Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Исторический аспект развития русской народной хореографии





Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1

I. Исторический аспект развития русской народной хореографии……….4

1.1 Хоровод как форма русского танца……………………………………….9

1.2 Виды русского хоровода………………………………………………….12

II. Формы построения русского хоровода………………………………….24

2.1 Основные композиционные рисунки, используемые в хороводах……30

2.2 Создание хореографического произведения на основе образов русской народной хореографии…………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………………44

Приложение…………………………………………………………………….46

Введение

Изучением народного творчества занимались всегда. На основе изученного создавались новые произведения искусства. Искусство танца наших дней связано со своими источниками, с реалистическими традициями народного искусства. В его основе лежит стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув еще на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества. В зависимости от определенных географических и климатических условий, изменений административно-хозяйственного, социального, хозяйственно-бытового, религиозного порядка.

Тема русского танцевального творчества никогда не будет исчерпана. Россия огромна по своим масштабам, многонациональна по своему составу, но большую часть ее населения составлял и составляет русский народ. Каждый край, регион, область имел свои особенности исполнения русского танца. Каждое село, деревня окрашивали обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему, в соответствии с местными фольклорными традициями.

Эмоционально воздействуя, танец в свою очередь влияет на деятельность человека. Русский танец в своем арсенале имеет большое разнообразие его видов и форм: пляски, переплясы, кадрили, хороводы.

Один из основных жанров народного танца является хоровод­ – самый древний вид­ русского танца, основной рисунок которого,­ - круг, символизирующий солнце. Танцующие шли по солнцу – посолонь – начало их идет из языческих обрядов и древних­ игрищ, говорящих о поклонении богу солнца – Ярило. ­Песня, ­хождение, ­припляс­ – ­неотъемлемые условия хоровода.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хоровод является одним из наиболее распространённых и древних видов танцевального народного творчества, который развивался на протяжении многовековой истории человечества. Характерной чертой нашего самодеятельного художественного искусства в целом и хореографического в особенности является его глубокая связь с народными традициями. Танцевальное народное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Танцы кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день доставляют эстетическое наслаждение нашему современнику. Изучение народного танцевального творчества надо начинать с постижения того, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе. Это, несомненно, поможет многим танцевальным коллективам создать подлинные образцы хореографического искусства.

Цель данной работы – исследование, ознакомление и изучение видов хороводов и форм его построения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть исторический аспект развития русской народной хореографии;

- выявить хоровод как форму русского танца;

- определить виды русского хоровода;

- изучить формы построения русского хоровода;

- рассмотреть основные композиционные рисунки, используемые в хороводах.

Предметом данного исследования выступает народная хореография.

Объектом исследования выступает русский хоровод.

Степень научной разработанности – значительный вклад в исследование данной тематики внесли такие исследователи как: Н. Бачинская, В. Всеволодский-Гернгросс, К. Голейзовский, Р. Захаров, А. Зеленко, В. Ивинг, Г. Иноземцева, О. Князева, И. Моисеев, Н. Надеждина, Г. Настюков. В. Окунева, Л. Перчихина, А. Руднева, И. Смирнов, Л. Степанова, Ф. Сударкин, Т. Ткаченко, Т. Устинова, В. Уральская, П. Филиппов, А. Чижова. М. Чернышев, И Чарноцкая, Н Шереметьевская. Н. Эльяш, М. Яницкая и многие другие – своими книгами, статьями, выступлениями, всем своим творчеством борются за сохранение чистоты и богатства русского народного танца. Они пропагандируют исполнительские традиции народного танцевального творчества и на их основе развивают русский народный танец в его самобытности.

Теоретической основой исследования послужили классические и современные труды специалистов различных областей знаний, посвященные фундаментальным проблемам народной хореографии. Русскую школу изучения народного танца на современном этапе нельзя представить без имен: Г.Ф. Богданова, К. Голейзовского, Г.П. Гусева, Н.И. Заикина, В. Захарова, А. Климова, И. Моисеева, Н. Надеждиной, Л. Степанова, Т. Устиновой, В.И. Уральской.

Структура работы обеспечивает последовательное изложение анализируемого материала и формулируемых выводов. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, приложения и списка литературы.

 

I. Исторический аспект развития русской народной хореографии

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

Русский народный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появлялись мастера-исполнители. В народе их называли плясец, плясальщик, плясатель, плясея, плясица, плясуха, игрец, выган (от древнеслав. «ваганить» - «играть», «потешаться»), ломака, сопельщик, дудочник.

Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира.

Создаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. В танце существует драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные, и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков-построений.

Танцевальный образ может восприниматься как непосредственно, так и путем ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, ее характером, ритмом и темпом. С помощью образов, танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, и очень часто их композиция помогает раскрытию содержания. В ходе развития общества народный танец приобрел большое самостоятельное значение, став одной из форм эстетического воспитания.

Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен, создал такие изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, мудреные кадрили, виртуозные пляски солистов, лихие переплясы, целомудренные парные пляски говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Веками накапливал, сохранял самое ценное, развивал, шлифовал и совершенствовал русский народ свое национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера-исполнители не только участвовали в танцах и бережно сохраняли их, они, подмечая разнообразные штрихи характера окружающих людей, своеобразные жесты, движения, интересные коленца, беря из жизни сюжеты, темы, обогащали старые и сочиняли новые танцы.

Разнообразные хороводы, пляски, кадрили, создаваемые безымянными творцами, при всей их, казалось бы, «похожести» в каждой области, в каждой местности всегда отличались стилистическими особенностями с исполнения, композиционными приемами. Своеобразные мелодии, попевки, манера поведения, говор и красочные народные костюмы, жизненный уклад, присущие той или иной области или местности, оказывали несомненное влияние на возникновение местных традиций, местных особенностей, рождали свою манеру исполнения, свои самобытные, неповторимые танцы.

В танце каждый русский человек желал быть лучше, возвышеннее, чем в повседневной жизни. Он выражал в нем свои думы и мысли о красоте человеческой, как внутренней, так и внешней. Русский человек танцевал не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовольствия, для собственного удовлетворения.

Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне были особенно излюбленные места, где в дни летних и зимних праздников или просто гуляний собирался народ – водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Традиции таких гуляний складывались издавна, и корнями своими они уходят в глубокую старину. Места для проведения гуляний народ выбирал живописные, красивые, и они, как правило, многие годы не менялись. Эти места в разных областях назывались по-разному, хотя их назначение по всей России было, в сущности, одинаковым. В Архангельской области – «гулянье», «горка», «мечищо», в Кировской области – «бугор».

Гулянья русского народа проходили и днем, и вечером, и по ночам. Ночные гулянья были связаны и с конкретными праздниками, например коляда – зимой, Купала – летом, когда по всей России играли, пели, плясали, водили хороводы, жгли костры, и просто с желанием молодежи отдохнуть, развлечься после напряженного трудового дня. Так, летом во многих областях России начиная с Петрова дня (12 июля) ежедневно в течение месяца гулянья молодежи проходили по ночам.

Водили хороводы, плясали и играли не только на улице. Зимой в сильные морозы, в весеннюю или осеннюю распутицу, а чаще по определенным праздникам, молодежь на несколько дней снимала просторную так называемую жировую избу (жировать – играть, возиться, резвиться, шалить, щекотаться). Изба обычно находилась на краю деревни, и ею пользовались несколько лет кряду. За избу редко платили деньгами – где-то в середине вечеринки, когда молодежь напелась и наплясалась, по договоренности начиналась бесплатная работа – толоки. Парни рубили дрова, выполняли другие работы по хозяйству, девушки наводили чистоту, кто мог, нес ягоды, зерно, рыбу, пироги, овощи и другие продукты.

В избе, где собиралась молодежь, обязательно находился кто-нибудь из взрослых. Они присматривали за молодежью, за порядком проведения вечера. В избе проходило своеобразное гулянье – участники сборища веселились, играли в разнообразные игры, плясали, пели, водили хороводы, гадали, иногда разыгрывали различные представления, например свадьбу, где выбирали «жениха» и «невесту». Часто собирались вместе одни девушки и молодые женщины – они вязали, пряли, ткали, плели кружева, при этом пели, играли и плясали. Пожилые и старые люди собирались отдельно днем – ходили на «беседы».

В северных областях России эти гулянья имели свои местные названия: в Архангельской области – «сижонки», «вечереньки», «беседы», в Кировской (Вятской) – «ссыпки», в Костромской – «поседки», «беседы», а когда собирались жители двух или нескольких соседних деревень, такие беседы назывались «свозками».

В осеннее и зимнее время почти все развлечения, все праздники сопровождались ряжением – молодежь и люди среднего возраста рядились стариками, старухами, цыганами, медведем, козой и другими. Ряженые и сопровождающие их с песнями, плясками, шутками ходили гурьбой по улицам, по дворам, заходили в избы, на вечерки, на посиделки. Русские люди рядились медведем и козой не случайно: эти животные еще с языческих времен были связаны у славян с культом плодородия – олицетворяли благополучие.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наши предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство, и мы должны не только бережно сохранять это бесценное наследие, его необходимо знать и изучать. Фольклорные танцы, способные и в наше время волновать человеческие сердца, стали большой хореографической ценностью, имеющей не только эстетическое, но и огромное познавательное значение для участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.

Своеобразным языком фольклорные танцы не только передают различные стороны жизни и быта русских людей, но и отражают историю развития нашего государства, наполняют душу каждого русского человека гордостью за свой народ, вызывая глубокое чувство патриотизма.

Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью и развитием общества, с его экономическим, социальным и общественно-политическим укладом, с эстетическими требованиями времени. На народном танце не могут не сказываться мировоззрение и психология человека. Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение. Поэтому народный танец всегда современен.

Но как бы ни изменялись и ни усложнялись со временем те или иные движения, как бы ни расширялся диапазон хороводов, плясок, национальный характер, национальный колорит русского танца остается неизменным.

 

 

Date: 2016-07-22; view: 2836; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию