а в конце девочки их ловят.

 

Date: 2016-07-22; view: 1108; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию